![]() Свадебный обряд «Наступление невесты на белый войлок» (башк. «Киленде аҡ кейеҙгә баҫтырыу») Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-025
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Свадебный обряд «Наступление невесты на белый войлок» (башк. «Киленде аҡ кейеҙгә баҫтырыу»). Постановка обряда на сцене народным фольклорным ансамблем "Янгузяй". Автор видео - Салават Исхаков, Сибай, 2023.Размер файла: 1.2 ГБ ОписаниеДля башкир белый войлок всегда имел особое значение. Раньше для юрт, особенно гостевых, старались изготовить качественные белые пологи и покрышки («аҡ кейеҙ»). Особое отношение кочевников к белым тонким войлокам прослеживается по средневековым источникам. В башкирском фольклоре «двенадцатикрылые» белые юрты являются эстетическим идеалом, символом благополучия, успеха, подчеркивают высокое социальное положение . Обряд наступления невесты на войлок всегда присутствовал в свадебной традиции башкир.Справочная информацияОписание
Белый войлок, символизирующий чистые намерения, часто
применялся в обрядах жизненного цикла и наиболее значимых для общества
мероприятиях. Например, Р. М. Юсуповым описан обряд «хан күтәреү», при котором
три раза поднимали новоизбранного хана на белом войлочном полотне: «После этого
кошму, на которой поднимали хана, его верхнюю одежду (елән) разрезали или
разрывали на мелкие лоскутки и уносили с собой в память об участии в важнейшем
для общества событии»[1]. По
сведениям С.И. Вайнштейна, похожий ритуал бытовал у древних тюрок тугю[2]. С помощью войлока белого цвета выказывали уважение к
почетным, особым гостям. Например, Ч. Ч. Валихановым зафиксировано
использование этого изделия у казахов в почитании умерших. Для духа предка в
течение 4 или 40 ночей родственники усопшего справа от порога расстилали белую
кошму[3]. С. Е. Толыбеков упоминает об обычаях казахов
садиться на белый войлок перед дальней дорогой и о свадебном ритуале «сажать
невесту на войлок». Смысл этих действий он объяснял магической силой войлока:
«Посадить на белый войлок – значит пожелать благополучия». Одним из центральных обрядов в третьем периоде свадьбы является встреча
невесты в доме жениха. Встреча невесты всегда вызывает общее оживление, веселое
настроение. Примечательна церемония встречи, обнаруживающая мотивы обрядового
перехода с одной территории на другую. Г. Давлетшин в своей статье так описывал
эту встречу: «Невесту
спускали с арбы недалеко от деревни, затем, как при проводах, окружив, над ее
головой поднимали «занавес» (башк.
«сымылдыҡ») и пешком входили в
деревню».
Спускаясь с телеги (башк. «арба»),
невеста должна была наступить на заранее подброшенную подушку или белый войлок
(башк. «кейеҙ»). По фольклорным данным, свекровь подводит к невесте
названную скотину, а посаженная мать раскладывает перед ней войлок с подушкой[4].
Таким образом, первый приезд и первые шаги невесты в доме родителей супруга
закреплялись обрядами с использованием войлочного полотна и благопожеланиями
«Ҡотло булһын!». Частое упоминание в благопожеланиях выражения «Ҡотло булһын!»
(«Пусть будет удачливой, счастливой») связано с верой башкир в существование «ҡот» (жизненной силы, удачи, счастья, благополучия,
уюта)[5], а в
контексте свадебной обрядности – с зарождением новой жизни[6]. Были случаи, когда свекровь
на новом месте приглашала невестку пройти в комнату и сесть на нары,
застеленные войлоком, обещая в дар овечку. Обрядовое действие называлось
«расстелить войлок», «посадить на войлок» (башк. «кейеҙгә ултырыу»), «показать девушке ее место в жилище» («ҡыҙ урынын күреү»). Оно заменило обычай вводить молодую в
специальную свадебную юрту. Эпизод этот сопровождался своеобразной словесной напевной речитацией.
Основной смысл ее – оценка поведения, характера, поступков новобрачной. В
народе такого рода словесные сопровождения получили название «һынамаҡ», т. е. «приметы». Невесту вначале испытывали
по тому, как она спускалась с арбы, и примечали: Етеҙ төштө – етеҙ килен, Һалпы төштө – һалпы килен, Ҡаты төштө – ҡаты килен, Текә төштө – текә килен. Теләп төштө – телсәр килен, Төбәп төштө – төплө килен. Уңға аяҡ – уң аяҡ: Уң аяҡтан төш, килен, Таштай, ҡомдай ҡал, килен!
