Традиции приготовления кровяных блинов табани / виротабань у закамских удмуртов

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
удмурты
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-026
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Кровяные блины готовят при забое гусей в осенне-зимний период. Для приготовления таких блинов вместо молока используют процеженную кровь животного, добавляют яйца, соль, дрожжи, сахар, муку. Блины могут быть тонкими и пышными, небольшими и как оладьи, все зависит от количества жидкости в тесте и намерений хозяйки.

Справочная информация

Описание

В этнографической литературе блюда закамских удмуртов – носителей традиционной веры – отмечаются в сочинениях Н.И. Тезякова (1886), И.В. Яковлева (1903), К. Яковлева (1915), Т.Г. Миннияхметовой (2000), А.В. Черных (2002), в монографиях (2001, 2010, 2016) и серии статей Р.Р. Садикова. Из зарубежных исследователей выделяется имя финского этнолога и религиоведа Уно Хольмберга, автора монографии «Верования пермских народов» (Permalaisten uskonto), основанной на полевых материалах, собранных в 1911  г. среди удмуртов Уфимской и Пермской губерний (Mozga, Konegin, Kaimasebas, Staraja Kyrga). В 1894 г. удмуртов д. Большой Качак Бирского уезда (ныне Калтасинского района РБ) изучал финский лингвист Ю. Вихманн. В 1984 г. у закамских удмуртов работала экспедиция Тартусского университета под руководством А.Ю. Петерсон. В 1991 г. к этой работе присоединились сотрудники Венгерского этнографического музея с этнографом Агнеш Кережи, ими были изучены удмурты Бураевского и Калтасинского районов Республики Башкортостан (далее – РБ). В 2008 г. в с. Большой Качак Калтасинского района РБ работала магистрант Хельсинского университета Карси Мякеля. Летом того же года в Бураевском, Калтасинском, Татышлинском и Янаульском районах РБ – экспедиция Печского университета (Венгрия, рук. Золтан Надьи, Атилла Добо). В 2013–2019 гг. удмуртов Татышлинского района РБ изучала экспедиция Тартусского университета (Ева Тулуз, Лийво Ниглас, Лаур Валликиви). Собранные материалы хранятся в Эстонском национальном музее, Тартуском университете, Эстонском литературном музее (Тарту), Научном архиве Финно-угорского общества (Хельсинки), в Архиве этнографических рукописей Музейного ведомства Финляндии (Хельсинки), Финском литературном обществе (Хельсинки), Венгерском этнографическом музее (Будапешт).  Ритуал забоя гусей с приготовлением лепешек с кровью у удмуртов Башкортостана описали Л.С. Христолюбова и Т.Г. Миннияхметова (Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г. Удмурты Башкортостана (история, культура, современность). Уфа, 1994).

Приготовление кровяных блинов табани / виротабань у закамских удмуртов связано с традицией гостевания при осенне-зимнем забое гусей (в конце ноября – начале декабря, с наступлением устойчивых холодов). Традиция устраивать помочи в помощь хозяйке по ощипыванию тушек гусей ӟаӟег ышкон в Удмуртии не известна, но она широко распространена у тюркского окружения местных удмуртов. Удмурты на помочи собирают 5-8 молодых родственниц. Забой гусей делает хозяин под деревом. В отличие от местного тюркского населения, у удмуртов первый гусь является жертвенным. (Впоследствии его съедают в узком семейном кругу; участниками ритуала могут быть только родственницы.) Беря первого гуся, хозяин произносит небольшую молитву-куриськон «Господи, благослови. Вот жертвую гуся. В будущем году быть бы с приплодом. В здравии с добрыми людьми пить-есть довелось бы». После это закалывает птицу и всю кровь выпускает на землю, то есть «отдает земле». Кровь других птиц собирается в посуду. Женщины, выдергивая подмышечные перья зил тылы – «чертовы перья», которые не должны попасть в перину, – рядком втыкают в снег, говоря добрые пожелания. Женщины и девушки ощипывают и потрошат забитых гусей в бане.

