Башкирская народная игра «Биш ашыҡ» в Белорецком районе

Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-017
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Башкирская народная игра “Пять ашыков” (баш.“Биш ашыҡ”) в Белорецком районе. Информант Зиля Лира



Описание

«Пять ашыков» – это парная игра, которая развивает ловкость рук, смекалку, быстроту реакции. Для игры в «Пять ашыков» (башк. «Биш ашыҡ») используются надкопытные косточки бараньей ноги – ашыки. Игра состоит из четырнадцати этапов, победителем становится тот, кто набирает необходимое количество очков (в данном варианте - 100), он же забирает все выигранные ашыки себе. Главный ашык – биток - называется «хака» или «ат» («конь») и отличается от остальных по размеру и цвету. Его раскрашивали хной, травяным или ягодным отваром, заливали внутрь свинец.

Справочная информация

Описание

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, устои. Многие из них сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие традиции. А многие, к сожалению, почти исчезли. Игровая культура башкирского народа чрезвычайно богата и разнообразна. В ней отчетливо прослеживаются занятия и образ жизни народа.

Одной из распространенных игр не только среди башкир, но и среди некоторых народов Евразии считались игры в ашыки (альчики). Данные игры известны также как кости, бабки и др., где основным игровым инвентарем служили косточки животных.
Ашык (баш. “ашыҡ) – это маленькая кость, находящаяся между берцовой костью и голенью крупного и мелкого рогатого скота.
Существует огромное количество игр в ашыки. У башкир особое распространение имели игры “Биш ашыҡ”, “Ашыҡ атыу” и “Ямғыр ашыҡ”.
Для игры в Биш ашыҡ (Биш таш) в старину использовали надпяточную кость (таранную кость) ягнёнка. Переводится “Биш ашыҡ” как “Пять ашыков”. В более поздние времена, когда поголовье овец стало меньше и найти надпяточную кость ягнёнка стало труднее, для игры стали использовать простые камешки. Поэтому второе название игры известно как “Биш таш” (“Пять камешек”).
В «Пять ашыков», в основном, играли девушки, подростки и дети. Очередность хода в игре определяет жеребьёвка: игроки одновременно кидают свой биток. Игру начинает тот, чей биток ляжет в наиболее выигрышное положение – боковой вогнутой стороной вверх («алсы»).


Техники/Технологии, связанные с объектом

Игра состоит из 14 этапов.

