Изготовление дёгтя (дегет ҡайнатыу) в Белокатайском районе Республики Башкортостан

Категория объекта:
Хозяйственные и промысловые технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
22.12.2021
Номер объекта:
09-001
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Изготовление дёгтя


Размер файла: 34.2 MБ

Описание

Изготовление дегтя или дегтекурение является многовековым ремеслом башкир. Сырьем для производства является береста, взятая с коры молодой березы или окорки с березовых дров, кряжей, валежника. Основой дегтекуренного производства является процесс сухой перегонки бересты. Процесс сводится к нагреванию бересты до высокой температуры в закрытых аппаратах без доступа воздуха. Под воздействием определенной температуры береста разлагается и выделяет деготь. Дёготь – это густая маслянистая не клейкая жидкость со специфическим не резким запахом, черного цвета. Применяется в кожевенной и косметической промышленности, медицине, ветеринарии, сельском хозяйстве.

Справочная информация

Описание

Изготовление берестяного дегтя или по старинному названию «сидка дегтя», дегтекурение (дегет ҡайнатыу) получило широкое распространение среди башкир благодаря наличию благоприятных для этого условий. К благоприятным условиям следует отнести относительную простоту применяемого оборудования и обилие берез для производства. Наиболее ранние сведения о сидке дегтя можно найти в путевых записках участников научной экспедиции Академии наук России 1768-1774 гг. П.С. Палласа и И.И. Лепехина. В середине XIX века Черемшанский В.М. в своих трудах «Описание Оренбургской губернии» отметил этот промысел: «Прекрасный деготь и смолу гонят Башкирцы около Кагинского завода. Ведро дегтя продается от 30 до 50 копеек серебряных, сбыт его производится по рынкам – в городах и селениях». В начале XX века Круковской М.А. писал: «Лесные, как и горные, башкиры занимаются сидкой дегтя, выделкой колесных ободьев, рубкой и сплавом леса». С. И. Руденко дал подробное описание лесного промысла башкир и сведения об исчезающих в настоящее время видах народных занятий как, например, сидка дегтя. Судя по литературным источникам, дегтекурение существовало в крае давно. Доказательством этому служит то, что вплоть до последнего времени основным способом добычи дегтя являлся наиболее древний «ямный». Деготь башкиры использовали для лечения кожных и легочных болезней, в хозяйстве для смазывания колес телег, кожаных изделий. Применяли также при окуривании помещения как дезинфицирующее средство. Летом конскую упряжь башкиры смазывали дегтем для отпугивания змей.

Деготь получали в результате сухой перегонки берестового дегтя. Лучшей считалась сырая береста молодой березы, снятая весной во время сокодвижения деревьев. Выбирали дерево диаметром не менее 12-15 см. и высотой более 2 м. Наибольший выход получали из бересты старых берез или же валежников. Для сохранения берез снимали бересту со стоячих деревьев, делали вертикальный надрез и отдирали кору топором или долотом. Собранную бересту перевозили на телегах к месту дегтекурения.

Место дегтекурения обычно находились рядом с речкой или на пригорке. В статье Хасановой З.Ф. «Лесные промыслы башкир Инзерского бассейна» есть описание: «Сидка дегтя у башкир-катайцев производилась в ямах (дегетбаҙы). Этот способ сохранился вплоть до 30 гг. XX века. Глубина ямы достигала 2 м, а диаметр ее составлял от 1,5 до 3 м. Ямы обмазывались изнутри толстым слоем глины (мәтелбалсыҡ) или же обкладывались кирпичом. Со дна ямы наружу выходила деревянная из цельного бревна труба (улаҡ), по которой вытекал деготь. На месте выхода трубы стена снаружи укреплялась камнями или деревянными плашками».

В 1860 году в России насчитывалось 3086 дегтярных цехов, в нынешнее время 6, из них 3 в Башкортостане – Белокатайский, Белорецкий, Учалинский районах (по данным телепередачи «Бай» Башкирского спутникового телевидения, декабрь 2019 г.). Житель д. Новая Маскара Белокатайского района Фуат Муратчин – дегтекур пятого поколения. Первым был прадед Биишев Хасан, начавший этот  промысел в 1860 году. Редкое ремесло передавалось из поколения в поколение, дело не прерывалось.

