Можжевельник (башк. «артыш») в обрядах и народной медицине юго-восточных башкир

Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-022
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Жительница д. Сосновка Баймакского района Исмагилова Фарида рассказывает про полезные свойства можжевельника, а также показывает процесс окуривания им дома. д. Сосновка, 2024 г.


Информант Асадуллина Гульсум показывает процесс окуривания человека народным способом, где использует и можжевельник. Абзелиловский район, д. Ишбулдино, 2024 г.



Описание

Можжевельник (башк. «артыш») в башкирской мифологии растение-апотропей, обладающее обережными, отгонными и продуцирующими свойствами. Об этих свойствах можжевельника еще в XVIII в. писал И. Г. Георги следующие слова: «Артыш агас всех злых духов из жилища выгоняет и предохраняет от всяких волшебных оговор» . Позднее о сакральном значении можжевельника у башкир писали И. И. Лепехин, П. С. Паллас.

Справочная информация

Описание

Можжевельник (башк. «артыш») – это вечнозеленое дерево, имеющее колючки и резкий специфический запах. Как обережное, отгонное, очистительное средство артыш использовался во всех семейных обрядах башкир. В частности, им окуривали от нечистой силы дом, в который должны были привезти невесту (башк. «Йәш килен килә торған йортто артыш яғып ен-шайтандан таҙарталар ине әүәле»). Веткой можжевельника также окуривали дом (или юрту), в котором была роженица, чтобы нечистая сила не пришла и не смогла подменить новорожденного (башк. «Ен-шайтан килмәһен, яңы тыуған баланы алмаштырмаһын тип, бала тыуған йортта артыш өтөү йолаһы булған»). Можжевельником окуривали баню, где мыли новорожденного и роженицу. Окуривали дом, в котором был покойник. В южных районах Башкортостана окуривали и самого покойника.

Чтобы в дом не вошли порча, нечистая сила, чтобы детей не коснулись сглаз и болезни, в дверь втыкали можжевеловую ветку (башк. «Өйгә шайтан, боҙом кермәһен, балаларға күҙ теймәһен, зәхмәт ҡағылмаһын тип ишеккә артыш таяғы ҡыҫтырып ҡуялар ине»). Ветки можжевельника в качестве оберега привязывали к колыбели новорожденного.

Упоминание о можжевельнике есть в трудах И. И. Лепехина: «… Глазам путешественников открылась «пространная овалистая площадь, так что до сотни башкирских домов на ней поместить можно»… На обнаженной вершине горы росло много можжевельника, который башкиры называли артыш агачи. Путники наломали несколько кустиков, но тут случилось событие, которое Лепехин счел нужным зафиксировать в дневнике»[1].

«Один башкирец, который казался нам наиболее усердствующим, бежа к нам по горе, делал всевозможные знаки, дабы мы его тут подождали (ибо бывший тогда сильный ветер и дождь голосу его не допускали до ушей наших) и, прибежав, спрашивал, на какую мы потребу ломаем сучья артыш агачи и с какими обетами? Но как мы ему сказали, что мы берем его только для любопытства и не видим никакой причины делать обеты, то он нам отвечал с выговорами, что мы их принудили войти на гору против их воли, притом делаем другое преступление, что берем с горы дерево без всякой надобности и без всякого обета: ибо сие им даром пройти не может. Не знаю по суеверию ли своему слова сии произносил башкирец или в надеянии, что мы на горе оставим какую-нибудь дань… однако мы после спроведали и были самовидцами, что можжевельник не только от башкирцев, но и от всех татар вообще почитается деревом, одаренным силою изгонять из домов нечистые духи…»[2].

Можжевельник и его отвар применялись у башкир при лечении практически всех болезней. Вера башкир в чудесную силу можжевельника была настолько сильна, что с его помощью старались избавиться от духа холеры, процедура называлась «окуривание холеры» (башк. «ваба төтәҫләү») во время холерных эпидемий.

Можжевеловой веткой окуривали не только дом, но и скотный двор, пасеку. Окуривали сам скот, особенно молодняк, домашнюю птицу, пчел, даже посуду для кумыса и других молочных продуктов. В  скотные дворы и другие постройки втыкали или прибивали по углам можжевеловые ветки. Во время первого выгона в Зилаирском районе Башкортостана веткой можжевельника выгоняли скот, били молодняк, чтобы отвести болезни и падеж.

