Традиционная борьба башкир "Курэш" (башк. көрәш)

Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
17.12.2020
Номер объекта:
06-003
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Һабантуй. 1996 йыл. Көрәш


Размер файла: 69.4 MБ

Кадры национальной борьбы курэш. Фильм "Советская Башкирия". Производство уфимской студии кинохроники. 1938 год.


Размер файла: 15.9 MБ

Национальная борьба башкир курэш. Отрывок из цикла "Советский Урал" № 28 "Праздник в Мелеузе", 1977 год. Свердловская киностудия. Режиссер Е. Гальпер


Размер файла: 26 MБ

Национальная борьба башкир курэш. Из киножурнала "Советский Урал". БАССР. 1982 год. Свердловская киностудия. Отрывок.


Размер файла: 24.7 MБ

Мастер-класс по изготовлению пояса (билбау). Автор - Юлай Галиуллин


Размер файла: 416.2 MБ

Правила традиционной борьбы башкир курэш


Размер файла: 847.1 MБ

Правила традиционной борьбы башкир курэш


Размер файла: 169.8 MБ

Правила традиционной борьбы башкир "Курэш".


Размер файла: 413.4 MБ

Описание

Курэш – традиционный национальный вид состязания башкир. Перед борцом стоит цель после начальной стойки и обхвата соперника кушаком положить его на лопатки применением какого-либо из разрешенных приемов. Курэш у башкир зафиксирован в древних эпических сказаниях, других фольклорных жанрах, в описаниях русских и французских путешественников, исследователей края разных времен, на старых фотографиях. Он является центральным элементом Сабантуя и других национальных праздников. У башкир помимо состязания между мужчинами в фольклоре зафиксировано единоборство мужчины и женщины. В России только у башкир в реальной жизни сохранилась борьба курэш не только между мужчинами, но и между женщинами.

Справочная информация

Описание

Курэш считается главным видом спорта в Республике Башкортостан. Он представляет собой одну из разновидностей поясной борьбы (используется кушак, полотенце), единоборство двух борцов в стойке, с закидыванием за пояс противника. Каждый из соперников пытается повалить другого и победить, демонстрируя тяговую силу, силу рук и корпуса, ловкость и разнообразные приемы для захвата соперника. Академик И. И. Лепехин, путешествуя по России в XVIII в., писал, что «борцы «берут друг друга не за ворот, а за кушаки и употребляют обыкновенные при борьбе ухватки». В. И. Даль в «Словаре живого великорусского языка» отмечал: «Выходят борцы нагие, токмо в штанах... потихоньку сходятся; и как сойдутся, и принаклонясь, схватываются за штаны, и великою силою един другого ломает и поворачивает.< …> не берут друг друга за ворот, как Руcские борцы, но за кушаки, и употребляют обыкновенныя при борьбах ухватки». Поэт-декабрист П. М. Кудряшов отнес борьбу курэш к одним из трех ключевых воинских игр башкир. В повести «Абдрахман» он описал тактику борьбы у башкир, указал на отсутствие в борьбе курэш весовых категорий. По мнению русского писателя М. В. Авдеева, в башкирской борьбе курэш специальных ограничений не было, поэтому борцы часто употребляли уловки для усыпления бдительности соперника. Победителем считался тот, кому удавалось оторвать соперника от земли и, прокрутив его над головой, прижать к земле.

Развернутое описание курэш сделал В. М. Черемшанский. «Борьба у башкирцев имеет свои особенные приметы. Вблизи любопытных зрителей один из молодцев выходит на открытое место и вызывает охотников померяться с ним силами, и когда выходит другой, то оба сбрасывают с себя верхнее платье, схватываются друг с другом под мышки, поднимают сзади за рубашку на поясницу и свертывают ее, или же перекидывают один другого за спину кушак и держатся за концы его – это первые приемы; далее – в полусогбенном положении, раздвинув ноги, начинают медленно переступать с места на место, поворачивая один другого то в ту, то в другую сторону, и здесь они измеряют свою ловкость и силу, подмечая один другого ухватки. Кто чувствует себя сильнее, тот нередко, припадая на колено, перекидывает через себя слабого, или – прижав к груди, перегибает его массою тела и прижимает к земле, или – приподняв вверх и перевернув кругом себя, бросает с презрением на землю, затем побежденный со стыдом уходит на свое место, а к победителю выходит другой и т. д., иные же схватываются вторично и из побежденных иногда делаются победителями».

Башкирское борцовское искусство подробно рассмотрено С. И. Руденко, в его книге приведены фотографии схватки борцов и победителей среди башкир-катайцев. Он писал, что «борцы, выступая на средину майҙан, сбросив с себя верхнее платье (оставались только в штанах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходились и схватывались, перекинув за спины друг друга кушаки (билбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытались положить друг друга то в одну, то в другую сторону или припадая на одно колено, они старались перекинуть противника через голову или прижимали его к груди, стараясь сломить его сопротивление, наваливались на него всей тяжестью тела или поднимали на воздух и, наконец, обернув раза три вокруг себя, бросали на землю. Постепенно на арене вместо двух-трех собирались десятки пар борющихся». В качестве приза победитель получал у старика, дарившего призы, пару яиц, платок или лоскут ткани, которые тут же передаривал почетному гостю, отцу, дяде, старику. Они, в свою очередь отдаривали деньгами (монетой в 50 коп. или рубль). Победители образовывали группы силачей, они мерялись силами, победитель получал статус батыра.

