Постройка саманных домов у башкир

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-002
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Описание

Дома и другие строения башкиры обмазывали глиной с тех пор, как перешли на оседлый образ жизни. Глину применяли при строительстве жилищ там, где не был доступен лес – в степной зоне. На юго-западе, по Деме и Ашкадару наши предки устанавливали плетневые мазанки (ситән өй), покрытые соломой, пропитанной глиняной смазкой.

Справочная информация

Описание

Башкиры, проживавшие на территории Курганской области, возводили полностью глинобитные избы (балсыҡ өй). Для этого деревянные формы набивали глиняным раствором, по мере высыхания форму поднимали до желаемой высоты дома.

В Оренбургской, Саратовской областях, а также на юге Башкирии – в Хайбуллинском, Кумертауском районах – строились саманные дома (саман өй) из кирпичей (саманов), приготовленных из смеси глины с резаной соломой.

Стены башкиры обмазывали глиной для утепления почти во всех типах жилищ – в дерновых избах (кәҫ өй), землянках (ер өй), саманных домах, в срубных бревенчатых избах, а также в хозяйственных постройках – сараях, амбарах, банях, клетях.

Коллективный процесс обмазывания глиной имел свой смысл – практический, магический, религиозный.

Во-первых, строения утеплялись. Во-вторых, была выработана определенная обрядовая система этого процесса. Разные элементы обряда были связаны с мифами, древними воззрениями башкир, религией, первородными смыслами. У каждого действия был свой порядок («рәт»). Соблюдение установленного порядка обеспечивало благополучие в доме, в семье, в жизни, считали наши предки.

Балсыҡ һылау – трудоемкая работа, к тому же требовала быстрого исполнения, чтобы глина не успела засохнуть. Поэтому на обмазку дома, которую обычно устраивали в выходной день, приглашали всех деревенских, кто может помочь. Башкиры верили, что дом, обмазанный глиной множеством людей, будет многодетным, счастливым, благополучным. Некоторые проводили балсыҡ өмәһе каждый год.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Собиралось около 30–40 человек. Никто не оставался в стороне. На өмә все ходили с удовольствием, так как коллективный труд приносил людям радость. Совместная работа выполнялась быстрее, зачастую это был праздник, отдых для всех сельчан.

Глину для замеса отбирали не раньше 25–26 июня. Именно в это время горная порода считалась созревшей, считалось, что иначе глиняная смесь просто не прилипнет к стене и быстро отпадет.

Взамен взятого материала на этом месте обязательно что-нибудь оставляли – монету, горстку пшена, кусочек хлеба. Произносили: «Ер эйәһе, риза бул, үҙ өлөшөмдө алам», что означало «Матушка земля, будь довольна, я беру свою долю».

В начале замеса глиняной массы в вырытый котлован запускали детей, как чистых существ. Для детей это было большим развлечением.

Потом уже в работу включались женщины, мужчины, начинали месить ногами под шутки-прибаутки, веселье, смех собравшихся. Процесс вступления людей ногами в это месиво также был сакральным. Ноги должны были быть обязательно чистыми, перед этим совершалось омовение.

Если предполагалась большая работа и требовалось много материала, на замешивание приводили лошадей. Котлован зачастую имел форму круга, и животное ходило по нему, перемешивая раствор.

Затем мужчины подносили готовую глиняную массу к постройке, и женщины приступали к обмазке (һылау).

Иногда раствор оставляли дозревать, а работу продолжали после обеденного чаепития. Обмазка обязательно начиналась с восточной стены, с солнечной стороны. Первой шлепала глину об стену та женщина, чья рука считаталась легкой. К примеру, говорили: «Сания, һинен ҡулың еңел, башла!» («Сания, твоя рука легкая, начинай!»). Избранная женщина со словами благопожелания начинала работу.

Изготовление саманных кирпичей. с. Б-Абишево Хайбуллинский район, 1970 г

Бисмилләһир-рахмәни рахим.

Ҡул артым еңел булһын,

Был донъялар аман булһын.

Нигеҙҙәре ҡотло булһын,

Имен-аман йәшәһендәр.

Балалары, малдары тыуып торһон,

Мөхәббәтле йорт булһын!

Пусть моя рука будет легкой,

Пусть будет мир.

