Похоронные обычаи латышей Башкортостана

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
латыши
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-030
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Похоронные ритуалы латышей сформировались в результате наслоения на лютеранские правила захоронения обычаев, появившихся в советское время, но со временем воспринимаемых как «латышские». Например, в годы гражданской войны из-за нехватки качественных пиломатериалов тело покойного, скрывая щели между досками, стали укрывать домотканым «латышским» одеялом, которое сталш расцениваться как маркер «латышскости». Некоторые обычаи появились в силу политических перемен, к примеру, из-за отсутствия пасторов молитвы стал произносить знающий их человек. Особенностью похоронных ритуалов латышей Башкортостана является также вариативность содержания и эмоционального тона. Иногда похороны по завещанию покойного сопровождались музыкой, лирическими песнями и танцами.

Справочная информация

Описание

Материалы о похоронно-поминальных ритуалах латышей Башкортостана на основе полевых исследований собраны Е.А. Чегодаевым и изложены им в книге «Латыши Башкортостана: этническая история и культура» (Уфа: Первая типография, 2024). Полевые исследования у латышей вместе с Е.А. Чегодаевым проводила также Ф.Г. Галиева.

Установлено, что основной особенностью ритуалов местных латышей является то, что они проводились в соответствии с канонами лютеранской церкви, но с местными особенностями. Другой особенностью является различие проводов в зависимости от возраста и условий смерти человека. Если смерть была трагической или умер ребенок, то ритуалы проводились как трагедия. Иногда похороны по завещанию покойного сопровождались музыкой, песнями и танцами. Обычай сохраняется до наших дней. Например, согласно полевым материалам, по завещанию пожилой женщины с. Балтика, в день похорон, после поминального обеда и вечером родные покойной и приглашенные пели латышские и советские песни, под аккомпанемент гитары – песни Ю. Антонова и «Машины времени».

Подготовка к смерти. До сих пор сохраняется традиция заранее, еще при жизни, изготовлять гробы, хранить на чердаке дома или в другом укромном месте. При смене места жительства иногда эти гробы люди возили с собой. Заранее изготавливались специальные погребальные полотенца, на которых вышивались эпитафии. Эти полотенца передавались по наследству и использовались в дальнейшем на других похоронах.

Обычаи после смерти. У латышей (главным образом проживавших в сельской местности) покойных никогда не держали в доме, а выносили в подсобные помещения, например, в холодные сени. Было традицией дождаться всех родственников, многие из которых должны приехать издалека, поэтому практиковались «отложенные похороны» - неделю спустя смерти и более. В таких случаях покойного в летнее время) помещали во временную могилу, вырытую в затененной части двора или в саду, обкладывали крапивой, иногда при наличии льдом, сверху закрывали досками или брезентом.  Зимой покойного держали в не отапливаемом помещении.

Подготовка к захоронению. Гроб украшается веточками мирта и хвоей. Мирт кладут также на подушку по одной веточке с каждой стороны от головы покойного. Покойному также в руку кладут мирт, а иногда и листок с молитвой. В досоветское время отпевать покойного приходил пастор. В советское время, когда пасторов не стало, библейские тексты стали читать церковные старосты (пока существовал такой институт), либо кто-то из сельчан. В настоящее время эту функцию выполняют люди, знакомые с обрядом и владеющие латышским языком.

Во время первой мировой войны (из-за нехватки пиломатериалов для многочисленных убитых солдат) появилась традиция гробы накрывать национальным шерстяным домотканым одеялом. Со временем это стало традицией, которая поддерживается в Латвии до настоящего времени, как в лютеранских, так и в католических приходах. Обряд имеет большое символическое значение: он эмоционально близок ритуалу покрытия гроба национальным флагом, и стал как бы одним из маркеров понятия «латышскость».

Похороны. На похороны латыши приходят по приглашению, что связано с организацией перекуса. В день похорон в одной из комнат дома принято накрывать стол, на котором ставят бутерброды, пирожки, бисквиты, другую выпечку, кофе и пиво.