Сведения о курэш у башкир есть в научных работах Н. В. Бикбулатова, Л. И. Нагаевой, Ф. Ш. Абсаликовой, И. Г. Галяутдинова, в литературных сочинениях А. К. Толстого, Н. Казанцева и др. Из современных авторов выделяются имена авторов книг о башкирском курэш Р. А. Султангареевой, Р. Г. Бикимбетова, Р. Г. Муртазина, И. З. Хабибуллина, Р. А. Аюпова. Вклад в изучение курэш у башкир внесли также Х. Х. Баймурзин, И. Е. Дизенко, Р. Г. Муртазин, Ф. Бахтияров, И. Новиков, А. Белов и др.

К настоящему времени выделены этапы развития поясной борьбы башкир (И. З. Хабибуллин). Изучены правила борьбы у башкир в прошлом и на их основе разработанные современные технические приемы силовой борьбы (В. Александров, П. Ключник, Р. Г. Муртазин, М. Б. Мусакаев, С. В. Тулеков). Используя многолетний опыт тренерской работы и данные смежных наук, включая физиологию и психомеханику, сформулирована методика развития физических качеств, включая технические, тактические и психологические приемы, скоростные, координационные способности, выносливость, гибкость, подвижность в суставах (Р. Г. Бикимбетов). Указаны различия курэш у башкир, казахов, чувашей, киргизов и других народов (Р. А. Аюпов и др.). Отмечены меры государства по развитию национального вида спорта, становление курэш как национального спорта, показаны имена выдающихся тренеров и спортсменов (Т. П. Котова и др.). В научной монографии Р. А. Султангареевой дано историко-этнографическое, философское и культурологическое осмысление института батырства в традиционном башкирском обществе, показана его этноконсолидирующая роль, изучена семантика основных понятий.

В опубликованных работах разных авторов показано, что курэш проводился прежде всего на сабантуях, йыйынах (собраний представителей башкирских родов в честь важнейших событий), во время свадеб, организовывался по случаю рождения ребенка и крупных торгов, на майданах в северо-восточной части Башкирии (в современных границах Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской обл.). По мнению Р. А. Аюпова, состязания по борьбе и конные скачки устраивались также во время мусульманского праздника Курбан-байрам, если он выпадал на лето. На фотографии Р. А. Аюпова, сделанной в феврале 1913 г., запечатлена борьба в зимнее время года. По В. М. Черемшанскому, «всякий праздник, если благоприятствует погода, сопровождается борьбой на разные манеры».

Происхождение курэш Р. А. Султангареева связывает с «первородными обрядами выбора лидера и вожака рода, необходимостью противостояния силовому натиску извне и закалки борцовских качеств человека». Р. А. Аюпов отмечает, что «борьба сначала использовалась для военно-физической подготовки юношей, затем – в качестве забавы, развлечения, где можно было проявить силу, волю к победе». Действительно, наряду с верховой ездой, владением холодным оружием, стрельбой из лука воины-всадники должны были обладать силой для ведения контактного боя, включая выкидывание противника из седла и противоборство на земле. Во время борьбы курэш противники сближаются и, схватив друг друга за кушаки, закинутые за пояс друг друга, пытаются приподнять и бросить соперника на землю, используя разные приемы, таким образом воспроизводится боевая схватка конников. Кроме того, на коне в бою воин держит ноги в стременах, чтобы не выпасть из седла на землю, поэтому у башкир исключались действия ногами, а все усилия были направлены на развитие тягового усилия, сильных кистей, локтей, предплечья, плечевого сустава и спины, а также ловкости, выдержки и сообразительности. С мнением Р. Аюпова соглашаются Г. Ф. Бикбулатов и Г. Р. Абдуллина, считающие, что «национальная борьба көрәш постепенно трансформировалась в зрелищное мероприятие с большим количеством зрителей во время сабантуев, йыйынов, майданов».

В башкирском обществе традиции курэш передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от старшего брата – младшему. По замечанию В. М. Черемшанского, башкирские дети с семи лет приучались борьбе и конным скачкам. По наблюдениям Р. Аюпова, мальчики приобщались к борьбе курэш с пяти лет. Во время соревнований первыми на майдан выходили мальчишки 7-8 лет, затем более старшие по возрасту. В связи с тем, что не было разделения на весовые категории, борцы крупного телосложения имели преимущество перед остальными соперниками. Борцы набирались опыта во время соревнований с участием приезжих спортсменов. Согласно эпическим произведениям башкир, борьба была забавой детей. В эпосе «Куз-Курпяч» Карабай заставлял сына Куз-Курпяча бороться со сверстниками. Более сильного соперника он одолевал уловками, подворачивая бедро или подставляя колено ронял его, перекидывал через себя, падая навзничь. При схватке с равным по силе использовал другой прием. Упав, на одно колено и поворачиваясь под него плечами, через голову свою клал пластом; но кто хоть немного был слабее, того поднимал на воздух и несколько раз поворачивал вокруг головы своей и бросал на землю». Как детская забава детей борьба упоминается в эпосах «Кусяк-бей», «Кузыйкурпес и Маянхылу», «Алпамыша» и др.