Пусть фундамент будет крепким,

Пусть хозяева живут в здравии.

Пусть рождаются дети,

Не переводится скотина.

Пусть в доме царит любовь!

Дружный процесс обмазывания глиной всегда сопровождался шутками и весельем.

Так, например, одна из женщин кричала:

– Балсыҡ ҡоро! (Глина сухая!)

– Балсыҡ ҡоро – һылап булмай. Балсыҡ ҡоро – кулға ла йәбешмәй, телгә лә йәбешмәй! (Глина сухая, обмазывать не получается, к рукам не липнет, к языку не липнет!) – подхватывали другие. Это означало, что работницы подустали и требуется отдых. Или приговарили: «Ҡулдар арыны, аяҡтар арыны, тегеләй ҙә, былай ҙа тамаҡ ҡороно» (Руки, ноги устали, в горле пересохло).

После этих слов хозяйка дома приносила чайник с кумысом либо айраном, или ягодной водой и потчевала трудящихся.

Пожилые женщины, кому было не по силам участие в такой тяжелой работе, тоже приходили на балсыҡ ҡоро (глиняный праздник) с угощениями и со словами «Сәсмә күтәрәбеҙ!» угощали работающих хлебом, маслом, молоком, коротом, медом. Этот ритуал участия в процессе пожилых женщин назывался сәсмә үтәреү (поддержание духа).

Произносились такие благопожелания: «Пусть те, кто будет здесь жить, долго живут! Живите в здравии, согласии, благополучии!» Все пожелания, приговоры и шутки зачастую придумывались и импровизировались по ходу дела. Так, к примеру, во время работы в адрес хозяев говорили: «Балсыҡ йәбешкән һымак, береһе береһенә йәбешеп йәшәһендәр!» («Как глина крепко лепится, так крепко (дружно) и живите друг с другом!»).

После того, как обмазывание стен заканчивалось, самая взрослая невестка прилепляла кусок глины в угол стены в направлении Киблы (направление в сторону священной Каабы в Мекке в Саудовской Аравии) и со словами: «Был минең ҡулым түгел, Ғәйшә-Фатима ҡулы» («Это не моя рука, рука Айше-Фатимы») оставляла на нем отпечаток руки.

Рука Айше-Фатимы (Ғəйшə-Фатима, Əйшə-Батман ҡулы) считалась для тюркских народов оберегом. Это имя, связанное со святостью, пришло из ислама. Айше звали жену пророка Мухаммеда, Фатимой – его дочь. Считалось, что изображение ладони совокупного образа этих святых женщин помогает излечивать болезни, защищает от нечистых сил, сглаза, обеспечивает благополучие в доме. На этом обряде работа по балсыҡ һылау считалась законченной.

Как вспоминают бабушки, издавна соблюдался и такой обычай. Одна из женщин по завершении обмазки забирала с собой колобок оставшейся глины на тарелке.

Это означало, что следующая помочь будет проходить в ее доме. Данный ритуал показывал непрерывность взаимопомощи у наших предков, неразрывную энергетику процесса. Работа в другом доме начиналась именно с этого кусочка глины, взрослые женщины обязательно его благословляли.

Традиционно помочь завершалась праздничным вечером с угощениями, обрядовыми действиями, играми, песнями, плясками. Пока односельчанки работали, хозяйка, в доме которой проводился балсыҡ өмәһе, готовила стол. Традиционно подавались сытные мясные блюда, выпечка: суп-лапша, горячий балеш, блины, баурсак.

Если у организаторов помочи не было средств для богатого праздничного застолья, коллективная трапеза совершалась в складчину, т.е. с продуктами, которые каждый приносил с собой. Работникам в благодарность раздавались подарки – ҡул әжере.

Существовала и такая традиция как «өмә балсығы илтеү». Оставшийся после помочи кусок глины (өмә балсығы) ложили на тарелку и относили уважаемому человеку либо соседям как приглашение на угощение. Бывало, молодежь ходила по домам односельчан с этим куском глины на тарелке, а взамен получала угощения: масло, корот, хлеб. Считалось, что собранная по домам еда обладает особой магией. После в одном из домов с этими гостинцами устраивали «аулаҡ өй» (свободный дом) с посиделками, где молодые парни обычно присматривали себе невест.