На первом этапе («Берлек») игрок кидает все пять ашыков на игровое поле. Выбрав из них биток, он подбрасывает его как можно выше. Пока биток находится в полёте, участник должен схватить один из четырёх ашыков с поля, а затем поймать биток. Каждый пойманный ашык ставится на определённое место на игровом поле.
На втором этапе («Икелек») действия повторяются, но на этот раз игрок должен подхватить два из четырёх ашыков. На третьем и четвертом этапах («Өслөк», «Дүртлек») нужно ловить, соответственно, три и четыре ашыка.
На пятом этапе «Возвращение» («Ҡайтарыу») происходит возврат костей на поле. Три ашыка прижимаются безымянным пальцем и мизинцем к ладони, один ашык придерживается между большим, указательным и средним пальцами. Биток кладут на вытянутые указательный и средний пальцы, подбрасывают вверх, и пока тот летит вниз, участник должен вернуть один из четырёх ашыков на игровое поле и успеть поймать биток. Таким же образом, игрок должен вернуть все ашыки на игровое поле, один за другим. В конце опять биток подбрасывается вверх, и, пока он летит вниз, участник забирает с игрового поля все четыре ашыка разом, а потом ловит биток.
На шестом этапе, который носит название «Лизун» («Ялау»), игрок берёт в руки все ашыки и, прижимая их тремя пальцами (большим, безымянным, мизинцем), подбрасывает вверх перед собой только биток. Пока тот летит вниз, участник должен успеть «лизнуть», то есть провести четыре раза по игровому полю двумя пальцами (указательным и средним) и поймать биток.
На седьмом этапе «Ладонь» («Ус», «Алаҡан») игрок берёт в руки ашыки и кидает их на игровое поле. Левую руку, раскрыв ладонь, кладёт на игровое поле (руку двигать нельзя). Затем правой рукой выбирает биток, подбрасывает его вверх, и пока тот летит, участник должен положить один ашык на раскрытую ладонь. Так нужно поступить со всеми четырьмя ашыками. Пойманные ашыки ставятся на определенное место друг за другом.
На восьмом этапе «Квадрат» («Дүрт мөйөш») четыре ашыка раскладываются на игровом поле в виде квадрата, биток подбрасывают вверх, и, пока он летит вниз, участник должен схватить все четыре ашыка разом и успеть поймать падающий биток.
На девятом этапе «Молчун» («Өндәшмәҫ», «Шым») игрок берёт в руки ашыки и кидает на игровое поле. Выбирает биток, подбрасывает его вверх, и пока тот летит вниз, участник должен подхватить один из четырёх ашыков и успеть поймать биток, при этом ашыки не должны касаться друг друга и издавать звуки.
На десятом этапе «Стук» («Тук-тук», «Шак-шок») игрок берёт в руки ашыки и кидает на игровое поле. Выбирает биток, подбрасывает его вверх, и пока тот летит вниз, участник должен подхватить один из четырёх ашыков и успеть поймать биток, как на предыдущем этапе, но теперь, наоборот, ашыки должны касаться друг друга и издавать звуки. Таким образом, игрок должен поймать все четыре ашыка.
На одиннадцатом этапе «Поменяй» («Алмаштырыу») игрок берёт в руки ашыки и кидает на игровое поле. Выбирает биток, подбрасывает его вверх, и пока тот летит вниз, участник должен подхватить один из четырёх ашыков и успеть поймать биток, затем подкинуть его снова и, возвратив первый ашык на игровое поле, схватить другой и успеть поймать биток. Также поступают с третьим ашыком, а четвертый возвращают на поле без обмена, нужно только поймать биток. В конце игрок должен подбросить биток вверх, и пока тот летит вниз, подхватить все четыре ашыка разом, успев поймать биток.
Правила двенадцатого этапа «Напротив» («Ҡара-ҡаршы») совпадают с правилами первого, но биток на этом этапе ловится движением сверху вниз.
На тринадцатом этапе «Ворота» («Ҡапҡа») ашыки кидают на игровое поле через воображаемые ворота. Игрок подбрасывает биток вверх, и пока тот летит вниз, он должен пропустить один ашык через ворота и успеть поймать биток. Так через ворота проходят все ашыки по одному, а в конце, самым последним, и биток.
На четырнадцатом этапе «Очко» (башк. «Мәрәй») игрок берёт все ашыки в руки, подбрасывает их не очень высоко и пытается поймать как можно больше. Сколько ашыков игрок поймает, столько очков и получит. Победителем считается тот игрок, который первым набрал необходимое количество очков (100).

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Шагапова Гулькай Рахимьяновна

Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, доцент кафедры башкирского языка и литературы.

Место работы/Адрес:   БГПУ им. М.Акмуллы.

 

ФИО: Лира Зиля Мазгаровна

Тип ответственности: информант.

Место работы/Адрес:   ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества»

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

Сегодня в республике началась работа по возрождению данной игры. В этом направлении активно работает художественный руководитель культурного центра “Атайсал” РЦНТ РБ, уроженка д. Кагарманово Белорецкого района Зиля Лира. Данной игре она научилась у своей бабушки. Зиля Лира проводит мастер-классы по играм в ашыки. Республиканский центр народного творчества дал старт соревнованиям по игре в ашыки “Алтын ашык”. Идет прием заявок. 

