Хушпу – традиционный чувашский головной убор, который носили замужние женщины. Хушпу состоит из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Сама шапочка изготавливалась из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков холста или шерстяной тесьмы. Убор обшивался плотными рядами серебряных монет. Вверху, на макушке, шапочка покрывалась «нухратом» - приплюснутыми мелкими монетками эллипсовидной формы. Центр на макушке обрамлялся полосой несложного узора из бисера, преимущественно красного цвета. А поверх бисерной полосы пришивались три пуговицы. Сзади к шапочке притачивался хвост - широкая полоса холста, покрытая кумачом, бисерными узорами и круглыми латунными жетонами. По бокам крепились висячие украшения из бисера или бус с серебряными монетками на концах.
Справочная информация
Описание
В старину «хушпу» был
обязательным для каждой замужней женщины головным убором, без которого она
не могла показаться на улице. Об этом сообщают в своих трудах Петр
Симон Паллас и другие авторы XVIII и XIX вв., называя его то «фушпу»,
то «кашпал», то «хошпа», то «хушпу». Они дают весьма
разноречивые сведения об этом уборе, описывая его то шлемом, то бестулейным
«колпаком», то шапочкой в форме усеченного конуса.
Праздничный женский костюм
вирьялов (верховых чуваш) включал головной убор «хушпу». Однако у них он лишь
облегал голову, оставляя макушку открытой. Обычно на «хушпу» нашивалось четыре
ряда серебряных монет, верхний край окаймлялся мелким красным бисером.
Наспинная часть выполнялась в виде узкой полосы, обшитой рядами монет.
«Хушпу» средненизовых чуваш
изготавливалось из кожи, в виде невысокого усечённого конуса с открытым верхом
и наспинной полосой. Для украшения использовались бисер, бусы и монеты. В
старину на кожаную основу нашивали только мелкие овальные монеты - «нухратки»,
поэтому такие головные уборы назывались «нухрат хушпу». «Хвостовая» часть была
относительно простой - в виде холщовой или кожаной полосы, которую покрывали
мелкими нухратками и тонкими европейскими жетонами с загадочными для чувашей
рисунками.
«Хушпу» замужней женщины
были разной формы, но почти все они имели открытый верх, а также
наспинную часть - прямую полосу холста, спускающуюся до уровня пояса. «Хушпу»,
имеющий шлемовидную форму с небольшим отверстием в верхней части, получил
распространение у прибельских чувашей. Остов изготовлялся из плотного
материала, покрывался рядами бисера и монет. Смысловым и декоративным
центром головного убора являлась полоса орнамента с геометрическими
мотивами, проходящая по окружности головы - по верхней кромке хушпу.
Орнаментация нарядных
головных уборов велась по единым правилам. Монеты с пробитыми
отверстиями пришивали суровыми нитками, сохраняя подвижность. Нанизанный
на нитку бисер крепили плотными горизонтальными рядами, создавая цветовое
поле, как бы фон для главного орнаментального фриза, идущего
по окружности головы.
На старинных образцах
бисерное шитье было основным приемом декора, а монеты играли
второстепенную роль, но уже в XIX веке бисерный декор утратил свое
значение и размещался лишь по краям, уступая место блестящим рядам
серебра. Особое внимание уделялось круговому «обрамлению» лица.
К наушникам и ремешкам одна над другой навешивались серебряные
монеты, при этом внизу располагались крупные полтинники и рубли. Такая
продуманная композиция создавала определенное гармоничное звучание всех монет.
Благодаря разнообразию материалов и приемов изготовления головной убор
кажется живым и динамичным. Нежный перезвон серебра и переливчатые
движения света по бисерным рядам придают особую, неповторимую выразительность
этому шедевру народной культуры.
«Хушпу» надевался чувашскими женщинами, в
основном, на праздники – свадьбы и др. Сохранился образец «хушпу» Белебеевского
района у уроженки д. Моховое Болото Татьяны Фадеевой (1943 г.р.), которая
получила по наследству от своей свекрови Елены Фадеевой (1915 г.р.). По этому
образцу изготовила для себя «хушпу» участница чувашского фольклорного ансамбля
«Илем» Алевтина Петровна Савельева (1943 г.р.). Впоследствии данный вид головного
убора был воспроизведен на мастер-классах всеми участницами ансамбля.
Головной убор хушпу сохранилась и у низовых чувашей. На сегодняшний день мастерица Матвеева
Светлана Семёновна, главный специалист чувашского историко-культурного центра
села Суук-Чишма Кармаскалинского района, восстанавливает традицию шитья старинных головных уборов. Устраиваются мастер-классы для гостей и руководителей
фольклорных коллективов, на которых мастерицы делятся секретами изготовления
«хушпу».
