«Идука́й и Мурады́м» (башк. «Иҙеүкәй менән Мораҙым») — произведение башкирского народного эпоса, вобравшее в себя многочисленные тюркские сказания о золотоордынском хане Токтамыше, темнике (русское название воинского звания тумэнбаши в Золотой Орде, который командовал десятью тысячами воинов) Едигее. Записано в стиховорно-прозаической форме. «Идукай и Мурадым» является наиболее крупным произведением башкирского фольклора, его наиболее полный вариант, включающий в себя около 7 тыс. стихов, был записан фольклористом М. А. Бурангуловым от жителя деревни Нижне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии Гимадия Каскынова.
Справочная информация
Описание
В произведении «Идукай и Мурадым» описываются события конца XIV-начала XV веков, времени распада Золотой Орды и создания могущественного государства эмира Тимура. В разных версиях эпоса борьба между властителями двух феодальных государств изображается как конфликт между жестоким ханом Тохтамышем и защитником справедливости Идиге-бием. В произведении отражена борьба башкирского народа за освобождение от татаро-монгольского ига, разворачивающаяся на фоне междоусобий правителей Золотой Орды. Идея объединения башкирских племён в единое независимое государство проходит через все произведение. Главный герой Идукая (Едигей) является воплощением народной мечты о справедливом правителе. Он один их семи башкирских правителей не сложил оружие. Идукай показан как бесстрашный и справедливый башкирский батыр. Объединив под своим началом племена кыпсак, тамьян, катай, табын, юрматы, он ведёт борьбу за освобождение Урала от чужеземцев. В эпосе показан противоречивый характер героя. Так, его отец Котлы уходит служить хану, сам же Идукай продолжает борьбу против хана и его биев. При этом он нарушает древнейший обычай — идет против слова отца и йыйына (народного собрания). В произведении раскрыты особенности характера Идукая, он показан как хитрый визирь, политик, талантливый дипломат. Он с легкостью заключает перемирие с Тура-бием, отдает родной Урал под власть то одному, то другому хану, воюет с Туктамышем.
После гибели Идукая его дело продолжает его сын Мурадым. Наставником героев является Хабрау-йырау. В эпосе фигурируют также другие реальные личности, такие как Сатмыр-хан (Тимур), Туктамыш (Тохтамыш).
Техники/Технологии, связанные с объектом
Башкирское название эпоса – кубаир, стихотворный эпический жанр, народный тип стиха башкирских героических сказаний.
Современное бытование
Российская Федерация (Республика Башкортостан, Пермский край, Оренбургская и Челябинская область) Исполнение эпоса «Идукай и Мурадым» сопровождается аккомпанементом народных музыкальных инструментов (думбыра, кубыз, курай, кылкубыз). В отдельных случаях стихи исполнялись без музыкального сопровождения, речитативно, напевно. Каждый исполнитель отличался свойственной только ему манерой исполнения.
Источники сведений
Изеүкәй менән Моразым // Ағиҙел. (на башк.яз.). 1989. №1. С.16-74.
Идукай и Мурадым //Башкирское народное творчество. Исторический эпос. Уфа. 1999. С.45-187.
Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Л., 1964.
Аминев З. Г. Урал как родина башкир в эпосе «Идукай и Мурадым» // Сборник к 75-летию Н. Т. Зарипова. 2010.
Научный архив Уфимского научного центра РАН
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Бурангулов Мухаметша Абдрахманович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 15.12.1888 – 09.03.1966 Место работы/Адрес: башкирский поэт и драматург, фольклорист, классик башкирской литературы. Родился в д. Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне Красногвардейского района Оренбургской области. Работал учителем, в советских органах. Затем с 1938 г. трудится в Башкирском институте истории языка и литературы. Один из трех Народных сэсэнов Башкирской АССР (1944), член Союза писателей СССР (1940). Был под арестом в 1937-38 гг., респрессирован в 1950 г., реабилитирован в 1961 г.
