Похоронные обычаи латышей Башкортостана Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
латыши
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-030
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеПохоронные ритуалы латышей сформировались в результате наслоения на лютеранские правила захоронения обычаев, появившихся в советское время, но со временем воспринимаемых как «латышские». Например, в годы гражданской войны из-за нехватки качественных пиломатериалов тело покойного, скрывая щели между досками, стали укрывать домотканым «латышским» одеялом, которое сталш расцениваться как маркер «латышскости». Некоторые обычаи появились в силу политических перемен, к примеру, из-за отсутствия пасторов молитвы стал произносить знающий их человек. Особенностью похоронных ритуалов латышей Башкортостана является также вариативность содержания и эмоционального тона. Иногда похороны по завещанию покойного сопровождались музыкой, лирическими песнями и танцами.Справочная информацияОписание
Материалы о похоронно-поминальных
ритуалах латышей Башкортостана на основе полевых исследований собраны Е.А.
Чегодаевым и изложены им в книге «Латыши Башкортостана: этническая история и
культура» (Уфа: Первая типография, 2024). Полевые исследования у латышей вместе
с Е.А. Чегодаевым проводила также Ф.Г. Галиева. Установлено,
что основной особенностью ритуалов местных латышей является то, что они проводились
в соответствии с канонами лютеранской церкви, но с местными особенностями.
Другой особенностью является различие проводов в зависимости от возраста и
условий смерти человека. Если смерть была трагической или умер ребенок, то ритуалы
проводились как трагедия. Иногда похороны по завещанию покойного сопровождались
музыкой, песнями и танцами. Обычай сохраняется до наших дней. Например, согласно
полевым материалам, по завещанию пожилой женщины с. Балтика, в день похорон, после
поминального обеда и вечером родные покойной и приглашенные пели латышские и
советские песни, под аккомпанемент гитары – песни Ю. Антонова и «Машины
времени». Подготовка
к смерти. До сих пор сохраняется традиция
заранее, еще при жизни, изготовлять гробы, хранить на чердаке дома или в другом
укромном месте. При смене места жительства иногда эти гробы люди возили с
собой. Заранее изготавливались специальные погребальные полотенца, на которых
вышивались эпитафии. Эти полотенца передавались по наследству и использовались
в дальнейшем на других похоронах. Обычаи после смерти. У латышей (главным
образом проживавших в сельской местности) покойных никогда не держали в доме, а
выносили в подсобные помещения, например, в холодные сени. Было традицией
дождаться всех родственников, многие из которых должны приехать издалека,
поэтому практиковались «отложенные похороны» - неделю спустя смерти и более. В
таких случаях покойного в летнее время) помещали во временную могилу, вырытую в
затененной части двора или в саду, обкладывали крапивой, иногда при наличии льдом,
сверху закрывали досками или брезентом.
Зимой покойного держали в не отапливаемом помещении. Подготовка к захоронению. Гроб украшается
веточками мирта и хвоей. Мирт кладут также на подушку по одной веточке с каждой
стороны от головы покойного. Покойному также в руку кладут мирт, а иногда и
листок с молитвой. В досоветское время отпевать покойного приходил пастор. В
советское время, когда пасторов не стало, библейские тексты стали читать церковные
старосты (пока существовал такой институт), либо кто-то из сельчан. В настоящее
время эту функцию выполняют люди, знакомые с обрядом и владеющие латышским
языком. Во время первой мировой войны (из-за нехватки
пиломатериалов для многочисленных убитых солдат) появилась традиция гробы
накрывать национальным шерстяным домотканым одеялом. Со временем это стало
традицией, которая поддерживается в Латвии до настоящего времени, как в лютеранских,
так и в католических приходах. Обряд имеет большое символическое значение: он
эмоционально близок ритуалу покрытия гроба национальным флагом, и стал как бы
одним из маркеров понятия «латышскость». Похороны. На похороны латыши
приходят по приглашению, что связано с организацией перекуса. В день похорон в
одной из комнат дома принято накрывать стол, на котором ставят бутерброды,
пирожки, бисквиты, другую выпечку, кофе и пиво. Траурная
процессия двигается к кладбищу, исполняя религиозные песни. Впереди похоронной
процессии несут могильный крест, к нему привязывают белую ленту с черной
каймой, концы которой расширяются. На одном конце ленты указываются фамилия,
имя и даты жизни умершего, на другом конце – отрывок текста из Святого Писания.
