Устные рассказы латышей Башкортостана о народных целителях

Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
латыши
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-028
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Устные рассказы, записанные от латышей Башкортостана, дают сведения об именах народных целителей, средствах (святая вода, продукты питания) и методах их лечения (в том числе дистанционно), силе влияния слова (молитвы, заговоры). В рассказах об Августе Гиркусе герой мифологизируется, наделяется сверхчеловеческими качествами, способностью влиять на поступки людей и домашних животных, талантом гипноза и предвидения.

Справочная информация

Описание

Латыши Башкортостана изучены Е.А. Чегодаевым и отчасти Ф.Г. Галиевой. Результаты исследований изложены в книге «Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: этническая история и культура» (Уфа: Первая типография, 2024) и статьях указанных авторов. Отдельное внимание Е.А. Чегодаевым уделено сбору устных рассказов о народных целителях, методам их работы.

Установлено отношение к ним как к одаренным свыше людям, нередко как к фольклорным, фантастическим персонажам. Приемы целительства латышей Башкортостана сложились в крестьянской среде на основной этнической территории, они были перенесены на башкирские земли и сильно стали утрачиваться в советские годы в силу политики государства отказа от всего традиционного. Тем не менее, в сельской местности некоторые обычаи сохранились по нескольким причинам. Во-первых, благодаря высокой грамотности латышского населения. Одной из традиций латышей, способствовавшей сохранению народной медицины, было ведение внутрисемейных записей заговоров и молитв, рецептов лечения людей и животных с описанием свойств лечебных трав и других средств. Во-вторых, причиной сохранения народных целительских практик было слабое развитие официальной медицины и тем более ветеринарии, особенно в сельской местности. В-третьих, они сохранились благодаря силе традиции и устойчивости традиционного мировоззрения. В-четвертых, из-за разочарования методами официальной медицины.

Устные рассказы сообщают имена знахарей. В с. Балажи Иглинского района это была Рэкис Минна Ивановна, она лечила (нередко дистанционно) молитвами, заговорами и заговоренными продуктами питания (соль, сахар, хлеб, конфеты). По рассказам очевидцев, она помогала людям, от которых отказались медицинские учреждения, среди таких пациентов – Екатерина Михайловна Лунник (Богданова), ныне живущая в д. Чкаловское Иглинского района. К Рэкис обращались за помощью не только местные жители, но и из других регионов страны и зарубежья (Украины, Молдавии). (Дубова Л. Б. 1950 г. р., д. Балажи Иглинского р-на РБ.)

В с. Максим Горький Архангельского района известной целительницей была Луция Земел (умерла в 1970-е гг.). Она заговаривала зубную боль, рожу, грудницу (мастит), колики у телят, другие заболевания у людей и домашних животных.

В с. Беисово Архангельского района Берзин Александр Якобович практиковал снятие порчи и сглаза методом накладыванием рук на больное место, а также на голову, плечи, в дальнейшем опуская их вниз вдоль тела с чтением молитв и заговоров. Считалось, что после снятия порчи нельзя было в течение 9 дней брать что-то из рук посторонних людей или что-то отдавать им, например, деньги, предметы, продукты питания и т. д. А. Берзин был также хорошим костоправом, лечил различные травмы, заболевания опорно-двигательного аппарата и позвоночника.

В с. Ауструм Иглинского района самым известным знахарем считался Август Гуркис. О нем записано больше всего устных рассказов. Есть также упоминание в документе ВКП(б), где его называли «шарлатаном», пользующимся «святой водой и словами», поэтому было принято решение насильно выселить за пределы колонии. Как показали полевые материалы Е.А. Чегодаева, в дальнейшем он продолжил практиковать в Архангельском районе БАССР. Помимо редкого дара целительства Гуркису приписывают способность гипноза, предвидения, умения угадывания мысли и желания людей. Например, в одном из рассказов повествуется о женщине, которая поехали к Гуркису на лечение, повезла с собой для оплаты услуг овечью шерсть, но потом передумала и спрятала в лесу. Гуркис женщину полечил, платы не взял, но напомнил не забыть забрать то, что она припрятала. (Штенберг Э.А. 1927 г. р., с. Ауструм Иглинского р-на РБ.) В другом рассказе целитель помог больному мужчине, который уже не вставал с постели. Родственники написали письмо Гуркису, и тот, не приезжая, помог мужчине вначале встать на ноги, затем самому приехать к целителю. (Бордукова Р.Р. 1940 г. р., г. Уфа.)

Рассказывают также о том, что Гуркис помогал не только латышам. Когда он гостил у дочери в с. Бакалдино, в дом зашел башкир, возвращающийся из Уфы в родную деревню Тереклы вместе со своим больным отцом, которого врачи отказались лечить. Гуркис попросил занести больного в дом, провел лечение, и с того дня отец башкира прожил еще 15 лет. (Ломжинская В.Я. 1951 г. р., с. Бакалдино Архангельского р-на РБ.)