По представлениям башкир, можжевельник имеет и продуцирующую силу. Поэтому повсеместно был распространен обычай изготовления колыбели из можжевельника. Для этого выбирали разветвленный с одной кроны можжевельник. Такая колыбель сулила дому много детей, плодовитость женщинам, защищала от сглаза, подмены младенца нечистой силой, порчи, духов болезней.

С помощью колыбели из можжевельника пытались оказать воздействие и на будущую судьбу младенца. Например, в колыбельной, записанной в Илишевском районе, выражены пожелания девочке счастья и хорошей пары: «Разветвленный можжевельник, найди ей жениха, не оставь ее без пары!» (башк. «Сикертмәле артыштыр, егетләргә ҡауыштыр!»). (Ш. Нурисламова).

Что же касается окуривания можжевельником для защиты от духов болезней, нечистой силы, то это характерно для многих тюркских народов[3].

В недалеком прошлом в подол платья роженицы завязывали золу или пепел можжевельника (башк. «көл»). Завязывание узелков с золой в подол платья роженицы использовалось как магический способ лечения послеродовой болезни (башк. «өҙлөк»).  Зола применяется и как отгонное средство от нечистой силы.

На запястье новорожденного красной ниткой привязывают серебряную монетку, на шею вешают оберег. К колыбели прикрепляют мешочки с пуповиной или плацентой ребенка, кольца, стрелы, камни из священных мест, зародышевые волосы ребенка, молитвы, волчьи, медвежьи и барсучьи кости и зубы, когти орла, ветки можжевельника и рябины, раковину каури, разноцветные кисточки. Рубашку-оберег для ребенка шьют из лоскутков, нарезанных в форме треугольников (башк. «бетеүләп тегеү»). Избу окуривают можжевельником (башк. «артыш»), душицей (башк. «мәтрүшкә»), по углам размещают ветки можжевельника[4].

Анимистические взгляды башкир, связанные с растительностью, нашли отражение в магической и народной рациональной медицине башкир. В качестве примера можно привести интересный способ лечения цинги, описанный в свое время Д. П. Никольским: «Башкиры для лечения цинги в продолжении нескольких дней ходят на озимое поле и там едят зелень, причем больной туда и обратно должен ползти на четвереньках, есть зелень без рук, т. е. губами и зубами, и только утром до восхода солнца»[5]. С мифологизацией растений связано множество обычаев башкир, применяемых повитухами. При трудных родах повитуха опускала в воду сомкнувшийся лист какого-нибудь растения. Если этот лист расправился, воду давали пить роженице. По воззрениям башкир, эта вода способствовала ускорению и облегчению родов. О мифологизации растений, используемых в народной медицине, свидетельствуют и пословицы типа: «Артыш ағасы им булыр» («Можжевельник является лечебным средством»), «Артыш еҫенән шайтан ҡаса, ти» («От запаха можжевельника шайтан убегает»), «Йәшел сирәм сир ҡыуыр» («Зеленая целина изгоняет болезни»), «Тирәгең булһа, терәгең булыр, ти» («Коль есть дерево, то есть и опора»)[6].

При поносе больного заговаривают ягодами можжевельника. Для этого ягоды можжевельника заваривают, как чай, и, читая специальную молитву (башк. «эс доғаһы» – досл. «молитва живота»), поят больного. Вот эта молитва:

Даю пить можжевельник, уйди подальше,

Даю пить ягоды, дуй отсюда,

Если ты болезнь, выходи отсюда!

Тьфу, тьфу, тьфу![7]

Значительное место в лечебной практике, особенно при лечении кожных болезней и зубных болей, занимает окуривание (башк. «ыҫтау», «төтөнгә тотоу»). В степных зонах с этой целью часто используют серу, а в лесных – можжевельник[8].

Дух парши (башк. «таҙ») изгоняли окуриванием. Для этого в сухой сковороде жгли трутовик и цветок гиацинта. Больного окуривали дымом янтаря, бегонии, рябины, можжевельника, еловой шишки[9].



[1] Сидоров В. Исследователи края башкирского. Век XVIII. – Уфа, Китап, 1997. – С. 183-184.

[2] Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. – СПб, 1802. – С. 33-34.

[3] Хисаметдинова Ф.Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН. – С. 370-372.

