Надевание головного убора у мари экэй (мар. ӓкӓй) Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-019
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Надевание головного убора у мари экэй (мар. ӓкӓй).ОписаниеЭкэй (мар. "ӓкӓй") – это своеобразный головной убор, представляет собой прямоугольный холст, поверх которого накладывается черная кумачовая ткань, которая богато оформляется геометрической вышивкой, выполненной преимущественно темно-красными нитками из шелка. Края головного убора украшали кумачовой лентой, позументом, бисером, блестками, монетами. Верхняя часть сшивалась в виде треугольника, к которому пришивались монеты. Нижняя часть украшалась бисером и бахромой и напоминала по форме хвост утки или гуся, которых восточные марийцы почитали как священных птиц. По легенде, утка, прилетевшая с Млечного пути (мар. «Кайык комбо корно») является прародителем жизни на земле. Экэй носили только замужние женщины, причем узор вышивки отличался в зависимости от возраста. Экэй – это отражение трех миров: острие «тюрика» – антенна для связи с космосом; средняя часть - средний мир - жизнь, семья, дети, достаток; хвост тюрика - нижний мир - предки.Справочная информацияОписание
По рассказам старожилов, сохранилось два варианта
обряда надевания головного убора экэй («ӓкӓй»). Некоторые информанты указывают, что экэй нужно надевать на второй день замужества. В Нуримановском
районе невеста надевала головной убор после рождения первого сына (дочери), то
есть только через год. Как отмечают в своих исследованиях известные ученые Молотова,
Токсубаева, Михайлов, смена головного убора также имела важное
обрядовое значение: девушка переходила в другой социальный статус, о чем и
свидетельствовали внешние атрибуты костюма. Процесс замены девичьей прически и
головного убора на прическу и головной убор замужней женщины занимал
центральное место в свадьбе марийцев. Луговые марийцы
в большинстве проводили данный обряд в доме жениха, а восточные в доме
посаженных родителей, у горных марийцев встречались разные варианты: обряд мог
проходить как в доме жениха, так и на территории православного храма сразу
после венчания. По рассказам информантов Яшкузиной Лидии и Сабанаевой
Людмилы из Нуримановского района, на второй день после замужества с
утра в доме у жениха накрывается стол. Пекутся блины. Печет блины не невеста, а
её подружка, или же специально нанимают женщину, которая готовит угощения для
участников трапезы. Почему
стол не готовила невеста? Считалось, что если невеста
будет печь блины или пользоваться режущими приборами, то семья всю жизнь будет «гореть огнём» и жить в страданиях. Поэтому в этот день
невесте пользоваться огнем ни в коем случае нельзя. Для совершения обряда
собирались близкие и родные невесты. Экэй невесте надевает уважаемая, почитаемая женщина в роду (мар.
«ӱп пӱтырмӧ Ава»,
дословно – «женщина, убирающая или скручивающая волосы»). Волосы невесты
собираются в одну косу на макушке. Ни одна волосинка не должна торчать, потому
что, по словам информантов, волосы обладают магическими свойствами. Коса на
макушке скручивается в клубок (мар. «мыгле», «мугле»). Для заворачивания волос пользуются специальной
веревочкой (мар. «чӧмбӓч») длиной до одного метра, сплетенной в косичку из
шерстяной нитки. Во время совершения данного обряда «ӱп пӱтырмо Ава» читает молитву с обращением к богу Ош Поро Куго Юмо (Всемогущий
великий Белый Бог) для благословления
невесты. Чтобы молодая семья жила дружно, в достатке, над головой невесты
трижды произносятся благопожелания и надевается экэй («ӓкӓй»). Волосы считались воплощением женской
привлекательности и силы. Накосник - вертикальная модель Вселенной, аналог
мировой оси. Его ношение связано с культом древнемарийского божества «Юмын ӱдыр» – Небесной девы.
Накосник призван
не только защищать свою
обладательницу от злых сил, но и воздействовать на окружающий мир, уподобляя
женщину богине, дарующей различные блага. Накосник оканчивается расходящимися
налево и направо лучиками, с помощью которых Юмын ӱдыр посылает на землю детей.
