Башкирская народная игра “Сөрәкә” оренбургских башкир

Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-009
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Башкирская народная игра “Сөрәкә” оренбургских башкир


Размер файла: 198.6 MБ

Описание

Башкирские народные игры являются популярным развлечением у людей разных возрастов. Они отражают жизнь и быт наших предков, их историю и культуру. Социальная значимость игр в жизни народа в том, что они являются инструментом в этнопедагогике, помогают прививать детям навыки и знания об окружающем мире, заложить в их души нравственно-этические ценности. Игры направлены на то, чтобы развить в детях такие качества, как мужество, выносливость, ловкость, умение ладить с другими, умение трудиться и обращаться с предметом (оружием). Одни игры носят соревновательный характер, другие – демонстрационный, а третьи построены на познании мира.

Справочная информация

Описание

Игры бывают разных форм и разновидностей, чаще коллективные, когда происходит охват пяти и более человек. Они могут быть в форме посиделок, без коллективных движений и подвижные. От подобных игр башкирские игры отличаются своей традиционностью, отражают особенности и своеобразия жизни, культуры и мировоззрения, свойственных только башкирам. В них, в частности, отражаются явления полукочевого образа жизни народа, его знания, ремесла и обычаи. 

Башкирские народные игры распространены как на территории Республики Башкортостан, так и за ее пределами, где проживают башкиры. Сегодня они существуют в том виде, в каком передаются из поколения в поколение, а также совершенствуясь, трансформируются в одни общие игрища. Таковым является башкирская народная игра “Сөрәкә”, зафиксированная нами в Оренбургской области во время фольклорно-этнографической экспедиции. Она относится к детским полевым играм. Основным инструментом игры являются палки. Как известно, все игры с палками предназначены для развития смекалки, меткости, а также физических свойств, таких как правильное дыхание; координация движений и т. д.

В игре "Сөрәкә" ("Сөрәкәй", Суреке) принимали участие только мальчики или юноши. Игра проходила, как правило, весной, на просторной площадке. Это было конкретное место за околицей деревни. Из подручного инвентаря сооружался “сөрәкә” (“чижик”) небольшая палочка, до 10 сантиметров, с раздвоенным сучком. Он был один на всех игроков. За основу брали палку или железку длиной около 70-80 сантиметров и глубоко втыкали ее в землю под углом 45 градусов (иногда прислоняли к дереву, как на видео). На эту палку ставили “сөрәкә”. Пристраивали ее на палку именно раздвоенным концом, так, чтобы она слегка держалась на основании. Перед палкой с “сөрәкә” чертили линию. Игроки отходят на расстояние до десяти метров за черту. У каждого в руке есть своя индивидуальная палка (бита). По жеребьевке один игрок бьет по “сөрәкә”.  Его задача – ударить по маленькой палочке как можно дальше, чтобы никто из игроков не поймал его. Задача других игроков конкретна – сбить “сөрәкә” на лету. Игрок, которому удавалось сбить “сөрәкә”, получал очко. Однако весь интерес игры был в том, чтобы не просто сбить “сөрәкә”, а сбить его так, чтобы он отлетел за черту подающего. В таком случае все баллы подающего сгорали, он переходил за черту, а игрок, ловко сбивший “сөрәкә”, получал право подавать ее.

Необходимо отметить, что упражнение это не из легких, потому что не каждый может попасть в “сөрәкә”. Она воспитывает в детях быстроту реакции, четкость движений, ловкость. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Существуют несколько вариантов данной игры. В книге И.Г. Галяутдинова “Башкирские народные детские игры” приводятся 3 варианта игры “Сөрәкә”. Один из вариантов игры описывается так: В игре участвуют 2-4 человека. Обозначается квадрат стороной 1 м. Берется деревянная чурка длиной 20 см, концы которой срезаны вкось, и гладко оструганная палка длиной 60-70 см. Жеребьевкой определяется «пастух» и очередность удара по суряке (чижику): начинает игру тот, у кого рука оказалась наверху; «пастухом» становится тот, у кого рука на самом низу. Очередность определяется по положению рук в жребии. Пояснение к игре и правила. Начинающий игру ставит суряку в квадрат и ударом по ее концу поднимает вверх, затем при опускании подбрасывает вверх снова. Одно касание биты и суряки принимается за два должка. При подбрасывании суряки игрок старается коснуться ее пять раз, чтобы набрать десять должков, которые равняются одному очку. После пяти подбрасываний суряки битой игрок бьет по ней так, чтобы суряка отлетела и упала как можно дальше, и кладет биту в квадратное гнездо. «Пастух» же бросает суряку с места ее падения в биту, лежащую в гнезде. Если суряка попадет в биту, игрок, набравший десять должков, «прогорает» (терпит неудачу), должки аннулируются и в игру вступает очередной игрок. Если же суряка не попадет в биту, то игрок получает 1 очко и бьющий суряку продолжает игру. Признается победителем тот, кто набрал наибольшее количество очков. Кто не сможет подбросить вверх поднятую ударом с земли суряку, тот также «прогорает». Игра требует искусного владения битой. Значение игры. Совершенствует движение рук и быстроту реакции глаз[1].