Источники информации

     Абсаликова Ф.Ш. Игры и развлечения башкир. – Уфа, 2000.
Газин У.И. Фольклор башкирских детей Баймакского района Башкортостана. – Уфа, 2000.
Галяутдинов И. Г. Башкирские народные детские игры. – Уфа: Китап, 2002. – С. 51-53.
Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006.
Сулейманов А.М. Детский игровой фольклор. – Уфа, 2007.
Шагапова Г.Р. Башкирские народные игры. – Уфа, 2008. – 142 с. 

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Игра «Пять ашыков» до недавнего времени считалась исчезнувшей. Об этом в своем труде писала исследователь башкирскиих народных игр Г.Р. Шагапова: «До середины ХХ века игровая культура устойчиво сохраняла свои позиции, но впоследствии с развитием процессов глобализации и унификации культуры, мы видим отмирание элементов, не находящих отражение в современной действительности. К примеру, исчезла игра в косточки, или альчики (ашыки), в которой для игры использовались суставные косточки овец и коз». Однако сегодня в республике началось  возрождение данной игры как объекта этнокультурного достояния. В этом направлении активно работает уроженка д. Кагарманово Белорецкого района Зиля Лира. Данной игре она научилась у своей бабушки, пронесла это знание через многие годы, и в настоящее время занимается популяризацией  старинной игры «Пять ашыков»  среди  детей и молодежи.



Исключительность/ценность

В “Биш ашыҡ”, в основном, играли девушки, подростки и дети. Данная игра развивает ловкость рук, быстроту реакции и находчивость. В игре используются такие методы, как щелкать пальцами, подбрасывать, ловить.



Способы передачи традиции

Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения и фиксации традиции.



Форма бытования

Сегодня башкирские народные игры бытуют и в аутентичной, и в реконструированной форме, взрослыми возвращаются (если какие-то виды забыты) в традиционную среду. 



Исторический аспект

О самобытности башкирских народных игр можно судить по записям наблюдений ученых-путешественников XVIII века: П. С. Палласа, И. И. Лепехина, В. И. Даля и др.  Более подробно детские игры описал С. И. Руденко. В течение многих лет им был собран богатейший этнографический, фольклорный, лингвистический материал, обобщенный в фундаментальном труде «Башкиры. Историко-этнографические очерки». В частности, С.И. Руденко упоминает башкирскую игру в кости: «Детских игр у башкир было так много (ашыҡ, һәре, туп, өсәт, түбәтәй көтөүсе, үле, билге, кәзә, һөҙөш, өс ҡуңыс, өс бүкән и проч.). Игра в кости, или бабки (ашыҡ), отчасти была похожа на общераспространенную русскую игру в бабки, но существенно и отличалась от нее. Бабки башкир были не фаланги, а астрагалы. Та же кость служила и битком (Һаға). Бабки выставлялись в ряд, и играющие метали свои битки для установления порядка, кому бить раньше, а кому позже. Первым бил тот, чей биток ляжет прямо (так называемый төй), вторым бьёт тот, у которого биток ляжет на спину (әлсе), третьим - у которого биток ляжет на правый бок (бәюк), и последним - с битком на левом боку (сәюк). Если битки двоих из играющих ложились в одном и том же положении, то они или переметывались, или раньше бил тот, чья бабка лежала дальше от кона. В башкирской игре в бабки была еще и та особенность, что все сбитые бабки брал только тот, чей биток ложился после удара в положение төй, если же биток ложился в положение, называемое әлсе, бәюк или сәюк, то игрок брал только те из выбитых бабок, которые лежали в одном положении с его битком».
Целенаправленный сбор башкирских игр и их изучение начат в последние десятилетия. Опубликованы работы по детскому, обрядовому фольклору А. М. Сулейманова, Р. А. Султангареевой, выпущены адаптированные для широкого круга читателей сборники игр И. Г. Галяутдинова, Р. М. Ураксиной, написаны кандидатские диссертации Ф. Ш. Абсаликовой на тему «Башкирские игры и развлечения», Шагаповой Г. Р.   «Опыт системного анализа игровой культуры этноса: на примере башкирских народных игр» и т. д.