Обряд дарения урожая у башкир (баш. "кәтмән биреү йолаһы") Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-014
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
Обряд дарения урожая у башкир (баш. "кәтмән биреү йолаһы")Размер файла: 155 MБ ОписаниеСлово кәтмән в башкирской мифологии обозначает дар, оставленный в земле для духа, божества земли во время сбора урожая. Ергә кәтмән биреү – доля урожая, оставленная в земле.Справочная информацияОписание
По материалам Султангареевой Р.А., редуцированные формы культа
жертвоприношения земле обнаруживаются в народных традициях. После сбора урожая
оставляют сноп пшеницы, стог сена в поле, назвав это «долей
земли» («ер хаҡы», «ер өлөшө»). Умилостивления духов природы
и земли модифицированы в обычаях приношений «кәтмән хаҡы» («доля
мотыги»), «баҡса өлөшө» («доля сада»). В башкирском языке слово кәтмән носит два значения, первое - это орудие
труда, мотыга, второе - деревянный сосуд вместимостью одного ведра. Обычай Кәтмән
биреү йолаһы связан с дарением ведерка урожая с кем-либо. Существует суеверие,
что это причитающаяся земле доля, предоставление которой будет способствовать
хорошему урожаю будущего года. В Баймакском районе сохранился обычай дарения или обмена ведра картошки с
урожая. Обычно в момент получения картофеля происходит диалог между соседями,
родственниками, односельчанами с такой шуткой: – Ырҙынға – бәрәкәт! – Һеҙгә – кәтмән! – Кәтмән бирмәһәң, китмәм! (- Картофельному полю – благодать! - Вам – ведро картофеля! - Не дашь ведро картофеля – не уйду!) В настоящее время этот обряд
претерпел немного изменений. Когда собирали картошку, мимо проходящий сосед или
родственник подходил, говорил благопожелания хозяевам, чтобы был хороший урожай,
и в знак благодарности хозяева клали несколько картофелин в карман или на подол
платья. Источники сведений
Султангареева Р.А. Башкирский
фольклор: семантика, функции и традиции. Т.2.
Предметы, связанные с объектом
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Аутентичная форма. Район
распространения – Баймакский район
Республики Башкортостан. |