Традиционный обряд Сẽрен в с. Новофедоровка Аургазинского района Башкортостана

Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
чуваши
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-006
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Видео 1. Изгнание


Размер файла: 12 MБ

Видео 2. Передача продуктов


Размер файла: 3.9 MБ

Видео 3. Группа детей получает продукты


Размер файла: 3.4 MБ

Видео 4. Костер, катание яиц


Размер файла: 12.8 MБ

Видео 5. Дети, катание яиц


Размер файла: 10.3 MБ

Видео 6. Дети прыгают через костер


Размер файла: 22.8 MБ

Описание

Сẽрен – аутентичный весенний обряд пасхального цикла, сохранившийся у чувашей, расселенных в бассейне р. Белой, направленный на избавление от болезней, природных катаклизмов, неприятностей и нечисти. Включает обход домов группами взрослых, подростков и мальчиков с произнесением ритуальных формул, магическими постукиваниями палками и прутьями рябины и шиповника по заборам, постройкам и людям, получением продуктовых наборов, в завершение – разжиганием костров для сжигания палок и прутьев, приготовления и коллективного поедания продуктов, очистительного прыгания через костер, катания яиц с вершин холмов.

Справочная информация

Описание

Сведения об обряде сĕрен в XIX – начале ХХ в. имеются в работах В.А. Сбоева, А.Ф. Риттиха, В.К. Магницкого, В.И. Михайлова, Ф.Н. Никифорова, Г.И. Комиссарова, Н.В. Никольского, венгерского исследователя Д. Месарош. В советское время обряд сĕрен проанализирован в работах П.В. Денисова, М.Я. Сироткина, Н.П. Денисовой. Из научных публикаций последних десятилетий обряд сĕрен и его аналог вирĕм стали объектом исследования А.У. Салмина, В.Г. Родионова, И.Г. Петрова и Е.А. Ягафовой. И.Г. Петров подготовил специальную статью об указанном ритуале, собрав полевые материалы в с. с. Тряпино, с. Манеево; с. Асавбашево, с. Месели, д. Малый Нагадак Аургазинского района и других районов Башкортостана.

Сĕрен – один из очистительных обрядов календарной обрядности весенне-летнего цикла низовых чувашей, имеющий своей целью изгнание злых духов и болезней. До принятия христианства ритуал был приурочен к обряду калăм / калăм кун (у чувашей – начало нового года), посвященного поминовению усопших, проводимого в среду, а в четверг проводили сĕрен. По народным представлениям, в калăм кун, а также на следующий день, связанный с поминовением предков, для участия в трапезе в их дома c кладбища приходят души умерших, в эти дни активизируется зловредная деятельность колдунов и злых духов. С принятием христианства чуваши калăм кун, а вслед за ним и Пасху вместо среды стали отмечать в воскресенье, а сĕрен соответственно перенесли на понедельник.

Основным содержанием ритуала является подворный ритуальный обход деревни. После заката солнца взрослые, подростки и мальчики, вооружившись палками и свежесрезанными ветками рябины или шиповника (обереги и символы весны, пробуждения природы и плодородия) на каждой улице начинают шествие. Проходя по улице, они хором или по отдельности громко кричат «Сĕрен!», палками и прутьями стучат по забору, ограде, надворным постройкам, жилищу, и приговаривают ритуальное заклинание: «Чир-чĕр кайтăр! Чир-чĕр кайтăр!» (Пусть уйдут хворь и болезни!). Для изгнания злых духов и болезней очистительный обряд проводят и внутри дома. С разрешения хозяина участники церемонии прутом или нагайкой хлещут по членам семьи, одежде, постельным принадлежностям, мебели, посуде, окнам и стенам жилища. Хозяева в ответ угощают старших пивом, медовухой, вином, вручают пакет хлебом, яйцами, картофелем и другими продуктами. Чаще всего хозяева выносят пакеты с продуктами, бутылкой водки и пасхальными яйцами на улицу, встречая у калитки. Считается, что благодаря передаче еды и напитков из семьи должны уйти болезни и неприятности. (Во время обхода села в 2023 г. одна бабушка, тяжело и продолжительное время болевшая всю зиму, передала два мешка картофеля.)