Накосники также ассоциируются с нитью жизни, которую прядет Юмын ӱдыр, вращая
веретено - небесную ось. Женщина, выходя
замуж, сама плетет накосник: в народе говорят, что так же она должна плести
свою семейную жизнь. Девушка должна
вышить головной убор себе сама, потому что у головного убора есть своя
энергетика, сила, магия, связанная с космосом (мар. «сандалык»). На головном уборе вышивается тамга - знак рода. Сверху экэй надевали еще платок. Платок завязывали так, чтобы не было
видно шеи и волос невесты. В таком виде она должна была ходить круглый год,
зимой и летом. По рассказам старшего поколения, невестка не
должна была снимать одежду в течение дня, выполнять все хозяйственные работы в
полном облачении. Одежда с украшениями из серебра могла весить от 10 до 20 кг. По старым поверьям, серебро отгоняет злых
духов, очищает помещение и воду для питья. Когда в семье рождался ребенок, ему
вручали серебряную монетку или ложку. По одежде и украшениям можно было
определить статус семьи. В случае смерти невесты все её украшения передавали
обратно в родную семью, родителям, так как приданое для свадьбы собирала родня невестки. Техники/Технологии, связанные с объектом
Проводится по
традиции, сложившейся более ста лет назад, при участии марийского населения. Современное бытование
Марийские деревни (районы) Башкортостана: Нуримановский район,
Мишкинский район, Калтасинский район, Караидельский район, Шаранский
район
и др. Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Садиков Ранус Рафикович. Тип ответственности: доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии института этнографических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН. Место работы/Адрес: ФГБУН Институт
этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального
исследовательского центра Российской академии наук.
ФИО: Фарида Габдулхаевна Галеева. Тип ответственности: Заведующая отделом этнографии ФГБУН
Институт этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева УНЦ РАН, кандидат
исторических наук, доктор филологических наук. Место работы/Адрес: ФГБУН Институт
этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального
исследовательского центра Российской академии наук.
ФИО: Буляков Марат Фаятович. Тип ответственности: фольклорист-исследователь. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры
Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская
Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.
ФИО: Матюшина Людмила Сабанаевна. Тип ответственности: рукодельница,
реставратор народных марийских одежд. Место работы/Адрес: Республика Башкортостан, Нуримановский район, д.
Большие Шиды.
ФИО:
Яшкузина Лидия Сабанаевна. Тип ответственности: руководитель этнокультурного центра народа мари «Кугу Шеде» МР Нуримановский район РБ. Место работы/Адрес: Республика Башкортостан, Нуримановский район, д.
Большие Шиды.
ФИО: Салиева Надежда Андреевна, 1953 г.р. Тип ответственности: хранительница традиций. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Источники информации
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
Обряд играет важную роль в сохранении региональной этнокультурной идентичности народа. Способы передачи традиции Передается из поколения в поколение. Форма бытования Аутентичная, выражена в обереговой (магической) функциях. Этнологический аспект Марийцы – один из финно-угорских народов. Марийцы
Башкортостана относятся к этнографической группе восточных марийцев («эрвел
мари»), расселенных по берегам р. Вятка, р. Кама и её притокам, это запад
и северо-запад Башкортостана, восток Татарстана, юг Удмуртии, юго-запад
Свердловской области и юго-восток Пермского края. На территории
Башкортостана исследователи выделяют две подгруппы восточных марийцев:
икско-сюньские (мар. «белебей мари») – Бакалинский, Белебеевский, Туймазинский
и Шаранский районы и прибельские (мар. «ӱпö мари») – Балтачевский, Бирский,
Благовещенский, Дюртюлинский, Караидельский, Калтасинский, Краснокамский,
Мишкинский, Нуримановский, Янаульский и другие районы РБ. Исторический аспект Переселение марийцев на территорию Башкортостана в XVI–XVIII вв. происходило с целью сохранения веры своих предков, по причинам малоземелья и социального гнета на прежней родине. В последующем наблюдалось переселение отдельных семей, оно было связано с промышленным освоением республики, строительством городов, развитием сельского хозяйства. Социологический аспект Сохранности традиций способствует расселение марийцев
преимущественно в сельской местности, компактно. В 2010 г. численность марийцев
в Башкортостане составляла 103,7 тыс. чел. (2,6% населения республики). Это
пятая по численности этническая группа. 34,9 тыс. чел. проживало в городах,
остальные – в сельской местности. Лингвистический аспект Марийцы – иран. «marij» – «муж, мужчина»; рус. «черемис», чув. «çармăс»,
удм. «пор». В русской литературе до революции 1917 г. марийцы назывались
черемисами.
Наиболее древнее
название обряда у мари осталось в фольклорных текстах в таких транскрипциях,
как «Шочйол», «Шартял», «Шачъял» («шочшо», «шачшы» – «рожденный»; «йол» –
«Новый год», досл. «Рожденный новый год»). Семантический анализ этих слов
позволяет говорить о том, что «шоч», «шач» – это краткая форма
причастий «шочшо», «шачшы» – «рожденный»; «йол», «ял», «йыул», «йоул»,
«йул» в родственных финно-угорских языках (эстонском, финском, а также в
шведском и норвежском) означает «Новый год». Отсюда «Шорыкйол», «Шочйол», «Шачъял» означает
«Рожденный новый год». |