Башкирский эпос "Бабсак и Кусэк" (баш. "Бабсаҡ менән Күсәк")

Категория объекта:
Устное творчество
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-035
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Исполнение башкирского кубаира "Бабасак и Кусэк" жительницей из Бурзянского района.


Размер файла: 131.4 MБ

Описание

Композиционно башкирский эпос «Бабсак и Кусэк» относится к заключительному эпическому сказания из трилогии, продолжает эпическое наследие эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат». Являясь их продолжением, эпос «Бабсак и Кусэк» фиксирует народную традицию последовательности развития исторических событий, возможно имеющих реальное отношение, к истории Южного Урала. Башкирский эпос «Бабсак и Кусэк» распространён в двух версиях — кипчакской (под назв. «Кусяк-бий») и бурзянской (под назв. «Бабсак-бий и Карагулумбет-бий»), которые отличаются противоположной интерпретацией образов главных героев сказания — Бабсак-бия, батыра кипчакского рода, и Каракулумбет-бия, батыра бурзянского рода. В 1916 году С. М. Мухаметкуловым была впервые записана кипчакская версия сказания в д. Верхнеиткулово Орского уезда (по другим данным — на основе «Шежере племени Карагай-Кипчак»). Существует в стихотворно-прозаической форме. Другие варианты кипчакской версии (под названиями «Киссаи Кусяк-бий», «Кыпсак и Кусяк» и т. д.) были записаны А. Исмагиловым, М. А. Бурангуловым, Л. Н. Лебединским, С. Ф. Миржановой, М. М. Сагитовым, Г. Салямом, А. М. Сулеймановым и др. В 1939 году Али Карнаем была впервые записана бурзянская версия эпического произведения в д. Старосубхангулово Бурзянского района Башкирской АССР. Существует в прозаической форме. Другие варианты бурзянской версии (под названиями «Масим-хан», «Туйгун-бий» и т. д.) были записаны Г. Амири, Г. Салямом, Н. Д. Шункаровым и др. Около 30 вариантов эпоса хранятся в Научном архиве УНЦ РАН.

Справочная информация

Описание
В башкирском эпосе «Бабсак и Кусэк» отражены далёкие реальные исторические события — а именно: военное соперничество башкир из племени Бурзян, с кипчаками, переселявшимися на Южный Урал с Алтая. В многолетнем противостоянии (с VII по XIII вв.), бурзяне проиграли кипчакам.
В фольклорном произведении описывается жизнь и быт башкир под властью хана Масима, правителя союза двенадцати башкирских племён; борьба народа с огромным невиданным зверем, напавшего на ханство.
Согласно кипчакской версии, Бабсак-бий убивает «зверя», а Каракулумбет-бий, решив присвоить его славу, утверждает что героем является он — но не доказав это, убивает батыра кипчакского рода. Согласно бурзянской версии, в схватке со «зверем» победителем являлся Каракулумбет-бий.
Дальнейшие события происходившие в эпосе, отображается в обеих версиях примерно одинаково. После убийства Бабсак-бия и других представителей кипчакского рода, Каракулумбет-бий женится на беременной жене Бабсака, у которой рождается от него сын — Кусэк-бий. Повзрослев, Кусэк-бий, узнаёт о гибели родного отца от матери и чтобы отомстить, убивает Каракулумбета и весь его род. В живых остаётся лишь один мальчик от которого и возрождается бурзянский род. С последним связывают появление новой версии происхождения этнонима «бурзян» (с башк. «бер йән» — «единственная душа»). Действия героя Кусэк-бия в эпосе оценивается двояко: с одной стороны признаётся правосудность карымты, а с другой — его обвиняют в жестокости и свирепости.
Заложенный в обеих версиях сказания идейный смысл одинаков: о недопустимости междоусобных войн и призыв к объединению башкирских родов.
Техники/Технологии, связанные с объектом
Башкирское название эпоса – кубаир, стихотворный эпический жанр, народный тип стиха башкирских героических сказаний.
Исполнение эпоса «Бабсак и Ксэк» сопровождается аккомпанементом народных музыкальных инструментов (думбыра, кубыз, курай, кылкубыз). В отдельных случаях стихи исполнялись без музыкального сопровождения, речитативно, напевно. Каждый исполнитель отличался свойственной только ему манерой исполнения.
Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Бурангулов Мухаметша Абдрахманович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 15.12.1888 – 09.03.1966 Место работы/Адрес: башкирский поэт и драматург, фольклорист, классик башкирской литературы. Родился в д. Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне Красногвардейского района Оренбургской области. Работал учителем, в советских органах. Затем с 1938 г. трудится в Башкирском институте истории языка и литературы. Один из трех Народных сэсэнов Башкирской АССР (1944), член Союза писателей СССР (1940). Был под арестом в 1937-38 гг., респрессирован в 1950 г., реабилитирован в 1961 г. 

ФИО: Киреев Ахнаф Нуриевич.  Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1912 – 1984. Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР – заведующий сектором; Башкирский государственный университет – зав. кафедрой башкирской литературы; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.