По окончанию обхода улиц участники шествия собираются за пределами села. Чтобы избавиться от собранного во время ритуала негатива, совершают обряд – сĕрен ăсатма каяççĕ (проводы сĕрен). Для этого они разжигают костры, готовят из собранных продуктов угощения, едят, в огонь бросают палки, которыми «выбивали» нечисть из построек, вещей и людей, таким образом символически сжигают болезни, неурядицы, невзгоды. Затем с очистительной целью все перепрыгивают через огонь. Во время эпидемии ковида (2019–2022) вместо привычных 12–15 участников ритуала, прыгать через костер собралось всё село, со стороны напоминая пристань с большим скоплением народа. Жители сообщают, что участие в ритуале помогло без потерь пережить эти тяжелые годы. Поляну убирают от мусора, тушат огонь, а излишки еды делят между собой и уносят домой, угощают ими родных и близких. Вернуться домой следует до восхода солнца. В рамках ритуала подростки и дети, собравшись вместе, с вершины холма в направлении реки, произнося благопожелания, скатывают яйца, вероятно, с целью умилостивить души покойников, чтобы они были сыты и довольны. Отдельно находящиеся группы мужчин скатывают яйца с пригорков.

Различия ритуала сĕрен в разных чувашских селениях заключаются в составе участников. Если в прошлом это была мужчины, то сейчас и женщины (Новофедоровка, Малый Нагадак). В полиэтничном с. Зирган в обряде помимо чувашей участвуют мордва и русские. Отличаются сроки проведения ритуала и содержание. В с. Зирган во время обхода домов требуют: «Сĕрен! Сĕрен! Ик çăмарта, пĕр пӳремечĕ!» (Сĕрен! Сĕрен! Два яйца, один перемяч!), соответственно получают затребованные продукты. В с. Асавбашево по требованиям шествующих вручают три блина, три яйца, пол-литра водки или самогона, полтора литра домашнего или покупного пива. Все это сборщик складывает в тележку, и участники процессии переходят к следующему дому. При обходе используются самодельные деревянные трещотки и балалайки, которые впоследствии сжигаются на костре. В с. Тряпино устраивали катание не яиц, а ватрушек с картофельной начинкой, гадали: если она падала на землю начинкой верх, это сулило жителям хороший урожай картофеля, а если наоборот – урожай зерновых.

Одаривание и угощение являются обязательными, так как жители села твердо верят, что благодаря этому они избавляются от болезней и всего плохого. Такое же сакральное значение они придают ритуальному хлестанию их прутьями. Если ребят не пускают во двор и не дают угощения, последние в адрес хозяев насылают различные проклятья и несчастья. Например: «Чăххисем вилсе пĕтчĕр!» (Пусть подохнут куры!), «Чăххисен кучĕсем çурăлччĕр!» (Пусть разорвутся куриные задницы!) и т. д.

В настоящее время обряд сĕрен в своем аутентичном виде сохранился и бытует в единичных селениях Аургазинского и Мелеузовского районов РБ, в которых в основном проживают низовые чуваши (анатри), входящие в прибельскую этнотерриториальную группу, в наиболее полном виде – в с. Новофедоровка Аургазинского района. Причинами сохранения ритуала в указанном селе местные жители называют убежденность в его эффективности и, как не странно, запрет на этот ритуал в советское время (просто стали проводить не так шумно, как раньше). Сохранности способствуют механизмы передачи традиций от старшего поколения младшему, устойчивость традиционных религиозных представлений. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Организация ритуала по местным традициям, передавая знания из поколения в поколение. 

Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций на территории Республики Башкортостан.