[4] Давлетшина З. М. Декоративные изделия в обрядах жизненного цикла башкир. – Уфа, 2012. – С. 38-39.

[5] Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб, 1899.

[6] Хисаметдинова Ф. Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН. – С. 364-365.

[7] Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф. Г. Хисамитдиновой. – Уфа, 2009. – С. 225.

[8] Башкиры / отв. ред. Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – М.: Наука, 2016. – С. 260.

[9] Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф. Г. Хисамитдиновой. – Уфа, 2009. – С. 286.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Использование можжевельника в народной медицине

МОЖЖЕВЕЛЬНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ Можжевёловые ягоды находят широкое применение при лечении заболеваний печени, желудка, хронических воспалений почек и мочевого пузыря, а также хронических бронхитов, бронхоэктазов, других заболеваний лёгких с обильной гнойной мокротой. Можжевельник полезен при высоком содержании белка в моче, при образовании камней в печени, при сердечных отёках, при вздутии живота. Эфирное масло, получаемое из плодов, втирают в онемевшие места при параличе, в суставы при подагре, ревматизме, полиартритах. Отваром хвои можжевельника спринцуются при трихомонадном кольпите, а отвар коры пьют при половом бессилии. Отвар веток иногда используется в борьбе с водянкой.

ВОСПАЛЕНИЕ ПРИДАТКОВ. При воспалении, болях в народе советуют жевать свежие ягоды можжевельника, начиная с 4 ягод в день, увеличивая их приём по ягодке до 1/3-ти, затем обратно уменьшая до 4-х. Это самый эффективный метод лечения. При необходимости для спринцевания готовят отвар из ягод можжевельника (из расчёта 1 столовая ложка ягод на 0,5 л воды).

РАК ЖЕЛУДКА, КИШЕЧНИКА. 1 столовая ложка ягод на 1 стакан холодной кипячёной воды, настоять 2 часа, временами помешивая. Принимать по 1 столовой ложке 3-4 раза в день за 15-20 минут до еды. МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ (хроническое воспаление, выделение в моче белка).

ПСОРИАЗ. 2 чайные ложки измельчённых ягод залить 2 стаканами кипятка, настоять до остывания, процедить, добавить сахар и на водяной кипящей бане варить до состояния сиропа. Принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день. (Думаю, это можно рассматривать как составную часть комплексного лечения.)

ГЕРПЕС. Перемолоть в кофемолке 2 столовые ложки сухих ягод, залить на уровне порошка небольшим количеством водки, настоять 2 недели. При первых признаках назревания герпеса смазывать его 2-3 раза в день. ДЕРМАТИТ. При кожном заболевании измельчить 200 г веток, залить холодной водой на 2 часа, затем прокипятить на малом огне 20 минут, процедить и влить в ванну. Принимать 20 минут через день, в течение 10 дней.

АРТРАЛГИИ, МИАЛГИИ. 15 г ягод настоять в 100 мл водки пару недель и использовать для растираний. (Когда болезни ревматоидного характера.) АСТЕНИЯ, ЦЕРЕБРАСТЕНИЯ, ДИЭНЦЕФАЛЬНЫЕ ПАРОКСИЗМЫ, ИШЕМИЯ МОЗГА. 1 столовую ложку ягод залить 200 мл кипячёной воды комнатной температуры, настоять 8-10 часов, принимать по 1 столовой ложке 3-4 раза в сутки в течение 1,5-2 месяцев.

СЕРДЕЧНАЯ БОЛЬ. Для снятия боли в области сердца съесть, хорошо разжевав, 10 ягод — и через 15-20 минут боль проходит.

При сборе шишкоягод можжевельника ни в коем случае нельзя допускать примеси ягод можжевельника казацкого — они сильно ядовиты и внутрь не назначаются. Выявлено практикой, что плоды можжевельника обыкновенного при длительном употреблении в неумеренных дозах раздражают почечную паренхиму, могут вызвать гематурию — кровотечение. Противопоказан можжевельник при остром гломерулонефрите, острых нефритах, нефрозонефритах. Не рекомендуется он при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, острых гастритах и колитах. Противопоказан можжевельник при беременности. Не рекомендуется при водянке. Нельзя назначать лечение на длительный срок – свыше 1,5-2 месяцев[1].



[1] Ахмедов Р. Б. Растения – твои друзья и недруги. – Китап: Уфа, 2006. – С. 154-155.