ФИО: Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов. Тип ответственности: Исследователь. Эпосовед. Даты жизни: 1939 - 2016 . Место работы:  ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»;  Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.

ФИО: Розалия Асфандияровна Султангареева. Тип ответственности: Исследователь.  Дата рождения: 28 марта 1955 г.  Место работы/Адрес: ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», Научно-исследовательский центр башкирского фольклора, г. Уфа, ул. Окт.Революции, 8.

ФИО: Хуббитдинова-Сулейманова Наркэс Ахметовна. Тип ответственности: Исследователь.  Дата рождения:   Место работы/Адрес: ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», Научно-исследовательский центр башкирского фольклора, г. Уфа, ул. Окт.Революции, 8.

ФИО: Хамит Альмухаметов. Тип ответственности: Носитель.  Даты жизни: 1861 – 1923. Место работы/Адрес: Иткульская волость Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Республики Башкортостан).

ФИО: Галин Салават Ахмадеевич. Тип ответственности: Исследователь.  Даты жизни: 03.03.1934 – 29.03.2010.  Место работы/Адрес: Башкирский институт развития образования – заведующий кафедрой мировой и национальной культуры; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.

ФИО: Хусаинова Гульнур Равиловна. Тип ответственности: Исследователь. Место работы/Адрес: доктор филологических наук, заведующая отделом фольклористики Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, пр. Октября, д. 71.

ФИО: Аминев Закирьян Галимьянович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1950 года рождения. Место работы/Адрес: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра социокультурного моделирования Института стратегических исследований Республики Башкортостан / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, ул. Кирова, д. 15.

ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна. Тип ответственности: Ответственное лицо. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.

ФИО: Буляков Марат Фаятович. Тип ответственности: Исследователь. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение
Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2
Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан
Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение
Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, 18
Наименование: ФГБУН Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Тип ответственности: Хранитель
Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г. Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.
Сведения о действиях над/с ОНКН
В целях возрождения и развития школы исполнителей кубаиров, сэсэнов, исполняющих эпос, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию башкирского народа, в республике ежегодно проводится конкурс юных сказителей и исполнителей эпического сказания. За последние годы заметно увеличилось количество участников.  
В целях популяризации, сохранения, совершенствования исполнительского мастерства, в республике созданы и действуют Школы сэсэнов: в БГПУ им. М. Акмуллы, в г. Сибай, Альшеевском, Бурзянском, Гафурийском, Абзелиловском, Салаватском, Дуванском, Кигинском, Мечетлинском, Аскинском, Учалинском и Хайбуллинском районах.
Современное бытование
Устное народное творчество является частью богатого духовного наследия башкирского народа, в художественной форме отражающей мировоззрение башкир, их истории и бытовой уклад. Значительное место в устно-поэтическом творчестве занимает кубаиры (ҡобайыр). В башкирской фольклористике термин кобайыров соответствует общепринятому международному термину героический эпос или героическая песнь.  Различаются три вида кубаиров: воспевающие батыров; лирические и дидактические, которые в народе бытуют и под названием әйтем (погворка) (Башкиры, отв. редактор Кузеев Р.Г. стр. 397) На сегодняшний день Школа сэсэнов в Башкортостане активно ведет свою работу по всей территории региона, а также за пределами Башкортостана, где компактно проживают башкиры (Челябинская и Оренбургская область, Пермский край и тд.) Башкирские сказители исполняют эпосы не только во время фестивалей и конкурсов, так же  они принимают участие в различных тематических мероприятиях в своих районах, где ведут большую пропаганду по популяризации устного народного творчества.  Отметим некоторые районы: Бурзянский, Баймакский, Абзелиловский, Учалинский, Белорецкий, Зианчуринский, Зилаирский, Гафурийский, Салаватский, Дуванский, Мечетлинский, Кигинский, Гафурийский, Аскинский, Альшеевский, Миякинский, Тумайзинский, Илишевский, Ишимбайский и тд.
Источники информации
 1) Возрождение башкирского кубаира. – А. Давлеткулов, Ватандаш, 2012, №4.
2) Шакурова Ш. Р. «Шульган» // Краткая энциклопедия Башкортостан. – Уфа, 1996.
3) Мирбадалева А. С. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.
4) Духовная культурабашкирского народа: в 3 т. Т. 1 Фольклор и искусство / под общ. Ред. А.В.Псянчина. - Уфа: Башк. Энцикл., 2018. - 352 с.
5) Сәғитов М. М. Боронғо башҡорт ҡобайырҙары. Өфө, 1987;
6) Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970;
7) Галин С. А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004.
8) В. С. Юматов Древние предания у башкирцев Чубиминской волости. // Башкирия в русской литературе. Том 1. Составление, предисловие и комментарии. 
9) М. Г. Рахимкулова. Уфа, 1961. С. 250.
10) Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко / "Башкиры". Ин-т этнологии и антропологии им. М.Н.Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева УНЦ РАН: Наука, .- с. - (Народы и культуры).