Практика целительства пупочной грыжи у башкир (баш. «өс йән»)

Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-003
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Обрядовая практика лечения пупочной грыжи (өс йән)



Описание

Лечебная магия – является одним из самых устойчивых, мало меняющихся видов сакральной обрядности, сформировавшейся на заре человечества. Она знакома всем народам и существует на всех ступенях общественного развития. Фигура знахаря (күрəҙəсе/күремсе (баш. күр – видеть, гадатель, ясновидец), бағыусы (баш. бак – смотреть, смотрящий на воду, гадающий по воде), тел белеүсе – знающий язык заговоров), имсе (баш. им-том – заклинание) у башкир была тесно связана со многими традиционными религиозными ритуалами, а в некоторых из них занимала центральное место, выполняя функции инициатора обряда. В этнографической литературе отмечается привилегированное положение данных лиц в обществе.

Справочная информация

Описание
Лечебная магия – является одним из самых устойчивых, мало меняющихся видов сакральной обрядности, сформировавшейся на заре человечества. Она знакома всем народам и существует на всех ступенях общественного развития. Фигура знахаря (күрəҙəсе/күремсе (баш. күр – видеть, гадатель, ясновидец), бағыусы (баш. бак – смотреть, смотрящий на воду, гадающий по воде), тел белеүсе – знающий язык заговоров), имсе (баш. им-том – заклинание) у башкир была тесно связана со многими традиционными религиозными ритуалами, а в некоторых из них занимала центральное место, выполняя функции инициатора обряда. В этнографической литературе отмечается привилегированное положение данных лиц в обществе. Сельские жители относились к ним с уважением, слушались их советов, старались выполнять их предписания. В основном знахарями были престарелые женщины, реже мужчины. К их услугам прибегали в случае болезней, несчастных случаев, при желании узнать какую-то скрытую информацию. В зависимости от специфики деятельности существовало специальное обозначение для данного человека (к примеру, «өшкөреүсе» – снимающий сглаз, «ноҡот һалыусы» – гадатель на камнях или бобах). Для каждого такого случая у Бағыусы существовали специальные «тайные» слова и заговоры. Заговоры сопровождались различными обрядовыми действиями, существовала особая ритмика их произношения, при этом использовались различные художественные приемы, такие как метафора, гипербола, аллегория. Довольно подробное описание знахарской практики күрәҙәсе, относящееся к середине 1870-х гг., было оставлено православным миссионером и этнографомА.Бессоновым. Он выделил несколько разновидностей заговоров: имләү (заговор) – өс йән (заговор (лечение) детской болезни, связанной со вздутием живота); арпа имнəү (заговор ячменя); «ҡайраҡ имлəү» (заговор твердой опухоли); биҙəк, шом имлəү (заговор лихорадки); өшкөреү – һыҙып өшкөреү, бысаҡ менән ҡулланғандар (заговор фурункула); киҫкəнде өшкөреү (заговор пореза); өндəү (говорить, уговаривать) – «ҡот өндəү» (уговаривание духовной силы). Кроме того, существовали специальные «языки», с помощью которых знахарь общался с болезнетворными духами.
Характерной чертой для произнесения заговоров («им-том һүҙе», «һаҡмаҡлау») было использование различных предметов – ножей, топора, иголок, нитей, отрезов ткани, свечей или лучин «сыраҡ яндырыу». При заговаривании осоуҙы использовались лапоть, кожаная обувь и метла, которые по очереди прикладывались к больному месту, а после произнесения заклинания, направленного на изгнание болезнетворного духа, их бросали к порогу.

Техники/Технологии, связанные с объектом

 Өсйән имләү

Заговаривание рахита


Беременной женщине нельзя пинать собаку или кошку, иначе ее ребенок будет болеть рахитом (өсйән – досл. три души). По поверьям, при рахите (өсйән– три души) одна душа бывает человечья, а две – собачьи. У больного рахитом ребенка живот разделен на три части. Он непрерывно плачет, грудь не сосет, не спит, живот твердеет, бурчит и пучит. Рахит можно вылечить только заговариванием. Встречаются разные способы заговаривания рахита. Можно упомянуть лишь о некоторых из них.


Һыҙып имләү

Заговаривание начерчиванием

Благоприятным днем для заговаривания рахита считается суббота (“ҡоро” көн – досл. пустой день). У женщины, родившей близнецов, надо выкрасть прутик от метлы и уголек из ее очага. Затем берут нож, точило, веретено, паутину. Ребенка укладывают на спину и, чертя углем по его животу, произносят следующий заговор:


Одна душа, две души, три души!

Где твое жилище?

Внутри каменного дворца.

Две души убиваю,

Одну душу оставляю.

Одна душа, две души, три души!

Откуда зашла, оттуда выйди!

Выйди, выйди, выйди!


Младенца заговаривают три раза.


Ҡыҫып имләү

Заговаривание зажиманием


Младенца, больного рахитом, бабка-знахарка внутри дома держит за голову, а через дверь мать держит за ножки. И они начинают “зажимать” младенца дверью. Когда ребенка “прищемляют” дверью, его мать спрашивает:

– Бабка, бабка, что зажимаешь?

Знахарка отвечает:

– Три души зажимаю, три души зажимаю: две убиваю, одну

оставляю!

Так повторяют три раза. После этого мать ребенка домой не заходит, она должна некоторое время погулять. Так заметают следы, чтобы дух болезни ушел. А знахарка в доме быстро укладывает ребенка в колыбель.