Технология приготовления марийских трехэтажных блинов в Благовещенском районе

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-015
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ


Размер файла: Файл не найден

Описание

Марийские “трехэтажные” блины (мар. “Команмелна”) – национальное блюдо марийского народа, которое готовят на праздники и семейные трапезы. Это блюдо имеет далекую историю и богатые традиции в нашей культуре.

Справочная информация

Описание

Марийские блины были известны еще в далекие времена. Это блюдо готовили на колосовую вершину – один из старейших религиозных праздников марийского народа. Также блины готовили на другие праздники и свадьбы.

Команмелна – это марийское название данных блинов. Эти блины печатали на медовой воде с использованием особого пряного пирога – леевнемкова. Блюдо было не только вкусным, но также являлось символом общности и единства среди марийцев.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Существует множество рецептов приготовления марийских блинов, в каждом из которых есть свои традиционные и инновационные ингредиенты. Основой для приготовления марийских блинов является рассыпчатая мука, которая перемешивается с яйцами, кислым молоком, сахаром, солью и содой. В зависимости от рецепта, к тесту можно добавить мед, растительное масло, ванильный сахар, корицу или другие специи.

Для жидкой сметаны, которую можно использовать как начинку для блинов, необходимо смешать кислое молоко и сметану в равных пропорциях. Добавить сахар и ванильный сахар по вкусу.

Особенностью приготовления марийских “трехэтажных” блинов является использование живого огня. Для приготовления блинов необходимо использовать специальную печь, похожую на кирпичную, в которую закладывается древесина. Когда огонь загорается, на горячую печь ставятся деревянные формы для блинов, и на них выливается тесто. Блины готовятся до золотистого с обеих сторон цвета.

 

ИНГРЕДИЕНТЫ:


Тесто 1:
мука ржаная – 90 г/ 2/3 стакана
яйцо – 1 штука
соль – 1 щепотка

Тесто 2:
мука овсяная – 40 г / 0,5 стакана
молоко – 150 мл / 2/3 стакана
сметана – 1-2 ст. ложки

Тесто 3:
пшено – 100 г
сметана – 150-170 г

Растительное масло для жарки.
Сливочное масло – для подачи.

 

Процесс приготовления:

Для первого слоя следует размешать яйцо с солью. Добавить просеянную ржаную муку (иногда заменяют её и пшеничной). Замесить крутое, но эластичное тесто, разделить на 2 или 3 части. Накрыть тряпкой, чтобы не выветрилось.
Тесто для второго слоя готовится следующим образом: молоко перемешивается со сметаной (или кефиром) с добавлением овсяной муки.

Иногда для густоты в эту массу ещё добавляют манку.
Куски ржаного теста раскатайте в тонкие лепешки и запеките их в течение двух-трех минут на печи до подрумянивания.

Для третьего слоя заранее нужно сварить пшено как жидкую кашу. Далее перемешивают с деревенской сметаной и добавляют яйцо.

Готовые блины намазать слоем из овсяной муки. Затем снова подрумянить блины, а после намазать последним слоем из овсяных хлопьев и запечь до готовности. Слоёные блины марийской кухни готовы.

Предметы, связанные с объектом

Для приготовления марийских трёхэтажных блинов использовалась кухонная утварь, которая была в каждой семье: чугунок, ухват, поварешка, металлические ножи, сковородки. Жарили блины в домашних условия в печи. Дрова могли быть любые, но предпочтительнее береза или ильм из-за жарких углей. 

Источники информации

Библиография:

1.    Абукаева Л. А., Андрианова Е. М., Беляева Т. Н., Кудрявцева Р. А. (отв. ред.), Михайлов В. Т. Проблемы марийской и сравнительной филологии. – Йошкар-Ола, 2016.  

2.Андреева Л.А. Национальная кухня марийцев в диалоге культур народов Югры https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/andreeva_l._a_2.pdf

3.    Марийская крестьянская кухня / сост. К. Юадаров. – Йошкар-Ола, ГУП «Газета «Марий Эл», 2006. – 52 с.

4.    Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: Историко-этнографическое исследование. – Уфа: Китап, 2012. 296 с.

5.    Рябинский К. С. Ардинский приход Козьмодемьянского уезда. Казань, 1900.

6.    Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). – Уфа, 2016. – 276 с.

7.    Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. 2-е изд., испр. И доп. – Пермь: ОТ и ДО, 2013. – 530 с.

8.    Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов / сост. Г. А. Сепеев. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001. 184 с.

Сведения об особенностях
Состояние бытования


Данная традиция, марийских «трёхэтажных» блинов, сохранилась в селениях Благовещенского района, широко используется и передается из поколения в поколение.




Способы передачи традиции

Данная традиция передается в семье естественным способом: от старшего поколения к младшему.