Технология изготовления башкирского музыкального инструмента думбыры. Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
29.04.2019
Номер объекта:
02-009
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
Мастер думбры Ильгам Байбулдин. Из цикла передач "Орнамент". БСТ. 2014г.Размер файла: 81.9 MБ ОписаниеДумбыра являлся традиционным инструментом народных сказителей-сэсэнов. Сэсэны, которые исполняли кубаиры, сопровождали свое исполнение игрой на национальном музыкальном инструменте думбыра. Под её аккомпанемент исполняли эпосы, прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли и призывали к борьбе против гнёта. Ценность старинной технологии изготовления думбыры заключалась в использовании случайных материалов. Все остальное зависело от мастерства изготовителя и исполнителя. Предела совершенствования не было и здесь выигрывали наиболее простые конструкции, все остальное доделывало мастерство исполнителя.Справочная информацияОписание
Думбыра башкирская – 3-х струнный щипковый музыкальный инструмент. Близко родственные инструменты распространены также у казахов (домбра), узбеков, других тюркских народов. В сравнении с казахской домброй, думбыра заметно отличается меньшей длиной грифа. Для расширения исполнительских возможностей содержит корпус овальной формы с длинной шейкой и колковой головкой, установленной на шейке с наклоном вниз. Нижняя дека инструмента склеена из отдельных гнутых клепок, верхняя дека плоская, снабжена резонансным отверстием в виде полумесяца и подставкой под струны. Ладовые пластины вклеены в гриф шейки. Струны в верхней части крепятся к колковой головке, а в нижней – к струнодержателю (кнопками). Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх, ударяя одновременно по всем струнам. Извлечение звука производится бряцанием или щипком, штриховыми приемами. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный (долбленный или клеённый). Длина думбыры – около 800 мм. Струны жильные (нейлоновые или металлические). Строй квартоквинтовый (е1, а, е)1. Группой музыковедов под руководством Ф. Камаева были отобраны исходные материалы, с которых началось исследование и последующая реконструкция. За основу была взята следующая цитата из «Музыкального энциклопедического словаря»: «Народные музыкальные инструменты башкир – курай, кубыз, домбра. С конца XIX века получают распространение гармонь, мандолина и скрипка». Перечисленные башкирские музыкальные инструменты почти все были подробно описаны в соответствующей литературе. Курай и кубыз – как традиционные музыкальные орудия башкирского народа с многовековой историей; гармонь, мандолина и скрипка – как более поздние, заимствованные от других музыкальных культур около ста лет тому назад. Исключение составляет башкирская думбыра («домбра» – как указано в словаре). Техники/Технологии, связанные с объектом
Технология изготовленияБашкирская думбыра содержит корпус, выполненный в виде объемного многогранника из набора плоских клепок. Корпус содержит плоскую нижнюю деку (на чертеже не показано), плоскую верхнюю деку 1 и граненые обечайки 2, симметричные относительно продольной оси корпуса. На верхней деке 1 установлена подставка для струн 3 и выполнено фигурное резонансное отверстие 4. Верхняя дека с внутренней стороны укреплена системой деревянных планок (на чертеже не показано), которые помогают деке 1 выдерживать натяжение струн. В верхней части корпуса установлена укороченная шейка 5 с грифом 6. Шейка 5 снабжена боковыми сквозными отверстиями 7, перпендикулярными продольной оси. Над сквозными отверстиями 7 по грифу 6 расположены ладовые пластины 8. Ладовые пластины 8 выполнены из отрезка гибкого материала (жилка, леска или т. п.), последовательно пропущенного через все сквозные отверстия 7 и охватывающего гриф 6 методом узелковой шнуровки. На шейке установлена колковая головка 9, выполненная в виде купола, переходящего в шпиль. На головке установлены винтовые колки 10 сбоку и/или снизу. Струны инструмента в верхней части крепятся к колкам 10, а в нижней части – к струнодержателю 2. Техника исполненияИсполнитель играет сидя, при этом держит инструмент на коленях перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх, придерживая ее слегка левой рукой и перебирая лады. Свободной правой рукой исполнитель воспроизводит мелодию. Используются приемы игры – бряцание, дробь, защипывание струн пальцами, скользящие удары сверху вниз и снизу вверх, чередование отдельных ударов с бряцанием и т. д. Ладовые пластины 8 дают хроматический звукоряд. Изготовление струн инструмента и ладовых пластин из одного и того же материала придает игре мягкое, бархатное звучание. Строй струн – квартовый, квинтовый или, наоборот, квинтово-квартовый. Звук может извлекаться как непосредственно пальцами, так и плектром. Источники сведений
1. Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты: Учебное пособие. – Уфа, 1997. 2. А. Кубагушев «Башкирские музыкальные инструменты». 3. С. И. Руденко «Башкиры» историко-этнографические очерки (стр. 264). 4. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Изд.2-е и доп. – М.: М., 1975. – с. 80. 5. Фольклор народов РСФСР. – Уфа: 1982. – с 25. 6. Башкирские предания и легенды. – Уфа: Башкнигоиздат, 1985, с. 83. 7. Атанова Л. П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора // Народное творчество башкир. – Уфа: 1976. – с. 13. 8. Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. – Уфа: 1996. 9. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – М.: М., 1965. 10. Рахимов Р. Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. – Уфа: 2001. 11. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. – СПб., 1897. 12. Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. – Уфа: изд-во БГПУ, 2010. – 188 с. 13. Рахимов Р. Г. Башкирские народные музыкальные инструменты: Учебное пос. для среднего проф. обр. по специализации № 031002 «Фольклорное творчество». – Уфа: Вагант, 2004. 14. Рахимов Р. Г. Башкирская думбыра. Фольклорный сборник. – Уфа: Узорица,1998. – 24 с. 15. Рахимов Р. Г. Башкирская думбыра. Прошлое, настоящее, будущее. – Уфа: Узорица, 2003. – 42 с. 16. Сулейманов Р. С. Башкорт думбыраhы. – Уфа: Китап, 1993. 17. Атанова Л. П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора // Народное творчество башкир. – Уфа: 1976. – с. 13.
