Традиционное блюдо селянка у мордвы Федоровского района Башкортостана Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-012
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
Традиционное блюдо селянка у мордвы Федоровского района БашкортостанаРазмер файла: 100.1 MБ ОписаниеСелянка представляет собой вид горячее блюдо из тушеной квашеной капусты с добавлением кусочков мяса.Справочная информацияОписание
Историография изучения мордвы Башкортостана включает
работы А.Ф. Юртова
(1854–1916), М.Е. Евсевьева
(1864–1931), этнографических экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и
саранских ученых под руководством В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг.
венгерских этномузыковедов Л. Викар и Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка
записали старинные свадебные и поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998
гг. финского лингвиста и фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской
государственной консерватории им. М.И. Глинки под
руководством А. Харлова, экспедиций 2003–2024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и
этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения
над этнической культурой мордвы оставили А.С. Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная пища мордвы
Башкортостана до настоящего времени не являлась темой специального
исследования. По материалам указанных авторов, село Кузьминовка
Федоровского района основано в 1785 г. мордовскими переселенцами из Пензенской
губернии. По устным рассказам старожилов, основателями
села стали крестьянин Кузьма (отсюда название) и Николай. Село быстро
разрасталось, и в начале XX в. из него выделилась деревня Булякай. В настоящее время это
единственные селения мордвы-мокши в Башкортостане. Полевые исследования,
проведенные в мае 2024 г. показали, что население Кузьминовки сохранило
мокшанский язык и традиционную культуру, в том числе традиционные блюда. Среди популярных мордовских традиционных блюд – селянка. Название блюда происходит от слова «сельский», так как блюдо готовится
из непременного продукта мордовского крестьянина – квашеной капусты с
добавлением репчатого лука. По традиционному рецепту блюдо готовится как
повседневное скоромное блюдо, для поминок и как постное. Раньше готовили в
чугунках в печи, с мясом лишь по случаю праздников, сейчас на сковороде на газовой
плите с мясом или мясным фаршем. Ингредиенты: квашеная капуста, лук, морковь,
мясо или мясной фарш, вода. Приготовление. В печи: в чугунок
кладем капусту, лук и воду, тушим до готовности. На плите: на сковороду
отправляем кусочки мяса (свинина, говядина), жарим, тушим, добавив немного
воды, доводим до полуготовности. Потом кладем туда квашеную капусту и репчатый
лук, немного сливочного масла, тушим до полной готовности. Время приготовления около
1,5 часов. Блюдо хорошо сочетается с картофельным пюре, подается как подлив к
нему. Вкусное и полезное. В Мордовии селянкой называют традиционное
мордовское блюдо, приготовленное из отварных кусков субпродуктов (легкого,
печени, сердца, почек животных) с добавлением репчатого лука, моркови, картофеля
( https://nialma.livejournal.com/226204.html). Техники/Технологии, связанные с объектом
Выращивание капусты, квашение на зиму, тушение с кусочками мяса. Источники сведений
Lallukka S. The East
Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990. László
V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről.
Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. Merja
Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran
Aikakauskirja. № 86.
Helsinki, 1995. S. 199–222. Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики
Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по
истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137–160. Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские
ведомости. 1905. 19 авг. № 177. Евсевьев
М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн.
изд-во, 1961. 360 с. Кандрина И.А., Щанкина Л.Н. Традиционное питание мордвы Республики
Мордовия и Дальнего Востока // Вестник ТГТУ. 2011. Том 17. № 1. С. 230–241. Карпухин И.Е.
Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак,
1997. 239 с. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни.
Структура. Формы бытования. Саранск, 2000. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический
взгляд на историю. М.: Наука, 1992. Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей,
современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и
зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации
«Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост.
А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с. Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и
материалы. Уфа, 1995. Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва.
Удмурты. М., 2000. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы
Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая
типография», 2016. 270 с. Садиков
Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные
этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики
Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004. Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические
очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России). Этнокультурные процессы на Южном
Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е.
Нечвалода и др. СПб., 2015. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь
этнографии мордвы и других финно-угорских народов. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества
Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активная форма. Исключительность/ценность Блюдо является маркером мордовской традиционной культуры. Способы передачи традиции Естественная, через передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи
и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящих на разных
письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий
некоторые исследователи считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в
Поволжье, эрзя и мокша расселилась по многим регионам России: в пределах
Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской,
Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан. Мордву,
проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «приуральская
мордва». Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь
незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д.
Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ
проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат
(мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много
русских заимствований. Исторический аспект Заселение
мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы
Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения
мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней
родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри;
2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная
христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было
обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение
в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее -
столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход
из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную
собственность. Социологический аспект Численность мордвы в Уфимской губернии по переписи Численность населения с. Кузьминовка Федоровского района РБ составляет 439
чел. (2010). Лингвистический аспект Селянка – от слова «сельский», так как блюдо готовится из непременного продукта мордовского крестьянина – капусты. |