Народный фольклорный ансамбль «Сонэкэй» Умировского СДК Бакалинского района Башкортостана – хранитель традиционного музыкального фольклора кряшен

Категория объекта:
Народное исполнительство
Этнокультурная принадлежность:
кряшены
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-032
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Видео Сюнэкэй гостевые песни


Размер файла: 14 MБ

Описание

Фольклорный ансамбль «Сонэкэй» с. Умирово Бакалинского района Башкортостана представляет уникальный традиционный пласт культуры кряшен, который сформировался на основе общекряшенских традиций, при этом имеет местные особенности. Ансамбль исполняет песни многих жанров, образцы традиционного фольклора, утраченные в других регионах.

Справочная информация

Описание

Село Умирово (башк. Үмәр. Умар) Бакалинского района основано в 1795 г. кряшенами казачьего сословия. Название села связано с именем богатого казака Умеркэй и протекавшей рядом речки Умировки. В 1816 г. в селе насчитывался 31 двор, в котором проживало 98 мужчин и 93 женщин. Крестьяне пользовались лавкой Горбунова Ивана Николаевича. В 1834 г. в деревне было 45 дворов. В архивных документах указаны фамилии некоторых жителей села – Досаев, Тереков, Мукаев, Васильев, Ирменеев, Тугулбаев, Айтуганов, Досманов, Прокофьев, Ишметенев, Байтеряков, Тольмачев, Ишменеев, Айдагулов, Досминов, Ишмаметев, Утешев, Чулонов, Коменеев, Юзеев, Тугульбаев, Юлдашев, Леонтьев, Байтдынов, Досманов. В 1842 г. их перевели на новое место службы в Нагайбакский район Челябинской области. В конце XIX – начале XX в. в селе было около 300 домов (расположенных вдоль реки) с населением примерно 2000 чел. Купец Горбунов Николай Иванович имел свой магазин. Владельцем большого кирпичного дома был Марков Андрей. Земля находилась в руках общины, после столыпинской аграрной формы крестьяне получили отруба. Среди зажиточных крестьян были: Горбуновы, Красновы, братья Павловы Дмитрий и Павел. Краснов Павел Егорович с компаньоном Красновым Алексеем Даниловичем имел маслобойку (делали конопляное и льняное масло) и шерстобитку. Греков Иван Павлович имел колбасный цех. Крестьяне занимались земледелием (сеяли ячмень), пимокатством, пчеловодством. В советские годы здесь действовали литейный и кирпичный заводы, доменная печь, мельница, ферма. Первый клуб открылся в 1930 г. В 2010 г. численность населения составляла 471 чел.

Село Умирово привлекает внимание многих исследователей кряшенского фольклора по причине самобытности и хорошей сохранности. В 2000-х гг. сбором музыкального фольклора занимлись преподаватели и студенты Казанской государственной консерватории. По результатам фольклорных экспедиций 2000–2003 гг. З.Н. Сайдашева и Л.И. Трифонова опубликовали фольклорный сборник, в котором значительное место заняли песни села Умирово. В последующем в селе фольклор кряшен записывали А.Т. Ильясова и Г.И. Трофимова. В 2021 г. Ф.Г. Галиева также сделала записи и изучила фольклор с. Умирово.

Музыкальный фольклор с. Умирово во многом сохраняется благодаря деятельности фольклорного ансамбля «Сонэкэй» (обр. 1987). Его своеобразие заключается в хорошей сохранности традиций, которые в других регионах утрачены, и в разнообразии жанров исполняемых песен. Это гостевые и свадебные (мәҗлес һәм туй көйләре), поминальные (мәет көйләре), рекрутские (солдат озату көйләре) песни. Есть песни, исполняемые на помочах (өмə), песни календарного цикла – аграрного и православного календаря.

В с. Умирово сохранились песни, приуроченные проводам призывников в армию – рекрутские песни (солдат озату көйләре, никрут кое). Они раньше звучали в домах, со временем – также у призывного пункта с. Бакалы, дважды в год, весной и осенью, у строя новобранцев. Традиционные рекрутские напевы имеют тот же тип формульных интонаций, что и свадебные, ангемитонику, но в большинстве случаев в них присутствует минорный колорит и нисходящая интонация трагического вздоха.

Более поздний пласт культуры составляют жанры лирических песен, появившиеся у кряшен под влиянием казанских татар и башкир – напевы уличных гуляний (урам һәм авыл көйлəр), такмаки (такмаклар) и шуточные песни (кыска көй). Также в репертуаре зафиксированы русские песни, бытующие в переинтонированном виде. Например, песня «Айлар биек», является вариантом известной песни «Распрягайте, хлопцы, коней». Ряд песен стилизован под русские песни.