В некоторых рассказах Гуркис предстает как обладатель таланта воздействовать на поступки людей. Описывается случай, когда в его двор забрались трое парней с целью кражи чугунного котла. Когда они попытались его поднять, то не смогли тронуться с места. Пришлось им стоять всю ночь, утром знахарь освободил их, сказав при этом, что у Гуркиса ничего украсть невозможно. (Эглит В.А. 1952 г. р., с. Тавтиманово Иглинского р-на РБ.) Рассказывают также о случае, когда происходили массовые репрессии латышей. В дом Гуркиса зашли люди арестовывать, тот попросил разрешения выйти в другую комнату переодеться. По возвращению оказалось, что милиционеры не могут подняться со стульев, так как у них отнялись ноги. (Вэйс М.Я. 1927 г. р., д. Горный Архангельского р-на РБ.)

Судя по устным рассказам, Гуркис влиял и на домашних животных. В одном хозяйстве захромала лошадь. Хозяйка пошла просить Гуркиса осмотреть, но тот отказался, заявив, что животное здорово. Женщина вернулась домой, где обнаружила, что Гуркис прав. (Жилко В.И. 1943 г. р., г. Уфа.)

История, связанная с даром гипноза. Однажды Гуркис нес тяжелую ношу и попросил мужиков, ехавших в попутном направлении, подвезти его. Те отказались, сославшись на то, что им некогда. «Ну, тогда стойте», – сказал Гуркис. На обратном пути, встретив их опять на том же месте, вроде как удивился и спросил: «Что вы тут стоите? Можете ехать дальше». Только после этого лошадь тронулась с места. (Эглит В.А. 1952 г. р., с. Тавтиманово Иглинского р-на РБ.)

В настоящее время практика целительства у латышей Башкортостана практически утрачена. Август Гуркис умер в начале 50-х гг. ХХ в., после этого народной медициной занималась его старшая дочь Ольга. Другие известные целители, такие как Александр Берзин, Минна Рэкис, Луция Земел также завершили свою практику в 1970-е гг. В последние годы выявлен единичный случай попытки лечения людей молитвами Жаном Вецис в с. Максим Горький Архангельского района. Из-за незнания молитв на родном языке, их он читает на русском. Вместе с тем, в народной памяти сохраняется память об удивительных целителях, спасших немало людей и домашних животных.

Характеризуя устные рассказы о народных целителях как фольклорный жанр, следует отметить в их сюжете наличие завязки, интриги и разрешения проблемы через объяснение способов целительства. В некоторых рассказах присутствуют заговоры и заклинания, используемые во время лечения. Их тексты наполнены яркими образами, символами, в них присутствуют как обращения к Богу и христианским святым, так и к древним мифологическим божествам: Маре, Лайме, Декле и другим, и даже включены персонажи народных сказаний, например, такие, как Кукажиня.

Отдельно следует сказать о рукописных сборниках с народными рецептами. Многие записи в рукописных сборниках были сделаны уже в советский период на территории Башкортостана. По рассказам сельских жителей, записи с заговорами они часто получали при посещении целителей, в т. ч. от А. Гуркиса. Особенно часто встречаются заговоры для лечения домашних животных, например, при коликах у телят.
Техники/Технологии, связанные с объектом
Передача сведений через рукописные материалы.
Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций в ареалах компактного расселения латышей.

Источники сведений

Габдрафиков И.М., Блинкена А.Я. Латыши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 413130.

Галиева Ф.Г., Чегодаев Е.А. Латыши Башкирии в источниках и материалах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Modern Research of Social Problems. 2014. №6 (38).

Курило О.В. Лютеране в России XVI–XX вв. Фонд «Лютеранское Наследие». Wold Wide Printing, 2002.

Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Стат. сборник / Отв. за вып. И.Б. Утяшева. Уфа, 2013.

Попов Р. Латыши // Природа и люди. Иллюстрированный журнал для семейного чтения. № 5. СПб., 1878.

Рыжакова С.И. Dievturība. Латышское неоязычество и истоки национализма. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999. 35 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАН. № 121).

Рыжакова С.И. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реформировании прошлого // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 216–275.

Чегодаев Е.А. Латыши // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 356-372.

Чегодаев Е.А. Латыши Башкирской АССР в первые годы советской власти: факторы выживаемости и сохранения этничности // Известия Уфимского научного центра РАН. 2013. №2. С. 115–122.

Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: этническая история и культура. Уфа: Первая типография, 2024.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Чегодаев Евгений Анатольевич, кандидат исторических наук, исследователь и автор монографии по этнической истории и культуре латышей Башкортостана.
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Комплекс государственных мер направлен на сохранение и популяризацию этнических традиций латышей. 

Предметы, связанные с объектом

Рукописные книги с рецептами от недугов у людей и домашних животных.

Историческое бытование
Латышские колонии Уфимской губернии. 
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Угасающая традиция. 


Исключительность/ценность

Представляет собой вариант развития этнической культуры. 



Способы передачи традиции
Из поколения в поколение передаются знания о традиционных способах лечения, нередко в письменном виде.


