Башкирский эпос «Карас и Акша» (башк. «Ҡарас менән Аҡса»)

Категория объекта:
Устное творчество
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-034
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Короткометражный видеофильм про "Карас и Акша"


Размер файла: 149 MБ

Описание

«Карас менэн Акша» («Карас и Акша») - памятник башкирской словесности, эпос. Бытует в стихотворно-прозаических формах. Впервые записан предположительно в первой половине XIX века в д. Наурузово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (Учалинский район) Гумаром Кукбирдиным от Габделгазиза Наурузова. Запись была включена Г.Ф. Вильдановым в его труд «Башҡорт ҡашҡалары» (1925; «Башкирские батыры»). Варианты под названием «Ҡарас сәсән» («Карас-сэсэн») и «Ҡарас батыр» («Карас-батыр») записаны М.А. Бурангуловым и А.М. Сулеймановым.

Справочная информация

Описание
В эпосе «Карас менэн Акша» осуждается барымта – обычай угона скота. По сюжету, на земли Карас-сэсэна нападают казахи во главе с Акша-батыром и угоняют табун лошадей. Карас, настигнув угонщиков, вступает в словесное состязание (айтыш) с Акшой. Айтыш состоит из 3 частей, выдержанных в традициях изустной литературы: обращение к врагу с целью морального уничтожения; «разговор» с оружием – монолог-просьба о том, чтобы оно не подвело в решающий момент; хвала поверженному противнику. Акша отвергает предложение о мирном решении спора и погибает от стрелы сэсэна. По обычаю батыров, Карас хоронит его с почестями.

Техники/Технологии, связанные с объектом
Российская Федерация (Республика Башкортостан, Пермский край, Оренбургская и Челябинская область).
Исполнение эпоса «Карас и Акша» сопровождается аккомпанементом народных музыкальных инструментов (думбыра, кубыз, курай, кылкубыз). В отдельных случаях стихи исполнялись без музыкального сопровождения, речитативно, напевно. Каждый исполнитель отличался свойственной только ему манерой исполнения.


Источники сведений
  Научный архив Уфимского научного центра РАН
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Бурангулов Мухаметша Абдрахманович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 15.12.1888 – 09.03.1966 Место работы/Адрес: башкирский поэт и драматург, фольклорист, классик башкирской литературы. Родился в д. Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне Красногвардейского района Оренбургской области. Работал учителем, в советских органах. Затем с 1938 г. трудится в Башкирском институте истории языка и литературы. Один из трех Народных сэсэнов Башкирской АССР (1944), член Союза писателей СССР (1940). Был под арестом в 1937-38 гг., респрессирован в 1950 г., реабилитирован в 1961 г.

ФИО: Киреев Ахнаф Нуриевич.  Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1912 – 1984. Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР – заведующий сектором; Башкирский государственный университет – зав. кафедрой башкирской литературы; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.

ФИО: Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов. Тип ответственности: Исследователь. Эпосовед. Даты жизни: 1939 - 2016 . Место работы:  ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»;  Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.

ФИО: Розалия Асфандияровна Султангареева. Тип ответственности: Исследователь.  Дата рождения: 28 марта 1955 г.  Место работы/Адрес: ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», Научно-исследовательский центр башкирского фольклора, г. Уфа, ул. Окт.Революции, 8.

ФИО: Хуббитдинова-Сулейманова Наркэс Ахметовна. Тип ответственности: Исследователь.  Дата рождения:   Место работы/Адрес: ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», Научно-исследовательский центр башкирского фольклора, г. Уфа, ул. Окт.Революции, 8.

ФИО: Хамит Альмухаметов. Тип ответственности: Носитель.  Даты жизни: 1861 – 1923. Место работы/Адрес: Иткульская волость Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Республики Башкортостан).

ФИО: Галин Салават Ахмадеевич. Тип ответственности: Исследователь.  Даты жизни: 03.03.1934 – 29.03.2010.  Место работы/Адрес: Башкирский институт развития образования – заведующий кафедрой мировой и национальной культуры; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.