После завершения работ устраиваются коллективные трапезы сӥль сиён (угощение мясом). В качестве обрядовых блюд готовят блины табань и лепешки с кровью виротабань. Для приготовления блинов с кровью вместо молока используют гусиную кровь. Ингредиенты: процеженная кровь, яйца, соль, дрожжи, сахар, мука. Рецепт приготовления следующий. Указанные продукты замешивают, настаивают несколько часов, запекают в печи, а в современных условиях в духовке на сковороде. Иногда делают с припеком, им чаще всего выступает рубленый зеленый лук. Получаются блины очень пористые темного оттенка. Они могут быть тонкими и пышными, небольшими, как оладьи. Это зависит от количества жидкости в тесте и намерений хозяйки.

Кровяные блины удмуртов блюдо, родственное кровяным оладьям шведов, финнов, народов Прибалтики и Севера (с использованием крови оленей). 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Жарка, запекание.

Источники сведений

Anttonen V. Uno Harva ja suomalainen uskontotiede. Helsinki, 1987. S.62.

Bereczki G. A nevatol az Uralig. Szombathely, 1994. S. 221234.

Harva (Holmberg) U. Der Ursprung des Kuala-kultes bei den Wotjaken // Fiimisch-ugrische Forschungen. Helsinki, 1934. Bd. 22. S. 146154.

Holmberg U. Finno-Ugric Mythology // The Mythology of all Races. Vol. 4. Boston, 1927.

Holmberg U. Matkakirjeitä // Turun Sanomat. 1911, № 1938, 1975, 1982, 1999.

Holmberg U. Permalaisten uskonto. Porvoo, 1914.

Lach R. Gesange russischer Kriegsgefangener. I band. Finnisch- ugrische Volker. 1. Wotjakische, Syrjanische und Permiakische Gesange. Wien-Leipzig, 1926. S. 4347, 9297.

Lehtinen I. Tscheremissisher Schmuck. Ethnographische Untersuchung. Helsinki: of the Bashkortostan Republic // Eesti Rahva Muuseumi 40. konverents «Maa ja linn». Tartu, 14.-15.04.1999. Teesid. Tartu: ERM, 1999. P. 48–49.

Lintrop A. Udmurdi usund. Tartu, 2003.

lisziu V. Volgan Innen, Volgan tul. Naplojegyzeter a Magyar oshaza videkerol. Budapest, 2002. S. 233280.

Makela Kirsi. Ritual places of Trans-Kama Udmurts: a case-study from the village of Bolsoj Kacak // Финно-угроведение. 2009, № l.

Munkácsi B. A votjákok közt // Ethnographia. A Magyarországi néprajzi társaság ertesitöje. 1892, № 2. 105 s.

Munkácsi B. Votják népköltészeti hagyományok. Budapest, 1887.

Museoviraston Kansatieteen kasikiijoitusarkisto. Heikel A.O. Tjere-missien ja votjakkien luona Birskin seuduilla, mordvalaisten luona Samaran laanissa kesalla. 1884.

Nalimov V. Permiläisaineistoa // Suomalais-Ugrilainen Seuran Tutkimusarkisto. Kotelo 547.

Peterson A. Udmurdi paevikud. Tartu, 2006. S. 189211.

Sadikov R. Kaama-taguste udmurtide ettekujutused elamu kaitsevaimudest // Mäetagused. 2000, №13. Lk.112-118.

Sadikov R., Makela K. Yrjo Wichmannin mistiinpanot Kaman-takaisten udmurttien uskonnollisista kasityksista ja tavoista // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja. 92. Helsinki, 2009. S. 241-263.

Siikala A.-L., Ulyashev O. Hidden Rituals and Public Performances. Traditions and Belonging among the Post-Soviet Khanty, Komi and Udmurts. Helsinki, 2011.  

