Традиционный напиток куваз у мордвы села Кузьминовка Федоровского района Башкортостана

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-015
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Куваз представляет собой разновидность кваса, готовится из ржаной муки с добавлением сахарной свёклы и дрожжей, настаивается на протяжении 2-3 дней.

Справочная информация

Описание

Историография изучения мордвы Башкортостана включает работы А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е. Евсевьева (1864–1931), этнографических экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг. венгерских этномузыковедов Л. Викар и Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка записали старинные свадебные и поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998 гг. финского лингвиста и фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки под руководством А. Харлова, экспедиций 20032024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения над этнической культурой мордвы оставили А.С. Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная пища мордвы Башкортостана до настоящего времени не являлась темой специального исследования.

По материалам указанных авторов, село Кузьминовка Федоровского района основано в 1785 г. мордовскими переселенцами из Пензенской губернии. По устным рассказам старожилов, основателями села стали крестьянин Кузьма (отсюда название) и Николай. Село быстро разрасталось, и в начале XX в. из него выделилась деревня Булякай. В настоящее время это единственные селения мордвы-мокши в Башкортостане. Полевые исследования, проведенные в мае 2024 г. показали, что население Кузьминовки сохранило мокшанский язык и традиционную культуру, в том числе традиционные блюда.

Среди популярных мордовских традиционных напитков – куваз. Название блюда родственно русскому слову «квас», от слова «квасить» (окислять) . Ингредиенты: ржаной солод, свёкла (при наличии), вода, дрожжи. Приготовление: ржаной солод высушивается на железных листах на солнце или в печи в течение одного-двух дней до обретения красного цвета, напоминая по внешнему виду сухари. Эту основу для кваса затем хранили несколько месяцев и употребляли по мере необходимости. После того как в данной местности стали культивировать сахарную свёклу, ее также стали нарезать на кусочки и высушивать вместе с ржаным солодом. Для приготовления напитка кусочки высушенного материала кладут в чугунок, заливают водой и оставляют томиться в печи.  Затем добавляют дрожжи и оставляют полученное сусло на два дня для брожения. Сахар не добавляют. Подают при встрече гостей, во время застолья и в будни.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Приготовление ржаного солода, томление в печи с водой, настаивание с дрожжами. 

Источники сведений

  1. Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990.
  2. László V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről. Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. 
  3. Merja Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja. № 86. Helsinki, 1995. S. 199–222. 
  4. Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137–160.
  5. Ананичева Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298.
  6. Бояркина Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н.Е. Булычева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 79–103.
  7. Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.
  8. Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. 1905. 19 авг. № 177.
  9. Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 360 с.
  10. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни. Структура. Формы бытования. Саранск, 2000.
  11. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.
  12. Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей, современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост. А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с.
  13. Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и материалы. Уфа, 1995.
  14. Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014.
  15. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.
  16. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.
  17. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016.  270 с.
  18. Садиков Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004. 
  19. Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России).
  20. Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е. Нечвалода и др. СПб., 2015.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь этнографии мордвы и других финно-угорских народов. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан. 

Сведения о действиях над/с ОНКН

Ведется работа по популяризации деятельности ансамбля. 

Предметы, связанные с объектом

Бытовая утварь. 

Современное бытование

Республика Башкортостан, г. Уфа.

Историческое бытование

Республика Башкортостан, г. Уфа.

Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активная форма.


Исключительность/ценность

Блюдо является маркером мордовской традиционной культуры.



Способы передачи традиции

Естественная, через передачу из поколения в поколение.



Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект

Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящие на разных письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась по многим регионам России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «приуральская мордва».

Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований.



Исторический аспект

Заселение мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри; 2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее - столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную собственность.



Социологический аспект

Численность мордвы в Уфимской губернии по переписи 1897 г. составила 37,3 тыс. чел. В 1926 г. численность мордвы в БАССР составила 52,3 тыс. чел., накануне Великой Отечественной войны - более 57 тысяч. В последующие годы наблюдалось уменьшение численности мордвы по причине урбанизации и ассимиляции в русской среде (фактическое обрусение) в результате смешанных браков. Численность мордвы в Башкортостане составляла в 1989 г. – 31,0 тыс., в 2002 – 26,0 тыс., в 2010 г. – 20,3 тыс. чел. (0,5 % населения).

Численность населения с. Кузьминовка Федоровского района РБ составляет 439 человек (2010 г.).



Лингвистический аспект

Название блюда родственно русскому слову «квас», от слова «квасить», «окислять».