Траурная процессия двигается к кладбищу, исполняя религиозные песни. Впереди похоронной процессии несут могильный крест, к нему привязывают белую ленту с черной каймой, концы которой расширяются. На одном конце ленты указываются фамилия, имя и даты жизни умершего, на другом конце – отрывок текста из Святого Писания. По пути следования колонны дорога посыпается смесью из хвойных иголок, цветочных лепестков, блесток, нарезанных из цветной бумаги. Тело покойного на руках несут мужчины с траурными повязками.

На кладбище в довоенный период проводилось отпевание, для этого существовали специально построенные часовни (kapliča). После захоронения мужчинам, которые несли гроб дарят вязанные шерстяные варежки или носки. На могилах устанавливают кресты (часто раньше они были чугунные, специально изготовленные в Латвии с табличками) и памятники.

Ритуалы после захоронения. Могилы засаживали барвинком, латыши его называют Kapu mirtes (могильный мирт). После возвращения с кладбища устраивается обед, на котором обязательно подают куриный суп и густой ягодный кисель (чаще из черной смородины с добавлением ягод черноплодной рябины), который едят ложками. Обед для приглашенных переходит в ужин. Вечером до ужина принято петь жалостливые, «сиротские» песни («Остался без матери без отца, лес кругом стоит, а дом пустой», «Tek saulīte tecēdama» = «Катиться солнышко, катиться»). Если похоронили пожилого человека) не возбранялось петь светские песни и даже устраивать танцы. 

Поминки по умершим у лютеран больше не устраивались, но у латышей имеется особый кладбищенский праздник, который проводится на кладбище в летнее время, но не ранее праздника Троица. Эта традиция сохранялась и у латышей Башкортостана. 
Техники/Технологии, связанные с объектом
Организуется родственниками и родными усопшего по его завещанию и при соблюдении местных обычаев.
Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций в ареалах компактного расселения латышей.

Источники сведений

Габдрафиков И.М., Блинкена А.Я. Латыши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 413130.

Курило О.В. Лютеране в России XVIXX вв. Фонд «Лютеранское Наследие». Wold Wide Printing, 2002.

Попов Р. Латыши // Природа и люди. Иллюстрированный журнал для семейного чтения. № 5. СПб., 1878.

Рыжакова С.И. Dievturība. Латышское неоязычество и истоки национализма. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999. 35 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАН. № 121).

Рыжакова С.И. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реформировании прошлого // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 216–275.

Чегодаев Е.А. Латыши // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 356-372.

Чегодаев Е.А. Латыши Башкирской АССР в первые годы советской власти: факторы выживаемости и сохранения этничности // Известия Уфимского научного центра РАН. 2013. №2. С. 115–122.

Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: этническая история и культура. Уфа: Первая типография, 2024.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Чегодаев Евгений Анатольевич, кандидат исторических наук, исследователь и автор монографии по этнической истории и культуре латышей Башкортостана.

Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Комплекс государственных мер направлен на сохранение и популяризацию этнических традиций латышей. 
Предметы, связанные с объектом
Национальная кухня.
Историческое бытование
Латышские колонии Уфимской губернии.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Сохраняются некоторые традиционные обычаи.


Исключительность/ценность
Представляет собой вариант развития этнических традиций. 


Способы передачи традиции
Из поколения в поколение передаются знания о традиционных обычаях. 


Форма бытования
Аутентичная.


Этнологический аспект

Религией латышей, по материалам переписи 1897 г., была в основном лютеранская – 3211 чел. (82,9%), православные составляли 596 чел. (15,4%). Также были зафиксированы старообрядцы – 7 чел., католики – 13 чел., баптисты – 17 чел. Согласно полевым исследованиям, современные латыши Башкортостана сохраняют лютеранскую веру, но значительная часть стала православными христианами.

В области хозяйственной деятельности латыши внесли большой вклад в развитие земледелия, уделяя большое внимание улучшению качества земли, повышению урожайности, выращиванию новых культур. Выращивали рожь, ячмень, овес, коноплю, лён, красный клевер, корнеплоды, одни из первых в Уфимской губернии начали культивировать скороспелые сорта картофеля. В области молочного животноводства впервые в Уфимской губернии создали маслоделательную артель (1905 г., колония Ауструм). Латыши первыми на Южном Урале освоили рамочное разведение пчел. Большого мастерства достигли в области изготовления бондарных изделий, столярной и плетеной мебели, корзин, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.

