Традиционное блюдо пампушки (укр. «пампушки») украинцев с. Золотоношка Стерлитамакского района Башкортостана Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
украинцы
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-015
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеТрадиционное украинское блюдо пампушки в с. Золотоношка Стерлитамакского района Башкортостана бытует в двух основных вариантах. С чесноком оно подается к картофелю и другим блюдам, с медом – к чаю. Непременно подается на свадьбу, Рождество, готовится в обычные дни и во время поста (вместо мяса используются грибы).Справочная информацияОписание
Село Золотоношка находится в 46 км к юго-западу от Стерлитамака
(административного центра района). Основано в плодородной степи около
1898-1900 гг. крестьянами-переселенцами из Золотоноши Полтавской губернии
Малороссии. Село по сей день состоит из трёх частей (бывших первопосёлков) –
собственно Золотоношки, Полтавки и Малодеевки, со временем слившихся в одно
село, отчасти превратившихся в одноимённые улицы (концы). В центре села имеется
памятник деревянного зодчества – Рождество-Богородицкая церковь 1906-1912 гг.
Здание церкви возведено на каменном фундаменте, рублена из брёвен в лапу и
обшита тёсом, украшена народным орнаментом. Около 1928-1929 гг. храм был
закрыт, разграблен, обезглавлен, передан под клуб. В 2010-е гг. отсроен заново.
В Золотоношке созданы условия для
сохранения традиционной культуры. Функционирует украинский историко-культурный
центр, пользуется большой популярностью народный ансамбль украинской песни
«Зоряний світ», проводится конкурс Шевченковских чтений, а в школе изучается
украинский язык как отдельный предмет. На праздниках, проводимых в селе,
представлены декоративно-прикладное искусство и традиционные блюда украинцев с.
Золотоношка. Украинская кухня описана В.Я. Бабенко[1] и
Ф.Г. Галиевой[2]. Она включает продукты растительного происхождения:
мучную затирку, галушки, клецки, вареники. По традиции некоторые украинцы пекут
хлеб из квасного теста из пшеничной муки (раньше – также из ржаной), на
праздники – пироги с творогом, капустой, яйцами с луком, морковью, картофелем,
свеклой, ягодами, мясом и т.д., блины и деруны (картопляники). Популярность
получил картофель, приготовленный различными способами, – печеный, вареный,
жареный, тушеный. Из мясных блюд традиционны также колбасы (кровянка), студень (холодец). Также
готовятся сало, котлеты, караси, жареные в сметане, варится компот. Пампушками в с. Золотоношка
готовятся в двух вариантах. Пампушки с
чесноком подаются к картофелю, салу и другим блюдам. Пампушки с медом – к чаю. Ингредиенты для пампушек: пшеничная мука
(300 г), сухие дрожжи (1 ч. л.), соль (0,5 ч.л.), сахар (1 ч.л.), растительное
масло (3 ст. л.), вода (1 стакан). В миску налейте теплую воду, добавьте сахар
и дрожжи, перемешайте, оставьте на 5–10 мин до появления пенной шапочки. Затем добавьте
соль, растительное масло и просеянную пшеничную муку. Замесите эластичное
гладкое тесто. Накройте полотенцем, поставьте в теплое место на 2-3 часа,
трижды «подбив» поднявшееся тесто. Затем раскатайте колбаской, подкручивая,
сформируйте шарики. Для приготовления сладких пампушек шарики делают меньших размеров. Выпекайте пампушки в
духовом шкафу около 20 мин, до румяной корочки. Тем временем для приготовления пампушек с чесноком в воду добавьте
растительное масло, чеснок (пропущенный через чеснокодавку). Горячие пампушки смажьте
приготовленным сиропом, оставьте на несколько минут для пропитки. Для
приготовления пампушек с медом –
разогрейте мед до жидкого состояния, смажьте медом, немного потрясите посуду с
изделием, дайте настояться, подавайте к чаю. Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового
оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента
продуктов в торговых сетях.
Современное бытование
с. Золотоношка Стерлитамакского района
Башкортостана.
Источники сведений
1.
Бабенко В. Я. Украинцы // Народы Башкортостана:
ист.-этнограф. очерки. Уфа, 2002. С. 259–316. 2.
Бабенко
В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической
группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. 3.
Галиева Ф.Г. Украинцы // Этносы и культуры в единой семье
народов Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 239–256. 4.
Черниенко Д.А. Украинистика Южного Приуралья. Ижевск,
2013. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Карюгина Зинаида Александровна, заслуженный работник культуры. РБ руководитель народного
ансамбля украинской песни «Зоряний свiт».
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры
Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активное. Исключительность/ценность Востребованность современного общества в национально-региональных блюдах с доступной рецептурой. Способы передачи традиции Естественная, через передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Этнокультурная характеристика украинцев Башкортостана менялась в процессе адаптации к местным природно-географическим и социально-экономическим условиям, консолидации с местными народами, этнокультурной ассимиляции. Проходило нивелирование этнокультурных диалектов, проникновение иноэтнических традиций, прежде всего русских, формирование общего пласта культуры. Украинская кухня полюбилась многим народам. Украинский борщ и варенники прочно вошли в рацион питания многих народов. Национальным блюдом украинцев является фаршированные мясом и специями желудки свиней (кендюх, сальтисон, ковбух). В Башкортостане украинцы научились готовить пельмени, которые не бытовали в прошлом на их родине, а также башкирский и татарский чак-чак. Если раньше из напитков употребляли хлебный и свекольный квас (сир, вець) и компот из сухофруктов, то сейчас под влиянием местных народов не обходятся без чая. Исторический аспект Украинцы
(малороссы, хохлы) в Башкортостане сформировались в этническую общность на протяжении XVII–XX
вв. в результате переселения сюда выходцев из разных губерний Украины по
причине малоземелья и безземелья на прежней родине, несения военной службы,
поиска работы на предприятиях и организациях республики. По исследованиям В.Я.
Бабенко, украинские казаки на Южном Урале под названием «черкасы» впервые
упоминаются в начале XVII
в. В XVIII в. в крае
появились первые украинские крестьяне – выходцы с Полтавщины и Сумщины.
Значительные потоки переселения украинских крестьян на башкирские земли связаны
с «аграрной колонизацией» в конце XVIII – начале XIX в.,
в основном это были выходцы с Левобережной Украины[1]. На
рубеже XIX–XX вв. в Башкирии основались многие украинские поселения и усадьбы;
некоторые из них сохранились до наших дней (Дергачевка, Золотоношка, Талалаевка
Стерлитамакского р-на, Степановка Аургазинского р-на, Байдаковка, Казанка,
Тавричанка Альшеевского р-на, Кахновка, Санжаровка, Черниговка Чишминского р-на
и др.[2]. [1] Бабенко
В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической
группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. [2] Там же. Социологический аспект В 2010 г. численность украинцев Башкортостана составила
39875 чел. Большинство украинцев проживало в городах – 80,1% чел. Население с. Золотоношка по состоянию на 2010 г. составляло
563 чел. Лингвистический аспект Название блюда происходит от старославянского «бърщь» (свекла) –
обязательной составной части всех борщей. Популярность блюда способствовала
появлению ряда поговорок («Смотри, не переборщи»). Название села связано с топонимом переселенцев
из Золотоноши Полтавской губернии Малороссии (город
Золотоноша), Полтавка в честь Полтавской губернии (город Полтава), Деевка - в
честь помещика Деева. |