В с. Умирово большинство текстов песен не закреплено за определенной мелодией. Неслучайно в народе не употребляется слово җыр (песня), а говорят көй (напев). З.Н. Сайдашева и Г.И. Трофимова также отмечают, что кряшены поют «наборными» текстами, то есть на один напев подбираются отдельные законченные по смыслу строфы, порой случайно сочиненные одним из участников ансамбля. В результате один «мелодический тип» может представлять разные жанры (свадебный, рекрутский, гостевой, лирический), так же как один жанр может быть представлен разными «мелодическими типами». Например, популярная песня казанских кряшен «Әкрен кирәк» у бакалинцев в 2000-х гг. зафиксирована как гостевая, свадебная и лирическая песня.

Из музыкальных инструментов, по полевым материалам Ф.Г. Галиевой, в дореволюционное время в Умирово бытовали самодельные скрипки, до Великой Отечественной войны делали балалайки, играли на фабричных мандолинах. Скрипки изготавливали из вяза. Для струны использовали волосы из хвоста лошади. Для смычка – кишки козы (предпочтительнее) или овцы. Скрипки бытовали до 1980-х гг. Гармонику информаторы характеризуют как инструмент, который при их жизни был всегда, его привозили из базаров из Татарии и делали сами. Например, в с. Умирово тальянку делал Семен Дмитриевич Чухаев. В настоящее время гармоника является непременным музыкальным аккомпанирующим инструментом фольклорного ансамбля «Сонэкэй». В селе есть исполнители на балалайке.

Исполнительское своеобразие ансамбля «Сонэкэй» заключается в следующем: тесное расположение голосов (в амбитусе квинты, сексты) и с октавным удвоением (октавный параллелизм), гетерофонные фактуры. В ладоинтонационной организации отсутствуют попевки, основанные на ангемитонных (терцово-секундовых) трихордах в объеме кварты. Поэтическая форма песенных текстов преимущественно строфическая. Немало песен представлено с рефренными композициями (рефрен используется между строками). Аналогично русским протяжным песням не используются припевы, исключением являются песни в жанре такмак и кыска көй, исполнение которых приближается к стилю башкир и казанских татар. В других случаях композиция песенной строфы усложняется обилием использования внутислоговых распевов, повтором и вставками отдельных слов и фраз. С точки зрения композиционной роли, эти приемы сходны с русскими протяжными песнями. Междометия (ай, ой, эй, и, эх) служат усилению эмоционального начала, используются в начале строки или перед отдельным словом, озвучиваются без распева. Распевы чередуются с декламационным изложением. В песнях кряшен наиболее употребителен «цепной запев»: каждая строка начинается с повторения предыдущей концовки, иногда с вариантными изменениями. В отличие от русских, у кряшен мелодические повторы не совпадают со словесными.

В репертуаре ансамбля также песни кряшен Татарстана и Челябинской области. Большим интересом пользуется показ свадебного обряда.

Ансамбль «Сюнэкэй» получил звание народного в 2000 г. Является лауреатом многих конкурсов и фестивалей, в том числе: Республиканского фестиваля народного творчества «Самоцветы Башкортостана» (2007), Республиканского фестиваля народного творчества «Семейная мозаика» (2008), Республиканского фестиваля-марафона национальных культур народов Республики Башкортостан (2011), фестиваля народного творчества «Башкортостан – ты все в моей судьбе!», посвященного 100-летию образования Республики Башкортостан (2019). Победитель Республиканского телевизионного фестиваля народного творчества «На рубеже тысячелетий» (2000). Обладатель Гран-при районного фестиваля народного творчества «В единстве с Россией» (2007) Среди наград также: Почетная грамота за участие в зональном туре Республиканского фестиваля народного творчества «Самоцветы Башкортостана» (2007), Почетная грамота за участие в Республиканском фестивале народного творчества «Семейная мозаика» (2008).
Техники/Технологии, связанные с объектом

Дети и подростки осваивают местные традиции благодаря участию в совместном исполнении. В репертуаре кряшенских фольклорных коллективов некоторые песни возрождаются благодаря фиксации в более раннее время. 

Источники сведений

Алъмеева Н.Ю. Календарное пение татар-кряшен и его роль в этнокультурологических реконструкциях // Языки, духовная культура и история тюрков. Традиции и современность: Тр. между нар. конф.: В 3 т. М., 1997. Т. 2. С. 187-190.

Альмеева Н.Ю. Гетерофонная фактура (опыт анализа архаического многоголосного пения татар-кряшен) // Судьбы традиционной культуры: Сб. ст. и мат. памяти JI. Ивлевой / Рос. ин-т истории иск-в. СПб., 1998. С. 195-220.

