Приручение ловчих птиц у башкир. Соколиная охота

Категория объекта:
.
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
17.12.2020
Номер объекта:
06-004
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Приручение хищных птиц. Соколиная охота


Приручение хищных птиц. Соколиная охота. Часть 2



Описание

Охота с ловчими птицами – древнее занятие башкир. Упоминания о занятиях соколиной охотой есть в башкирских родословных, различных источниках XVIII – XIX веков, работах ученых-краеведов XIX – XX веков. Но уже в XIX веке охота с помощью ловчих птиц наблюдается редко, лишь изредка башкиры дрессировали беркутов для их последующей продажи в Казахстан и Среднюю Азию.

Справочная информация

Описание

Приручение хищных птиц происходило в несколько этапов. Обучая мальчиков охоте с беркутами, их, прежде всего, учат находить птенцов. Как правило, беркуты гнездятся на опушках леса или на скалах, а их гнезда выглядят как колпаки, надетые на верхушки деревьев. Облегчает поиск еще тот факт, что птицы используют одно и то же гнездо в течение нескольких лет и летают вокруг него парами. Обладая этими знаниями, башкиры заранее намечают место отлова птиц и выжидают вывод птенцов.

В записях исследователя Габдельахата Вильданова описывается способ поимки птенцов, когда сам ястреб спускает их на землю, чтобы научить летать. Охотники высматривают слабых птенцов, которые не смогут улететь. Намокшие в каплях росы, птенцы не могут взлететь, и тогда их ловят.

Еще один способ добычи птенцов – спуск на аркане с вершины горы. Для доступа к гнездам, расположенным на уступах скал, использовали арканы, свитые из конских волос и скрепленные между собой. «Вынимание из гнезда молодых соколов весьма любопытно, – сообщается в «Собрании описаний Оренбургской губернии» (автор А. Тимофеев), – сокол обыкновенно имеет гнездо свое на высоких каменных горах в самых крутых утесах и в ущельях над реками и стремнинами, куда ни человек, ни зверь подойти не может; три или четыре башкирца на вершине горы противу гнезда соколинова вбивают два толстых, но невысоких кола, за один привязывают крепкую волосяную веревку, а на другой навертывают оную, оставляя конец, на которой приделана простая сиделка. Один башкирец, покрывши лицо и плечи толстой кожей, садится, привязавшись к веревке и взяв с собой корзину. Товарищи его развертывают веревку и спускают вниз до тех пор, пока тот, придерживаясь где можно за выдавшиеся камни и ущелины и поравнявшись с гнездом, дает им знать, тогда оставшиеся на горе башкирцы, дав время спущенному вниз взять молодых соколят и положить их в корзину, опять навертывают веревку и поднимают его наверх. В то время как башкирец спускается к гнезду, вынимает соколят и подымается, соколы, взлетая высоко на воздух и стремительно оттоль спускаясь, ударяют когтями башкирца столь сильно, что иногда раздирают кожаное его покрывало и делают чувствительные знаки на голове и плечах».

Как взрослых птиц, так и птенцов башкиры чаще всего ловили при наступлении весны. «Нередко случается, – отмечал исследователь И. И. Лепехин – в таком отважном, а для башкир лакомом, предприятии ломают они себе руки и ноги, а иногда и до смерти убиваются»

Техники/Технологии, связанные с объектом

Как происходит тренировка птиц?

Превращение хищных птиц в орудие охоты – очень сложный и длительный процесс. Охотник должен обладать для этого большим опытом, знаниями биологии птицы и способами ее дрессировки.

Птенца приносят домой, пришивают к его лапкам ремень из мягкой кожи длиной в аршин и сажают на чурбан, либо носят с собой. Каждый день птенца гладят по 2–3 часа, при этом не глядя ему в глаза, – таким образом располагая его к себе. Если птенца носили с собой на руках, то когда дрессировщик утомлялся, он сажал его на подвешенную с двух концов палку (башк. «бәүелсәк»). Палка, раскачиваясь, не давала спать,  а сонный и полуголодный птенец хорошо поддавалась дрессировке. Трижды в день птенца кормят мясом, но если тот начинает пищать – добавляют в рацион мышей или мясо волка. Затем начинается сам процесс дрессировки: птицу стараются держать полуголодной, затем на руку кладут кусок мяса и, показывая на него, подзывают свистом или звуком «тфффу», чтобы она подлетела к еде. Также для подзывания использовали звуки «ку-уух», «tah, tah, tah» (башк. «эйәләштереү»). «Такого рода операцию охотник производит дотоль, – отмечал в своих заметках В. М. Черемшанский, – пока птица совершенно не освоится со свистом своего хозяина и по первому же сигналу не будет бросаться ему на руку».