Сошла ловко – сноровиста, Сошла вяло – неуклюжа, Сошла грубо – груба, Сошла круто – крута. Сошла со словом – языкаста, Сошла осмотревшись – основательна. Удачливая нога – правая нога, С правой ноги ступай, сноха, Как камень, как песок, оставайся, сноха! (Записано автором у Н. Гиззатуллиной, 1928 г.р., в дер. Абултаево Сафакульского района
Курганской области[7]). В записях фольклористов, сделанных в Курганской
области, также упоминается палас: «Килен йөктән төшөүгә ҡәйнәһе уның аяғы
аҫтына мендәр ташлап ебәрә. Балаҫ түшәй...»[8]. Широкое применение войлочных изделий в свадебной
обрядности запечатлено в разных жанрах фольклора. Так, в эпосе «Идукай и Мурадым» в обращении Тук-батыра к матери
есть такие строки: «Свадьбу изображала, в куклы играя, //Тешилась, войлок
расстилая»[9]. По мнению
исследователей, эти действия уходят вглубь веков и объясняются магической силой
войлока: «Сидение на войлоке невесты гарантировало прежде всего благополучное
достижение непосредственной цели создания семьи – продолжения рода». Войлок, по
некоторым сведениям, даже служил «памперсом» для малышей. Подгузники из войлока
были гипоаллергенными, теплыми и быстро сохли. В Абзелиловском районе до сих пор сохраняется обычай
стелить под ноги невесты белую кошму, когда она сходит с повозки или выходит из
машины у дома жениха (башк. «кейеҙгә баҫтырыу»). Особое место войлоков в свадебной обрядности способствовало
длительному сбережению традиций кошмоделия. Войлок (часто в комплекте с шерстяным паласом)
традиционно присутствовал и в приданом невесты. Им покрывали сундук с вещами
невесты, когда перевозили ее в дом мужа. Войлочной полстью застилали телегу, на
которой везли молодую. В горных и зауральских юго-восточных и восточных районах
ее перевозили верхом на нарядно убранной лошади, под седлом был свадебный
чепрак на войлочной основе[10]. Справедливости ради
следует отметить, что на войлок наступала не только невеста. Жених по прибытии
в дом невесты также наступал на войлок. «Белый войлок» является стилизованным названием. Войлок мог быть
белого цвета или иметь сероватый оттенок. Форма войлока могла быть квадратной,
либо круглой. На войлоке традиционно были орнаменты: кускар (завитки), круг,
новый месяц, гусиная лапа и др. Все они обладали защитной функцией оберега. На углы войлока
могли пришивать и кисточки (башк. «суҡтар»). По словам информанта Зили Лиры, такие украшения
практиковались в Белорецком районе. Кисточки пришивались на все 4 угла, а также посередине одной
стороны. «Закрытой» стороной войлок клали на землю перед невестой: ступив
на войлок, он символически пересекала границу, за которой оставалась ее прежняя
девичья жизнь, куда теперь нет возврата. А впереди – открытая сторона, символизирующая путь
в новую, семейную жизнь. Впоследствии войлок передавался дочери или будущей
невестке на свадьбе. Также на войлоке невеста танцевала (в современном обряде - танец невесты на подносе). По
движениям невесты окружающие определяли ее характер. Следует отметить, что с угасанием кошмоделия, в
качестве войлока начинает выступать подушка (башк. «яҫтыҡ», «мендәр»), набитая пухом.
Пух в башкирской мифологии также выступал в качестве оберега. У гайнинских башкир
невеста наступает на подушку сразу двумя ногами (башк. «ҡуш аяҡлап баҫа»). При этом приговаривают: «Ҡуш аяҡлап һикереп төш». После наступления невесты
на войлок, сноха со стороны жениха поднимала войлок с земли и следовала за
невестой. Иногда она могла прислонить его к спине невесты. С этого момента невеста
была неразлучна с войлоком. Это служило своего рода первым шагом на другую
землю, посредником на новую благую жизнь. Обряд наступления
невесты на войлок в какое-то время был утрачен. Современные тенденции возврата
к традициям национальных свадеб положительно сказываются и на обрядовых
действах. Отрадно, что сейчас молодежь постепенно начала практиковать обряд наступления
невесты на войлок, используя его вместо подушки. [1]
Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство
«Башкирская энциклопедия», 2002. – С. 177. [2]
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. Москва:
Издательство восточной литературы, 1961. – С. 172. [3]
Валиханов Ч.Ч. Тенгри (бог). Собрание сочинений: в 5 т. Алма-Ата: АН КазССР,
1961; Т. 1: С. 113. [4] Башкирское народное
творчество. Обрядовый фольклор. Составители, вступительная статья, комментарии,
глоссарий Р.А. Султангареевой, А.М. Сулейманова. Уфа: Китап, 2010; Т. 12. – С. 389. [5] Баязитова Р.Р. Категория
«ҡот» / «gut» – основа традиционного этикета башкир. Вестник Томского
государственного университета. История. 2017; № 46: 123. [6] Баязитова Р.Р. Войлок в традиционной кльтуре
башкир // Мир науки, культуры, образования. - № 4, 2024. – С. 480. [7] Султангареева
Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор / УНЦ РАН. – Уфа. – 1994. – С.