Праздничный календарь включал семейные (в том числе обряд конфирмации над юношами и девушками) и общественные обряды и праздники, в том числе церковные (Рождество 25 декабря с устройством елки для детей всего села в одном из домов, Пасха, Троица) и земледельческие. В 30-е – 50-е гг. XX в.  в латышских колхозах проводился так называемый латышский «сабантуй» – Зеленый бал (Zala balle), приуроченный окончанию весенних полевых работ. Силами историко-культурного центра «Село Максим Горький» организуются Лиго, Рождество, Мартыни, Праздник свечей, Пасха, Праздник хлеба, сыра и мёда. 



Исторический аспект

Латыши́ (латвиеши, latvieši) – коренное население Прибалтийского края и инфлянтских уездов Витебской губернии, Появление на территории Башкортостана первых латышских поселений и жилищ происходило в последней четверти XIX в. в связи с обезземеливанием латышских крестьян в прибалтийских губерниях и наличием  недорогих реализуемых земель в Уфимской губернии. Благодаря строительству Самаро-Златоустовской железной дороги переселенческое движение активизировалось, особенно из Лифляндской (Вольмарский уезд) и Курляндской, отчасти из Витебской губерний (латгальцы). Первым переселенцем считается И.Я Вейнберг, который в 1878 г. приобрел земельный участок на территории современного Иглинского района республики. Первым латышским поселением стала колония Ауструм, основанная в 1881–1896 гг. при его участии как коммисионера между переселенцами и землевладельцем Заварницким.

К 1927 г. 78% латышских семей Башкирской республики имели середняцкие или середняцко-зажиточные хозяйства. По А.С. Бежковичу в республике у латышей был самый высокий удельный вес кулацких хозяйств – 58,8%. Латыши пережили коллективизацию и раскулачивание, выселение многих на спецпоселения, на угольные шахты Прокопьевска, на заготовку леса и пр. Массовым арестам латыши подверглись во время репрессий 1937-1938 гг. К концу 1930-х гг. латышские колонии были ликвидированы, крестьянские дворы стянуты в производственные центры – бригады и в центральные усадьбы колхозов. Было создано 6 колхозов с преобладающим латышским населением. Вместе с тем, латышские крестьяне отличались трудолюбием и профессионализмом, получив дипломы и медали ВДНХ. Широкую известность в 1930-е гг. получили рекорды доярок колхозов им. П. Стучка и «Маяк» Архангельского района Доры Бите и Леонтины Зельдер, успехи телятницы колхоза «Маяк» Анны Браже, работавшей на ферме по разведению племенного Бестужевского скота. Многие были удостоены высших государственных наград. 



Социологический аспект
Латыши составляют 62,1 % народонаселения Латвии (данные на 01.07.2011), или 1,3 млн. чел. В России – 18979 чел. На территории Башкортостана численность латышей достигла большей величины к концу XIX в.: в 1897 г. – 3873 чел., большая часть в сельской местности – 3801 чел. (98,1%). По переписи 1917 г., в Уфимском уезде латышское население в количестве 2351 чел. было зафиксировано в 63 сельских населенных пунктах, объединенных в колонии. В 1959 г. их численность составляла 3804 чел., в 1970 г. – 3500 чел., в 2002 г. –  1508 чел, в 2010 г. – 1117 чел. Латыши компактно расселены в Архангельском  районе – 284 чел. и Иглинском районе – 182 чел. Число латышей горожан составляет 575 чел, в т.ч. уфимцев – 378 чел. В сельской местности – 542 чел. Сокращение численности латышей объясняется ассимиляцией в результате межэтнических браков, высокой смертностью, низкой рождаемостью.


Лингвистический аспект
Основной язык латышей Башкортостана – латышский («латышецский»). В Башкортостане латышским языком владеет в основном старшее поколение, молодежь и среднее поколение изъясняются на русском языке.