Альмеева Н.Ю. Песенная культура татар-кряшен: Жанровая система и многоголосие: Автореф. дис. ... канд. искусствовед. Л., 1986. 18 с.

Альмеева Н.Ю. Традиционное пение кряшен как фактор этнокультурной самоидентификации // Кряшенская духовная миссия. http://www.missiakryashen.ru/ (дата обращения: 01.09.2021).

Альмеева Н.Ю. Традиция гостевого общения у татар-кряшен // Зрелищно-игровые формы народной культуры: Сб. науч. ст. / ред. и сост. JI.М. Ивлева; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л., 1990. С. 180-191.

Баязитова Ф.С. Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении М.: Наука, 1986. 248 с.

Бикбулатов К.Ш. Нардуг традиционных танцев татар-кряшен // Искусство Татарстана: пути становления. Казань, 1985. С.53-68.

Галиева Ф.Г. История изучения кряшен Башкортостана // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2021. № 4 (104). С. 72-79.

Гималтдинова И.И. Традиционные праздники татар-кряшен Бакалинского района Республики Башкортостан // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С. 614-617.

Ильясова А.Т. Церковно-певческая практика татар-кряшен: Автореф. дис. … канд. искусствовед. Казань, 2008. 24 с.

Ильясова А.Т. Церковно-певческая практика татар-кряшен в аспекте историко-стилевой вариантности песнопений // Музыковедение. 2008. №4. С. 47-53.

Народные песни кряшен Башкортостана: (Бакалинский район) / под общ. ред. 3.Н. Сайдашевой; Казанская консерватория. Казань, 2008. 200 с. (Памятники татарского народного музыкально-поэтического творчества; Выл. 3).

Песни татар-кряшен / под общ. ред. И.И. Земцовского; сост. Н.Ю. Альмеева. Вып. 1. Пестречинская (примешинская) группа. СПб.; Казань, 2007.

Соколовский С.В. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. 2-е изд. Набережные Челны: КряшИздат, 2009. 248 с.

Татары / отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко. М.: Наука, 2001. 583 с. (Народы и культуры). 

Трофимова Глюза Ильясовна. Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана: автореферат дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 [Место защиты: Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова]. Казань, 2009. 24 с.

Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX нач. XX вв.): Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. 196 с.

Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: ПИК «Дом печати», 2002. 248 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Марков Геннадий Павлович, руководитель национально-культурного центра кряшен Башкортостана.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Возрождение традиций при поддержке государственных органов и национально-культурного центра кряшен Башкортостана (1998).

Предметы, связанные с объектом
Традиционная одежда кряшен. 
Современное бытование
Бакалинский район Республики Башкортостан, село Умирово.
Историческое бытование
Село Умирово Бакалинского уезда Белебеевской волости Уфимской губернии.  
Сведения об особенностях
Состояние бытования
С разрушением общинных связей утрачивается фольклор гостевого цикла. Традиционный календарно-обрядовый фольклор вышел из активной формы бытования. В то же время кустовое расположение кряшенских сел, сохранение их численности в селениях, преимущественно внутриэтнические (кряшенские) браки способствовали сохранению многих образцов фольклора. Продолжению традиций способствует организация деятельности при местной школе детского фольклорного ансамбля «Сандугач». Он является обладателем Гран-при конкурса-фестиваля кряшенской песни «Рождественская звезда» (2016) и обладателем других наград.


Исключительность/ценность

Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнокультурных традиций. 



Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение в естественной форме с учетом меняющихся социально-экономических условий.


Форма бытования
Смешанная: аутентичное бытование и реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования.

Этнологический аспект

Кря́шены – этническая группа, считающая себя самостоятельным этносом, но рядом исследователей называемая этноконфессиональной группой татар. При подготовке Всероссийской переписи населения 1926 г. кряшены в «Перечне народностей» были обозначены как народность, которая «указана неточно». Было зафиксировано 101,4 тыс. кряшен. После 1926 г. в советских переписях кряшены учитывались в составе татарского народа. В октябре 2001 г. кряшены приняли декларацию о самоопределении, год спустя одобренную Межрегиональной конференцией кряшен РФ. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года, кряшены получили статус субэтнической группы татар.  

Религией кряшен является православие.

Ареал расселения включает Башкортостан, а также Татарстан, Удмуртию, Чувашию, Челябинскую, Самарскую и Кировскую области. В Республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе, в сёлах Старые Маты и Новые Маты (Арияш), Новое Иликово, Умирово, Новые Балыклы, Бузюрово, Утарово, Кураз, Старый Азмей (совместно с башкирами), а также с. Бакалы, Ахимпаново, Курчеево, Старые Шарашлы.  По мнению ряда исследователей, к числу бакалинских кряшен могут быть отнесены 4 деревни Илишевского района (б. Бирский у. Уфимской губ.) – Надырово, Минеуз Вотский, Шилали Вотские, Юлдашево Верхнее или Новый Киргиз; их предками были удмурты.