Источники сведений

  1. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш: историко-этнографические очерки. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1959. 408 с.
  2. Денисова Н.П. Зимние и весенние календарные праздники чувашских крестьян (XIX – начало ХХ в.) // Исследования по чувашскому фольклору. 1984. С. 142–166.
  3. Жакмон А. Чуваши Оренбургской губернии // Московские ведомости. 1890. №№ 45, 70.
  4. Иванов Л.А. Национальная одежда и украшения прикамских и южноуральских чувашей // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 31. Чебоксары, 1968. С. 156–181.
  5. Изучение быта чуваш (возвращение экспедиции Чувпедтехникума) // Красная Башкирия. 1929. 12 июля.
  6. Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1911. Том 27, вып. 5. С. 311–421.
  7. Комиссаров Г.И. Население Башреспублики в историко-этнографическом отношении //Башкирский краеведческий сборник. Уфа, 1926. С. 17–30.
  8. Комиссаров Г.И. Чуваши: краеведческий очерк // Башкирский край: хрестоматия для школ Башкирии. Уфа, 1928. С. 134–136.
  9. Лоссиевский М.В. Чуваши: этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. 1875. №№ 48, 49, 51; 1876. №№ 1–3.
  10. Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры: собраны в некоторых местностях Казанской губернии. Казань: Тип. имп. ун-та, 1881. 266 с.
  11. Медведев В.В. Этническая идентичность верховых чувашей Башкортостана в начале XXI в. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. 3 (37). С. 299–308.
  12. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры / перевод с венгерского Ю. Дмитриевой. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2000. 360 с.
  13. Минцлов С.Р. Чуваши: этнографические очерки // Уфимский край. 1911. №№ 8–9 и др.
  14. Михайлов В. И. Обряды и обычаи чуваш. СПб.: Паровая старопечатня Яблонского, 1891. 42 с.
  15. Никифоров Ф. Н. Стюхинские чуваши. Казань: Тип. Ун-та, 1905. 26 с.
  16. Никольский Н. В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1911. Том 26, вып. 6. С. 511–624.
  17. Орков Г.Н. О народном костюме чувашей Башкортостана (по материалам экспедиции 1994 г.) // Чувашское искусство. Вопросы теории и истории. Вып. 3. Чебоксары, 1997. С. 148–168.
  18. Орков Г.Н. Традиционный костюм чувашей Башкортостана // Бельские просторы. 2000. 10. С. 136–144.   http HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31":// HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31"www HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31". HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31"chuvash HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31". HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31"ru HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31"/ HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31"node HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31" HYPERLINK "http://www.chuvash.ru/node/31"/31
  19. Петров И.Г. Обряд сĕрен в чувашских селениях Республики Башкортостан: традиции и современные локальные особенности // Этническая культура. – 2023. – 2. – С. 15–21.
  20. Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 173–218.
  21. Петров И.Г. Чуваши: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры. Уфа, 1994.
  22. Петров И.Г. Этапы формирования этнической группы приуральских чувашей // Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары, 1989. С. 19–25.
  23. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Том 14: Казанская губерния, часть 2. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1870. 225 с.
  24. Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
  25. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях: их происхождение, язык, обряды, поверья, предания и пр. М.: Тип. Орлова, 1865. 188 с.
  26. Сухарева И.В. Чуваши Башкортостана в XVII–XIX веках: экономическое развитие и социальная структура. Уфа, 2007.
  27. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. С. 173–178.
  28. Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова. М.: Наука, 2017. (Народы и культуры.)
  29. Чуваши: сборник / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова.  М.: Наука, 2017. 654 с.
  30. Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы / авт.: В.П. Иванов, М.Г. Кондратьев, Г.Б. Матвеев, И.Г. Петров, А.А. Трофимов, Г.Ф. Трофимов. Чебоксары, 1989.
  31. Экспедиция по изучению чуваш: статья начальника Антропологического отряда Академии наук, профессора Баронова // Красная Башкирия. 1929. 23 августа.
  32. Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало ХХ в.). Чебоксары, 2007. 530 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Петров Игорь Георгиевич, кандидат исторических наук, исследователь чувашей Башкортостана; Федорова Оксана Петровна, председатель правления «Чувашской национально-культурной автономии г. Стерлитамак Республики Башкортостан», автор видео- и фотоснимков по ОНКН. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Организация местными жителями по традициям предков. 