[1] Галяутдинов И. Г. Башкирские народные детские игры. – Уфа: Китап, 2002. – С. 51-53. 

Современное бытование

Республика Башкортостан, Оренбургская область.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО:  Галяутдинов Ишмухамет Гильмутдинович (1948 – 2015).

Тип ответственности: советский и российский языковед. Член-корреспондент АН РБ (1995), доктор филологических наук (1992), профессор (1994), заслуженный работник культуры РФ (2005) и БАССР (1986).

 

ФИО: Шагапова Гулькай Рахимьяновна

Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, доцент кафедры башкирского языка и литературы.

Место работы/Адрес:   БГПУ им. М.Акмуллы.

 

ФИО: Ямансарин Ягафар Янгильдеевич

Тип ответственности: информант. Председатель Курултая башкир Оренбургской области.

Место работы/Адрес:   д. 2-е Юмагузино Кувандыкского района Оренбургской области.   

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Источники информации

  1. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные детские игры. – Уфа: Китап, 2002. – С. 51-53.
  2. Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006.
  3. Рычков П.И. Топография Оренбургской области. Уфа, 1999.
  4. Шагапова Г.Р. Башкирские народные игры. – Уфа. – 142 с. 

Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

В игру “Сөрәкә” (“Сөрәкәй”, “Себен” уйыны) играли с началом весны. Данная игра воспитывает в детях меткость, внимательность, ловкость. Слово “сөрәкә” переводится как “весенняя птица”. 



Способы передачи традиции

Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения и фиксации традиции.



Форма бытования

Сегодня башкирские народные игры бытуют и в аутентичной, и в реконструированной форме, взрослыми возвращаются (если какие-то виды забыты) в традиционную среду. Также в целях бытования широко демонстрируются в сценической форме в исполнении различных фольклорных ансамблей (сегодня фольклорные ансамбли действуют силами энтузиастов на селе, а также в школьных кружках и конкурсах).



Исторический аспект

Об эксклюзивности и аутентичности башкирских народных игр можно судить по записям наблюдений ученых-путешественников XVIII века: П. С. Палласа, И. И. Лепехина, В. И. Даля и др. 

На самобытный характер игр башкирского народа (как детских, так и взрослых) обращали внимание еще путешественники XVIII века. И. И. Лепехин в своих Дневных записках..., описывая стрельбу из лука, борьбу, соколиную охоту и воспитание соколят, а также некоторые другие развлечения взрослых, делает весьма примечательный вывод: В прочем всякому видно, что их забавы весьма сходны с их образом их житья.

Д. П. Никольский коротко описывает развлечения детей, отмечая, что они не отличаются замысловатостью и подражают большей частью взрослым, а некоторые игры, на его взгляд, несут следы архаики. Д. П. Никольский выделяет зимние и летние игры, отмечает возрастной характер игр. 

Более подробно о детских играх писал С. И. Руденко. В течение многих лет им был собран богатейший этнографический, антропологический, фольклорный, лингвистический материал, обобщенный в фундаментальной монографии Башкиры. Историко-этнографические очерки. Работа выдержала два издания – 1925 и 1955 года – и ее можно по праву назвать настольной книгой башкирских этнографов. В свое время она научных аналогов не имела, и тем самым надолго опередила время. С. И. Руденко поставил своей целью тщательное изучение самобытной культуры башкирского народа, описывает он и игры на 5 страницах, начиная с младенческого возраста. Он обращает внимание на многие моменты: половозрастной состав участников, характер игры, орудия игры, сами игрушки.

В развлечениях взрослых башкир огромное место занимали музыка и танцы. И хотя работа С. Г. Рыбакова Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта непосредственного отношения к играм не имеет, ее нельзя обойти молчанием. Известно, что многие песни и наигрыши имеют также хореографический вариант. А башкирское слово уйын имеет два смысловых значения: игра и танец. Например, фразу Мин уйынға сығам можно перевести как Я пошла на развлечения (игры) или как Я пошла на танцы. Об этом же пишет и Л. И. Нагаева, отмечая, что термин уйын обозначал и игру, и танец. А взрослые башкиры развлекались как раз танцами, музыкой.

Целенаправленный сбор башкирских игр и их изучение начат в последние десятилетия. Опубликованы работы по детскому, обрядовому фольклору А. М. Сулейманова, Р. А. Султангареевой, выпущены адаптированные для широкого круга читателей сборники игр И. Г. Галяутдинова, Р. М. Ураксиной, написана кандидатская диссертация Ф. Ш. Абсаликовой на тему Башкирские игры и развлечения, Шагаповой Г. Р. на тему Опыт системного анализа игровой культуры этноса: На примере башкирских народных игр, Кагармановой С. М. на тему Башкирский детский фольклор: жанровый состав и поэтика, а также работа У. И. Газина Фольклор башкирских детей Баймакского района Башкортостана и т. д.