Традиционный обряд Сẽрен в с. Новофедоровка Аургазинского района Башкортостана Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
чуваши
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-006
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
Видео 1. ИзгнаниеРазмер файла: 12 MБ Видео 2. Передача продуктовРазмер файла: 3.9 MБ Видео 3. Группа детей получает продуктыРазмер файла: 3.4 MБ Видео 4. Костер, катание яицРазмер файла: 12.8 MБ Видео 5. Дети, катание яицРазмер файла: 10.3 MБ Видео 6. Дети прыгают через костерРазмер файла: 22.8 MБ ОписаниеСẽрен – аутентичный весенний обряд пасхального цикла, сохранившийся у чувашей, расселенных в бассейне р. Белой, направленный на избавление от болезней, природных катаклизмов, неприятностей и нечисти. Включает обход домов группами взрослых, подростков и мальчиков с произнесением ритуальных формул, магическими постукиваниями палками и прутьями рябины и шиповника по заборам, постройкам и людям, получением продуктовых наборов, в завершение – разжиганием костров для сжигания палок и прутьев, приготовления и коллективного поедания продуктов, очистительного прыгания через костер, катания яиц с вершин холмов.Справочная информацияОписание
Сведения об обряде сĕрен в XIX – начале ХХ в. имеются в
работах В.А. Сбоева, А.Ф. Риттиха, В.К. Магницкого, В.И. Михайлова, Ф.Н.
Никифорова, Г.И. Комиссарова, Н.В. Никольского, венгерского исследователя Д.
Месарош. В советское время обряд сĕрен проанализирован в работах П.В. Денисова,
М.Я. Сироткина, Н.П. Денисовой. Из научных публикаций последних десятилетий
обряд сĕрен и его аналог вирĕм стали объектом исследования А.У. Салмина, В.Г.
Родионова, И.Г. Петрова и Е.А. Ягафовой. И.Г. Петров подготовил специальную
статью об указанном ритуале, собрав полевые материалы в с. с. Тряпино, с.
Манеево; с. Асавбашево, с. Месели, д. Малый Нагадак Аургазинского района и
других районов Башкортостана. Сĕрен – один из очистительных обрядов
календарной обрядности весенне-летнего цикла низовых чувашей, имеющий своей
целью изгнание злых духов и болезней. До принятия христианства ритуал был
приурочен к обряду калăм / калăм кун (у
чувашей – начало нового года), посвященного поминовению усопших, проводимого в
среду, а в четверг проводили сĕрен.
По народным представлениям, в калăм кун,
а также на следующий день, связанный с поминовением предков, для участия в
трапезе в их дома c кладбища приходят души умерших, в эти дни активизируется
зловредная деятельность колдунов и злых духов. С принятием христианства чуваши калăм кун, а вслед за ним и Пасху вместо
среды стали отмечать в воскресенье, а сĕрен
соответственно перенесли на понедельник. Основным содержанием ритуала
является подворный ритуальный обход деревни. После заката солнца взрослые,
подростки и мальчики, вооружившись палками и свежесрезанными ветками рябины или
шиповника (обереги и символы весны, пробуждения природы и плодородия) на каждой
улице начинают шествие. Проходя по улице, они хором или по отдельности громко
кричат «Сĕрен!», палками и прутьями стучат по забору, ограде, надворным
постройкам, жилищу, и приговаривают ритуальное заклинание: «Чир-чĕр кайтăр!
Чир-чĕр кайтăр!» (Пусть уйдут хворь и болезни!). Для изгнания злых духов и
болезней очистительный обряд проводят и внутри дома. С разрешения хозяина
участники церемонии прутом или нагайкой хлещут по членам семьи, одежде,
постельным принадлежностям, мебели, посуде, окнам и стенам жилища. Хозяева в
ответ угощают старших пивом, медовухой, вином, вручают пакет хлебом, яйцами,
картофелем и другими продуктами. Чаще всего хозяева выносят пакеты с
продуктами, бутылкой водки и пасхальными яйцами на улицу, встречая у калитки.
