Празднование Обещанного праздника в селе Кага Белорецкого района

Категория объекта:
Традиционные народные праздники
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-008
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

link



Описание

Обещанный праздник в селе Кага – это еще одно важное и традиционное событие, которое отмечается старообрядцами в Республике Башкортостан. Это сугубо кагинский праздник, отмечаемый ежегодно 21 августа. Православные идут крестным ходом к возвышенности с источником под названием Сажелка. Определить происхождение названия достоверно невозможно. По одной версии рядом были угольные печи, где делали берёзовый уголь («сажа») для Кагинского молотового завода. По второй версии недалеко были разбиты опытные поля, где разводились растения, «сажали» новый сорта деревьев и кустарников.

Справочная информация

Описание

По воспоминаниям жителей села, на Кагу обрушилась страшная засуха, пересохли источники, ручьи и колодцы (год описываемых событий определить невозможно). Вместе с ней наступил страшный мор для жителей – холера. Умирали целыми домами, за ночь могла уйти вся семья. Жители села собрались на сход под набат церковного колокола и горячо молились, прося у Бога прощения и помощи. Вдруг со склона горы, на которой находилось кладбище, забил источник с чистейшей, холодной и вкусной водой. Батюшка местной церкви повел всех жителей крестным ходом к этому источнику. Люди пили из этого источника, окропляли жилища и скот. И с того дня жители перестали умирать и болезнь ушла. С тех пор в знак благодарности каждый год в этот день – 21 августа – местные приходят на кладбище к святому источнику, служат молебен и поминают всех умерших. Жители установили на источнике часовню и дали обет Богу ежегодно крестным ходом ходить на святой источник и посещать кладбище в день, когда остановился великий мор – 21 августа. Этот день так и назвали «Обещанным» (от обета, данного Богу за спасение).

Над святым источником возвели часовенку, в годы сталинских репрессий её разрушили, а затем по настоянию местных жителей в 1997 году её восстановили на старом фундаменте. 21 августа 1997 года при большом стечении народа священнослужители Белорецкой церкви о. Борис (Аксёнов) и о. Михаил (Фёдоров) отслужили молебен и освятили родник. По мнению жителей близлежащих деревень, вода из источника обладает уникальными лечебными свойствами и долго хранится. По воспоминаниям местных жителей, в старые времена, кагинцы, жившие на Елани (это гора близ Сажелки), никогда, не болели, потому что пили воду только из этого родника. В 2010 г. источник был реконструирован: обновлена часовня, установлена купель.

К этому дню готовятся большинство жителей села, а выходцы из села к празднику возвращаются в село. Кагинцы считают обязательным к  празднику навести порядок в доме, во дворе и на селе, и всё украсить. Кагинцы в этот день навещают могилы предков, прибирают, а до революции еще служили молебен и ходили крестным ходом к «сажелке» (источнику). Из поколения в поколение передавалась обязанность и ответственность ухаживать за местами погребения своих родственников – как дань уважения к предкам. Обещанный пpаздник тепеpь для кагинцев стал дополнительным Родительским днем.

Согласно дневникам Дмитрия Ивановича Татаринова в своей книге «Воспоминания», он пишет: «Множество всяких рассказов, поверий, примет знали у нас в глуши, в горах, на заводах, я с огромным интересом и вниманием впитывал их… К нам часто приходила древняя старуха Федосья, про которую говорили, что ей около ста лет. Она была сухая, сгорбленная, вся коричневая, как старый пень, сходство довершалось тем, что все лицо ее было покрыто рябинами после перенесенной оспы. Она была старообрядка и знала все старые обычаи, сказки, приметы и поговорки… Иногда она начинала вспоминать про крепостное право, про дворовых, про господ, бывших владельцев заводов, Демидовых, от которых на заводском складе осталась карета и старинное, состоявшее из трех частей большое стенное зеркало. «И вот Господь разгневался и наслал на людей мор, — рассказывала Федосья, — И был у нас в Каге праведный батюшка отец Сергий, собрал он нас в церковь, отслужил молебен и говорит: «Пойдемте, православные, крестным ходом к ключу, который выходит из-под горы у пруда, освятим воду и будем пить только ее». Пошел весь завод — и стар и млад, и пожалел Господь православных и снял мор».

Речь здесь, безусловно, идет о Сажелке. Далее Д.И. Татаpинов пишет о пpазднике Обещанного дня: «Каждый год, обычно в конце августа, в церкви устраивался большой торжественный молебен, на который приходило много народу, затем крестный ход шел за пруд к горе, из под которой бил родник. Под ним была построена часовня с темными, старообрядческими иконами. Это место почему-то называли сажелкой. Я всегда бегал смотреть это торжественное шествие с далеко разносившимся пением, с блеском риз и крестов, с развевающимися хоругвиями и длинной лентой разнаряженной пестрой толпы народа…».

С праздником Обещанного дня связана еще одна легенда: «Жил когда-то в заповедной Каге некий старичок, ничем из себя не приметный. Жил себе да жил, но вот попал-таки в немилость людям. Может быть оттого, что перестал в церковь ходить, а, может быть потому, что борода у него не росла. Одним словом, невзлюбили его кагинцы. Умер старичок, похоронили его, как полагается, и вдруг сразу же пошла по селу холера. Мужики ворота дегтем мажут, колодцы заколачивают, бабы воют и не выходят из дому, боясь заразы. И тут кто-то приметил гуляющего по ночам старичка, который заглядывал в окна и что-то бормотал при этом. К кому заглянет- там и холера объявится. Потом нашли саван, очень похожий на тот, в который был обернут труп старичка. Собрались кагинцы и пошли на кладбище. Раскопали могилу, открыли гроб и обомлели: старичок лежит без савана, с открытыми глазами, а в них- дьявольская усмешка затаилась. Бабы с визгом бежать бросились, а мужики- кол осиновый искать. Воткнули они его в рот старичку, бросили гроб в могилу, перекрестились и закопали. Тут холера и кончилась. И пообещали православные в определенный день устраивать молебен и ходить крестным ходом к «сажелке».

Формы сохранения и использования объекта

28 февраля 2024 года была проведена этнографическая поездка в село Кага Белорецкого района для фиксации традиций жителей села Кага. Во время экспедиции был записан рассказ жителей о проведении ежегодно крестного хода во время Обещанного праздника.

Источники информации

·      Колпакова Н.П. Новые записи фольклора на Южном Урале// Ученые записи ЛГУ. Серия Филол. Вып. 12, 1941. С. 147, 148.

·      Шакурова Фания Ахнафовна. Южноуральское село Кага [Текст]: история края в вопросах и ответах/ Ф.А. Шакурова; Уфимский ин-т краеведения и туризма. – Уфа: Мэйлер, 2010. – 224 с.: ил., портр.: 20 см.; ISBN 978-5-903922-90-1

·      Статья на портале Livejournal «Рассказ одного путешественника о селе Кага» https://nasledie-ru.livejournal.com/1194.html