Техника соломоплетения у белорусов Иглинского района

Категория объекта:
Технологии традиционных ремесел
Этнокультурная принадлежность:
белорусы
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-024
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Саломоплетение белорусов РБ



Описание

Белорусы издревле верили в божественную силу соломы и зерна, окружали себя предметами, несущими созидательную энергетику. Плетеные туеса для хранения продуктов, маски, шляпы, лапти были непременными атрибутами белорусских семей. Любовь Втюрина, жительница села Балтика Иглинского района, плетением из соломки занимается с 2008 года, впервые представила своё творчество на выставке «Арт-Уфа. Ремесла. Сувениры» в 2014 году, заняла первое место в номинации «Народная игрушка». По словам информанта, она всегда интересовалась этим увлекательнейшим ремеслом, однако взяться за него всерьез не хватало времени. Любовь Андреевна изготавливает из соломы кукол, обереги, сувениры, цветы, корзины и даже иконы. По ее словам, информацию о традиционном ремесле она собирала по крупицам, вспоминала рассказы матери – как на родном хуторке собирались люди и плели из соломы. Также Любовь Втюрина бережно хранит книгу (К.И. Дебу, 1925 г.) Одежду для авторских соломенных кукол мастерица изготавливает на ткацком станке, объемные иконы создает в технике аппликации. Мастерица продолжает развивать традиционное искусство белорусского народа в Республики Башкортостан. В школах Иглинского района проводит мастер-классы по плетению из соломы, активно выставляет свои работы на выставках. В частности, принимала участие в I Фестивале «Арт-Уфа. Ремесла. Сувениры», в VII выставке-фестивале «Уфа. Арт. Ремесла. Сувениры» в 2021 году, на выставке «Уфа-Ладья. Арт. Ремесла. Сувениры» в 2022 году. В 2024 году на фестивале игр «Айда играть» в Уфе проводила мастер-класс. Участвовала в фестивале этнических культур «Улица дружбы» - одном из главных культурных событий юбилейного X Форума регионов России и Беларуси. Была с выставками в республике Беларусь: «Александрия собирает друзей» в 2018 году, IV фестиваль искусств белорусов мира в 2023 году. Не раз участвовала в съемках для телевизионных программ, например, в 2015 году участвовала в детской программе «Тамыр», и др.

Справочная информация

Описание

На Беларуси плетением из соломки занимались издавна: этому ремеслу не одна тысяча лет. Вероятно, соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы.

Рукодельница из с. Балтика Любовь Втюрина рассказывает, что предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе соприкасается с ними. Поэтому так почитался последний убранный с поля сноп, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений декоративно-прикладного искусства.

 

Соломенный паук использовался как оберег для дома. Его вешали у входа: считалось, что он принимал на себя всю негативную энергетику. Через некоторое время его сжигали и сплетали нового. По словам мастерицы, эта традиция жива и сегодня. В белорусских селениях Башкортостана встречаются также практичные изделия из соломы, например, корзины и сосуды для хранения продуктов.

В настоящее время в Башкортостане проживают белорусы в нескольких локальных диаспорах. Иглинский район считается центром белорусской культуры. Именно эта территория в конце XIX ‒ начале XX века активно осваивалась белорусами-переселенцами, выходцами в основном из Гродненской, Могилёвской, Брестской губерний.  В башкирский край каждого привела своя судьба: чьи-то предки приехали еще с первой волной переселенцев – в конце XIX века, кто-то нашел здесь пристанище во время войны – Первой мировой, потом Великой Отечественной.

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки кукол из соломы дарили друг другу на праздники, молодым – на свадьбу. Большие фигуры Масленицы, Марены изготавливали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь, стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов, однако сильны народные традиции, перешагнувшие через века и продолжающие свое существование.

Расцвет белорусского соломоплетения пришёлся на конец ХVIII - начало XIX века. В это время белорусскими мастерами были созданы уникальные в истории искусства соломенные Царские врата.  С середины XIX века ремесло переживало упадок. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, на изготовление которых не всегда находилось время в нелегкой повседневности крестьянской жизни. Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков, хоть и медленно, но тоже стали вытесняться промышленными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши. Ещё 1940-1950-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя: емкости типа бочки - «кузуб», «шиян», «короб», «корчага», «соломяник», емкости такой же формы, но меньшего размера – для хранения продуктов – «кубел» или «коробка», емкости типа корзин с ушками или петлями – для переноски продуктов, сева зерна - «севни», «лубки», небольшие соломенные корзинки (15-20мм), использовавшиеся как мерные емкости при торговле зерном – «гарнец».

Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы:  соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилось художественное соломоплетение.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Материал для изделий из соломы ‒ собственно, соломку, ‒ заготавливают в конце июля-начале августа. Колос со стеблем нужно срезать именно в тот момент, когда он начинает наливаться. По словам информанта Любови Втюриной, на заготовку сырья уходит много времени, занятие трудоемкое. Рожь в наших краях с короткими стеблями. Желательно использовать белорусскую, она мягкая, податливая, и изделия из нее получаются красивыми.

Чаще всего для соломоплетения используются стебли зерновых злаков ‒ ржи, пшеницы, ячменя, овса. Солому сушат, очищают, нарезают и сортируют. При необходимости солому можно отбеливать и окрашивать в различные цвета. Для плетения лучше всего подходит ржаная ‒ она более мягкая и пластичная.

Чтобы хрупкая солома не ломалась при плетении, ее размачивают ‒ заливают кипятком. Можно добавить необходимый для воплощения задумки краситель. Чтобы стебли были желтее, их кипятят чуть дольше: тут важно не передержать, иначе солома почернеет.
Солому необходимо погрузить в емкость с горячей водой, накрыть пленкой или тканью. Затем вынуть из воды и завернуть в пленку. Оставшуюся солому нужно просушить. Ее можно отбелить гидроперитом, бытовыми отбеливателями для тканей или известью.
Работать лучше всего за низким столом, на котором разложены соломка и принадлежности. Плетение выполняется на весу, свет должен падать с левой стороны. Для работы потребуются ножницы и нож, капроновые нити, проволока, клей ПВА, скалка и пресс.

Существует несколько способов плетения из соломы. При спиральном плетении из жгутов соломы по спирали выкладывают круглые или овальные донца и стенки емкостей, прямое плетение получается при переплетении соломин друг с другом под прямым углом ‒ так делают салфетки, подставки, основы для панно, донышки и коробочки, при помощи плоского плетения делают соломенные ленты различной ширины, с ровными или волнистыми краями, плотные или ажурные, с разными рисунками. Ленты, в свою очередь, служат материалом для изготовления соломенных шляп, сумок, корзинок, салфеток, подставок и панно. Объемное плетение используется при изготовлении фигур: витые пластичные шнуры можно изгибать и выкладывать в виде различных фигур.

 Готовые жгуты собирают на нитки или проволоку, сшивают либо склеивают клеем ПВА. По словам информанта, обрезка соломы – долгий процесс. Если не получается сделать это сразу, то сырье нужно хранить в мешке, на веранде или в сарае, в снопах, заранее просушенным. Надо отметить, что солома не всем поддается: нужно терпение и время, говорит Любовь Втюрина. 
Современное бытование
Республика Башкортостан, Иглинский район. 
Источники сведений

1.     О прошлом и настоящем ради будущего / Краеведческий сборник / «Сохранение и популяризация культурного наследия белорусов – переселенцев в Башкортостане». Часть 2. Уфа, 2021.

2.     Журнал «Ватандаш». № 5, 2018.

3.     Районная газета «Иглинские вести». № 80, 1996.

4.     К.И. Дебу / Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс книга – 152 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

5.     Т.А. Репина / Аппликация соломкой / Минск: Белорусь, 2012. – 132 с. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО:  Втюрина Любовь Андреевна.

Тип ответственности: заведующий библиотекой  Балтийского сельского  многофункционального  клуба им. А.Н. Харитонова, филиала МБУ РДК МР Иглинский район РБ.

Место жительства / Адрес:  Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Балтика. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

1.     ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

2.     Институт этнологических исследований им.Р.Г.Кузеева Уфимского научного  центра РАН.

3.     Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан.

4.     Институт истории языка и литературы УФИЦ РАН.

5.     ГБУ Дом дружбы народов РБ.

6.     Балтийский сельский  многофункциональный  клуб им. А.Н. Харитонова филиала МБУ РДК МР Иглинский район РБ.

7.     Филиал ГБУ Дома дружбы народов РБ белорусский историко-культурный центр.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Популяризация в СМИ, презентация на республиканских праздниках и выставках с участием белорусов.

Предметы, связанные с объектом

Солома, ножницы и нож, капроновые нити, проволока, клей ПВА, ёмкость для кипячения воды,  скалка и пресс.  

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Естественная, через передачу из поколения в поколение.

 Способ передачи – фото и видео-материалы, рассказы старожилов и мастеров народного творчества села Балтика.

- проведение мастер-классов по соломоплетению для подрастающего поколения, молодых семей. 



Форма бытования

Аутентичная.