Suomalais-ugrilaisia kokoelmia Venäjän museoissa. Finno-Ugrian collections in Russias museums / Toimittanut Lehtinen I. Helsinki: Museovirasto, 1999. 96 p.

Vikar L. Finnugor es Torok nepekzeneje. Budapest, 1984. S. 1618.

Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkácsi. Herausgegeben von D.R. Fuchs // Memories de la Societe Fenno-Ougrienne. Helsinki, 1952.

Wichmann Y. Wotjakische Chrestomatie mit Glossar. Helsingfors, 1901.

Wichmann Y. Wotjakische Chrestomatie mit Glossar. Turku, 1954.

Wotjakische sprachproben. Herausgegeben von Yrjo Wichmann. II. Sprachworter, ratsel, marchen, sagen und erzahlungen. Helsingfors, 1901.

Wotjakischer Wortschatz. Aufgezeichnet von Yrjo Wichmann. Bearbei- tet von T.E. Uotila und Mikko Korhonen. Herausgegeben von Mikko Korhonen. Helsinki, 1987.

Алтаев Г.А. Из религиозных обычаев вотяков Бирского уезда Уфимской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Т. 9. Вып. 3. Казань, 1891.

Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Dissertationes  Folkloristicae Universitatis Tartuensis. Tartu: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2017.

Антонов И. Историко-этнографический очерк деревни Верхнего Тыхтема, Калегинской вол., Бирского кантона, Башреспублики // Труды Научного Общества по изучению Вотского края. Вып. 3. Ижевск, 1927. С. 115120.

Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. 2-е изд., доп. Ижевск, 2018. 399 с.

Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.

Загребин А.Е. Финны об удмуртах. Финские исследователи этнографии удмуртов XIX – первой половины XX в. Ижевск, 1999.

Миннияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов, Ижевск, 2000.

Миннияхметова Т.Г. Традиционные обряды закамских удмуртов: Структура. Семантика. Фольклор. Tartu, 2003. 260 с.

Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010. С. 6173.

Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхмеговой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.

Садиков Р.Р. Зимние моления-жертвоприношения закамских удмуртов: традиции и современное состояние // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. Т. 27. 2017, № 4. С. 587–592.

Садиков Р.Р. Культ луда/керемета у закамских удмуртов // Этнографическое обозрение. 2008, №4. С. 102114.

Садиков Р.Р. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа, 2001. 181 с.

Садиков Р.Р. Религиозные святилища как феномен традиционной культуры закамских удмуртов // Ядкяр, 2002. №4. С.5460.

Садиков Р.Р. Святилище куала у закамских удмуртов // Этнографическое обозрение. 2003, №4. С.4551.

Садиков Р.Р. Традиционная религия закамских удмуртов (история и современность). Уфа: Первая типография, 2010. 320 с.

Садиков Р.Р. Удмурты // Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М.; Уфа, 2007. С. 462465.

Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016. 276 с.

Тезяков Н.И. Вотяки Больше-Гондырской волости. Медико-статистический и антропологический очерк. Чернигов, 1892. 87 с.

Тулуз Ева. The Power of Porridge: Udmurt Ritual Food // Традиционная культура. 2020. Т. 21, № 3. С. 157–170.

Удмурты Башкортостана. Краеведческий сборник / сост. Г.А. Вафина. Уфа, 2009. 142 с.

Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г. Удмурты Башкортостана (история, культура, современность) / РЦНТ. Уфа, 1994. 56 с.

Черных А.В. Буйские удмурты. Этнографический очерк. Пермь, 1995. 52 с.

Чирков Г. Вотяки Башкирии // Башкирский краеведческий сборник. № 2. Уфа, 1927. С. 6266.

Чуч Ш. Письма Ю. Вихманна с удмуртских земель // Пермистика 2: Вихманн и пермская филология. Ижевск, 1990. С.3341.