В эпических произведениях башкир прославляются батыры, при этом их богатырская сила является отражением сильного духа, характера, ума, воли. Только они могли защитить свой род от сил зла. Это легендарный Урал-батыр, Хаубан, Мэргэн, Сура, Сукем, Алдар, Баязит и многие другие. Аналогичные сюжеты есть в алтайском («Кан-Сулутай»), бурятском («Аламжи Мерген»), монголо-ойротском («Бум-Эрдени»), казахском («Шура») эпосах и других народов. По мнению Р. А. Султангареевой, «Истоки курэш лежат в поклонении Силе как самостоятельно существующей субстанции <...>. В башкирских памятниках устного народного творчества, художественно отображающих реальную историю произведениях, эпических сказаниях, сказках, преданиях, легендах идеалом является сильный батыр, борец, побеждающий драконов, врагов земли, страны и защищающий обиженных. Наличие в стране Батыра, восхищение его силой и прославление деяний Батыра становятся основным мерилом сплоченности рода, духовными и идейными ориентирами для народа».

По фольклорным источникам, сила и отвага нужны были также для женитьбы на любимой девушке и для сохранения брака. В башкирском предании «Алебай и его жена» описывается противоборство между башкиром и казахом, где последний захватил жену башкира; при этом женщина заявляет, что останется с победителем. Предание «Уралбай» рассказывает о борьбе башкирских егетов – претендентов на статус мужа красавицы. Дело в том, что мужем, главой семьи мог стать физически крепкий и социально зрелый человек, способный пройти инициацию, преодолеть трудности, доказавший право жениться путем победы в спортивных соревнованиях.

Аналогичные сюжеты, где спортивные состязания представляют собой ритуал инициации для вступления в брак есть в культурах других народов. В древнегреческой мифологии по одной из версий Одиссей получил в жены Пенелопу в качестве награды за победу в соревнованиях в беге. За время двадцатилетнего отсутствия мужа Пенелопа уклонялась от выбора нового мужа; по настоянию Афины она обещала выйти замуж за победителя в стрельбе из лука. В казахской сказке «Девушка Дудар» также говорится о том, что девушка будет отдана замуж победителю.

По мнению ряда исследователей, национальная борьба курэш постепенно трансформировалась в зрелищное мероприятие с большим количеством зрителей во время сабантуев, йыйынов, майданов. Но можно предположить, что курэш всегда входил в программу общественных мероприятий, на которые собирались представители разных племен и родов. Сила и мастерство демонстрировалось как для решения военно-политических вопросов, так и для знакомства будущих супругов. Неслучайно курэш стал центральной и наиболее значимой частью указанных народных праздников и, согласно местной прессе XIX в., вошел в программу государственных праздников Оренбургской губернии (куда входила Башкирия). Например, в августе 1846 г., по случаю именин его Императорского величества Государя Цесаревича и Наследника Александра Николаевича в г. Оренбурге, после литургии и молебна, освещение мечети Караван-Сарая, «парада с народом», состоялись национальная борьба и скачки на лошадях, выступления кураистов.

В прошлом курэш проводился исключительно по местным традициям этнотерриториальных групп башкир. Батыр, приехавший из другой местности, боролся по правилам селения, где устраивались соревнования. В настоящее время у башкир сохранилось несколько разновидностей куреш, отличающихся лишь в деталях. Курэш был популярен во всех районах и селениях башкир. Практически в каждом башкирском ауле были свои курэшисты, которые на различных торжествах отстаивали честь своих селений. Среди многочисленных имен борцов – легендарный башкирский батыр Сафа, который, согласно одной из башкирских легенд, одержал победу над чемпионом мира по поясной борьбе Иваном Поддубным. В числе любимых батыров башкир разных времен – Салават Юлаев, не только первый в состязаниях сэсэнов, но и победитель в борьбе.

Несмотря на некоторые территориальные различия, в целом процедура проведения курэш была одинаковой. Борьба устраивалась следующим образом: любой желающий боролся с победителем предыдущего поединка; проигравший выбывал из турнира. Поэтому наиболее сильные борцы вступали в состязание на поздней стадии соревнования. Для того, чтобы стать победителем состязания, борцу нужно было одержать поочередно победу над тремя соперниками. В случае двух удачных поединков, но при поражении в третьем борец лишался как награды, так и дальнейшего участия в состязании. Победитель получал приз, переходил в следующий круг соревнований, отдыхал и ждал окончания схваток между другими борцами, проходящих по той же схеме. Борьба продолжается до тех пор, пока не определится победитель. Как в прошлом, так и по современным правилам чистая победа засчитывается борцу, если он, оторвав противника от ковра, бросит его спиной (обеими лопатками) на ковер любым из разрешенных приемов. Они связаны с отрывом соперника от ковра с последующим проведением того или иного броска, например, через грудь прогибом, с зависанием; с захватом плечевого пояса; с прогибом с подсадом; с боку; через голову, наклоном вперед; через спину.

Согласно башкирскому народному творчеству, в курэш борцы боролись с завязанными кушаками. В работах авторов XVIII-XIX вв. отмечается, что борцы в борьбе курэш кушак не завязывают вокруг пояса, а накидывают на спину друг друга, от плечевого пояса до поясницы, во время поединка нельзя было отпускать концы кушака, каждый из соперников концы своего кушака наматывал на свои руки. Вместо пояса (кушака) использовали рубашку, ее поднимали сзади на поясницу и свертывали[26].

Разработка унифицированных правил в борьбе курэш проводилась с конца 1940-х гг. в связи с необходимостью продвижения этого вида национальной борьбы к профессиональному спорту. Стали проводиться личные, командные и лично-командные соревнования. Лучшие борцы включались в состав республиканской и российской команды. Было выделено два варианта проведения соревнований: 1) по «олимпийской системе», то есть с выбыванием борцов после первого поражения (во время предварительных соревнований до полуфинала); 2) выбывание из соревнований после двух поражений. На Сабантуях в прошлом действовала и до настоящего времени практикуется первый вариант, то есть по «олимпийской системе».

