Праздник «Сипенька» в селе Кага Белорецкого района

Категория объекта:
Традиционные народные праздники
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-009
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Описание

«Именины земли», празднуемые на третий день Троицы. Сипенька является локальным праздником, проводимым в горнозаводских сёлах Белорецкого района республики Башкортостан: Кага, Верхний и Нижний Авзян, Тукан, Зигаза, Инзер, Ломовка. Название праздника произошло от слова «сипеть»: участники много пели, порой до потери голоса, до сипения – «сипеньки».

Справочная информация

Описание

Традиционный народный праздник «Сипенька» привязан к религиозному празднику Пасхи и проводится на третий день после Троицы, но имеет и языческие отголоски. В народной традиции Троица входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и завершается Духовым днём. Праздник связывали, прежде всего, с культом растительности, расцвет которой приходится на это время, а главным атрибутом троицких обрядов была берёза, символ женского начала и вечного обновления природы[i]. Троица была своеобразной границей между весной и летом, когда завершались весенние сельскохозяйственные работы. Троица считалась праздником девушек и молодых женщин. На второй день Троицы праздновали сипеньку незамужние девушки и холостые парни («девищья сипенька»), на третий день – женщины и мужчины («бабья сипенька») [ii].

Период возникновения праздника установить невозможно. «Сипенька – это наш старинный Кагинский праздник. Я не знаю, как давно он возник, но очень давно, потому что наши бабушки, прабабушки рассказывали нам, как они праздновали этот праздник»[iii]. Ранние традиции празднования сипеньки были составлены на основе полевых материалов, собранных исследователями-этнографами г.Магнитогорск, на основе интервью жителей горнозаводских сел Белорецкого района 1913-1945 годов рождения.

На другой день после Троицы наступает Духов день. Считалось, что в этот день земля была именинницей. Во время праздника запрещалось работать на земле, и её нельзя было беспокоить, даже травку срывать считалось большим грехом: «Землю-именинницу, её празднують на третий день Троицы с давних времён. Всё на один день – и Земля-именинница, и сипенька… наши матери говорили: «Нынще пополем, а завтра земля именинница. Не будем – грех. Не надо завтра землю трогать»» [3, c.125].

На Сипеньку существовали свои запреты: нельзя землю «трогать», то есть работать на ней, нельзя рвать цветы, особенно нельзя стирать и полоскать в речке: «сколько воды замутилось в речке, столько на том свете воды мутной пить будешь»[iv] [4, с. 84]. Но разрешалось выполнять работу по дому и шить. В этот день было принято с утра чистить колодцы: из них выливали старую воду [4, с. 84].

И так как работать было нельзя, то следовало праздновать. Девушки наряжались, парни, шествуя по деревне и собирая группы молодёжи, играли на гармошках: «Костюмов не было, одевались кто во что мог. Но одежда была праздничная, женщины в красивых платках, юбках, полушалках, передниках»  [3, c. 123]; «На сипеньку и с балалайкой ходили, и с гармошкой»[v]. Пели частушки и «протяжные, долгие старинные» песни [3, с. 77]. Молодежь играла: мальчишки девчонок в лес волокут и купают, «закупываются» [4, с. 84]. Мячи, сделанные из коровьей шерсти, катали в лунки. Мячиком, сшитым из тряпок, сбивали яйца: кто попал мячиком в яйцо, тот себе яйцо и забирает. Девушки в лесу опутывают ленточками березу и кидают через нее яйца, то есть «перемениваются яйцами» [4, с. 88]. Девушки в лесу срубали березку, наряжали ее и шли на реку. Там гадали на жениха: завивали венки из березы и кидали их в воду. По венкам в воде гадали на судьбу: утонет – мало жить, поплывет – долго. Ребята яйца кидали вверх, как учили старшие: «даже не видать, куды она увысь летить» [4, с. 86]. Это делалось, чтобы лен уродился высокий.

Праздник проходил за воротами, на улице или поляночке, но только не в доме, «чтобы ничего душу не тянуло». Ставили столы и собирали стол в складчину, где главными блюдами были печёные яйца, яичница,  картошка и мясо, грибы и хлеб, пироги и ватрушки, копчёное сало, пироги. Готовили также сипенькину яичницу – запечённые яйца с молоком: «Возьмут щашку улиняную, хорошие такие блестящие были щашкиуоршещники. Яйщек шесть разобьють, молоком разведуть. И вольный воздух – в пещку» [5, с. 126]. «Яйца варёные, огурцы, помидоры, капусту, глазунью делали, пельмени с капустой были основным блюдом. Пироги пекли с капустой, яйцом, рисом и сладкие пироги с черникой и черёмухой» [5, c.123]. Варили молочный и сладкий кисели, пашкетник делали, косняки пекли (треугольные пирожки с зеленым луком и яйцом): «потому что Троица, вот и три угла» [4, с. 80]. Так, в проведении Сипеньки наблюдаются традиции Троицы: обязательная трапеза печеными яйцами, яичницей, поклонение культовому дереву – березе, гуляния, гадания.

Все угощались и пели песни и частушки. Пели много, порой до потери голоса, до сипения - отсюда и произошло название праздника – «сипеньки».

Для празднования было три обязательных условия:

1 – праздновали не в доме, только под открытым небом, «чтобы ничего душу не тянуло».