95-96. [8]
Фольклор курганских (ялан-катайских) башкир: материалы комплексной экспедиции.
Подбор материала, составители А.М. Сулейманова и Н.А. Хуббитдинова. Уфа:
Издательство БГПУ, 2008. – С. 175. [9] Баязитова Р.Р. Войлок в традиционной
кльтуре башкир // Мир науки, культуры, образования. - № 4, 2024. – С.
480. [10] Шитова С. Н.
Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки).
– Уфа: Китап, 2006. – С. 27-28. Современное бытование
В
современной жизни данный обряд бытует в
Зауральских районах Республики Башкортостан Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Шитова Светлана Николаевна
(род. 1936). Тип ответственности:
Исследователь Место работы/Адрес: этнограф, кандидат
исторических наук (1968). Заслуженный работник культуры Республики
Башкортостан. В 1958 году окончила исторический
факультет Московского государственного университета. С 1958 года работает в Институте истории, языка и литературы Башкирского
филиала Академии наук СССР (ИИЯЛ). В 1968 году в Московском
государственном университете защитила кандидатскую диссертацию по истории
башкирского народного костюма. С 1969 года является старшим научным сотрудником
ИИЯЛ. В 2006 году в Уфе прошла
Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Проблемы этногенеза и
этнической истории башкирского народа», посвящённая 70-летнему юбилею Шитовой
С. Н.
ФИО: Лира Зиля Мазгаровна Тип
ответственности: информант. Место
работы/Адрес: г. Уфа
ФИО: Гайнуллина Асия
Султановна Тип
ответственности: информант. Место
работы/Адрес: г. Сибай Гайнуллина А. С. является создателем и руководителем школы сэсэнов «Урал батыр», единственной
в своем роде в Башкортостане. Уже много лет она преподает эпосоведение,
этнографию и технику исполнения в этнохудожественном отделении Сибайского
колледжа искусств им. К.А. Валеева. Также она является основателем Народной
студии декоративно-прикладного искусства и красоты «Ете кыз», этнической группы
«Талир тенкә» и общественной организации совета
старейшин женщин «Ағинәйҙәр
ҡоро» города Сибая. После окончания БГПИ
(1978) работала учителем в школах Хайбуллинского района, различных
образовательных учреждениях г. Сибая. Организовала персональные выставки работ
по войлоку, лоскутному шитью, женскому национальному костюму в республике, по
России и Турции. А.С.
Гайнуллина вносит весомый вклад в сохранение, развитие и пропаганду башкирского
сказительского искусства, оказывает методическую помощь башкирам, проживающим в
различных регионах РФ. За свою работу неоднократно поощрялась благодарственными
письмами и почетными грамотами. В 2014 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник
культуры РБ». В 2017 году за
многолетний плодотворный труд она удостоилась премии правительства РФ «Душа
России» в номинации «Традиционная народная культура». Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование:
ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: отдел нематериального этнокультурного достояния Тип
ответственности: Исследователь Местонахождение:
Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр
народной культуры и досуга» г. Сибай
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Состояние бытования
В
настоящее время обряд наступления невесты на войлок восстанавливается, его проводят после
свадебных торжеств. Исключительность/ценность Исключительность
и ценность данного обряда восстанавливается на основе
передачи
информации от поколения к поколению, рукописей,
книг, статей, видеозаписей. Способы передачи традиции Форма бытования Свадебный обряд Исторический аспект В
настоящее время накоплена значительная информация по изготовлению и применению
войлока в традиционной культуре башкир. Труды русских ученых-путешественников
внесли значительный вклад в изучение изготовления войлока и его роли в
повседневной жизни башкир. Так, особенности валяния войлока в XVIII в. описаны
в работе И. Г. Георги. Применение войлока в быту представлено в трудах П. И.
Небольсина, В. М. Черемшанского. Вопросы историко-этнографического изучения
войлока, важнейшего предмета материального мира башкир, нашли отражение в
исследованиях таких ученых, как С. И. Руденко, С. А. Авижанская, Н.В.
Бикбулатов, Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов, С.Н. Шитова, С. Н. Шитова, А. Г.
Янбухтина и др[1]. [1] Баязитова Р.Р. Войлок в традиционной
кльтуре башкир // Мир науки, культуры, образования. - № 4, 2024. – С.
479. |