Технология изготовления паласа (буй балаҫ)

Категория объекта:
Технологии традиционные ремесел
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
29.04.2019
Номер объекта:
02-011
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Безворсовые ковры буй балаҫ



Описание

Ковроткачество было распространенным ремеслом у башкир, занимающихся животноводством. В Башкортостане ковроделие представлено безворсовыми коврами: большие и маленькие паласы, половики, коврики для табуретов, скамеек, для покрытия сундуков, сотканные из пряжи овечьей шерсти. В каждой семье имелись ковры разной величины, с разными узорами, выполненными в разной технике. По качеству ковров судили о прилежности и мастерстве, о достоинствах невесты. В больших паласах, кроме орнаментально-геометрических, формы симметрично построены на черном фоне, который своей глубиной и плотностью организует большое пространство ковра. Такие паласы несут в себе идею значительности, монументальности.

Справочная информация

Описание

Ковроткачество было распространенным ремеслом у башкир, занимающихся животноводством.

В наши дни полосатое ковроделие переживает свое возрождение. Праздничная нарядность современных безворсовых ковров, гармония традиционных орнаментальных форм с жизнерадостной расцветкой принесли им широкую известность и за пределами республики.

Безворсовые ковры – паласы (буй балаҫ) – изготавливались преимущественно из козьей, реже – овечьей шерсти. Их ткали на узконавойных горизонтальных станках (урын, урынағас), не используя гребень. Продольно-полосатый орнамент паласов создаются продольными нитями (основой) и представляют собой разноцветные гладкие или зубчатые полосы. В более раниие периоды нитченки изготавливали из конского волоса, затем из конопляной пряди с два сложения. Поперечные нити (уток) ножевидной пластинкой (ҡылыс) прибивались к уже сотканной части ковра и были скрыты основой. Палас обычно состоял из 5-6 или 7-8 полотенец. В узоре преобладали, как правило, 2-3 цвета, причем предпочтение отдавалось краскам теплых тонов. Для окрашивания применялись растительные краски домашнего приготовления, а также использовался естественный цвет шерсти. Некоторые мастерицы сегодня сами окрашивают нитки отваром ромашки, зверобоя, крапивы, ягод красной смородины, лекарственным раствором фукарцина, медным купоросом. Но необходимо соблюдать технологию заготовки, засушки трав, листьев, цветков, пропорции сочетания трав. Узоры представляют собой разноцветные гладкие или зубчатые продольные полосы.

По технологии производства и художественному оформлению от буй баласа отличались домотканые безворсовые ковры – аҫалы балаҫ или келәм. Узоры на них создавались не продольными нитями (основой), а поперечными нитями (утком). Для каждой цветной нити был отдельный уток: ткачиха работала несколькими утками. Ткали эти паласы с использованием гребня (берда). Орнамент этих ковров геометрический: крупные ромбические фигуры, восьмиконечные звезды. Встречаются ковры с криволинейно-растительными узорами. Башкирские мастерицы ткали и ворсовые (длинноворсовые) ковры. Ткали их из льняных или хлопчатобумажных тканей. Ковровый узор создавался цветными шерстяными нитями, которыми через равные промежутки узлом связывали нити основы. Более четко, чем на безворсовых коврах, выделяется центральное поле, обычно украшаемое крупными медальонами – гнездами, и кайма. Ворсовые ковры по размерам были несколько меньше, чем безворсовые, и в их расцветке преобладал красно-коричневый фон.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Ковроткачество приобрело особое распространение в южных районах Башкортостана и среди башкирского населения Курганской области, где сохранился скотоводческий уклад.

Для восточных и юго-восточных районов характерны полосатые паласы. Их декор выстроен на ритмичном чередовании широких и узких цветных полос – простейший тип ковроткачества. Они отличаются сдержанностью и благородством цвета за счет использования природных органических красителей. Еще более архаичны и вместе с тем изысканны по своему художественному решению паласы, сотканные из некрашеной пряжи естественно-природной окраски: коричневой, черной, серой, белой. Первородность материалов и простота традиционной технологии дают высокий художественный результат. Такие паласы и поныне продолжают ткать башкирские мастера на юге республике.

В семьях ткачеством занимались только пожилые женщины, молодые башкирки занимались воспитанием детей, рукоделием, работали на подворие, а дети помогали готовить мотки ниток. Станок или место, за которым женщины ткали, называли «урын» («место»), «карауат» («кровать»). Перед началом работы проверяли рабочее место вопросами: «Урының һәйбәт ме?» («Хорошее ли место», «Удобно ли сидеть, работать?»), «Көрөң тарта мы?» («Хорошо ли подтягивает дощечка?»), «Ҡылысың ҡыҫамы?», («Дощечка прижимает ли?»). Секретами подготовки основы («буй һалыу») владели только 2-3 женщины в деревне, и обычно для этой работы приглашали только их. Если эту работу доверяли случайному человеку, то это грозило испорченным ковром, который не годился для приданого. Также были мастера по изготовлению дощечки (бердо)– обычно это были мужчины, и сплетению нитченок. Удачное изготовление паласа зависело также от того, кто входил в дом в самом начале работы, при посторонних людях не разрешали резать нитки, перед началом сложного орнамента мастерицы читали молитву.

Расцветки для изделия брали неяркие, естественные, чаще встречающиеся в природе и окружающей среде. Паласы для приданого заготавливали заранее и вывешивали летом на улице на срок от 1 месяца, а иногда и на все лето. Цвета выгорали под воздействием солнца, дождей и ветра. Близкие родственники жениха, а также местные женщины доставали паласы из сундука с приданым, раскладывали на почетном месте, и нахваливали невестку за красивые расцветки и орнаменты. Если невеста прибыла из отдаленных мест, то местные женщины старались воспроизводить новых для орнаменты на своих изделиях.