Современное бытование
Сведения об особенностях
Исторический аспект
Краткое описание думбыры можно было найти в «Атласе музыкальных инструментов народов СССР»: «Домбра (думбыра) – изредка встречающийся у башкир струнный щипковый инструмент такого же устройства, как и казахская домбра западного типа» (Статья, подписанная Л. Лебединским). Очень скупы сведения С. Руденко: «Кое-где у юго-восточных башкир встречался еще трехструнный музыкальный инструмент думбыра, мало для них характерный, и, по-видимому, заимствованный от казахов». Отметим ссылку на думбыру, которая есть и у писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Играл он... на своеобразном музыкальном инструменте, напоминающем русскую балалайку». В самом раннем из известных описаний башкирского музыкального инструментария отмечено: «Музыкальные инструменты башкир... – балалайка... Башкиры всегда поют по одному человеку, в один голос, под звуки балалайки...». Древняя думбыра упоминается еще в общетюркском эпосе «Коргут-ата». По некоторым исследованиям на территорию Башкории этот инструмент проник из древней Ассирии через Закавказье, Среднюю Азию, Персию и Россию (Кубагушев, 1996. 154 с.). Кое-где у юго-восточных башкир встречался еще трехструнный музыкальный инструмент думбыра, мало для них характерный и, по-видимому, заимствованный от казахов. В легенде есть упоминание о корпусе думбыры, выполненного методом долбления: «В отчаянии Коркут выдолбил из дерева музыкальный инструмент и заиграл, изливая свои мучительные мысли и переживания». В других легендах отмечено, что башкирская думбыра изготавливалась из плоского куска дерева (типа доски). Есть и другие, достаточно многочисленные упоминания о думбыре, которые дают основание полагать, что какой-то традиционной, чисто национальной формы у думбыры не было. Видимо каждый мастер изготавливал инструмент на свой вкус и лад. В легенде о происхождении башкир также есть упоминание о думбыре: «Наши предки были уйгурами. Однажды предводитель (рэис) табынцев повел сородичей с Алтая на Иртыш. У рэиса был струнный инструмент, и он под звуки волн Иртыша сочинял мелодии, которые и сейчас поют табынцы». Интересно следующее упоминание: «Когда я был маленьким, йырау – певцы-импровизаторы – пели о нем (Акай-батыре – Р. Р.), играя на домрах и гуслях. Сейчас такие певцы-музыканты перевелись». Большинство исследователей связывают думбыру с исполнением старинных жанров (кубаир, харнау). Так, у И. Салтыкова отмечается: «Исполняется харнау непременно в сопровождении домбры или кубыза». Очень близко подошел к исследованию думбыры Л. Лебединский, который считал, что на думбыре мог хорошо звучать кубаир: «...Кубаир – башкирская народная былина», которая «...рецитируется под игру на домбре. ...Сам мелодический рисунок напева кубаира, и в особенности его ритм, прямо указывают на то, что кубаиры исполнялись под звуки какого-то инструмента, вернее всего щипкового». О думбыре неоднократно упоминает исследователь Л. Атанова: «Стихотворная часть в древности исполнялась под аккомпанемент домбры... Музыкальный инструмент домбра, курай, кубыз фигурируют во многих эпических сказаниях». Социологический аспект К концу ХІХ – началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII–XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. Руководителем этой творческой лаборатории, а также обучением этому новому ремеслу занимался композитор А. М. Кубагушев. Прямую поддержку оказывал в то время ректор института искусств З. А. Нургалин. Экспериментальные образцы думбыры, как свидетельствует протокол заседания комиссии по приему башкирских народных музыкальных инструментов от 10 января 1989 г.: «…первые образцы башкирской думбыры комиссией были приняты единогласно. Принять изготовленные Кубагушевым Г. С. образцы башкирских думбыр и рекомендовать их к массовому производству», – гласит решение комиссии. |