С 1980-х гг. правилами проведения спортивных соревнований было введено деление спортсменов на весовые категории, проведение поединка в ограниченное время и по бальной системе. Это до сих пор вызывает недовольство некоторых пожилых людей. Также появились упреки в том, что спортсмены ««сегодня не борются, а бодаются». Однако нововведения объясняются заботой о здоровье и жизни спортсменов.  Этой же задачей объясняется получение допуска к поединкам после врачебной комиссии.

После определения победителей в своих возрастных и весовых категориях среди них организуется схватка на самый престижный титул – абсолютного чемпиона (батыра) Сабантуя. Главный приз – живой баран (в прошлом  вышитое полотенце). Абсолютный победитель состязаний с живым бараном под всеобщие возгласы на своих плечах обходит круг борцовского майдана. Баран в культуре кочевников – символ богатства и благополучия. Полотенце также имело сакральное значение, использовалось в календарной и семейной обрядности башкир и других народов. Помимо барана вручаются ценные призы, включая автомобиль.

Соревнования на Сабантуе, как и в прошлом, проводятся на открытом воздухе, а не в помещениях, как у профессиональных спортсменов. Майдан должен быть ровный, травяной, очищенный от твердых и острых предметов. На майдане может быть застелен ковер. Демократичность Сабантуя в том, что самые любимые и почетные у населения соревнования может бесплатно увидеть много зрителей. Они окружают борцовский майдан, подбадривая борцов криками и рукоплесканиями, становясь соучастниками их побед, создавая магический круг – символ жизни и вечного движения. Демократичность курэш еще и в том, что принять участие в нем может любой желающий без ограничений по возрасту и социальному положению. Создаются удобства для многочасового времяпровождения зрителей. На старых фотографиях зрители первых рядов сидят на траве, задних – наблюдают стоя.

Сохранялись главные принципы курэш – справедливости и уважения соперника. Еще в старину сложился борцовский этикет. Борцы приветствуют друг друга перед боем путем рукопожатия и поклона. После поединка борцы также обмениваются рукопожатиями, причем у башкир победивший борец протягивает руку побежденному сопернику. Рукопожатия по окончанию встречи предусмотрены современными правилами проведения соревнований по борьбе курэш. Борец, отказавшийся подать руку сопернику, снимается с соревнований.

В состав судейской коллегии включаются не только профессиональные спортсмены, но и аксакалы. В прошлом судьями выступали аксакалы, те, кто в молодости сами были популярными борцами и поражали народ своей силой и ловкостью. Сейчас во время взвешивания или после его окончания проводится жеребьевка. Иногда пары на каждый круг определяются путем обхватывания каната руками. Раньше борец выходил на середину круга в ожидании соперника, соперник мог выйти сам на арену борьбы, если же таковых было несколько, то брошенный между ними жребий должен был бы решить вопрос выбора соперника, или же он назначался из присутствующих борцов, аксакалами ими же сами зрители избирали соперника.

Как и в прошлом, основными этапами башкирского курэш являются:

Встреча: рукопожатие, поклон. По сведениям Даянова, раньше перед борьбой кураист исполнял быструю танцевальную мелодию, под которую борец танцевал, тем самым разминал мышцы.

Снятие верхней одежды. Согласно современным правилам проведения спортивных соревнований – спортивные брюки, футболка и спортивная обувь. В ряде районов форма одежды на время поединка на Сабантуе – голый торс, штаны и без обуви. Такой вариант был традиционным для киргизов. Он описывается также французским путешественником конца XIX  в. П. Лаббе: «Меня угощали кумысом, пели старинные песни, устраивали борьбу двух обнаженных по пояс парней». Вместе с тем, на одной из фотографий, сделанных П. Лаббе, запечатлена борьба курэш, где люди борются в одеждах. Вероятно, внешний вид борцов определялся временем года и погодными условиями.

Перекидывание полотенцами. Одна сторона кушака наматывается на ладонь борца, вторая сторона держится в зажатом кулаке. Правой рукой через палец, левой просто в зажатом кулаке.

Стремление положить соперника на лопатки, оторвать от земли и перекинуть соперника через голову. Соперник обязательно должен оторваться обеими ногами от земли. Бросок должен быть прогибом через грудь и положить соперника на обе лопатки.

Стремление ослабить, обессилить соперника прижатием к груди.

Стремление исполнить победный бросок, то есть поднять соперника в воздух, сделать три оборота вокруг себя и бросить на землю.

До настоящего времени сохранились приемы курэш, которые использовались в прошлом:

1) Алға атлап алып таш

Техники/Технологии, связанные с объектом

После вызова борцы становятся на разных углах ковра, их представляют зрителям. После свистка арбитра и жеста «Борцы, на середину!» борцы сходятся на середину ковра и обмениваются рукопожатиями, идут на захват, принимают положение стойки. Арбитр проверяет готовность борцов к схватке, информирует руководителя ковра о готовности и дает свисток, после чего начинается схватка. Она длится 6 мин (для подростков, юношей и ветеранов  4 мин). Схватка заканчивается по гонгу судьи-секундометриста. Борцы остаются на ковре до объявления результата схватки и вновь обмениваются рукопожатиями. При получении травмы борцом схватка прерывается, но не более чем на 3 мин в сумме за всю схватку. Если время перерыва превышает 3 мин, то борцу засчитывается поражение. Перерыв между двумя ближайшими схватками борца для взрослых не менее 20 мин, а для подростков, юношей и ветеранов  не менее 30 мин. Взрослым разрешено бороться не более 5-ти кругов в день, а подросткам, юношам и ветеранам  не более 4-х.