Расстояние постепенно увеличивают  и дрессируют во дворе, для этого птицу сажают на жердь или изгородь. Следующий этап – дрессировка в поле: вместо мяса приучают уже на живую птицу с обрезанными крыльями. С дальнего расстояния издают привычный сигнал, хищник подлетает и ловит птицу. Так приучают ловить жертв на лету. Для снижения веса хищников снижали дневную норму пищи, уменьшая количество еды, либо заменяя на мясо меньшей жирности. Как только птица была обучена настолько, что по первому зову прилетала и садилась на руку, то приступали к охоте.

Непосредственно беркутов до охоты хозяин морил голодом и не давал им спать, одновременно приучая летать на длинной веревке к мясной приманке. Затем он брал чучело собаки и, привязав к нему кусок мяса, прикреплял к чему-нибудь. Как только хозяин снимал колпак с головы орла, птица, увидев приманку, с жадностью бросалась на «жертву» и, вонзив в нее свои острые когти, начинала поедать мясо. Это повторялось несколько раз.

Ястребов тренировали у мелких озер. За день ястребы могли поймать до 10–12  уток. Так  же  обучали сокола, луня, белого кречета, самца кречета, орла.

Как проходила охота. По словам С. Т. Аксакова, башкирские охотники возили беркута на палке, приделанной к седельной луке. С. И. Руденко описывает, что, выезжая на охоту, всадники держали соколов на руках.

Подъезжая к озеру, они выпускали птиц, сами пускались вскачь, а собаки пускались бегом и лаем распугивали уток, которые взлетали с поверхности озера. Один сокол, стелясь прямо над землей, заставлял уток взлететь выше, а там их настигала стая охотников, которая атаковала с высоты. Соколы били летящих уток когтями задних лап, сбивали, нападали и разбивали клювами их черепа.

С беркутом обычно охотились с сопки, а с молодым орлом башкиры шли на зверя лишь с холма. Товарищи охотника выгоняли из рощи зайца или лисицу. Как только охотник видел дикого животного, бросал в воздух (башк. «kош сөйөү») беркута. Поднявшись ввысь и обнаружив зверя, хищник пулей летел на свою жертву. Этот процесс красочно описан в исследовании И. М. Казанцева: «Орел, пущенный охотником, садится обыкновенно зверю на крестецъ, вонзив кохти, он сильными ударами клевом в голову и глаза, если не убивает зверя, то ослабляя его силы, предает во власть охотника».

Подоспевший охотник добивал пойманного зверя, а беркута награждал куском мяса из туши убитого животного. 

Источники сведений

1.       Аксаков С. Т. Охота с ястребом за перепелками // Собрание сочинений. Т. 5. М., 1896.

2.       Муллагулов М. Г. Отлов и дрессировка охотничьих беркутов у башкир // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: межрегион. и науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ф. Г. Галиева. Уфа, 2008.

3.       Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

4.        Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург: Типография Б. Бреслина,  1887.

5.       Салихов А. Г. Соколиная охота у башкир по публикации Г. Вильданова «Материалы по этнографии башкир» // Проблемы востоковедения. 2019. № 3 (85).

6.       Тимофеев А. А. Собрание описаний Оренбургской губернии // Архив Русского географического общества. Ф. 26.  Ед. хр. 19.

7.        Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: Типография Оренбургского Губернского Правления, 1859.

8.       Дневные записки путешествия акад. и мед. доктора И. Лепехина. СПб., 1802. 

9.        Небольсин, П.И. Рассказы проезжего. СПб., 1854

10.   Казанцев И.М.,  Описание башкирцев // Оренбург. губерн. ведомости (далее - ОГВ). 1850. № 20.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Информант Хасанов Вильдан Салаватович, житель села Карламаново Кармаскалинского района Республики Башкортостан. С детства увлекался мелкой охотой, а последние 15 лет занимается приучением хищных птиц, в данный момент – ястребов-перепелятников.

Сведения о действиях над/с ОНКН

К сожалению, на данный момент мастерам, практикующим данный вид охоты, не оказывается поддержка, нет программ по поддержке как вида спорта, поэтому практике приручения хищных птиц и охоты грозит исчезновение. 

Предметы, связанные с объектом

Жердь, волосяная веревка, ремень из кожи, палка, колпачок из кожи

Формы сохранения и использования объекта

Информант Хасанов Вильдан Салаватович, житель села Карламаново Кармаскалинского района Республики Башкортостан. С детства увлекался мелкой охотой, а последние 15 лет занимается приучением хищных птиц, в данный момент – ястребов-перепелятников.

По мнению Вильдана Салаватовича, ястребы – на удивление смелые птицы, часто охотятся на жертв более крупных, чем они сами, например, на зайцев. На практике же своих подопечных он приучает охотиться пока на мелких птиц. Птицу приучать нужно только «к рукам», в остальном проявляются инстинкты.