У колыбели младенца запрещали вешать очень яркие полотна, «күҙ яуын ала» («ослепляет глаза»), говорили бабушки, - и молодые хозяйки вывешивали паласы из приданого.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Исследователь: Руденко Сергей Иванович (1885-1969) - археолог, антрополог, этнолог, гидролог.

Место работы: Магистр географии (1917г.), доктор технических наук (1944г.), профессор (1919г., 1950г.), действительный член Русского географического общества (1911г.), член Парижского антропологического общества (1914г.).

Исследователь: Авижанская Софья Александровна (1920-2014)  этнограф, музеевед.

Место работы: Этнограф и музеевед. Ленинград.

Исследователь: Бикбулатов Наиль Валеевич (1931-1996)  башкирский этнограф.

Место работы: В 1957–1978  младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, в 1978–1992  заведующий отделом этнографии, в 1992–1996 ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского НЦ РАН.

Принимал участие в создании Музея археологии и этнографии в Уфе. Организовал и участвовал в 40 экспедициях. Под его руководством в отделе этнографии ИИЯЛ была создана богатейшая в регионе этнографическая картотека (более 10 тыс. единиц хранения). Подготовил и опубликовал более 150 научных трудов по этнографии башкир и других народов региона и более 10 монографий и фундаментальных научных статей в академических изданиях.

Исследователь: Кузеев Раиль Гумерович (1929-2005)  учёный-этнограф, историк, изучавший быт, культуру этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан.

Место работы: В 1955-1961 гг.  заведующий сектором истории, археологии и этнографии Института истории, языка и литературы БФ АН СССР, в 1960-1987 гг.  заместитель председателя Президиума БФ АН СССР, c 1983 года  заведующий Отделом народов Урала и Музеем археологии и этнографии УНЦ РАН. C 1994 по 1997 год президент Ассоциации российских этнографов и антропологов. B 1995-1996 гг.  исполнитель обязанностей вице-президента АН РБ. В 1999-2001 гг.  Директор-организатор Центра этнологических исследований УНЦ РАН. В 2001-2005 гг.  советник РАН.

Исследователь: Шитова Светлана Николаевна (Род.1936)  заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

Место работы: С 1959 года участвовала и руководила 30 этнографическими экспедициями по исследованию быта и культуры башкирского народа. Одновременно изучала и другие народы Башкортостана. В составе экспедиций Института этнографии АН СССР работала в Узбекистане и Таджикистане, выезжала к ненцам и селькупам в Ямало-Ненецкий национальный округ.

Основным направлением научной деятельности С. Н. Шитовой является исследование материальной культуры и декоративного искусства башкирского народа с древнейших времен до современности. Изучала национальную одежду, традиционные поселения и жилища, декоративного искусства и утвари башкирского народа. Разработанный Шитовой С. Н. метод классификации и типологической характеристики многих сторон материальной культуры башкир также использован при этнографическом изучении других народов.

Исследователь: Янбухтина Альмира Гайнуловна (Род.1938)  российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС).

Место работы: Работала преподавателем на кафедре архитектуры строительного факультета Уфимского нефтяного института, затем - в художественном объединении «Агидель» искусствоведом – научным консультантом. Янбухтина Альмира Гайнулловна  доктор искусствоведения (2004), профессор (2004), заслуженный деятель искусств РБ (2006). Работает в Институте национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС). Профессор кафедры дизайна с 1994 по настоящее время.

Исследователь: Ахмеров Рауф Бареевич (Род.1911)  археолог, музеевед, краевед, работник культуры РСФСР.

Место работы: С 1947 г. – зав. отделом, 1958-1972 гг. – директор Респ. краеведч. музея БАССР.

Исследователь: Кайдалова Карима Шариповна  заведующий отделом Галереи народного искусства «Урал».

Место работы: Галерея народного искусства «Урал» Республиканского центра народного творчества РБ. (г. Уфа, ул. Ленина, 56, 272-61-44, uralgallery@gmail.com)

Исследователь: Брюханова Татьяна Алексеевна  кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна БГПУ им. М. Акмуллы. Защитила диссертацию в 1999 г.

Место работы: Получила звание доцента по кафедре дизайна в 2006 г. Принимает активное участие в республиканских, зональных, всероссийских выставках. Занимается научной работой.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Организация: ГБУК Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан. Отдел фольклористики.

Адрес: 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2. тел.: 289-62-00 – приемная

289-62-12 – бухгалтерия, е-mail: gukrcnt@mail.ru

Организация: ГБУК Национальный музей Республики Башкортостан. Зал этнографии.

Адрес: 450008, г.Уфа, ул.Советская д.14, приемная, тел./ факс (347)272-12-50, е-mail: nmrb@mail.ru

Сведения об особенностях
Состояние бытования
В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей. Обучающие семинары, в том числе и выездные, мастер-классы, выставки, публикации в средствах массовой информации, передачи на телевидении оказали благотворное влияние на распространение и развитие искусства тамбурной вышивки в Башкортостане.


Исключительность/ценность
Разнообразию приемов вышивания у башкир соответствует богатство орнаментального рисунка, цветовой гаммы, мотивов вышивания, их сочетаний и широкий ассортимент изделий.


Способы передачи традиции
Бытовая, наследственная, образовательная.


Форма бытования
Аутентичная форма, авторское развитие традиционной технологии в рамках современного декоративно-прикладного искусства.