Оценка результатов. Чистая победа присуждается борцу: 1) за прием, в результате которого соперник касается обеими лопатками ковра или оказывается на мосту; 2) за прием, в результате которого соперник быстро (без остановки) перекатывается по всей спине; 3) за явное преимущество над соперником с разницей в 5 и более баллов. Чистая победа засчитываете также: а) при неявке соперника на ковер в течение 2-х мин после вызова; б) при снятии соперника со схватки после 3-х предупреждений; только когда третье предупреждение судьи дают единогласно; в) при снятии соперника со схватки или с соревнований (из-за болезни или полученной травмы, за грубость или отказ от дальнейшей борьбы). Снятие борца со схватки производится по согласованию с главным судьей, а снятие с соревнований только по решению главного судьи. В исключительных случаях оба борца могут быть сняты со схватки или Соревнований (в случае получения травмы обоими борцами одновременно или за грубое поведение на ковре) по решению главного судьи.

Борец, снятый со схватки из-за болезни или в результате полученной травмы, может быть допущен к продолжению соревнований и участию в следующем круге по разрешению врача. Письменное разрешение врача должно быть представлено главному секретарю соревнований до составления пар следующего круга. В случае чистой победы выигравшему борцу в протоколе встречи записывается 4, а проигравшему 0 штрафных очка.

Победа по баллам присуждается после окончания схватки борцу, имеющему преимущество в баллах. В случае равенства баллов победа присуждается борцу, имеющему технический балл или больше технических баллов. При отсутствии технических баллов, после окончания основного времени схватки, оба борца встают в прямую стойку и после свистка судьи начинают схватку, при этом борцу, уходящему от борьбы, объявляется предупреждение.

При равенстве 2-балльных и 1-балльных бросков победа присуждается борцу, последним получившему технический балл. В случае победы по баллам выигравшему борцу в протоколе встреч записывается 3, проигравшему  1 штрафное очко. За неявку соперника борцу в протоколе встреч засчитывается 3 выигрышных балла. Если борец в протоколе встреч остается, свободным, то ему засчитывается 3 выигрышных балла.

Приемы борца, проведение которых не привело к чистой победе, оцениваются баллами. Любой прием засчитывается, если он начат до гонга на окончание схватки. 2 балла даются за прием, в результате которого соперник оказался на боку, касаясь плечом ковра. 1 балл дается за прием, в результате которого соперник оказался на груди, на животе, на ягодицах, на бедре. Оценка приемов на краю ковра. Атакующий борец может закончить свои действия на краю ковра, если он начал их в пределах ковра. При этом прием засчитывается в том случае, если после проведения приема туловище атакуемого оказалось на ковре.

Запрещенные действия:

1) захватывать соперника кушаком ниже пояса, наматывать кушак на обе руки;

2) менять захват и упираться кулаками в живот и в бок соперника;

3) уклоняться от захвата, делать захваты за одежду соперника, при броске делать перехваты и соединять руки;

4) упираться головой в лицо, голову, плечо, руки соперника и наступать на его ноги;

5) делать зацеп;

6) проводить приемы (броски) с положения «за ковром» (положением «за ковром» считается положение, при котором один из борцов заступил ногой за границу ковра) или после свистка арбитра;

7) умышленно бросать соперника за ковер;

8) оставаясь сверху, умышленно надавливать коленом на любую часть тела (на живот, грудь и т. д.) соперника;

9) упираться руками в лицо и в грудь соперника;

10) наносить удары, толкать соперника, грубить;

11) становиться на колени;

12) контролировать соперника в захвате вытянутыми или полусогнутыми большими пальцами;

13) умышленно уходить за пределы ковра и выталкивать соперника за ковер;

14) умышленно растягивать время;

15) отпуск кушака после свистка.

За опоздание на ковер без уважительной причины, за пререкание с судьей и соперником, за проведение запрещенных действий и за уклонение от борьбы борцу делаются замечание и предупреждения. Объявленное одному борцу предупреждение засчитывается как один балл другому. Если борец получил три предупреждения, то он снимается со схватки и ему засчитывается поражение. Если во время проведения приема атакуемый борец нарушил правила, то схватка при отсутствии угрозы получения травмы борцами не останавливается и атакующему борцу дается возможность завершить прием. При этом нарушивший правила борец наказывается, а прием оценивается. 

Источники сведений

1. Абсаликова Ф. Ш. Игры и развлечения башкир (конец XIX первая половина XX в.). Уфа: Гилем, 2000. 133 с.

2. Авдеев М.В. Степь сказалась. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.

3. Ахмедьянова А. Х. Учалы – земля батыров. Учалы: Тип. ЧП А. Г. Шагеева, 2005.

4. Аюпов Р. Самый благородный вид борьбы // Ватандаш. 2008. №8. С. 126-134.

5. Аюпов Р. А. Государственные, ведомственные награды, спортивные и почетные звания спортсменов, тренеров и спортивных работников Башкортостана. Уфа, 1998.

6. Аюпов Р. А. От сабантуя до Олимпийских игр. Уфа: Слово, 1995.

7. Аюпов Р. А. Спортивный Башкортостан на рубеже веков. Уфа: Лето, 2000.

8. Бахтияров Ф. Г., Белов Л. П. Национальный праздник сабантуй и борьба курэш // Национальные виды спорта: история, традиции и современность. Уфа, 1998.

9. Башкирские предания и легенды / сост., вступ. вст. и коммент. Ф. Надршиной. Уфа, 1985.