Техники/Технологии, связанные с объектом
Информант из Кармаскалинского района Матвеева Светлана
сообщает, что нарядные головные уборы низовых чуваш делятся на два типа.
Замужние женщины носили хушпу, а девушки - остроконечную «тухью». Степные
чуваши изготавливали «хушпу» в форме высоких усечённых конусов, заметно
сужающихся кверху. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными
рядами мелких серебряных монет или их имитациями («нухратками»), в более
позднее время – монетами в 15-20 копеек. Открытая верхушка хушпу обрамлялась
полосой несложного узора из бисера красного цвета. Налобная часть дополнялась
характерным, выступающим книзу козырьком, который был покрыт рядами
розово-красных кораллов. Чуваши подлесной группы носили небольшое «хушпу» в
виде округлой (полусферической) шапочки. Она отличалась полностью закрытым
верхом и преобладанием в декоре серебряных монет мелкого и среднего размера.
Для отделки также использовался и красный бисер, но здесь он играл
незначительную роль.
Информант Денисова Марина рассказала о технологии
изготовления хушпу в Белебеевском районе. Сначала изготавливается остов
шапочки. Для этого из клеевой основы необходимо сформировать конусообразную
форму. Форму обшивают красной тканью, притачивают хвост – «хюре». После подготовки
основы приступают к украшению головного убора. Расположение украшений
подчинялось четкому ритмическому строю. Верхушку обрамляют полоской бисерного
плетения, ниже плотными рядами пришивается крупный бисер, затем серебрянные
монеты. Монеты должны быть просверлены и отшлифованы. Пришивают монеты ровными
рядами либо чешуеобразно, начиная с основы головного убора. Особая сноровка
требуется для крепления свободно свисающих монет. Налобная часть дополняется
выступающим книзу козырьком, который покрывается розово-красными кораллами и
бисеринками. Хвост хушпу
- «хюре» также декорируется монетами и бисерным узором. Считалось, чем дороже
украшено изделие, тем богаче его обладательница.
Современное бытование
Чувашские
деревни Белебеевского района Башкортостана.
Источники сведений
1.Николаев,
В. В. Чувашский костюм от древности до современности: научно-художественное
издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Огарков, В.П. Иванов. – Москва, Чебоксары,
Оренбург, 2002. – 400 с.: ил. – (на рус., чув., англ. яз.)
3.Народы Башкортостана:
энциклопедия / гл. ред. Ф.Г. Хисаметдинова. – Уфа: Башкирская энциклопедия,
2014. – 528 с.: ил.
П.С. Паллас / Путешествие по разным провинциям Российской империи /
Императорская академия наук, 1773 г.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО:Никитина Нина
Константиновна.
Тип ответственности: руководитель народного
чувашского фольклорного ансамбля «Илем».
Место
жительства/Адрес: 452000, Республика Башкортостан, г. Белебей.
ФИО: Денисова Марина Петровна.
Тип отвественности: заведующий Центром чувашской культуры
Белебеевского района РБ.
Место
жительства/Адрес: 452000, Республика Башкортостан, г. Белебей.
ФИО: Савельева Алевтина Петровна.
Тип отвественности: участник народного чувашского фольклорного ансамбля «Илем».
Место
жительства/Адрес: 452000, Республика Башкортостан, г. Белебей.
ФИО:
Матвеева Светлана Семёновна.
Тип ответственности:
главный
специалист чувашского историко-культурного центра села Суук-Чишма
Кармаскалинского района РБ.
Место жительства/Адрес: с. Суук-Чишмы
Кармаскалинского района Республики Башкортостан.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
1.ГБУК РБ Республиканский центр
народного творчества.
2.Институт этнологических
исследований им.Р.Г.Кузеева Уфимского научного
центра РАН.
3.Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди Республики
Башкортостан.
4.Институт истории языка и литературы УФИЦ РАН.
5.ГБУ Дом дружбы народов РБ.
6.Муниципальное автономное учреждение культуры
«Межпоселенческий центр национальных культур «Урал-Батыр» Белебеевского района
РБ.
7.Чувашский историко-культурный центр села
Суук-Чишма Кармаскалинского района РБ.
8.РДК МР Кармаскалинский район РБ.
9.РДК МР Белебеевский район РБ.
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность Технология
изготовления «хушпу» является ценным объектом нематериального культурного
достояния, имеющим длительную историю бытования.
Способы передачи традиции Передается
из поколения в поколение, по наследству от матери к дочери, если не было
дочерей – невестке (снохе), при непосредственной коммуникации. Современные формы
передачи: мастер-классы, выставки, познавательные часы, видеоуроки, этночасы.