Предметы, связанные с объектом

Традиционный напиток пиво.

Историческое бытование

Чувашские селения Волго-Уралья.  

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Обряд сĕрен в большинстве чувашских селений России полностью был утрачен либо подвергся редукции и сократился в масштабах. В с. Новофедоровка Аургазинского района Башкортостан он никогда не прерывался, его проводят местные жители по традициям старшего поколения, при этом вовлекая в ритуал подростков и детей. 



Исключительность/ценность

Некогда обряд был распространен на обширной территории Южного Приуралья, в настоящее время он сохранился в единичных чувашских селениях Аургазинского (с. Новофедоровка, с. Асавбашево, д. Чувашский Нагадак) и Мелеузовского (с. Зирган) районов РБ. Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнокультурных традиций. 



Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение с учетом меняющихся социально-экономических условий. 



Форма бытования
Аутентичная

Этнологический аспект

Этническая история чувашей Башкортостана обусловила расселение в разных районах и формирование внутри выше выделенных групп еще нескольких этнокультурных вариантов. В прибельской группе выделяются северная или кармаскалинская (Кармаскалинский, Уфимский районы), центральная или ишкаинская (Аургазинский, Давлекановский, Стерлитамакский, Ишимбайский и др. районы), косяковская, южная или верхнебельская) подгруппы (Куюргазинский, Федоровский районы).



Исторический аспект

Башкиро-татаро-чувашское взаимодействие происходило на протяжении нескольких столетий – в ранне-булгарское время (VIIIX вв.), период Волжской Булгарии (X–XIII вв.), Золотой Орды (1224 – нач. XVI в.) и Казанского ханства (1438–1552). После переселения на территорию Башкортостана многие чуваши приняли православие, но сохранили этнокультурные связи с башкирами. Они не сформировали единых этнокультурных традиций, а до сих пор транслируют несколько вариантов костюмного комплекса.



Социологический аспект

Сохранности традиций чувашей Башкортостана способствует их расселение преимущественно в сельской местности в прошлом и настоящем. В 2010 г. в республике проживало 107450 чувашей (2,7% населения РБ),  57,1 %  из них - в сельской местности. В 1979 г. доля сельского населения составляла 66,1%.



Лингвистический аспект

По исследованиям лингвистов, термин сĕрен происходит от древнетюркского корня сӳр «гнать вперед, прогонять’. Другим синонимичным термином обряда сĕрен, который закрепился среди верховых и части средненизовых чувашей, является вирĕм. В ряде мест обряд известен также под названиями вир-вир, вири, вирми, верве, вирмече. В XIX – начале ХХ вв. под такими названиями обряд бытовал у чувашей-вирьял в Ядринском и Козмодемьянском уездах Казанской губернии, а также у низовых чувашей в некоторых селениях Буинского и Тетюшского уездов Симбирской и Казанской губерний. Этимологию названия обряда А. К. Салмин объясняет марийско-мордовско-удмуртским корневым словом вир (кровь). М. Я. Сироткин его происхождение связывает со словом вирт (костер), который чуваши в калăм кун (день мертвых) раскладывали во дворе для поминаемых ими покойников. Другие исследователи склонны видеть в этом слове позднее христианское наслоение, возникшее после внедрения в чувашский обрядовый календарь обряда очищения от нечисти с помощью веток вербы, в результате чего русские слова верба и вербный чувашами в своем языке были переформатированы в вирми или вирĕм.