Традиционная башкирская обувь сарыҡ

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
17.12.2020
Номер объекта:
06-001
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Изготовление традиционной башкирской обуви сарыҡ.


Размер файла: 115.8 MБ

Описание

Сарык (сарыҡ) относится к башкирской традиционной обуви, изготовленной из сыромятной кожи с голенищами из грубого сукна. Сарык был как повседневной, так и праздничной или свадебной обувью у башкир. Это самобытная обувь для мужчин и женщин, подошва которой изготавливалась из кожи, а верх - из сукна. Суконное голенище у женщин украшали цветной аппликацией или вышивкой. У женщин они входили в состав свадебного и праздничного костюма, у мужчин он являлся рабочей обувью. Сарык одновременно выполнял несколько функций одежды. Кожаный носок предохранял ноги от промокания, валяное сукно, применяемое для голенища, отличалось высокими теплозащитными свойствами, аппликация на голенище выполняла роль оберега и придавала кpacивый внешний вид.

Справочная информация

Описание

Подошва сарыка сгибалась кверху, формируя задник и края, к которым пришивалась заготовка полуовальной формы, рассчитанная на подъём ноги. Голенища (выс. 40-46 см) подвязывались под коленом плетёными шнурками (ҡунысбау, ҡысмау). Задняя часть голенища украшалась аппликацией (комбинации из различных геометрических фигур, спиралевидных завитков и др.), нередко в сочетании с вышивкой. Сарык носили с суконными чулками (тула ойоҡ) или портянками (силғау); являлись повседневной и праздничной, в том числе свадебной обувью. У башкир бытовали до 2‑й пол. 20 в., наиболее распространение получили у зауральских башкир.

Различались сарык с простой (4‑ и 6‑кускарные) и сложной орнаментацией (8‑, 10‑, 12‑кускарные). По способу декорирования мужские и женские сарыки сильно отличались. Если женские сарыки украшались богатым орнаментом в технике аппликации, то на мужские нашивали кожаные полуовалы сзади и с боков, и для мужчин такая обувь была повседневной, рабочей.

Об орнаменте аппликации на сарык неоднократно писали С.И. Руденко, Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова.

Основным способом орнаментирования голенищ была суконная аппликация, в некоторых случаях она сочеталась с двойным тамбуром. Орнаментальная композиция могла вырезаться из сукна целиком и нашиваться на задник обуви в определенной последовательности. Но чаще орнамент выполнялся ленточками, прикрепленными с обоих сторон, декор приобретал особую рельефность.[1]

         Для аппликации основным цветом всегда является красный цвет. Для башкир красный цвет символизировал тепло, огонь, кровь. Они считали что, красный цвет защищает хозяина от злых сил и дурного глаза.

В основе рисунка была арочная композиция, полукруг из треугольников, двусторонних завитков, гребенки (ҡусҡар). Внутри арки вырисовывался орнамент. Г.Х.Казбулатова выдвигает предположение, что «арочная композиция на пятке женской обуви ...выполняла ...охранно-магическую роль» защищая «вход в арку, именно там находятся проекции органов воспроизведения жизни у женщины-матери».

В Учалинском, Абзелиловском районах распространен был двустронний завиток («интеграл»), который окружал арку. В горных районах обычно голенища украшали поперечными цветными полосами, рядами треугольников, уголков и др.



[1] Шитова С.Н. Башкирская народная одежда.-1 изд. – Уфа:Китап, 1995. С.147

Техники/Технологии, связанные с объектом

По материалам З. Хасановой у башкир-катайцев Белорецкого района сарык изготавливали из бычьей, телячьей и лошадиной кожи и из белого и черного сукна (тула). Сукно черного цвета применяли только для шитья мужской обуви. Мастерами по изготовлению подобной обуви были женщины. Кожаная часть выкраивалась в виде двух полуовалов: большой выполнял роль подошвы, меньший – носка.

Два небольших надреза помогали сформировать жесткий прямоугольный задник, при этом боковые кусочки кожи накладывались друг на друга, а средний закрывал шов, подошва по бокам слегка заходила наверх. Кожу сшивали конским волосом или конопляной дратвой большими наметочными стежками, на заднике выполнялся гребенчатый или елочный узор. Голенище выкраивалось из слаженного по длине куска сукна. Шов соединения всегда располагался сзади, который примерно на 2/3 высоты закрывался аппликацией. Значит, сначала голенище сшивали в виде трубы, потом на нем выполняли аппликацию. Высота голенища составляла 40-45 см, ширина – около 25 см.