Форма бытования
Аутентичная.


Этнологический аспект

Религией латышей, по материалам переписи 1897 г., была в основном лютеранская – 3211 чел. (82,9%), православные составляли 596 чел. (15,4%). Также были зафиксированы старообрядцы – 7 чел., католики – 13 чел., баптисты – 17 чел. Согласно полевым исследованиям, современные латыши Башкортостана сохраняют лютеранскую веру, но значительная часть стала православными христианами.

В области хозяйственной деятельности латыши внесли большой вклад в развитие земледелия, уделяя большое внимание улучшению качества земли, повышению урожайности, выращиванию новых культур. Выращивали рожь, ячмень, овес, коноплю, лён, красный клевер, корнеплоды, одни из первых в Уфимской губернии начали культивировать скороспелые сорта картофеля. В области молочного животноводства впервые в Уфимской губернии создали маслоделательную артель (1905 г., колония Ауструм). Латыши первыми на Южном Урале освоили рамочное разведение пчел. Большого мастерства достигли в области изготовления бондарных изделий, столярной и плетеной мебели, корзин, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.

Праздничный календарь включал семейные (в том числе обряд конфирмации над юношами и девушками) и общественные обряды и праздники, в том числе церковные (Рождество 25 декабря с устройством елки для детей всего села в одном из домов, Пасха, Троица) и земледельческие. В 30-е – 50-е гг. XX в.  в латышских колхозах проводился так называемый латышский «сабантуй» – Зеленый бал (Zala balle), приуроченный окончанию весенних полевых работ. В наши дни силами историко-культурного центра «Село Максим Горький» организуются Лиго, Рождество, Мартыни, Праздник свечей, Пасха, Праздник хлеба, сыра и мёда.


Исторический аспект

Латыши́ (латвиеши, latvieši) – коренное население Прибалтийского края и инфлянтских уездов Витебской губернии, Появление на территории Башкортостана первых латышских поселений и жилищ происходило в последней четверти XIX в. в связи с обезземеливанием латышских крестьян в прибалтийских губерниях и наличием недорогих реализуемых земель в Уфимской губернии. Благодаря строительству Самаро-Златоустовской железной дороги переселенческое движение активизировалось, особенно из Лифляндской (Вольмарский уезд) и Курляндской, отчасти из Витебской губерний (латгальцы). Первым переселенцем считается И.Я Вейнберг, который в 1878 г. приобрел земельный участок на территории современного Иглинского района республики. Первым латышским поселением стала колония Ауструм, основанная в 1881–1896 гг. при его участии как коммисионера между переселенцами и землевладельцем Заварницким.

К 1927 г. 78% латышских семей Башкирской республики имели середняцкие или середняцко-зажиточные хозяйства. По А.С. Бежковичу в республике у латышей был самый высокий удельный вес кулацких хозяйств 58,8%. Латыши пережили коллективизацию и раскулачивание, выселение многих на спецпоселения, на угольные шахты Прокопьевска, на заготовку леса и пр. Массовым арестам латыши подверглись во время репрессий 1937-1938 гг. К концу 1930-х гг. латышские колонии были ликвидированы, крестьянские дворы стянуты в производственные центры – бригады и в центральные усадьбы колхозов. Было создано 6 колхозов с преобладающим латышским населением. Вместе с тем, латышские крестьяне отличались трудолюбием и профессионализмом, получив дипломы и медали ВДНХ. Широкую известность в 1930-е гг. получили рекорды доярок колхозов им. П. Стучка и «Маяк» Архангельского района Доры Бите и Леонтины Зельдер, успехи телятницы колхоза «Маяк» Анны Браже, работавшей на ферме по разведению племенного Бестужевского скота. Многие были удостоены высших государственных наград.


Социологический аспект
Латыши составляют 62,1 % народонаселения Латвии (данные на 01.07.2011), или 1,3 млн. чел. В России – 18979 чел. На территории Башкортостана численность латышей достигла большей величины к концу XIX в.: в 1897 г. – 3873 чел., большая часть в сельской местности – 3801 чел. (98,1%). По переписи 1917 г., в Уфимском уезде латышское население в количестве 2351 чел. было зафиксировано в 63 сельских населенных пунктах, объединенных в колонии. В 1959 г. их численность составляла 3804 чел., в 1970 г. – 3500 чел., в 2002 г. – 1508 чел, в 2010 г. – 1117 чел. Латыши компактно расселены в Архангельском районе – 284 чел. и Иглинском районе – 182 чел. Число латышей горожан составляет 575 чел, в т.ч. уфимцев – 378 чел. В сельской местности – 542 чел. Сокращение численности латышей объясняется ассимиляцией в результате межэтнических браков, высокой смертностью, низкой рождаемостью.


Лингвистический аспект
Основной язык латышей Башкортостана – латышский («латышецский»). В Башкортостане латышским языком владеет в основном старшее поколение, молодежь и среднее поколение изъясняются на русском языке.