Источники сведений

  1. Ахмедов Р. Б. Растения – твои друзья и недруги. – Китап: Уфа, 2006. – С. 154-155.
  2. Башкиры / отв. ред. Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – М.: Наука, 2016. – 662 с.
  3. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятников. Изд.2. Спб, 1799. Ч. 1-2. – С. 101-102.
  4. Давлетшина З. М. Декоративные изделия в обрядах жизненного цикла башкир. – Уфа, 2012. – 208 с.
  5. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. В 4 кн. Кн.1. СПб., 1971. – С. 32-35
  6. Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф. Г. Хисамитдиновой. – Уфа, 2009. – С. 225.
  7. Минибаева З. И. Лечебные заговоры в народной медицине курганских башкир и алтайских народов // Урал – Алтай: через века в будущее: Мат-лы III Всерос. тюркологической конф. – Уфа, 2008. Т.2. – С. 149-153.
  8. Минибаева З. И. Народная медицина башкир Курганской области (конец XIX – начало XXI в.). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Уфа, 2011. С 4-5.
  9. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб, 1899.
  10. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Извлечения. Уфа, 2007. – С. 136.
  11. Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. – СПб, 1802. – С. 33-34.
  12. Сидоров В. Исследователи края башкирского. Век XVIII. – Уфа, Китап, 1997. – С. 183-184.
  13. Хисаметдинова Ф. Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН. – С. 370-372.
  14. Хисамитдинова Ф. Ғ. Башҡорт мифологияһы: Белешмә-һүҙлек. – Өфө: Ғилем, 2002. – 126 б. – 21-се бит.


Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Исмагилова Фарида Ахатовна (1959 г.р.)

Тип ответственности: информант.

Место работы/Адрес: Баймакский район, д. Сосновка

 

ФИО: Асадуллина Гульсум Махмутовна (1966 г.р.)

Тип ответственности: информант.

Место работы/Адрес:    Абзелиловский район, д. Ишбулдино

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: Отдел нематериального этнокультурного достояния

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Историческое бытование

Наиболее ранние сведения о народной медицине башкир содержатся в трудах известных ученых и путешественников XVIII-XIX вв. – И. Г. Георги (1799), И. И. Лепехина (1802), П. С. Палласа (1809), П. И. Небольсина (1854), И. М. Казанцева (1866) и др. Большое место в их научных изысканиях занимала лекарственная флора, ими был собран ценный материал о растениях, минералах и различных органических веществах, применяемых местным населением в качестве лечебных средств.

Значительный вклад в изучение традиционной медицины внесли С.И. Руденко и последующее поколение этнографов[1].

С конца XIX столетия изучение традиционной медицины башкир заметно активизировалось, что было связано с деятельностью в южноуральских губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами В. А. Арнольдовым (1894) и Д. П. Никольским (1899) полевые этнографические материалы послужили основанием для дальнейшего развития изучения народной медицины.

Отдельные аспекты темы нашли отражение в работе А. Алимгулова (1915). Следует отметить, что в дореволюционный период эта тема не являлась предметом специальных исследований, шел главным образом процесс накопления этнографических материалов.

Выдающийся вклад в изучение этнографии башкир, в том числе их традиционной медицины, внес известный ученый-этнолог С. И. Руденко (1925; 1955). Однако вопросы медицинских знаний и навыков лечения болезней не стали предметом обстоятельного изучения.

Рост интереса исследователей к проблемам народной медицины наметился в конце 1970-х гг., что было связано с проведением в 1975 году в Ленинграде Всероссийской научной конференции этнографов и антропологов, одним из центральных вопросов которой были теоретико-методологические проблемы изучения народной медицины как важнейшего компонента духовной жизни этноса. Это явилось импульсом к активизации научных исследований, появлению работ, посвященных изучению народных медицинских знаний. Одной из таких работ стала, к примеру, монография ученого-врача В. З. Гумарова «Башкирская народная медицина», изданная в 1985 г. В 1991 г. вышла в свет книга Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир (XIX-XX вв.)», где достаточно полно затрагиваются вопросы лечения детских же болезней[2].



[1] Башкиры / отв. ред. Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – М.: Наука, 2016. – С. 249.

[2] Минибаева З. И. Народная медицина башкир Курганской области (конец XIX – начало XXI в.). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Уфа, 2011. С 4-5.