Считается, что благодаря передаче еды и напитков из семьи должны уйти болезни и
неприятности. (Во время обхода села в 2023 г. одна бабушка, тяжело и
продолжительное время болевшая всю зиму, передала два мешка картофеля.) По окончанию обхода улиц участники
шествия собираются за пределами села. Чтобы избавиться от собранного во время
ритуала негатива, совершают обряд – сĕрен
ăсатма каяççĕ (проводы сĕрен). Для этого они разжигают костры, готовят из
собранных продуктов угощения, едят, в огонь бросают палки, которыми «выбивали»
нечисть из построек, вещей и людей, таким образом символически сжигают болезни,
неурядицы, невзгоды. Затем с очистительной целью все перепрыгивают через огонь.
Во время эпидемии ковида (2019–2022) вместо привычных 12–15 участников ритуала,
прыгать через костер собралось всё село, со стороны напоминая пристань с
большим скоплением народа. Жители сообщают, что участие в ритуале помогло без
потерь пережить эти тяжелые годы. Поляну убирают от мусора, тушат огонь, а
излишки еды делят между собой и уносят домой, угощают ими родных и близких.
Вернуться домой следует до восхода солнца. В рамках ритуала подростки и дети,
собравшись вместе, с вершины холма в направлении реки, произнося
благопожелания, скатывают яйца, вероятно, с целью умилостивить души покойников,
чтобы они были сыты и довольны. Отдельно находящиеся группы мужчин скатывают
яйца с пригорков. Различия ритуала сĕрен в разных чувашских селениях
заключаются в составе участников. Если в прошлом это была мужчины, то сейчас и
женщины (Новофедоровка, Малый Нагадак). В полиэтничном с. Зирган в обряде
помимо чувашей участвуют мордва и русские. Отличаются сроки проведения ритуала
и содержание. В с. Зирган во время обхода домов требуют: «Сĕрен! Сĕрен! Ик
çăмарта, пĕр пӳремечĕ!» (Сĕрен! Сĕрен! Два яйца, один перемяч!), соответственно
получают затребованные продукты. В с. Асавбашево по требованиям шествующих
вручают три блина, три яйца, пол-литра водки или самогона, полтора литра
домашнего или покупного пива. Все это сборщик складывает в тележку, и участники
процессии переходят к следующему дому. При обходе используются самодельные
деревянные трещотки и балалайки, которые впоследствии сжигаются на костре. В с.
Тряпино устраивали катание не яиц, а ватрушек с картофельной начинкой, гадали:
если она падала на землю начинкой верх, это сулило жителям хороший урожай
картофеля, а если наоборот – урожай зерновых. Одаривание и угощение являются
обязательными, так как жители села твердо верят, что благодаря этому они
избавляются от болезней и всего плохого. Такое же сакральное значение они
придают ритуальному хлестанию их прутьями. Если ребят не пускают во двор и не
дают угощения, последние в адрес хозяев насылают различные проклятья и
несчастья. Например: «Чăххисем вилсе пĕтчĕр!» (Пусть подохнут куры!), «Чăххисен
кучĕсем çурăлччĕр!» (Пусть разорвутся куриные задницы!) и т. д. В настоящее время обряд сĕрен в своем аутентичном виде
сохранился и бытует в единичных селениях Аургазинского и Мелеузовского районов
РБ, в которых в основном проживают низовые чуваши (анатри), входящие в
прибельскую этнотерриториальную группу, в наиболее полном виде – в с.