Яковлев К. Верования и религиозные обряды вотяков Бирского и Осинского уездов // Вестник Оренбургского учебного округа. 1915, № 67. С. 258265.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь закамских удмуртов.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

В настоящее время в Республике Башкортостан традиционная культура развивается при поддержке Национально-культурного центра удмуртов Республики Башкортостан (1996). Имеет место популяризация традиций путем публикации очерков и заметок удмуртских писателей, журналистов и краеведов в журналах «Кенеш», «Инвожо», «Вордскем кыл», удмуртской республиканской газете «Удмурт дунне», республиканской газете удмуртов Башкортостана «Ошмес». 

Предметы, связанные с объектом

Сковорода, кухонные принадлежности.

Современное бытование

Традиции приготовления блинов с кровью лучше сохранились у татышлинской подгруппы удмуртов (Татышлинский район РБ: с. Старокалмиярово, с. Новые Татышлы, д. Альга, д. Старый Кызылъяр, д. Нижне- и д. Верхнебалтачево, с. Кызылъяр).

Историческое бытование

Удмуртские селения Республики Башкортостан, Куединского района Пермского края и Бавлинскского района Республики Татарстан. 

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Кровяные блины по-прежнему готовят ежегодно в осенне-зимний период, во время забоя домашних птиц. 



Исключительность/ценность

Блюдо характеризует региональную культуру удмуртов. 



Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение. 



Форма бытования

Аутентичная



Этнологический аспект

Этническая история закамских удмуртов связана с формированием разных ареалов их расселения на территории Башкортостана, Пермского края и Республики Татарстан, обусловившим этнокультурное своеобразие этнических культур. В организации летних молений также выделяется ряд локальных вариантов, описанных выше. В некоторых местах при отсутствии животных для жертвы (после вступления в колхозы) обходились без кровавой жертвы и молились только сваренной на месте моления кашей из крупы, собранной от разных жителей, или же принесёнными из дома продуктами. Из жертвенных животных предпочтение отдавалось белой овце, при окружных молениях – жеребенку. Иногда после молений устраивали общественные гуляния типа сабантуя. Кроме того, у территориальных групп закамских удмуртов имеются отличия в тексте зимней молитвы (куриськон). Вместе с тем прослеживается общность структуры, порядка, отдельных молитв, функций жрецов и их помощников на зимних молениях, ритуальной одежды. Непременно варится каша, которой угощаются не только участники ритуала, но и оставшиеся дома.



Исторический аспект

Полноценное проведение ритуалов закамских удмуртов продолжалось до 30-х гг. XX столетия. Их утрате в ряде селений, схематизации и сокращению количества способствовала политика советского государства, направленная на борьбу с «религиозными пережитками» и советизацию населения страны, осуществившая репрессии многих религиозных служителей. Люди были вынуждены тайно проводить моления, перенося место проведения из крупных в мелкие селения, подальше от глаз чиновников. Особенный упадок традиции пришелся на 80-е – начало 90-х гг. XX в. в связи с воспитанием людей на атеистических началах и ухода из жизни старого поколения жрецов. Традиция проведения крупных молений угасала, но родовая и семейная обрядность продолжали свое бытование. Участниками молений-жертвоприношений стали женщины.



Социологический аспект

Традиционные обычаи закамских удмуртов сохранились благодаря нескольким факторам. 1) Территориальная удаленность удмуртов-«язычников» от православных удмуртов, исключившая между ними контакты. 2) Консервация традиций в моноэтничных селениях, не испытавших сильного влияния миссионеров из числа православного духовенства до конца XIX в. 4) Представления, нормы и ритуалы закамских удмуртов гармонично сочетаются с их хозяйством, основанном на пашенном земледелии и придомном животноводстве, их сельском образе жизни. 5) У закамских удмуртов сформировалось убеждение, что «языческая» вера является залогом благополучия и самосохранения, оппозицией процессу глобализации. Об удмуртах, принявших православие, «язычники» говорят, что они перестали быть удмуртами; себя они считали «истинными удмуртами», так как сохранили веру предков. 



Лингвистический аспект

Табани – таба + няня – сковорода и хлеб.

Виротабань – виро + табань – кровь и сковорода.