ФИО: Киреев Ахнаф Нуриевич. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1912 – 1984. Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР – заведующий сектором; Башкирский государственный университет – зав. кафедрой башкирской литературы; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.
ФИО: Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов. Тип ответственности: Исследователь. Эпосовед. Даты жизни: 1939 - 2016 . Место работы: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.
ФИО: Розалия Асфандияровна Султангареева. Тип ответственности: Исследователь. Дата рождения: 28 марта 1955 г. Место работы/Адрес: ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», Научно-исследовательский центр башкирского фольклора, г. Уфа, ул. Окт.Революции, 8.
ФИО: Хуббитдинова-Сулейманова Наркэс Ахметовна. Тип ответственности: Исследователь. Дата рождения: Место работы/Адрес: ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», Научно-исследовательский центр башкирского фольклора, г. Уфа, ул. Окт.Революции, 8.
ФИО: Хамит Альмухаметов. Тип ответственности: Носитель. Даты жизни: 1861 – 1923. Место работы/Адрес: Иткульская волость Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Республики Башкортостан).
ФИО: Галин Салават Ахмадеевич. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 03.03.1934 – 29.03.2010. Место работы/Адрес: Башкирский институт развития образования – заведующий кафедрой мировой и национальной культуры; Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа.
ФИО: Хусаинова Гульнур Равиловна. Тип ответственности: Исследователь. Место работы/Адрес: доктор филологических наук, заведующая отделом фольклористики Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, пр. Октября, д. 71.
ФИО: Аминев Закирьян Галимьянович. Тип ответственности: Исследователь. Даты жизни: 1950 года рождения. Место работы/Адрес: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра социокультурного моделирования Института стратегических исследований Республики Башкортостан / Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, ул. Кирова, д. 15.
ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна. Тип ответственности: Ответственное лицо. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.
ФИО: Буляков Марат Фаятович. . Тип ответственности: Исследователь. Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, 18Наименование: ФГБУН Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук Тип ответственности: Хранитель Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г. Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.
Сведения о действиях над/с ОНКН
В целях возрождения и развития школы исполнителей кубаиров, сэсэнов, исполняющих эпос, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию башкирского народа, в республике ежегодно проводится конкурс юных сказителей и исполнителей эпического сказания. За последние годы заметно увеличилось количество участников. В целях популяризации, сохранения, совершенствования исполнительского мастерства, в республике созданы и действуют Школы сэсэнов: в БГПУ им. М. Акмуллы, в г. Сибай, Альшеевском, Бурзянском, Гафурийском, Абзелиловском, Салаватском, Дуванском, Кигинском, Мечетлинском, Аскинском, Учалинском и Хайбуллинском районах.
Современное бытование
Устное народное творчество является частью богатого духовного наследия башкирского народа, в художественной форме отражающей мировоззрение башкир, их истории и бытовой уклад. Значительное место в устно-поэтическом творчестве занимает кубаиры (ҡобайыр). В башкирской фольклористике термин кобайыров соответствует общепринятому международному термину героический эпос или героическая песнь. Различаются три вида кубаиров: воспевающие батыров; лирические и дидактические, которые в народе бытуют и под названием әйтем (погворка) (Башкиры, отв. редактор Кузеев Р.Г. стр. 397) На сегодняшний день Школа сэсэнов в Башкортостане активно ведет свою работу по всей территории региона, а также за пределами Башкортостана, где компактно проживают башкиры (Челябинская и Оренбургская область, Пермский край и тд.) Башкирские сказители исполняют эпосы не только во время фестивалей и конкурсов, так же они принимают участие в различных тематических мероприятиях в своих районах, где ведут большую пропаганду по популяризации устного народного творчества. Отметим некоторые районы: Бурзянский, Баймакский, Абзелиловский, Учалинский, Белорецкий, Зианчуринский, Зилаирский, Гафурийский, Салаватский, Дуванский, Мечетлинский, Кигинский, Гафурийский, Аскинский, Альшеевский, Миякинский, Тумайзинский, Илишевский, Ишимбайский и тд.