Башкирский эпос «Акбузат»

Категория объекта:
Устное творчество
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
19.12.2019
Номер объекта:
01-003
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Мульфильм по башкирскому эпосу "Акбузат". Автор - Батталова Гульназ



Описание

Акбузат (буквально с баш. – «сивый конь», иносказательно – «крылатый сказочный конь») – памятник башкирской словесности, мифологический эпос, кубаир. Входит в цикл кубаиров об Урал-батыре, его сыновьях, внуках и правнуках («Урал-батыр», «Сура-батыр» и др.). В центре сюжета крылатый конь, который помогает своему хозяину-батыру в борьбе со злом. Слово «акбузат» стало нарицательным в башкирском языке, является синонимом слова «тулпар», и отражает поверья башкир о том, что у настоящих скакунов есть крылья, но видеть их человеку нельзя, иначе конь погибнет и иссякнет его волшебная сила. Основная тема – борьба батыра (богатыря) за счастье людей, торжество справедливости. Традиционные образы (Акбузат, Хумай, Кахкаха и др.) помогают раскрыть идейно-художественное значение народного произведения. В эпосе немало мотивов, эпизодов, образов, которые связывают его с эпосом «Урал-батыр»: например, образы Хумай, Кахкахы, Шульгена, Акбузата, символ волшебного алмазного меча и т. д. Эти сказочные образы имеют важную композиционную особенность и большое идейно-художественное значение. В обоих произведениях события происходят на территории Уральских гор.

Справочная информация

Описание
В эпосе «Акбузат» четко выделяются два хронологически неоднородных сюжетных пласта. В архаичном фантастическом сюжете отразилась неосознанная борьба человека со стихиями природы. Более поздний пласт отражает процессы этногенеза башкирского народа на основе различных родоплеменных объединений (герои эпоса Юрматы, Катай, Кыпсак, Табын, Тамьян становятся прародителями племен). Интерес для исследователей представляет герой эпоса Тукляс, в котором можно опознать общетюркский персонаж Баба Тукляса. Описание красоты Акбузата принадлежит к числу наиболее разработанных и распространенных «общих мест» в поэтическом тексте эпоса «Урал-батыр». С незначительными вариациями оно повторяется и в других башкирских эпических произведениях: "На спине его лежит седло… А к луке того седла Привешен меч, острый, как алмаз; Золотые удила в узде; Уши, словно шило, навострил, Грива расчесана, как у девушки, волосок к волоску, Ноздри – словно башкунак, Зубы – как дольки чеснока, Грудь – как у кречета, узок в боках, Ноги тонкие легки, Медью отливают, как у зайца, глаза, Двойная макушка, челюсть узка. Шея – длиной в колас, Дикий, орлиный взгляд… Уши, как ножницы, торчат… По сторонам беспокойно косит; Словно хваткий волк, Глазом влажным сверкает; В ярости жует удила, Пена падает с губ; Поскачет – птицей взлетит. Облако пыли оставляя за собой". Персонаж эпосов «Урал‑батыр», «Акбузат» и некоторых сказок («Урал батыр» – «Урал‑батыр», «Зәйнулла менән Красата» – «Зайнулла и Красата» и др.). Родился на небе, может жить на земле и под водой, не горит в огне, не тонет в воде, ударами копыт сокрушает горы и рассекает моря. Владелец булатного меча. Первоначально Акбузат принадлежал Хумай, затем – Урал‑батыру и Хаубану. В эпосах конь выступает в роли помощника и советчика батыров, родоначальника и покровителя лошадей. Образ Акбузата представляет собой одну из главных эстетических ценностей в мировосприятии башкир и является одним из самых распространённых в фольклоре, литературе и культуре. Исполняется поэтами-импровизаторами (сэсэнами) в манере исполнения кубаир («ҡобайыр»). Кубаиры являются важнейшей формой башкирского этнического самосознания, сохранившими народную память о важнейших событиях прошлого и поворотных моментах истории народа. Машинописный текст эпоса хранится в Научном архиве УФИЦ РАН.
Сведения о действиях над ОНКН
Наименование действия: Сохранение и передача народных традиций исполнительской манеры мужской пляски Исполнитель: Носители традиций Метод действия: Мастер-класс
Техники/Технологии, связанные с объектом

Башкирское название эпоса – кубаир, стихотворный эпический жанр, народный тип стиха башкирских героических сказаний.


