Технология изготовления свадебного кисета “янсыҡ”

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-010
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

«Янсык» – это мужской кошелек, который изготавливается невестой для своего жениха. В Зауральских районах Республики Башкортостан янсык бывает 2-х видов: с растительным орнаментом и орнаментом кускара, тамбурная вышивка для которых делается иголкой. Обрамление данного праздничного аксессуара изготавливается двумя способами: 1) лентой, которая собирается гармошкой, шириной не более 1-1,5 см 2) кружевами, ширина которых не более 1,5-2 см

Справочная информация

Описание

Для изготовления свадебного янсыка необходимы следующие материалы: хлопчатобумажный, льняной, атласный или бархатный ткани для вышивания с лицевой стороны (2 шт.) и хлопчатобумажная ткань (подкладочная), для внутренней стороны. Мулине используют для вышивания и для 2-х кисточек, шнура. Для второго вида янсыка необходима соответствующая нитка (хлопчатобумажная, шелковая, серебряная или золотая) и крючок для плетения кружева. Нижняя часть янсыка должна быть овальной (округленной) формы.

1. Лента шириной 2 см собирается в гармошку и закрепляется в одну сторону лицевой ткани. Лицевая сторона вышивается тамбурной вышивкой, одинаковым узором (2 шт.). После закрепления гармошкой ленты и вышивания узора, обе стороны закрепляются друг с другом. Далее шьется внутренний подкладочный мешок, закрепляется с верхней стороны лицевыми сторонами. Для вставки шнура с кисточками шьем проход в верхней части янсыка.

2. После вышивания обеих лицевых сторон, соединяем и начинаем плести кружева, которые должны быть шириной 1см, 1,5 см, 2 см, не более. Если серебряной, золотой ниткой, не более 1 см. Кружева должны быть зубчатыми или с округленными узорами. После работы с кружевами, шьем мешок для внутренней стороны и закрепляем верхние части, далее шьем проход для шнурка с кисточками. Кисточки изготавливаются из ниточек или мулине.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Асия Султановна Гайнуллина является создателем и руководителем школы сэсэнов «Урал батыр», который является единственной в своем роде в Башкортостане. Уже много лет она преподает эпосоведение, этнографию и технику исполнения в этнохудожественном отделении Сибайского колледжа искусств им. К.А. Валеева. Также она является основателем Народной студии декоративно-прикладного искусства и красоты «Ете кыз», этнической группы «Талир тенкә» и общественной организации совета старейшин женщин «Ағинәйҙәр ҡоро» города Сибая. После окончания БГПИ (1978) работает учителем в школах Хайбуллинского района, различных образовательных учреждениях г.Сибая. Организовала персональные выставки работ по войлоку, лоскутному шитью, женскому национальному костюму в республике, по России и Турции.

А.С. Гайнуллина вносит весомый вклад в сохранение, развитие и пропаганду башкирского сказительского искусства, оказывает методическую помощь башкирам, проживающим в различных регионах РФ. За свою работу неоднократно поощрялась благодарственными письмами и почетными грамотами. В 2014 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РБ».

В 2017 году за многолетний, плодотворный труд она удостоилась премии правительства РФ «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура».

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: МБУК «Центр народной культуры и досуга»

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Сибай, ул. Чайковского, 30.


Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

1) Янсык для жениха используется в фольклорных представлениях, обычаях и свадебных обрядах, и на сценах и мастер-классах учреждений культуры.

2) В занятиях этно-художественного и фольклорного отделения учебных заведений культуры.

3) Проводятся мастер-классы по изготовлению данного объекта.

Современное бытование

Янсык для жениха распространен в Зауральских районах Республики Башкортостан, это: Хайбуллинский, Баймакский, Зилаирский, Зианчуринский, Абзелиловский, Учалинский, Кугарчинский, Белорецкий, Бурзянский районы. 

Источники информации
Даутова А.А., составитель анкеты
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

Исключительность и ценность данного аксессуара для мужчин восстанавливается на основе этнографических рукописей, книг, статей. Реконструкция делается на основе данного объекта с районных, городских фондов музеев и Национального музея Республики Башкортостан.



Способы передачи традиции

Естественная передача традиции, передача во время свадебных торжеств. Применяется во время обучения студентов этно-художественного отделения, и мастер-классов в учреждениях культуры.



Форма бытования

Янсык существует в настоящее время как в форме реконструкции, так и в форме авторских изделий на основе этнографических данных.



Этнологический аспект

Этнологический аспект изготовления данного янсыка Зауральских районов башкир вышивается иголками, северо-восточные районы работают крючком, полностью заполняя орнамент тамбурной вышивкой. В Зауральских районах только края вышиваются тамбурной вышивкой, а орнамент заполняется двойным тамбуром. 



Исторический аспект




Социологический аспект

Невеста дарит янсык для жениха во время никаха. Во внутрь янсыка кладут маленький мешочек с горным чабрецом, который в народе носит название «кейәү үләне», «ҡан үләне». Во время первой брачной ночи мешочек с этой травой достают из янсыка и кладут в подушку для новобрачных. В народе второе название «трава для крови» указывает на то, что настой горного чабреца очищает кровь и благотворно влияет на кровеносные сосуды.



Лингвистический аспект

Слово «янсык» производима от слова «йән», что в переводе с башкирского языка означает «душа» или «количество душ» принадлежащий данной семьи или роду, где финансовая сторона содержимого этого кошелька зависит от благосостояния данной семьи или рода. Одним янсыком можно купить табун лошадей, стадо крупного или мелко-рогатого скота.

У русского народа мужчины носили с собой кисеты для махорки, которые висели у них на поясах. Во время Германской войны и во время второй отечественной войны кисетами стали называть и башкирские янсыки, предназначение которых было отнюдь не для махорок.