Обряд разрезания пут у башкир (баш. "тышау ҡырҡыу йолаһы")

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-015
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Описание

Если ребенок долго не ходил, проводили обряд Разрезание пут. Суть обряда заключается в связывании ног ребенка путами, затем разрезании ножницами или ножиком веревку.

Справочная информация

Описание

Слово «тышау» восходит к общетюркскому глаголу «tušа» путать, надевать путы. Если ребенок долго не ходил или часто спотыкался, ему, говоря, что он с путами, проводили обряд разрезания пут. Говорили «Бала тышаулы булған, тышауын киҫәбеҙ» («Ребенок оказался с путами, режем его путы»). Для магического обряда брали нити или же тряпки семи или трех цветов. Скрутив нити, связывали ноги ребенка и у разрезавшего путы человека спрашивают «Нимә ҡырҡаһың?» («Что режешь? »), в ответ говорил: «Тышау ҡырҡамын». («Путы режу»). Так проговаривали три раза. В некоторых местах проводили обряд для кривоногих детей, чтобы выпрямились ноги. Для обряда путы делали из травы и разрезали их.

 Башкиры верили, что журавли наделяют маленьких детей способностью стать на ноги. Кто-то из близких связывал ноги малыша плетеной веревкой и делал режущие движения, произнеся при этом пожелание: «Ҡаҙҙар ҡанат, торналар аяҡ бирhен!» («Пусть гуси дают крылья, журавли – ножки!»).

Во время экспедиции в Саратовской области в д. Кучембетово Чареева Зульфия Саляховна 1960 г.р. рассказала как проходит у них обряд разрезания пут. К году мальш умеет стоять - «Ла-лай торған» - говорят про него, но он ещё не ходит, как будто его кто-то держит. Поэтому ему и разрезают путы, чтобы ребёнок быстрее стал ходить, не спотыкался. Накануне бабушка готовит путы, она сшивает семь лоскутков с одежды близких родственников - брата и сестры, бабушки и дедушки, отца и матери и т. д., именно называя черты характера этого человека, которые должны перейти малышу. Мать малыша выбирает родственника, которой доверяет разрезание пут. Обычно выбирают делового, хозяйственного, умелого на руки человека, но мама может и сама разрезать путы. Тот, кто разрезает путы должен подарить ребёнку обувь - пинетки, ботиночки и т. д. Сшитые между собой лоскутки образуют круг. Этот круг мама ребёнка вдевает на свои руки и скручивает, чтобы получилась восьмёрка (символ бесконечности), а затем одевает его на ноги ребёнку. Между ног у ребёнка катают сваренное в крутую яйцо. Яйцо - символ жизни. Яркие лоскутки и яйцо привлекают внимание малыша, и он с интересом наблюдает за символическими действиями взрослых. В это время путы разрезают. Все присутствующие поздравляют малыша, дарят подарки, затем устраивают традиционное чаепитие со сладостями.
Техники/Технологии, связанные с объектом
Берут разноцветные веревки или нити, плетут их. Связывают ноги ребенка этой же плетенной веревкой, затем ножницами или ножиком режут веревк и говорят:  «Нимә ҡырҡаһың?» («Что режешь? »), отвечали: «Тышау ҡырҡамын». («Путы режу»). Так спрашивали и отвечали три раза.
Современное бытование
Аутентичная форма. Район распространения – Республика Башкортостан.
Предметы, связанные с объектом
Путы (тышау), ножницы (ҡайсы) или ножик (бысаҡ).
Формы сохранения и использования объекта
Студия «Тамыр» телерадиовещательной компании «Башкортостан» выпустила короткометражный фильм про обряд разрезания пут. На Республиканском празднике башкирского фольклора «Ашҡаҙар тандары» фольклорные коллективы представляют обряды, обычаи, где иногда показывают обряд разрезания пут.