Обряд коллективной помощи по обмазыванию глиной дома у башкир (башк. «өй һылау йолаһы»)

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-040
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Обряд коллективной помощи по обмазыванию глиной дома у башкир (башк. «өй һылау йолаһы»)



Описание

До наших дней не потеряли актуальности коллективные помочи, проводимые при строительных работах. Обряд коллективной помощи по обмазыванию глиной дома у башкир (башк. «өй һылау йолаһы») проводился весной и осенью.

Справочная информация

Описание

Для того чтобы сделать помещение более теплым, башкиры обмазывали глиной практически все постройки: саманные и бревенчатые дома, бани, сараи, амбары и клети. В некоторых регионах, например, в Курганской области, башкиры возводили дома полностью из глины (башк. «балсыҡ өй»), набивая деревянные формы глиняным раствором до необходимой высоты. Башкиры Оренбургской, Саратовской областей, а также Хайбуллинского, Зианчуринского, Куюргазинского районов, изготавливали из глины саманный кирпич, который впоследствии использовали для строительства домов («саман өй»). 

Традиционная практика коллективного обмазывания глиной имеет глубокое значение, выходящее за рамки практического применения. Рабочий процесс регулировался целой системой ритуалов и обычаев, связанных с древними мифологическими убеждениями и религиозными воззрениями. Каждое действие выполнялось в определенной последовательности, которая, как считалось, обеспечивала благополучие в доме, семье, жизни.

Обмазка стен глиной - тяжелая работа. Работать нужно быстро и слаженно, чтобы готовый глиняный раствор не успел засохнуть. Поэтому обмазку проводили в выходные дни, приглашая на помощь родственников и односельчан: чем больше, тем лучше. Башкиры верили, что благодаря  коллективной работе многих людей дом будет многодетным, в нем поселится счастье. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Порядок работы.

Глину, необходимую для обмазки, заготавливали в конце июня. Считалось, что к этому времени глина «созревает» и замешанный на ней раствор плотно прилипнет к стене, не отслоится. На месте, где была взята глина, обязательно оставляли монеты, зерна пшеницы, ломтики хлеба, произносились пожелания и просьбы: «Хозяин земли, будь доволен, заберу свою долю».

Если работа предполагалась большой, то глиняную смесь готовили в специально вырытых больших ямах. Собирались на помочи по 30-40 человек: мужчины, женщины и дети. Глину начинали месить дети, босыми ногами, так как считалось, что работу нужно начинать с чистых душ. Мужчины мешали глину, подносили смесь женщинам, а они дружно и быстро обмазывали стены.

Сейчас дома утепляются другими строительными материалами, используют глину в основном для хозяйственных построек: сараев, клетей, летних домов (башк. «аласыҡ»). Приглашают на обмазывание дома обычно 5-10 женщин. Для замеса глины используют большие емкости или корыта. Заранее собирают кизяк, добавляют глину, воду. Раствор месится ногами.

Обмазка стены начиналась с восточной стороны, работу обычно начинала женщина, у которой рука считалась легкой. Она приговаривала:

Бисмилләһир-рахмәни рахим.

Ҡул артым еңел булһын,

Был донъялар аман булһын.

Нигеҙҙәре ҡотло булһын,

Имен-аман йәшәһендәр.

Балалары, малдары тыуып торһон,

Мөхәббәтле йорт булһын!

 

Бисмиллахи - рахмани рахим.

Моя рука легкая,

Пусть будет мир на земле,

Пусть дом будет благополучным,

Пусть живут в добром здравии.

Пусть рождаются дети, скот,

Пусть в доме царит любовь!

 Закончив работу, старшая по возрасту женщина брала горсть глины, прикрепляла его в угол стены, обращенный в сторону Киблы, и говорила: «Это не моя рука, это рука Гайши Фатимы». Считалось, что произнесение имен этих двух святых и оставление отпечатка ладони – помогает в исцелении от различных болезней, защищает от нечистой силы, сглаза хозяев, приносит благополучие в дом.

В некоторых деревнях в юго-восточной и южной части Башкортостана сохранился обычай поддержания духа рабочих (башк. «сәсмә күтәреү») Пожилые женщины, не участвующие в процессе работы, угощали работающих хлебом, маслом, курутом, медом, произносили благопожелания хозяевам дома. 
Современное бытование

Аутентичная форма. Район распространения – юго-восточный, южный районы Республики Башкортостан.

Формы сохранения и использования объекта

Ансамбль «Сурень» д. Ибрай Зианчуринского района воссоздал обряд коллективной помощи по обмазыванию глиной дома в виде сценического номера, участвовал с ним в телевизионном конкурсе «Баик». Жители с. Новозирган Хайбуллинского района ежегодно проводят праздник «Балсык байрамы» (Праздник глины).

Источники информации

«Башкирское народное творчество» Т.1. Уфа: Китап, 1995.

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Бытовая, наследственная