Обычай утеплять глиной жилище, другие постройки продолжает жить в башкирском быту и сегодня.

 

«Вот уже 19 лет мы живем в доме, обмазанном внутри глиной, – рассказывает жительница деревни Ахмерово Баймакского района Тансулпан Матинова. – Это настолько эффективный природный утеплитель – в доме всегда тепло. А еще приятнее, что помогли нам в обмазке дома наши односельчане – в 2001 году около 20 человек за один день провели нам эту работу, за что мы им до сих пор благодарны. Как это все было дружно, сообща! Мужчины готовили дранку (узкие деревянные планки, прим. авт.), мешали глину, подносили смесь женщинам, они тут же подхватывали, – работа кипела... Что касается обычаев этого процесса, помню из детства, как наши бабушки, приступая к этой работе, говорили: «Бисмиллахи рахмани рахим. Минең ҡулым түгел, Ғәйшә-Фатима ҡулы. Икендегә етмәһен, ике һуҡыр күрмәһен». Сейчас и сам процесс утепления несколько забылся – дома редко обмазывают глиной, иногда – только рабочие постройки. Не сохранилась и память о таких өмә».

«Традиция звать на различные өмә односельчан, в том числе на балсыҡ өмәһе, у нас сохранилась. Жаль только, что не во всех тонкостях, как это было раньше, – говорит директор дома культуры деревни Янтышево Хайбуллинского района Лира Ултракова. – По разным причинам некоторые фольклорные особенности обряда забылись. Уже нет в живых тех, кто помнил эти традиции подробно. Но обычай живет, возрождается, как и другие. В нашей деревне, к примеру, только в этом году

построили 17 домов, и некоторые прошлым летом сообща всеми односельчанами обмазывали глиной. Какие-то дома, дворовые постройки обмазывают глиной и снаружи, и внутри, некоторые – только снаружи. К сожалению, многие сейчас используют для утепления другие строительные материалы, более доступные, не утруждая себя таким старым способом. Есть в нашем крае черная глина, к ней даже не требуется никаких добавок, настолько она прочная и долговечная. А к желтой глине добавляется солома, кизяк. Для замеса смеси раньше приводили лошадей, верхом были подростки. Чтобы масса получилась мягкой, всадников сдабривали подарками. Процесс обмазки начинался обязательно с добрыми мыслями, с пожеланиями хорошей и теплой жизни в доме, здоровья хозяевам. Все это сопровождалось весельем: частушками, игрой на баяне. Оставшуюся глину отправляют на тарелочке соседям как гостинец. Бывает, принесешь, и в шутку кладешь им в карман, в подол. Это старинный обычай. В ответ на это принято угостить хоть чем-нибудь работников».

 

 

 «В нашей деревне со сих пор таким образом утепляются сараи, бани. Глиняную массу готовили обычно с вечера. Когда мы были детьми, нам удивительно веселым казался процесс замешивания глины. Нас запускали туда гурьбой, толкаясь, шутя, мы месили массу. И как только глина начинала со специфическим звуком отлепляться от наших ног, считалось, что раствор готов», – рассказала жительница деревни Ташлы Альшеевского района Расима Шункарова.

Стараются не забывать древний обычай в Хайбуллинском районе. В селе Новозирган проводят «Балсыҡ байрамы» (Праздник глины). Организуют обмазку строений глиной с приглашением односельчан, показывают разные способы замешивания глиняной смеси, в том числе с помощью коня, а также с помощью грузового автомобиля.

Также устраивают брендовое мероприятие «Чудо-саман». Именно в этих краях издавна строились дома из саманов – кирпичей, изготовленных из глины. В некоторых селах до сих пор сохранились такие постройки возрастом более века. Работники местного Дома культуры рассказывают жителям об особенностях изготовления саманных кирпичей, обмазывания самана глиной.

Помочи практикуются и в деревне Ибраево Зинчуринского района. Кроме того, участницы ансамбля «Сурень» («Һүрәм») деревни Ибраево Зианчуринского района, основываясь на воспоминаниях своих пожилых родственниц, воссоздали обычай обмазывания глиной и показывают его как концертный номер на сцене, с исполнением частушек собственного сочинения.