2 – весь вечер был посвящен песнопению. Для этого приглашали гармониста, плясали, играли и веселились. Гулянья продолжаются до утра. Как вспоминают старожилы: «Бывало, утром на зорьке коров в табун проводим, и ещё маленько сипим, потом только расходимся». К утру голоса садились, и получалось «сипение» вместо пения.

3 - на столе должно было присутствовать традиционное для этого праздника блюдо - яичница с молоком, запечённая в печке. Яйца для яичницы собирали по дворам с утра ряженые, обходя соседей с берестяным коробом. 

В более позднее время гуляния и гадания заменились на игры: молодёжь качалась на качелях, играла в «кондалы», «третий лишний».

Сейчас праздник уже не проводят с тем размахом, с каким его отмечали в XX веке. Уже отсутствует его ночное проведение, изменился репертуар участников: исполняются «частушки про любовь, труд, дружбу, родину», «Матаню, суженого-ряженого»

Я катал-катал Матаню

На зелёной кошеве

Не досталася Матаня

Ни товарищу ни мне. ….

Я бывало запою, рябина закачается

А теперь- то запою, ничё не получается ….

Чёрну курочку кормила, чёрна курочка не есть,

Чернобровенький мальчишка

Никогда не надоест.[vi]

 

Располным-полна моя коробочка

Есть и ситец и порча,

Пожалей душа моя зазнобушка

Молодецкого плеча

Пожалей душа моя зазнобушка

Молодецкого плеча

Цыганочка ока-ока

Цыганочка черноока

Цыганочка чёрная ты мне спогадай… [6]

 

Тогда соседи собираются у кого-нибудь во дворе, накрывают на стол и просто поют известные им песни, включая советские из кинофильмов и эстрадные. Такие «посиделки» длятся не всю ночь, а ограничиваются одним вечером. До настоящей «сипоты» не доходит.

Сцены из праздника показываются фольклорным детским коллективом на конкурсе. Причем песенный репертуар такого представления далек от традиционного. Инициативу по проведению Сипеньки берет на себя библиотекарь А. Н. Сафронова: в плане работы библиотекаря стоит тема «Посиделки у самовара. Сипенька». Теперь в праздновании участвуют все, кто захочет. Особое внимание одежде не уделяется, но женщины и девочки плетут венки из березы. В празднике принимают участие в основном женщины и дети (соседи, друзья). Отсутствует гармонист, балалаечник, дети не играют в названные выше игры, девушки не гадают. Информанты сами отмечают, что праздник умирает: «люди неохотно выходят на улицы. Молодёжь разъезжается из села, а старики сидят по домам. Интереса уже нет».

Изменился и праздничный стол: главным блюдом становятся пельмени. Участники праздника пекут пироги, дружную семейку, делают пельмени с капустой, картошкой, мясом. Выносят стол во двор дома и так отмечают праздник в кругу семьи и с соседями. Затем идут на мост.

У этого есть ряд причин: потеря преемственности поколений: старики умирают, а молодое поколение традиции не перенимает; миграция селян в город, появление новой категории дачников со своими интересами; проникновение в село телевидения и современных коммуникационных технологий, влияющих на образ жизни жителей и их мышление; негативные погодные условия (дождь); праздник замыкается в кругу семьи и соседей; молодёжь не готовит традиционные блюда, подаваемые на праздник; из традиции проведения праздника уходят игры молодежи, отсутствует культ дерева березы и обряды с ним связанные.



  1. [i] Российский Этнографический музей. Этнокалендарь. Июнь. Троица (день святой троицы, пятидесятница). Режим доступа URL: https://ethnomuseum.ru/collections/ethnocalendar/june/troica-den-svyatoi-troicy-pyatidesyatnica (дата обращения 23.03.2024)

2.    [ii] Народный календарь Южного Урала : хрестоматия/ сост. : С. А. Моисеева, Т. И. Рожкова. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – с. 214;

3.    [iii] Календарно-обрядовый фольклор Южного Урала: Сборник материалов фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 307 с;

4.    [iv] Лосеева, И.В. Кулинарный календарь Южного Урала:  сборник материалов фольклорно-этнографических экспедиций / И.В. Лосеева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. – 144 с. 

5.    [v] История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б.В. Личмана.- Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1998. – 448 с;

 

6.      [vi] Из записей Габдрахмановой Арины от 28.06.2023 г..  Информанты – жители села Кага Анатолий Петрович Желнин (7.01.1951 г.р., обр. средне- специальное)  и Валентина Константиновна Желнина  (25.03.1951 г.р., обр. средне-специальное).

Источники сведений

·     Колпакова Н.П. Новые записи фольклора на Южном Урале// Ученые записи ЛГУ. Серия Филол. Вып. 12, 1941. С. 147, 148.

·     Шакурова Фания Ахнафовна. Южноуральское село Кага [Текст]: история края в вопросах и ответах/ Ф.А. Шакурова; Уфимский ин-т краеведения и туризма. – Уфа: Мэйлер, 2010. – 224 с.: ил., портр.: 20 см.; ISBN 978-5-903922-90-1

— иные

·     Статья на портале Livejournal «Рассказ одного путешественника о селе Кага» https://nasledie-ru.livejournal.com/1194.html

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Народные праздники – своеобразная форма передачи и утверждения нравственных и духовных, эстетических и культурных ценностей. Мероприятия Кагинского СДК направлены на сохранение и популяризацию традиций и обычаев жителей села.