10. Башкирское народное творчество. Том 2 / сост., ред., предисл. и примеч. А.И. Харисова. Уфа, 1959.

11. Башкирское народное творчество. Том 2: Предания и легенды / сост., автор вступ. ст. и коммент. Ф.А. Надршина. Уфа, 1987. 574 с.

12. Башкирское народное творчество. Том 3: Богатырские сказки / сост., авт. вступ. ст. Н. Т. Зарипов. Уфа, 1988.

13. Башҡорт халыҡ ижады. Эпос / Төҙ., инеш мәҡ., аңлатма авт. Н. Т. Зарипов. Өфө, 1982.

14. Башҡорт халыҡ ижады. III т.  Эпос / Төҙ. Ә. М. Сөләймәнов, инеш мәҡ. авт-ры М. Сәғитов, Ә. Сөләймәнов, Р. Рәжәпов. Өфө, 1998.

15. Башҡорт халыҡ ижады. Яҙма ҡисса һәм дастандар. VII т. Инеш мәҡ. авт. Ә. Сөләймәнов, ахырғы һүҙ: Ғ. Хөсәйенов, М. Нәҙерғолов, Ә. Сөләймәнов. Өфө, 2004.

16. Бикбулатов Г. Ф., Абдуллина Г. Р. Терминология национальной спортивной борьбы «көрәш» // Вестник Башкирского университета. 2020. Том 25. №1. С. 177-180.

17. Бикбулатов Н. В. Башкирский аул: очерк общественной и культурной жизни. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1969.

18. Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с.

19. Бикимбетов Р. Г. Национальная борьба курэш (көрәш). Методика развития физических качеств. 3-е изд., испр. и доп. Сибай: Издательство ГУП РБ «СГТ», 2010. 128 с.

20. Бикимбетов Р. Г. Народная физическая культура в системе воспитания молодого поколения: совершенствование преподавания физической, культуры и олимпийское образование. Стерлитамак, 2003.

21. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX века. Л., 1988.

22. Бурангулов Я. Курэш – народное достояние // Ватандаш. 2003. № 6. С. 181.

23. Даль В. И. Борец // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. 1863-1866 гг. URL: https://slovar-russkogo-yazyka-xviii-v.slovaronline.com/3673-борец.

24. Девушка Дудар // Казахская сказка. Алматы кiтап баспасы, 2014. 18 б.

25. Дизенко И. Е. Батыры земли башкирской. Уфа, 1983.

26. Казахские народные сказки: в 3-х т. Алма-Ата, 1973.

27. Котова Т. П. Физическая культура и спорт в Башкортостане: достижения, проблемы (60-е - нач. 90-х годов). Уфа, 1995.

28. Кудряшов П. М. Абдрахман (отрывки) // Башкирия в русской литературе / под общ. ред. А. Н. Киреева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1961. Т. 1. С. 83-126.

29. Куз-Курпяч // Башкирское народное творчество. Т. I: Эпос / сост. М. М. Сагитов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.

30. Лаббе П. По дорогая России. От Волги до Урала / пер. с фр. А. Ш. Губайдуллиной и Л. Ф. Сахибгареевой под руд. И. В. Кучумова. М.: Изд-во «Паулсен», 2017. 224 с.

31. Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. Ч. II. СПб., 1802. С. 25-26.

32. Лоссиевский М. В. // Оренбургский листок. 1876. № 43 (17 окт.).

33. Мифы Древней Греции. URL: http://www.mify.org/(дата обращения: 04.04.2017).

34. Муртазин Р. Г. Башкирская спортивная борьба курэш: правила соревнований. Уфа, 1991.

35. Мусакаев М. Б., Туляков С. В. Национальная спортивная борьба курэш. Учебно-методическое пособие. Уфа: Китап, 2008.

36. Нагаева Л. И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа: Китап, 1999. 160 с.

37. Национальные виды спорта: История, традиции и современность // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 1998. 98 с.

38. Павловский П. Тридцатое августа 1846 года в Оренбурге // Оренбургские губернские ведомости. 1846. № 59.

39. Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.

40. Сокровища сарматских вождей. Оренбург, 2008. С. 30–31.

41. Султангареева Р. А. Башкирское силовое состязание курэш: культура и ритуал. Уфа, 2005 г. 130 с.

42. Султангареева Р. А. Башкирский народный куреш. Уфа: Китап, 2009. 142 б.

43. Султангареева Р. А. Институт и культ батыров у башкир // Ватандаш. 2005. № 6. С. 166-179.

44. Уметбаев М. И. «Первое цирковое товарищество» в России // Ядкар. 1984. С. 103-106.

45. Урал-батыр / авт. вступ. ст. и коммент. Ф. А. Надршина. Уфа, 2003.

46. Хабибуллин И. З. Башкирская борьба курэш. История и современность. Уфа: Гилем, 2007. 208 с.

47. Хабибуллин И. З. Национальная борьба курэш // MAGISTRA VITAE. 2008. № 35 (136). С. 11-16.

48. Хабибуллин И. З. Национальная борьба курэш как элемент традиционной физической культуры башкирского народа. Дис. … канд. ист. наук: 07.00.07. Ижевск, 2008.

49. Хамидуллин С. И. Бурджаны: источники, история изучения, гипотезы. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2016.

50. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: 1859. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Акчурин Радиф Галеевич  (род. 1 июня 1985) – чемпион мира по борьбе куреш (2015, г. Казань, в весовой категории 100 кг), уроженец Федоровского района Республики Башкортостан, воспитанник подросткового клуба «Батыр» (с.Батырово), одним из руководителей которого является его отец Галей Зайнуллович Акчурин.