В отличие от степных зон, в наших краях охотиться с птицей сложно. Сказывается рельеф, наличие высокой травы и кустарников. В таких зарослях найти ястреба, который, сразив жертву, определенное время восседает на ней, пока она не утратит силы, тяжело. Да и интуитивно еду он добывает для себя, поэтому старается остаться незаметным. Раньше для обнаружения ястреба к его ноге привязывали колокольчик. Однако охота с ястребом имеет и свои плюсы. Он никогда не улетает далеко от места охоты. Устав, сидит в зоне видимости   на земле или же на дереве. А вот сокол отлетает на расстояние до 10 километров, и очень возможно, что обратно он уже не вернется. Наверное, поэтому наши предки и продавали соколов в степные зоны, из-за сложности  охоты в наших местах.

Между тем, по мнению мастера, башкиры охотились со многими птицами, такими как беркут, кречета, сокол, ястреб. Пример тому – исторический  факт, когда башкиры принимали участие в коронации Александра II 1856 года.

Лучшей пищей для ястребов Вильдан Салаватович считает птичье мясо. Для этого он специально выводит в инкубаторе  цыплят. Оптимальным же вариантом, по его мнению, являются куриные шеи.

Для того чтобы выработать охотничьи навыки у ястреба, его нельзя долго кормить с рук, так как птица не будет самостоятельно искать еду, а будет ждать, когда ее накормят. Нужно создавать имитаторы, приближенные к естественной среде. Дикий ястреб, в отличие от приученного, не будет нападать на крупных птиц вроде голубя, ворона, потому что не сможет унести добычу. А во время поедания жертвы он сам может стать чьей-либо мишенью. Приученный ястреб более уверен в поддержке человека. Были даже попытки взять зайца, но унести его все же не сумели, признается охотник.

Сложность развития охотничьего промысла  с птицами связана с законодательством, считает Вильдан Салаватович. Крупные и редкие охотничьи птицы типа беркута защищены законом и существует запрет на их эксплуатацию. С ястребами проще, можно купить разрешение и заниматься дрессировкой.

Птенцов лучше брать с гнезда 10–15-дневными, в этом возрасте их проще отлучить от родителей, и они легче приучаются. Что интересно, самка ястреба крупнее самца. Самец обязан обеспечивать пищей самку, пока она высиживает птенцов. Обеспечивать одну самку небольшими птичками для самца несложно, пока не вылупятся птенцы, которых тоже нужно кормить. И если самец не справляется, то самка от голода может его съесть. Поэтому даже во время брачных игр самец, если он  не может прокормить самку и создать ей комфортные условия для высадки яиц, может остаться неизбранным.

Таким образом, охота с помощью ловчих птиц является одним из древнейших занятий башкирского народа, и есть немало исторических документов, подтверждающих это. В процессе освоения данного промысла башкиры освоили сложную систему приручения хищных птиц и способов охоты на диких зверей и птиц.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Естествоиспытатель XVIII века Петр Симон Паллас, путешествуя по территории Башкирии, упоминает об обыкновении башкир залезать на вершину горы над Идрисовской пещерой для ловли птенцов из гнезд. «Бывшие с нами башкирцы и лазившие наверх сея горы выбирать сокольи гнезда, уверяли нас, что пещера идет в гору»[i].

Начиная с конца XVIII века данный промысел приходит в упадок. В XIX и начале XX века башкиры редко применяли беркутов во время охоты на диких животных. Одним из факторов, приведших к этому, стало сокращение лесных площадей в Башкирии и, как следствие, сокращение популяции этих птиц. Был и тот факт, что соколиная охота требовала долгой подготовки и представляла опасность.

Со временем башкирские охотники стали специализироваться только на дрессировке и обучении крылатых хищников с целью их выгодной реализации на крупных ярмарках и в торговых точках. Впоследствии данное занятие стало своего рода узкой специализацией некоторых групп башкир горнолесной и степной зон Южного Урала. «Обитающие в лесах башкиры, – писал П. Небольсин, – ловят беркутов и соколов, приучают их к охоте и потом перепродают богатым киргизцам и среднеазиатским купцам, посещающим наши таможни».

К началу XX века соколиная охота почти полностью исчезла. В исследованиях и описаниях жизни башкир начала XX века, в частности в работах Д. П. Никольского и С. И. Руденко, нет упоминаний об использовании охотниками беркута в охоте в качестве ловчей птицы. «Беркутов они хотя и ловили, – писал С. И. Руденко, – но сами с ними не охотились, а обычно продавали казахам».

В Республике Башкортостан есть несколько мастеров, практикующих данный вид охоты.



[i] Паллас П.С. Путешествiе по разнымъ провинцiямъ Российскаго Государства. Издательство: Императорская Академия Наук, СПб. 1773-1788, том 2. – С. 64.



Исключительность/ценность

Такой способ ловли птиц и приручение их к охоте демонстрирует как башкиры хорошо понимали и знали природу, жили по их законам. Архаичные способы ловли птиц требовали от людей не только хорошего знания законов природы, но и ловкости, терпения, силы, смелости. В современных условиях возрождение таких способов охоты может способствовать развитию туризма, этнического спорта.



Способы передачи традиции




Форма бытования
Смешанная