Танец восточных марийцев «Тыбырдык» в Мишкинском районе Республики Башкортостан

Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-013
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Танец восточных марийцев «Тыбырдык» в исполнении Народного ансамбля танца "Эрвел"



Описание

Танец восточных марийцев «Тыбырдык» от других танцев отличается энергичным (мощным) притопом, характерным и оригинальным ритмом. «Тыбырдык» является также элементом зажигательного танца восточных марийцев «Кандра» («Веревочка»), к которому часто присоединяются и представители других народов: татары, чуваши, удмурты и русские.

Справочная информация

Описание

Древние марийцы, победившие врага, говорили, что они наступили (ногой) на поверженного врага, прижали его к земле (мар. “тушманым тошкышым). Если они выздоравливали, побеждали болезни, то говорили, что наступили на болезнь, затоптали ее. Если наблюдать за жеребцом (вожаком табуна), то можно заметить, что он периодически гребет землю своими копытами. При этом мощные волны от удара копыт об землю передаются другим лошадям табуна, подтверждают наличие силы (энергии) вожака. Даже слабые овцы, увидев собаку или волка, начинают ударять копытцами об землю. Чтобы быть доминирующим самцом (вожаком) в группе людей, мужчины (самцы) боролись или дрались, победитель ставил свою ногу на грудь побежденного, бил себя кулаком в грудь. Таким образом, он показывал другим членам группы, что он самый сильный самец в группе, что он является вожаком. Иногда без борьбы и драки можно было напугать другие конкурирующие группы людей. Со временем притопывание превращается в традицию, в танец, обогащается новыми элементами. Придумали барабаны, поэтому бить себя в грудь перестали. Раньше мощно притопывали лишь мужчины, а женщины в танец двигались нежными шажками. В настоящее время в танце «Тыбырдык» и «Веревочка» мощно притопывают и женщины.

В 1978 году Виталий Сагадеев создал оригинальную версию танца, выпущенную на профессиональную сцену. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Виталий Сагадеев

Тип ответственности: постановщик оригинальной версии танца

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: МБУ Мишкинский РДК РБ

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, Мишкинский район, с. Мишкино, ул. Ленина, 112.


Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Предметы, связанные с объектом

Народные костюмы, гармошка, марийская волынка – шувыр, марийский барабан – тумбыр.

Источники информации

Калинина O. A. Марийские праздники. Справочник /О.А. Калинина. – Йошкар-Ола, 2006. – 52 с.; Календарные праздники и обряды марийцев / Этнографическое наследие. Сб. материалов. Вып. 1. – Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. – 286 с.

Колчин Б. Ф. Марийские народные танцы / Б.Ф. Колчин. – Йошкар-Ола, 1959. – 172 с.

Мурашко М.П. Танцы Марийского края / М.П. Мурашко. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1995. – С. 3-15.

Новиков С. С. Танец «Тывырдык» / С. С. Новиков, Г. Г. Калитов // Новиков С. С. Восточные марийцы. Философия, история, люди / С. С. Новиков, Г. Г. Калитов. – Йошкар-Ола, 2009. – С. 6-7.

Соколов Л. А. Марийские танцы / А. Соколов. – Йошкар-Ола, 1964. – 132 с.

Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари / Г.Е. Шкалина. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. – 208 с.

Эрвел Семен (Новиков С. С.), Калитов Г. Г. Восточные марийцы. Философия, история, люди. (В 2-х т. Том 2). – Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2009. – 276 с.

Ямурзин, А. А. К вопросу о древней истории восточных марийцев в трудах башкирских ученых. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – 230 с.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Танец исполняется Народным ансамблем танца «Эрвел» в Мишкинском районе на праздниках, народных обрядах, мероприятиях культурно-досуговых, общеобразовательных учреждений. В танце принимает участие только мужская половина ансамбля.

Умеют исполнять танец и дети, и молодежь, и взрослые, и люди преклонного возраста. Передается танец из поколения в поколение бытовым образом (учатся друг у друга, у родителей, братьев, придерживаясь традиций, манеры и характера исполнения).



Исключительность/ценность

Большим темпераментом и задором, разнообразными движениями и дробями, переложенными на свой манер, характерен танец восточных марийцев «Тыбырдык» в Мишкинском районе Республики Башкортостан, выражающий стремительный и волевой характер народа. Даже музыкальное сопровождение его насыщено динамичностью, высоким темпом и своеобразием ритмического рисунка.



Способы передачи традиции

Умение танцевать тыбырдык передается бытовым образом из поколения в поколение.

Сохраняет и передает народные традиции исполнительской манеры мужской пляски Народный ансамбль танца «Эрвел» Мишкинского района. Руководители и хореографы проводят мастер-классы.



Форма бытования

Сценическая форма, ориентированная на авторское развитие



Этнологический аспект

Пластика марийского танца сложилась в глубокой древности. Воинственность марийцев отразились в народной хореографии - это мужественный воинственный жест, гордая осанка, энергичные дроби и частые плясовые ритмы мужского танца. 



Исторический аспект

Танец «Тыбырдык» зарождался со времен язычества и формировался в течение веков. Топот и дроби означали изгнание болезни из себя, танцевали в лаптях и прикрепляли к ним маленькие колокольчики.



Социологический аспект

Тыбырдык исполняют не только в Бирском, Мишкинском, Нуримановском и некоторых селениях Дюртюлинского, Калтасинского, Янаульского, Краснокамского и Караидельского районов, но и в Кировской области.

Танец марийцев Кировской области отличается тем, что притопы у них энергичные, но нет изредка наносимого ногой мощного удара об землю, указывающего на достижение победы. Мужчины, живущие в Калтасинском и Краснокамском районах, обходятся без мощных (энергичных) притопов, шаги у них более мягкие.



Лингвистический аспект

Мнения филологов разделились в вопросе написания «тыбырдык»   «тывырдык». Одни настаивают на литературном написании этого слова, другие учитывают возможность написания с буквой «б» вместо «в». «Тывырдык» это ожидаемое понятие дроби, а «тыбырдык» это ожидаемое понятие танца восточных марийцев.