Башкирское мясное блюдо на углях "Шешлек" в Баймакском районе

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-035
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Башкирское мясное блюдо на углях "Шешлек" в Баймакском районе


Размер файла: 31.8 MБ

Описание

Шешлек (башк. «шешлек») – блюдо из нарезанной на небольшие куски баранины, приправленное солью и дикорастущими растениями: диким луком (башк. йыуа), кисляткой (башк. ҡымыҙлыҡ), листьями смородины и вишни, корой ивы. Название блюда произошло от башкирского слова «шеш», которое обозначает ветку дерева с заостренным концом, используемую для жарки мяса на углях. Шешлек был полевым блюдом, его готовили в основном, во время весенних, летних и осенних сельскохозяйственных работ: выпаса скота, сенокоса и т.п.

Справочная информация

Описание

Первые упоминания о «шеш» можно обнаружить в башкирских эпосах. Например, в эпосах «Акхак-кола» (записан в 1907 Мухаметшой Бурангуловым) и «Кузыйкурпяс и Маянхылу» (записан в 1938 году Салямом Галимовым) есть такие строки: «...зайца освежил... и нанизал его на шеш» (башк. «ҡуяндың тиреһен тунап ботарлай ҙа, ...шешкә ҡаҙап ҡура») («Кузыйкурпяс и Маянхылу»), «Сегодня приснился сон, в огне увидел шеш, на шеш мясо» (башк. «Бөгөн төш күрҙем, ут ҡашында шеш күрҙем, шеш осонда ит күрҙем») («Акхак-кола»). В сборнике башкирских народных песен Гаты Сулейманова (1947 год) излагается история возникновения песни «Глубокое озеро, покрытое кувшинками» (башк. «Томбойоҡло тәрән күл»), в которой упоминается о том, что после свадьбы молодежь шла к горе Ирендык жарить «шешлек».

Древние башкиры использовали оригинальный способ хранения и приготовления мяса. На время длительной верховой езды кусок мяса, обернутый мешковиной, помещали под седло, от тряски оно отбивалось и теряло жидкость, а от лошадиного пота к тому же и просаливалось. В результате спустя некоторое время всадник получал готовое к приготовлению мясо. Его резали на куски и нанизывали на заостренную ветку из березы, черемухи и др. Шеш готовили на раскаленных углях. По словам информанта из Баймакского района Фирдата Гибадатова,  данный способ приготовления он перенял от своих деда и  отца.

Также, по словам известного фольклориста Раиса Низаметдинова, данный способ использовался для приготовления рыбы. В детстве они запекали ее на костре, нанизывая на ивовые или черемуховые ветки, которые называли «шеш», а блюдо, соответственно, - шешлек. В настоящее время, несмотря на то, что способ приготовления мяса на «шеш» трансформировался, стал более современным (используются разные виды мяса, готовые приправы, металлические шампуры, мангалы), традиционное название «шешлек» сохранилось.

Современное бытование
Аутентичная форма. Район распространения – Баймакский район Республики Башкортостан.
Источники сведений
Башҡорт теленең һүҙлеге: ике томда/Рәсәй Фәндәр академияһы. Башҡортостан ғилми үҙәге, тарих, тел һәм әҙ.институты. – М.: Рус.яз., 1993.

Предметы, связанные с объектом
Ветки ивы, черемухи, баранина, рыба
Источники информации
Первые упоминания о шеш имеются в башкирских эпосах. По словам информанта Раиса Низаметдинова, в детстве на речке, пойманные рыбы нанизывали на ветки ивы или черемухи, называли их шеш.