Юсупов Харис Мунасипович (24 авг. 1929 г., Аркаул БАССР – 7 июня 2009, Рощино Челябинской обл.) – первый чемпион России по борьбе курэш (1960), чемпион РСФСР по вольной борьбе (1958-60). Башкирский борец, основатель южноуральской школы дзюдо в Челябинске (1960). Заслуженный тренер РСФСР (1969), СССР (1975), Заслуженный работник физической культуры (1989). Мастер спорта СССР по национальной борьбе курэш (1960), по классической борьбе (1959), по вольной борьбе (1960), по самбо (1967). Судья международной категории по дзюдо (1975), всесоюзной категории по самбо (1970), республиканской категории по греко-римской борьбе (1956) и вольной (1959) борьбе. Воспитал 4-х чемпионов мира (Виктор Бетанов), 14 чемпионов Европы, 2-х заслуженных мастеров спорта, 11 мастеров спорта международного класса, 250 мастеров спорта.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Сведения о действиях над/с ОНКН

В Республике Башкортостан на государственном уровне ведется работа по сохранению, популяризации и развитию курэш. Работает Ассоциация спортивной борьбы курэш (1994). Возрождение курэш, как и других национальных видов спорта, проводилось в рамках Государственной программы «Возрождение и развитие башкирского народа» (1995–2010 гг.) и «Развитие национальной борьбы курэш в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы». В республике создана сеть спортивных организаций, с каждым годом улучшается их материально-техническая база, ведется строительство спортивных объектов. Осуществляется подготовка высококвалифицированных спортсменов и тренеров.

При поддержке главы республики курэш присутствует во многих народных праздниках (включая Сабантуй) и во всех комплексных соревнованиях, таких как фестиваль «Спортивный Башкортостан», «Сельские спортивные игры», на районных и городских турнирах. В т.ч.: на призы имени Салавата Юлаева (с. Малояз Салаватского района), Героя Советского Союза Жавдата Сунагатуллина (Учалы), Героя Социалистического Труда Рамазана Нигматуллина (Учалы), заслуженного тренера СССР и России, мастера спорта СССР по курэшу Хариса Юсупова (с. Аркаул Салаватского района), состязания памяти классика башкирской поэзии, поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы (Миякинский район), турнир девяти районов башкирского Зауралья памяти воина-интернационалиста Рафаэля Кулгарина (с.Юлдыбаево Зилаирского района), республиканские фестивали по национальным и народным видам спорта. В последние годы стали популярными детские Сабантуи с организацией борьбы курэш. Проводятся турниры «Юный батыр» на призы им. ген. М. Шаймуратова.

В Башкортостане борьба курэш включена в республиканскую учебную программу по предмету «Физическая культура». Курэш осваивают на уроках в образовательных учреждениях г. Кумертау, Дюртюли и Дюртюлинского, Учалы и Учалинского, Благоварского, Илишевского, Буздякского и других районов республики. Отделение по национальной борьбе функционируют в детско-юношеских клубах физической подготовки и спортивных школах большинства районов и городов республики.

Проведение соревнований осуществляется согласно «Правилам соревнований по национальной борьбе курэш» и Положениям, принятым по случаю того или иного состязания. «Правила» предусматривают состав и функции судейской коллегии, процедуру взвешивания, врачебного осмотра, жеребьевки борцов, указывают их права и обязанности, внешний вид судейской бригады и спортсменов, особенности используемого оборудования, вплоть до тембра звукового сигнала (гонга). В «Правилах» расписан ход проведения соревнований и определения победителей в «чистой победе» и по набранным баллам за проведенные приемы и нарушения правил. В «Правилах» предусмотрены особенности ведения протокола встреч, жесты судей и др. 

Предметы, связанные с объектом
             Ковер прямоугольной формы размером не менее 9х9, толщиной не менее 5 см. Для предохранения борцов от травм вокруг ковра укладывается защитная полоса шириной не менее 1 м, представляющая собой мягкую дорожку или маты и отличающаяся цветом от ковра.

Кушак (билбау), полотенца. По современным правилам, длина полотенец для подростков составляет 110-150 см, для взрослых – 150-180 см, ширина – 40-70 см. Материал ситец или другой кроме холщовой ткани. Двумя руками обхват 25-30 см. 

Историческое бытование
Башкирские селения Башкортостана, Оренбургской, Самарской, Челябинской, Курганской обл., Пермского края.

Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

Способствует физическому развитию, дисциплине, ловкости, смышлёности, выносливости. Как составная часть Сабантуя выполняет роль консолидации башкир, народов России и мира. Укрепляет чувство патриотизма. 



Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение, а также благодаря сети спортивных учреждений, разработанной и опубликованной методике проведения борьбы, в том числе представленной в виде видеофильмов и книжной продукции. 



Форма бытования

Смешанная.



Этнологический аспект

Борьба на поясах давних времен популярна у многих народов –  арачаевцев (тутуш), киргизов (алыш), каракалпаков (курес), узбеков (кураш), чувашей (керешу), казахов (курес), киргизов (курес) и др. У чувашей, казахов и киргизов в северном варианте курэш сопровождается активной борьбой ног (подножки, зацепы), чего нет у башкир. 