Татарские этнографы в процессе этнотерриториального районирования выделили восточно-закамскую подгруппу кряшен, куда включили Мензелинский и Белебеевский уезды Уфимской губ. В их формировании приняли участие финно-угорские (мари, удмурты, мордва), кипчакско-ногайские, елабужские кряшены, чуваши, башкиры.

Татарские исследователи язык кряшенов Башкортостана относят к бакалинскому подговору нижнеприкамского говора татарского языка. Включает деревни: Старое Азмеево, Бузюрово, Новые Балыклы,  Новые Маты  (Арияш), Новое Иликово. В говоре кряшенов прослеживается два слоя: древний (система родства, обрядовая практика) и более поздний (обрядово-культовая терминология православного происхождения). По полевым материалам, сами кряшены свой язык называют кряшенским.

Этнокультурные особенности кряшен Башкирии обусловлены сложной этногенетической и этнокультурной историей, изолированностью носителей православной культуры в тюркско-мусульманском окружении. Христианский образ жизни обусловил способы и традиции хозяйствования, формы духовной жизни и связанные с ними праздники и обряды. 


Исторический аспект

Есть несколько версий происхождения кряшен. Известный этнолог Р.Г. Кузеев обобщил сведения предшественников в процессе изучения этногенетической истории Волго-Уральского региона, сделав акцент на этническую многокомпонентность и этнотерриториальное разнообразие. Он пишет, что этническая общность кряшены сформировались в результате обращения части татар, а также марийцев, удмуртов, мордвы и чувашей в христианство. В первой половине XVIII в. многие кряшены Предкамья были переселены в Восточное 3акамье. Более 42,7 тыс. проживало в Казанской губ., остальные в Вятской, Симбирской, Уфимской губерниях. Кряшены на рубеже XIX–ХХ вв. расселялись на обширной территории от правобережья Волги на западе до башкирского Зауралья на востоке. Опираясь на работу П. Небольсина, Р.Г. Кузеев отмечает, что у предкамских кряшен в конце XIX в. одежда имела по покрою большое сходство с одеждой финно-угорских народов. Восточная часть кряшенов также имеет сложное происхождение. В отличие от западных кряшен, вобравших в себя христианизированные финно-угорские народы и чувашей, восточные кряшены включили крещеных или крестившихся башкир, а также выходцев из Средней Азии.

Время формирования этнической общности кряшен ученые определяют по-разному. Р.Г. Кузеев называет XVIXVIII вв., хотя предполагает более раннее время. В работах Д.М. Исхакова, Р.И. Якупова, Ф.С. Баязитовой кряшены представлены как потомки тюркских племен, проживавших в Волго-Камском регионе, крещёных не позднее XII в. Составной частью кряшен до 1840-х гг. были нагайбаки (нагайбәкләр), в их этногенезе принимали участие ногайско-кипчакские племена, а также освобожденные из киргиз-кайсацкого (казахского) плена персиане, бухарцы, каракалпаки, арабы, армяне, турки, переселенные в данный регион и насильно крещеные. Не исключено и наличие славянских (русские), тюркских (чуваши), финно-угорских (мари, мордва, удмурты), а также крещеных башкир. К концу XVIII в. нагайбаки служили в Нагабайкской крепости Верхнеуральского уезда (у совр. Села Нагайбаково Бакалинского района Башкортостана), в то время как кряшены были «ясашным» населением; между ними поддерживались интенсивные брачные связи. Таким образом, в этносоциальном отношении бакалинские кряшены учеными определяются как смешанная подгруппа, интегрировавшая татар, тептярей, ассимилированных татарами чувашей, отчасти мордву, марийцев, а также мишарей.


Социологический аспект

По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. кряшен зафиксировано в России 24668 чел., в том числе в Татарстане 18760 чел., в Башкортостане 4510 чел., Удмуртии 650 чел. В Башкортостане основная часть кряшен проживала в Бакалинском районе (3,6 тыс. чел.).

К 2010 г. численность кряшен в России выросла до 34822 чел. (на 41.1%) и до 29962 чел. в Татарстане (на 59,7%). В Башкортостане их численность уменьшилась до 3801 чел.



Лингвистический аспект

Кря́шены – керәшеннәр, от рус. крещён.

Сонэкэй – от названия реки, протекающей рядом с селом – Сюнь, «с лаской».