Современное бытование
Российская Федерация, Республика Башкортостан
Исполнение эпоса «Акбузат» сопровождается аккомпанементом народных музыкальных инструментов (думбыра, кубыз, курай, кылкубыз). В отдельных случаях стихи исполнялись без музыкального сопровождения, речитативно, напевно. Каждый исполнитель отличался свойственной только ему манерой исполнения.
Техники и технологии
Художественное чтение под сопровождение домбры, редко курая
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Бурангулов Мухаметша Абдрахманович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 15.12.1888 – 09.03.1966 Место работы/Адрес: башкирский поэт и драматург, фольклорист, классик башкирской литературы. Родился в д. Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне Красногвардейского района Оренбургской области. Работал учителем, в советских органах. Затем с 1938 г. трудится в Башкирском институте истории языка и литературы. Один из трех Народных сэсэнов Башкирской АССР (1944), член Союза писателей СССР (1940). Был под арестом в 1937-38 гг., респрессирован в 1950 г., реабилитирован в 1961 г. 
 ФИО: Хамит Альмухаметов. Тип ответственности: Носитель.  Даты жизни: 1861 – 1923. Место работы/Адрес: Иткульская волость Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Республики Башкортостан).
ФИО: Киреев Ахнаф Нуриевич.  Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1912 – 1984. Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР – заведующий сектором; Башкирский государственный университет – зав. кафедрой башкирской литературы; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.
ФИО: Галин Салават Ахмадеевич. Тип ответственности: Исследователь.  Даты жизни: 03.03.1934 – 29.03.2010.  Место работы/Адрес: Башкирский институт развития образования – заведующий кафедрой мировой и национальной культуры; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.
ФИО: Шакурова Шаура Рашитовна. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: Родилась 10 декабря 1967 года. Место работы/Адрес: кандидат филологических наук.
ФИО: Хусаинова Гульнур Равиловна. Тип ответственности: Исследователь. Место работы/Адрес: доктор филологических наук, заведующая отделом фольклористики Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, пр. Октября, д. 71.
ФИО: Аминев Закирьян Галимьянович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1950 года рождения. Место работы/Адрес: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра социокультурного моделирования Института стратегических исследований Республики Башкортостан / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, ул. Кирова, д. 15.
ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна. Тип ответственности: Ответственное лицо. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, 18


Наименование: ФГБУН Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Тип ответственности: Хранитель

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г. Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.

Состояние бытования
Как произведение эпического жанра кубаир бытует в устах сказителей и хранителей устно-поэтического творчества и предполагает вариативность эпического образца. Мастерство сказителя состоит в реализации эпического знания в момент исполнения. В настоящее время эпическая среда ушла в прошлое. Процесс ее угасания происходил постепенно и был взаимосвязан с изменениями в общественно-политической, социально-экономической жизни — т.е. объективными социально-историческими факторами, произошедшими наравне с активным распространением массовой письменности, книгоиздания, газет и журналов, радио и телевидения. К сожалению, как наиболее яркий компонент фольклорной среды, башкирский эпический язык потерял былое влияние и значение. В результате прервалась связь живой эпической традиции и сказительства. В целом бытование жанра находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю.
Исключительность/Ценность
Уникальная ценность «Акбузата» состоит в том, что в эпосе сохранились знания о многовековой истории, космогонических явлениях, богатый и образный эпический текст, который является непревзойденным эталоном языковой культуры. Эпос вобрал в себя целый комплекс воззрений о первобытнообщинном строе. Это ценный источник, позволяющий реконструировать историю башкирского народа с древнейших времен. При всестороннем и глубоком сравнительном анализе древнейших религиозных текстов, таких как «Авеста», «Песнь о Гильгамеше», «Аримаспея», «Велесова книга», башкирских эпосов «Урал батыр» и «Акбузат» обнаруживаются много общих черт – от системы образов до языковых параллелей, рассказы о сакральном устройстве мира и первых людях, описания священных обрядов и церемоний, норм поведения и законов бытия. Об архаичности эпоса можно судить исходя из контекста самого эпоса, а также социокультурного контекста бытования жанра эпического кубаира. Текст эпоса обладает всеми свойствами архаических фольклорных памятников.
Источники информации
1. Сагитов М. М. Поэзия народного духа // Урал батыр: Башкирский народный эпос. Уфа, 1986.
2. Мирбадалева А. С. Башкирский эпос “Урал батыр" // Башкирский фольклор. Вып. 4. Уфа, 2000.
3. Галин С. А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004. 
4. Валеев Д. Ж. Особенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат» // Фольклор народов РСФСР. Вып. 1. Уфа, 1974.
5. Галин С. А. Башкирский мифологический эпос. Уфа, 1999.
Сведения об особенностях
Современное место бытования
Российская Федерация, Республика Башкортостан

Сведения о бытовании
Российская Федерация, Республика Башкортостан Используемые в празднике элементы ОНН и другие Мужской костюм, домбра, курай

Способы передачи традиции
Реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования. До XIX века передавался из поколения в поколение естественным путем при бытовании в традиционной среде.

Форма бытования
Кубаир