По пути следования колонны дорога посыпается смесью из хвойных иголок,
цветочных лепестков, блесток, нарезанных из цветной бумаги. Тело покойного на
руках несут мужчины с траурными повязками. На кладбище в довоенный период проводилось
отпевание, для этого существовали специально построенные часовни (kapliča). После захоронения мужчинам, которые несли
гроб дарят вязанные шерстяные варежки или носки. На могилах устанавливают кресты
(часто раньше они были чугунные, специально изготовленные в Латвии с
табличками) и памятники. Ритуалы после захоронения. Могилы
засаживали барвинком, латыши его называют Kapu mirtes (могильный мирт). После возвращения с кладбища устраивается
обед, на котором обязательно подают куриный суп и густой ягодный кисель (чаще
из черной смородины с добавлением ягод черноплодной рябины), который едят ложками.
Обед для приглашенных переходит в ужин. Вечером до ужина принято петь жалостливые,
«сиротские» песни («Остался без матери без отца, лес кругом стоит, а дом
пустой», «Tek saulīte tecēdama» = «Катиться солнышко, катиться»). Если похоронили
пожилого человека) не возбранялось петь светские песни и даже устраивать
танцы. Техники/Технологии, связанные с объектом
Организуется родственниками и родными усопшего по
его завещанию и при соблюдении местных обычаев.
Современное бытование
Бытование и
воспроизводство традиций в ареалах компактного расселения латышей. Источники сведений
Габдрафиков
И.М., Блинкена А.Я. Латыши // Народы Башкортостана: историко-этнографические
очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 413–130. Курило О.В.
Лютеране в России XVI–XX вв. Фонд «Лютеранское
Наследие». Wold Wide Printing,
2002. Попов Р. Латыши // Природа и люди. Иллюстрированный
журнал для семейного чтения. № 5. СПб., 1878. Рыжакова С.И. Dievturība.
Латышское неоязычество и истоки национализма. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999. 35 с.
(Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАН. № 121). Рыжакова С.И.
Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и
реформировании прошлого // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 216–275. Чегодаев Е.А.
Латыши // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М.: Перо, 2018. С.
356-372. Чегодаев Е.А.
Латыши Башкирской АССР в первые годы советской власти: факторы выживаемости и
сохранения этничности // Известия Уфимского научного центра РАН. 2013. №2. С.
115–122. Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: этническая история и культура. Уфа:
Первая типография, 2024. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Чегодаев
Евгений Анатольевич, кандидат исторических наук, исследователь и автор
монографии по этнической истории и культуре латышей Башкортостана. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества
Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Сохраняются некоторые традиционные обычаи. Исключительность/ценность Представляет собой вариант развития этнических традиций. Способы передачи традиции Из поколения в поколение передаются знания о традиционных обычаях. Форма бытования Аутентичная. Этнологический аспект Религией
латышей, по материалам переписи В
области хозяйственной деятельности латыши внесли большой вклад в развитие
земледелия, уделяя большое внимание улучшению качества земли, повышению
урожайности, выращиванию новых культур. Выращивали рожь, ячмень, овес, коноплю,
лён, красный клевер, корнеплоды, одни из первых в Уфимской губернии начали
культивировать скороспелые сорта картофеля. В области молочного животноводства впервые
в Уфимской губернии создали маслоделательную артель (1905 г., колония Ауструм).
Латыши первыми на Южном Урале освоили рамочное разведение пчел. Большого
мастерства достигли в области изготовления бондарных изделий, столярной и
плетеной мебели, корзин, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства. Праздничный календарь включал семейные (в
том числе обряд конфирмации над юношами и девушками) и общественные
обряды и праздники, в том числе церковные (Рождество 25 декабря с устройством
елки для детей всего села в одном из домов, Пасха, Троица) и земледельческие. В
30-е – 50-е гг. XX
в. в латышских колхозах проводился так
называемый латышский «сабантуй» – Зеленый бал (Zala balle), приуроченный
окончанию весенних полевых работ. Силами историко-культурного центра «Село
Максим Горький» организуются Лиго, Рождество,
Мартыни, Праздник свечей, Пасха, Праздник хлеба, сыра и мёда. Исторический аспект Латыши́ (латвиеши, latvieši) – коренное
население Прибалтийского края и инфлянтских уездов Витебской губернии, Появление на
территории Башкортостана первых латышских поселений и жилищ происходило в последней
четверти XIX в. в связи с обезземеливанием латышских крестьян в прибалтийских
губерниях и наличием недорогих
реализуемых земель в Уфимской губернии. Благодаря строительству
Самаро-Златоустовской железной дороги переселенческое движение активизировалось,
особенно из Лифляндской (Вольмарский уезд) и Курляндской, отчасти из Витебской
губерний (латгальцы). Первым переселенцем считается И.Я Вейнберг, который в
|