Традиционный напиток куваз у мордвы села Кузьминовка Федоровского района Башкортостана Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-015
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеКуваз представляет собой разновидность кваса, готовится из ржаной муки с добавлением сахарной свёклы и дрожжей, настаивается на протяжении 2-3 дней.Справочная информацияОписание
Историография изучения мордвы Башкортостана включает работы
А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е.
Евсевьева (1864–1931), этнографических
экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством
В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг. венгерских этномузыковедов Л. Викар и
Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка записали старинные свадебные и
поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998 гг. финского лингвиста и
фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки под
руководством А. Харлова, экспедиций 2003–2024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и
этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения
над этнической культурой мордвы оставили А.С.
Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная пища мордвы Башкортостана до
настоящего времени не являлась темой специального исследования. По материалам указанных авторов, село
Кузьминовка Федоровского района основано в 1785 г. мордовскими переселенцами из
Пензенской губернии. По устным рассказам старожилов, основателями села стали крестьянин Кузьма (отсюда название) и
Николай. Село быстро разрасталось, и в начале XX в. из него выделилась деревня Булякай. В
настоящее время это единственные селения мордвы-мокши в Башкортостане. Полевые
исследования, проведенные в мае 2024 г. показали, что население Кузьминовки
сохранило мокшанский язык и традиционную культуру, в том числе традиционные
блюда. Среди популярных мордовских традиционных напитков – куваз. Название блюда родственно русскому слову «квас», от слова «квасить» (окислять) . Ингредиенты: ржаной солод, свёкла (при наличии), вода, дрожжи. Приготовление: ржаной солод высушивается на железных листах на солнце или в печи в течение одного-двух дней до обретения красного цвета, напоминая по внешнему виду сухари. Эту основу для кваса затем хранили несколько месяцев и употребляли по мере необходимости. После того как в данной местности стали культивировать сахарную свёклу, ее также стали нарезать на кусочки и высушивать вместе с ржаным солодом. Для приготовления напитка кусочки высушенного материала кладут в чугунок, заливают водой и оставляют томиться в печи. Затем добавляют дрожжи и оставляют полученное сусло на два дня для брожения. Сахар не добавляют. Подают при встрече гостей, во время застолья и в будни. Техники/Технологии, связанные с объектом
Приготовление
ржаного солода, томление в печи с водой, настаивание с дрожжами. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус
Рафикович, доктор исторических наук, исследователь этнографии мордвы и других
финно-угорских народов. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский
центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активная форма. Исключительность/ценность Блюдо является
маркером мордовской традиционной культуры. Способы передачи традиции Естественная, через
передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи
и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящие на разных
письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий
некоторые исследователи считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в
Поволжье, эрзя и мокша расселилась по многим регионам России: в пределах
Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской,
Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан.
Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной
группе «приуральская мордва». Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований. Исторический аспект Заселение
мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы
Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения
мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней
родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри;
2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная
христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было
обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение
в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее -
столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход
из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную
собственность. Социологический аспект Численность мордвы в Уфимской губернии по переписи Численность населения с. Кузьминовка Федоровского района РБ составляет 439 человек (2010 г.). Лингвистический аспект Название блюда родственно русскому слову «квас», от слова «квасить»,
«окислять». |