Дегтекурение проходит длительный процесс подготовки. Сам процесс варения не поменялся. На месте старой дегтярни стоит печь размером  1 м в ширину и 3 м в длину. В центре печи находится двухкубовый чан. Рядом с дегтярней протекает речка. Из коры упавших или срубленных берёз снимают бересту. Лучшей считается, по словам информанта, июньская береста. Очищают кору, убирают грибковые тела и труху. Затем сортируют ее, потоньше в один тюк складывают, что потолще – в другой. До начала изготовления дегтя сутки топят печь, чтобы раскалилась, нагревают ее до 1500 градусов. В сутки 2 раза очищают печь от золы и углей с длинным черенком лопатой и совком. В нагретый чан отпускают сортированную бересту на дно кладут легкую бересту, затем сверху потяжелее и в течении 10-15 минут уплотняют и, наглухо закрыв крышку, замазывают глиной. Чтобы не попал воздух постоянно следят за герметичностью, иначе может взорваться или загореться береста. Береста томится, от нее идет пар и попадает в трубу, которая находится на дне чана и выходит наружу. Наружная труба охлаждается водой. Воду таскают с речки, в сутки примерно уходит 200-300 литров. В этой трубе пар охлаждается, затем каплями идет в большую деревянную емкость. Полученный дёготь должен ещё несколько часов настаиваться в деревянной миске. И только потом липкую массу разливают по небольшим бутылям и продают. Из двух кубометров бересты получают 10 – 12 литров дегтя. Печь в течении нескольких дней топят непрерывно. 
Техники/Технологии, связанные с объектом
До начала изготовления дегтя сутки топят печь, чтобы раскалилась, нагревают ее до 1500 градусов. В сутки 2 раза очищают печь от золы и углей с длинным черенком лопатой. В нагретый чан, котел отпускают сортированную бересту на дно кладут легкую бересту, затем сверху потяжелее и в течении 10-15 минут уплотняют и, наглухо закрыв крышку, замазывают глиной. Чтобы не попал воздух постоянно следят за герметичностью, иначе может взорваться или загореться береста. Береста томится, от нее идет пар и попадает в трубу, которая находится на дне котла и выходит наружу. Наружная труба охлаждается водой. В этой трубе пар охлаждается, затем каплями идет в большую деревянную емкость. Полученный дёготь должен ещё несколько часов настаиваться в деревянной миске.
Современное бытование
Белокатайский район Республики Башкортостан.
Источники сведений

1. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006. 136 с.

2.Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. Уфа: Типография Оренбургского Губернского Правления, 1859. 472 с.

3. Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. Т. 2. кн. 4. 1895. С. 47–66.

4. Муллагулов М.Г. Лесные промыслы. Уфа: УНЦ РАН, 1994. 174 с.

5.Хасанова З.Ф. Традиционные хозяйственные занятия башкир инзерского бассейна (середина XIX – начало XXI в.). СПб.: ООО «Свое издательство», 2014. 188 с.

6. Хасанова З.Ф. Лесные промыслы башкир Инзерского бассейна (конец XIX в. – начало XXI в.). Ватандаш, 2018, №1. С. 105-112.

7. https://vk.com/id9483096 телепередача «Бай» Башкирского спутникового телевидения, 2019 год.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Муллагулов Мирза Гизитдинович

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес:   этнограф, кандидат исторических наук, научная деятельность посвящена изучению традиционной  видов хозяйственной деятельности (в т.ч. собирательства, рыболовства и соколиной охоты), средств передвижения (водный, гужевой и вьючно‑верховой транспорт), лесных промыслов, этнокультурных связей башкир с другими народами Башкортостана.

ФИО: Муратчин Фуат Фаритович

Тип ответственности: Информант

Место жительства: Республика Башкортостан, Белокатайский район, с. Новая Маскара.

Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Сведения о действиях над/с ОНКН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: 

Своими умениями делятся старшее поколение, передавая младшим.

Предметы, связанные с объектом

Чан, печь.

Сведения об особенностях
Состояние бытования
Белокатайский район Республики Башкортостан.


Исключительность/ценность
Ценностью данного промысла является экологически чистый продукт, который производится по старинной технологии. Семья Муратчиновых дегтекуры пятого поколения, сохранившие традицию и технологию изготовления дегтя.


Способы передачи традиции
Естественная, своими умениями делятся старшее поколение, постепенно передавая свои знания младшим. 


Форма бытования

Аутентичная.



Этнологический аспект

Основными занятиями башкир являлись животноводство и лесные промыслы, которыми занимались круглый год. Изготовление дегтя начало развиваться в XVII веке, однако широкое распространение получило в XIX веке. Развитие этого промысла связано не только в использовании в бытовом назначении, но и как основной заработок.



Исторический аспект

По свидетельству Черемшанского В.М.: «Выгонкою смолы из сосновых пней и сидкою дегтя изготавливают большею частью крестьяне лесных уездов – Бирского, Уфимского, Стерлитамакского, Белебеевского и др., но эта отрасль лесной промышленности, находясь в руках местных жителей, доселе остается в первобытном состоянии.

Гонка смолы и сидка дегтя производится в земляных печах, устраиваемых в лесу где либо на возвышенном месте (пригорке). Для этого выкапывается яма в виде воронки и делается вокруг земляная насыпь; в центре ямы закапывается вертикально деревянная труба, которая проводится в другую лежачую трубу, пропущенную в устье печи. Устье устраивается с деревянным навесом и по бокам обкладывается деревянными стенками. Яма ко дну выбивается внутри глиной, а окружность ямы для смолы выстилается сосновой дранью, а для дегтя без настилки; потом кладут в яму нарубленную сосновую лучину в виде небольшого конуса, постепенно расширяя его к верху ямы, так что основание его выходит из печной насыпи; затем сверху накладывают сосновые большие поленья, на них солому, или просто навоз, а на солому дерн, оставив большую часть соломы незакрытой, которую потом и зажигают. Зажженная солома пропускает огонь по все поверхности конуса, который вместе с нею охватывает верхний оклад дерна и вся верхняя масса начинает гореть медленным огнем. От образовавшего жара лучина начинает тлеть, делает из себя смолу, которая и сбегает постепенно через трубу в устье печи, а оттуда в приготовленный для нее резервуар; из резервуара вычерпывается в ушаты, а из ушатов посредством леек разливается в бочки. Через неделю, или несколько ранее, снимают с верхушки немного дерна, - это делается для того, чтобы дать свободный исход пламени и чрез приток наружного воздуха усилить жар. Операция эта продолжается дотоле, пока не переуглиться вся лучина и не будет более вытекать смолы из трубы. При этом особо наблюдать, чтобы от притока воздуха огонь не воспламенил лучины, а вместе с нею и истекающей смолы; иначе все труды потеряны и вместо выгоды останутся одни только убытки. Эта предосторожность особенно требуется при высидки дегтя, потому что воспламененную бересту бывает весьма трудно потушить. 

Высидка дегтя производится таким же порядком и в таких же точно печах, только сама операция оканчивается скорее. Бересту на высидку собирают в июне месяце и не далее половины июля, когда она свободно отделяется от коры; потом складывают ее недалеко от дегтярной печи в кучи; из 10 пуд хорошей бересты выходит до 3 пуд чистого дегтя».



Социологический аспект
Развитию изготовления дегтя стало, во-первых, территория, населенная башкирами, богатая лесом; во-вторых, с появлением в крае горнодобывающих заводов, появилась потребность в горюче-смазочном топливе. Сидка дегтя являлось ремеслом, которое было средством существования башкир центральной части Южного Урала. Работали в основном мужчины, хотя во время войны и послевоенные годы при заготовке материала для гонки дегтя трудились женщины и подростки.


Лингвистический аспект

Дегет, туҙ, дегетбаҙы, мәтелбалсыҡ, улаҡ.