Новофедоровка Аургазинского района. Причинами сохранения ритуала в указанном
селе местные жители называют убежденность в его эффективности и, как не
странно, запрет на этот ритуал в советское время (просто стали проводить не так
шумно, как раньше). Сохранности способствуют механизмы передачи традиций от
старшего поколения младшему, устойчивость традиционных религиозных
представлений. Техники/Технологии, связанные с объектом
Организация ритуала по местным
традициям, передавая знания из поколения в поколение. Современное бытование
Бытование и воспроизводство традиций
на территории Республики Башкортостан. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Петров Игорь Георгиевич, кандидат
исторических наук, исследователь чувашей Башкортостана; Федорова Оксана
Петровна, председатель правления «Чувашской национально-культурной автономии г.
Стерлитамак Республики Башкортостан», автор видео- и фотоснимков по ОНКН. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного
творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Обряд сĕрен в большинстве чувашских селений России полностью был утрачен
либо подвергся редукции и сократился в масштабах. В с. Новофедоровка
Аургазинского района Башкортостан он никогда не прерывался, его проводят
местные жители по традициям старшего поколения, при этом вовлекая в ритуал
подростков и детей. Исключительность/ценность Некогда обряд был распространен на
обширной территории Южного Приуралья, в настоящее время он сохранился в
единичных чувашских селениях Аургазинского (с. Новофедоровка, с. Асавбашево, д.
Чувашский Нагадак) и Мелеузовского (с. Зирган) районов РБ. Представляет собой
уникальное явление, которое важно для сохранения этнокультурных традиций. Способы передачи традиции Передается из поколения в поколение
с учетом меняющихся социально-экономических условий. Форма бытования Аутентичная Этнологический аспект Этническая история
чувашей Башкортостана обусловила расселение в разных районах и формирование
внутри выше выделенных групп еще нескольких этнокультурных вариантов. В
прибельской группе выделяются северная или кармаскалинская (Кармаскалинский, Уфимский районы), центральная или ишкаинская (Аургазинский,
Давлекановский, Стерлитамакский, Ишимбайский и др. районы), косяковская, южная или верхнебельская) подгруппы
(Куюргазинский, Федоровский районы). Исторический аспект Башкиро-татаро-чувашское
взаимодействие происходило на протяжении нескольких столетий – в ранне-булгарское
время (VIII–X вв.), период Волжской Булгарии (X–XIII
вв.), Золотой Орды (1224 – нач. XVI в.) и Казанского ханства (1438–1552). После
переселения на территорию Башкортостана многие чуваши приняли православие, но
сохранили этнокультурные связи с башкирами. Они не сформировали единых
этнокультурных традиций, а до сих пор транслируют несколько вариантов
костюмного комплекса. Социологический аспект Сохранности традиций чувашей
Башкортостана способствует их расселение преимущественно в сельской местности в
прошлом и настоящем. В 2010 г. в республике проживало 107450 чувашей (2,7%
населения РБ), 57,1 % из них - в сельской местности. В 1979 г. доля сельского
населения составляла 66,1%. Лингвистический аспект По исследованиям лингвистов, термин сĕрен происходит от древнетюркского
корня сӳр «гнать вперед, прогонять’. Другим синонимичным термином обряда сĕрен,
который закрепился среди верховых и части средненизовых чувашей, является
вирĕм. В ряде мест обряд известен также под названиями вир-вир, вири, вирми,
верве, вирмече. В XIX – начале ХХ вв. под такими названиями обряд бытовал у
чувашей-вирьял в Ядринском и Козмодемьянском уездах Казанской губернии, а также
у низовых чувашей в некоторых селениях Буинского и Тетюшского уездов Симбирской
и Казанской губерний. Этимологию названия обряда А. К. Салмин объясняет
марийско-мордовско-удмуртским корневым словом вир (кровь). М. Я. Сироткин его
происхождение связывает со словом вирт (костер), который чуваши в калăм кун (день мертвых) раскладывали во
дворе для поминаемых ими покойников. Другие исследователи склонны видеть в этом
слове позднее христианское наслоение, возникшее после внедрения в чувашский
обрядовый календарь обряда очищения от нечисти с помощью веток вербы, в
результате чего русские слова верба и вербный чувашами в своем языке были
переформатированы в вирми или вирĕм. |