Традиционное блюдо лапшовне у мордвы села Кузьминовка Федоровского района Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-009
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
Мокшанский лапшовникРазмер файла: 238.2 MБ ОписаниеЛапшовне («лапша мокшанская», «лапшевник») представляет собой запеканку из яиц, молока и мелко нарезанной домашней яичной лапши. Является повседневным и праздничным блюдом, готовится не менее двух столетий жителями с. Кузьминовка Федоровского района Башкортостана.Справочная информацияОписание
Историография изучения мордвы Башкортостана включает работы
А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е.
Евсевьева (1864–1931), этнографических
экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством
В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг. венгерских этномузыковедов Л. Викар и
Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка записали старинные свадебные и
поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998 гг. финского лингвиста и
фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки под
руководством А. Харлова, экспедиций 2003–2024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и
этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения
над этнической культурой мордвы оставили А.С. Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная пища мордвы
Башкортостана до настоящего времени не являлась темой специального
исследования. По материалам указанных авторов, село
Кузьминовка Федоровского района основана в 1785 г. мордовскими переселенцами из
Пензенской губернии. По устным рассказам старожилов, основателями села стали крестьянин Кузьма (отсюда название) и
Николай. Село быстро разрасталось, и в начале XX в. из него выделилась деревня Булякай. В
настоящее время это единственные селения мордвы-мокши в Башкортостане. Полевые
исследования, проведенные в мае 2024 г. показали, что население Кузьминовки
сохранило мокшанский язык и традиционную культуру, в том числе традиционные
блюда. Среди популярных мордовских традиционных
блюд – лапшовне. Название происходит от русского слова
«лапша», которая входит в состав этого блюда. Домашняя лапша делается из
деревенских яиц, воды и соли, мелко нарезается, высушивается, хранится в
мешочках и используется для приготовления супов и блюда лапшовне. Ингредиенты: 8-10 деревенских яиц, 250 мл деревенского молока, 100 г сухой
домашней яичной лапши. Приготовление. Яйца
взбиваются венчиком, добавляется молоко, вновь немного взбивается, затем кладется лапша, всё
перемешивается, переливается в форму для запекания. Лапша в смеси должна быть
полностью погружена в яично-молочную смесь; в случае необходимости добавляется
молоко. Форма со смесью отправляется в печь (в наши дни – в духовку) минут на
30-40, готовится при 180 градусах, обретая румяный вид. Подается на стол,
нарезанное порционно. Блюдо красивое и вкусное. Блюдо
бытует в Мордовии под названием «лапшевник».
В с. Атяшево Атяшевского района, Баево Ардатовского района, Косогоры
Большеберезниковского района Мордовии в него добавляют приготовленное мясо. По
другому рецепту лапшевник делается из тонко
нарезанных блинов (https://www.art-talant.org/publikacii/22805-recepty-nacionalynoy-mordovskoy-kuhni).
Блюдо из фабричных макаронных изделий называется макаронник. Блюдо известно также у уральских, оренбургских,
кубанских, донских казаков. Жители с. Кузьминовка называют это блюдо также
«лапша мокшанская». Техники/Технологии, связанные с объектом
Замешивание и
раскатывание теста для лапши, нарезка мелкими полосками; взбивание яиц, молока,
запекание с лапшой. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус
Рафикович, доктор исторических наук, исследователь этнографии мордвы и других
финно-угорских народов. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский
центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активная форма. Исключительность/ценность Блюдо является
маркером мордовской традиционной культуры. Способы передачи традиции Естественная, через
передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Мордва –
финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши,
имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящие на разных
письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий
некоторые исследователи считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в
Поволжье, эрзя и мокша расселилась по многим регионам России: в пределах
Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской,
Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан.
Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной
группе «приуральская мордва». Основная часть
мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с.
Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево
Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа
мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их
самоназвание – мурзат (мн. ч.).
Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских
заимствований. Исторический аспект Заселение мордвой Заволжья
начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы
Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения
мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней
родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри;
2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная
христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было
обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение
в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее –
столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход
из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную
собственность. Социологический аспект Численность
мордвы в Уфимской губернии по переписи Численность с. Кузьминовка
Федоровского района РБ составляет 439 человек (2010 г.). Лингвистический аспект Название блюда происходит от русского слова «лапша». |