Башкирский курэш особенно близок с киргизской поясной борьбой курес. Согласно правилам, установленным для южного варианта киргизской борьбы курес, борцовский поединок ведется только в стойке, запрещаются зацепы ногами и подножки. В отличие от башкирской борьбы курэш, где борцы накидывают на спину друг друга кушаки и во время схватки захват не отпускают, в южном варианте киргизской борьбы борцы захватывают друг друга за пояс одной рукой, но сохраняют при этом захват в течение всей схватки. В узбекской национальной борьбе кураш по ферганским правилам, как и в башкирской и южном варианте киргизской борьбы не разрешается воздействовать ногами на ноги соперника.

В русских селениях Башкортостана, где Сабантуй и национальная борьба курэш стали частью культуры местного населения, соблюдаются правила, принятые у башкир. Из рассказа одного из информантов русского села Большеустьикинск Мечетлинского района, Сабантуй у них проводился еще в довоенное время. Хотя русские принимали участие в борьбе, но не могли соперничать с башкирами по силе, ловкости и сноровке: «В борьбе баран батыру. Правило такое: заборешь троих – сидишь на скамейке как аксакал. Боролся и я один раз. Как один башкир меня тряхнет… Я крепкий был, да уметь ведь еще надо! Пришлось уступить».



Исторический аспект

По историческим документам и археологическим находкам, ареал распространения борьбы на поясах в прошлом включал современную Европу (в т. ч. Ирландию, Шотландию, Швейцарию, Уэльс и Испанию), Азию (в т. ч. Корею, Китай, согласно китайской хронике «Тан-Шу» XI в.), Центральную Америку и Африку (наскальные рисунки). Сцены борьбы отражены на многих артефактах кочевников III и I вв. до н. э. (на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая и на серебряных сосудах из городка на реке Обь в Тюменской обл., в ареалах расселения тюркских этносов). Обычай был популярен на юге России, в Урало-Поволжье, в Западной Сибири и на юге Украины.

К славянам традиция состязаний по борьбе на поясах перешла от тюркских народов. Самое раннее из известных упоминаний борьбы на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н. И. Толубеева. Сцены борьбы на поясах можно увидеть в Русском музее на картине художника И. Щедровского, написанной в 1837 году. 



Социологический аспект

В БашАССР чемпионаты по борьбе курэш проводятся с 1948 г. В 1970 г. Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР утвердил звание «Мастер спорта по нац. видам спорта РСФСР». Первыми мастерами спорта в республики по курэш стали Г. Кудакаев, Р. Муртазин, Ф. Кутдусов, М. Мамлеев. Первым чемпионом РСФСР был Х. М. Юсупов (1960). Чемпионами РСФСР были Г. Кудакаев, Ф. Ахметов, Р. Сулейманов, Ф. Уразбахтин, Д. Сафин, К. Латыпов, В. Ильясов, З. Киекбаев и др.

В начале 1980-х гг. узбекский борец Комил Юсупов начал работу по возрождению, изучению и разработке универсальных правил курэш, которые отвечали бы международным стандартам. В 1998 г. в г. Ташкент с участием представителей 28 стран Азии, Африки и Европы была создана Международная Ассоциация Кураш. В маe 1999 г. в Ташкенте проведён I чемпионат мира по курэшу. 24 января 2003 г.  Генеральная Ассамблея Олимпийского Совета Азии признала куреш официальным видом спорта.

В декабре 2006 г. в Дохе (Катар) прошли 15-е летние Азиатские игры, где впервые в истории состоялись показательные соревнования по курешу. В 2009 г. официальные соревнования по курэшу прошли в программах сразу двух Азиатских игр  1-х Азиатских Игр по боевым искусствам (Бангкок, Таиланд) и 3-х Азиатских игр в закрытых помещениях (Ханой, Вьетнам). К настоящему времени членами Международной Ассоциации куреш являются национальные федерации из более 100 стран Азии, Африки, Европы, Пан Америки и Океании.

Чемпионаты мира по курэш проводились практически ежегодно с 2002 г. в Киргизии, Иране, Турции, Казахстане, Того, Узбекистане, Туркменистане, России. В 2007 г. чемпионат мира по борьбе курэш прошел в столице Республики Башкортостан Уфе. Башкортостан неоднократно становился ареной чемпионатов России по курэшу: в Уфе (в 1961, 1976, 1980, 1984, 1999, 2001 гг.), в Салавате (1973), в Октябрьском (1978, 1981), в Туймазах (1988).

В 2016 г. ЮНЕСКО, отметив влияние на укрепление отношений между общинами, основанных на принципах толерантности, доброй воли и солидарности, внесла курэс в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. 



Лингвистический аспект

В настоящей Анкете используется термин курэш в силу сложившейся традиции во всех официальных документах и геральдике официальных соревнований. Башкирское слово көрәш состоит из двух частей. Слово көр означает здоровый, сильный. По предположению Р. А. Султангареевой, слово көр имеет отношение к одному из древнейших культов тюрков, индо-иранцев  культу Силы  Кос. Суффикс -эш {-яш, -эш) проясняет процесс и явление в его повторяемости, а также означает повелительное наклонение.

Название курэш происходит от русификации соответствующих названий борьбы в национальных языках (в которых это слово является полным синонимом русского слова «борьба»), к примеру: башк. көрәш, кирг. күрөш, каз. күрес и т.д. путём замены отсутствующих в русском языке букв өәү и изменения некоторых согласных более близким к грамматике русского языка.

В Башкортостане борцов называют «батыр» и «көрәшсе». В Узбекистане – «ботир», «баходир» и «пехлеван» и «полван». В Киргизии – «күрөшчү», «балбан». В Казахстане – «батыр», «балуан», «баһадыр», «күресші», «күрескер». Термин батыр в древнем высокий социальный статус избранника народа в башкирском обществе.