ФИО: Хусаинова Гульнур Равиловна. Тип ответственности: Исследователь. Место работы/Адрес: доктор филологических наук, заведующая отделом фольклористики Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, пр. Октября, д. 71.

ФИО: Аминев Закирьян Галимьянович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1950 года рождения. Место работы/Адрес: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра социокультурного моделирования Института стратегических исследований Республики Башкортостан / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, ул. Кирова, д. 15.

ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна. Тип ответственности: Ответственное лицо. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.

ФИО: Буляков Марат Фаятович.  Тип ответственности: Исследователь. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение
Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2
Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан
Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение
Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, 18
Наименование: ФГБУН Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Тип ответственности: Хранитель
Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г. Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.
Сведения о действиях над/с ОНКН
В целях возрождения и развития школы исполнителей кубаиров, сэсэнов, исполняющих эпос, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию башкирского народа, в республике ежегодно проводится конкурс юных сказителей и исполнителей эпического сказания. За последние годы заметно увеличилось количество участников.  
В целях популяризации, сохранения, совершенствования исполнительского мастерства, в республике созданы и действуют Школы сэсэнов: в БГПУ им. М. Акмуллы, в г. Сибай, Альшеевском, Бурзянском, Гафурийском, Абзелиловском, Салаватском, Дуванском, Кигинском, Мечетлинском, Аскинском, Учалинском и Хайбуллинском районах.
Современное бытование
Устное народное творчество является частью богатого духовного наследия башкирского народа, в художественной форме отражающей мировоззрение башкир, их историю и бытовой уклад. Значительное место в устно-поэтическом творчестве занимают кубаиры (башк. "ҡобайыр"). В башкирской фольклористике термин "кобайыр" соответствует общепринятому международному термину "героический эпос" или "героическая песнь".  Различаются три вида кубаиров: воспевающие батыров; лирические и дидактические, которые в народе бытуют и под названием әйтем (поговорка) (Башкиры, отв. редактор Кузеев Р.Г. стр. 397). На сегодняшний день Школа сэсэнов в Башкортостане активно ведет работу по всей территории региона, а также за пределами Башкортостана, где компактно проживают башкиры (Челябинская и Оренбургская область, Пермский край и т.д.). Башкирские сказители исполняют эпосы не только во время фестивалей и конкурсов, но и принимают участие в различных тематических мероприятиях своих районов, где ведут большую работу по популяризации устного народного творчества.  Отметим некоторые районы: Бурзянский, Баймакский, Абзелиловский, Учалинский, Белорецкий, Зианчуринский, Зилаирский, Гафурийский, Салаватский, Дуванский, Мечетлинский, Кигинский, Гафурийский, Аскинский, Альшеевский, Миякинский, Туймазинский, Илишевский, Ишимбайский и др.
Источники информации
 1) Возрождение башкирского кубаира. – А. Давлеткулов, Ватандаш, 2012, №4.
2) Шакурова Ш. Р. «Шульган» // Краткая энциклопедия Башкортостан. – Уфа, 1996.
3) Мирбадалева А. С. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.
4) Духовная культурабашкирского народа: в 3 т. Т. 1 Фольклор и искусство / под общ. Ред. А.В.Псянчина. - Уфа: Башк. Энцикл., 2018. - 352 с.
5) Сәғитов М. М. Боронғо башҡорт ҡобайырҙары. Өфө, 1987;
6) Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970;
7) Галин С. А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004.
8) В. С. Юматов Древние предания у башкирцев Чубиминской волости. // Башкирия в русской литературе. Том 1. Составление, предисловие и комментарии. 
9) М. Г. Рахимкулова. Уфа, 1961. С. 250.
10) Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко / "Башкиры". Ин-т этнологии и антропологии им. М.Н.Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева УНЦ РАН: Наука, .- с. - (Народы и культуры).