По технологии выполнения выкладывания узоров можно выделить три способа:

а) узоры вырезались из цельного куска ткани по карандашному рисунку или по бумажному образцу;

б) узоры составлялись из тонких полосок сукна (для узоров центрального поля полосы выкраивались пошире и узоры получались более крупными и рельефными по сравнению с дугообразной полосой по краю аппликации);

в) узоры состояли из скрученных спиралью полос, которые очень плотно заполняли фон. При выполнении аппликации эти способы комбинировали. Кайму выкраивали из цельного куска ткани, остальные узоры составляли из полос, пришивая их косыми стежками с обеих сторон или кайму и центральное поле составляли из спиралевидных кругов, а дугообразную полосу выкраивали из цельного куска ткани. C.H.Шитова отмечает, что «из множества подобной обуви не найти и двух пар с абсолютно одинаковым узором», так как «изготовление сарыков каждый раз становилось для мастерицы увлекательным творчеством».

В Белорецком районе башкиры-катайцы на голенища как мужской, так и женской обуви сарык пришивали овальные кожаные фигуры (ҡолаҡ) с четырех сторон, а к ним нашивали по шесть парных треугольников-амулетов (бетеү). Материалом для треугольника служила кожа или ткани черного или зеленого цветов.

Аппликации выполнялась на фоне фабричной ткани белого, желтого, черного цветов. Черный цвет в основном применялся для фона центрального поля. Материалом для узоров служили фабричное сукно кармазин, иногда бумажные и шелковые ткани. По мнению С.Н.Шитовой фабричные сукна на территории Башкирии появились после присоединения Башкирии к Русскому государству.

Источники сведений

Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.

Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.

Костюм татар и башкир Урала//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.

Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.

Хасанова З. Домашние производства из шкуры, кожи и шерсти у башкир Инзерского бассейна. Ватандаш, №5, 2017. С.188-206. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Шитова Светлана Николаевна (1936г.) - заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

Тип ответственности: Исследователь

Место работы: С 1959 года участвовала и руководила 30 этнографическими экспедициями по исследованию быта и культуры башкирского народа.

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Гарипов Азат Салаватович - краевед.

Тип ответственности: Исследователь

Место работы: преподаватель Башкирского гуманитарного колледжа г. Сибай, автор научных статей и книги «Башкирские нагрудные украшения».

ФИО: Исхакова Муслима Гиниятовна

Тип ответственности: Информант

Место жительства: п. Уральск, Учалинский район Республики Башкортостан.

ФИО: Буранбаева Сарвара

Тип ответственности: Информант

Место жительства: д. Уразово Учалинский район Республики Башкортостан.

Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Сведения об особенностях
Состояние бытования

Район распространения – современные территории Учалинского, Белорецкого, Абзелиловского, Баймакского (северная часть) районов, у башкир Челябинской и Курганской области.



Исключительность/ценность
Сарык одновременно выполнял несколько функций одежды. Кожаная головка предохраняла ноги от промокания, валяное сукно, применяемое для голенища, отличалось высокими теплозащитными свойствами, аппликация на голенище выполняла роль оберега и придавал кpacивый внешний вид в соответствии с эстетическими требованиями. Являясь просторным и удобным, сарык отвечал и гигиеническим требованиям.


Способы передачи традиции

Реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования. 



Форма бытования

Аутентичная форма 



Этнологический аспект
По технологии изготовления сарык самая примитивная древняя обувь башкир, а по способу декорирования подобной обуви, как сарык, у народов Волго-Уральского региона нет. Похожая обувь под названием «чарык» с верхом из сукна или холста характерен для Северного Алтая.


Исторический аспект

Башкиры изготавливали сарыки наиболее рациональным для имеющихся географических и климатических условий образом. И в древней башкирской обуви сарык нашли отражение многие исторические процессы, природно-географические и социально-экономические условия, т.е. специфические особенности культуры повседневности народа.



Социологический аспект

Сарык одновременно выполнял несколько функций одежды. Кожаная головка предохраняла ноги от промокания, валяное сукно, применяемое для голенища, отличалось высокими теплозащитными свойствами, аппликация на голенище выполняла роль оберега и придавала кpacивый внешний вид в соответствии с эстетическими требованиями. Являясь просторным и удобным, сарык отвечал и гигиеническим требованиям.



Лингвистический аспект
Ҡыҙыл үксә, ҡунысбау, ҡысмау, тула, күн, силғау, тула ойоҡ, ҡусҡар, ҡолаҡ, бетеү, кирәгә, кәртә, алмалап бороу, сыбыҡ, оя, киртләс.