Традиционное блюдо вареники (укр. «вареники») украинцев с. Золотоношка Стерлитамакского района Башкортостана. Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
украинцы
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-014
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеРецепт традиционного украинского блюда вареники (вареники) передается более столетия назад в с. Золотоношка Стерлитамакского района Башкортостана, где находится украинский историко-культурный центр, проживают носители украинской культуры. В указанном селе вареники готовятся из вишни, картофеля, творога и других начинок. Подаются на праздники, готовятся и в обычные дни.Справочная информацияОписание
Село Золотоношка находится в 46 км к юго-западу от Стерлитамака
(административного центра района). Основано в плодородной степи около
1898-1900 гг. крестьянами-переселенцами из Золотоноши Полтавской губернии
Малороссии. Село по сей день состоит из трёх частей (бывших первопосёлков) –
собственно Золотоношки, Полтавки и Малодеевки, со временем слившихся в одно
село, отчасти превратившихся в одноимённые улицы (концы). В центре села имеется
памятник деревянного зодчества – Рождество-Богородицкая церковь 1906-1912 гг.
Здание церкви возведено на каменном фундаменте, рублена из брёвен в лапу и
обшита тёсом, украшена народным орнаментом. Около 1928-1929 гг. храм был
закрыт, разграблен, обезглавлен, передан под клуб. В 2010-е гг. отсроен заново.
В Золотоношке созданы условия для
сохранения традиционной культуры. Функционирует украинский историко-культурный центр,
пользуется большой популярностью народный ансамбль украинской песни «Зоряний
світ», проводится конкурс Шевченковских чтений, а в школе изучается украинский
язык как отдельный предмет. На праздниках, проводимых в селе, представлены декоративно-прикладное
искусство и традиционные блюда украинцев с. Золотоношка. Украинская кухня описана В.Я. Бабенко[1] и
Ф.Г. Галиевой[2]. Она включает продукты растительного происхождения:
мучную затирку, галушки, клецки, вареники. По традиции некоторые украинцы пекут
хлеб из квасного теста из пшеничной муки (раньше – также из ржаной), на
праздники – пироги с творогом, капустой, яйцами с луком, морковью, картофелем,
свеклой, ягодами, мясом и т.д., блины и деруны (картопляники). Популярность
получил картофель, приготовленный различными способами, – печеный, вареный,
жареный, тушеный. Из мясных блюд традиционны также колбасы (кровянка), студень (холодец). Также
готовятся сало, котлеты, караси, жареные в сметане, варится компот. Из супов
самым популярным является борщ с пампушками с чесноком. Вареники – традиционное украинское блюдо в
виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из вишни (у многих любимое
блюдо), творога (сыр), грибами,
капустой, ливером со шкварками, отварным картофелем, ягодами (паслён, малина).
Украинцы с. Золотоншка готовят вареники ко всем праздникам и в
будние дни. Тесто для вареников делается из пшеничной муки на кефире или ряженке. Оно раскатывается в тонкий слой, из
которого нарезаются круглые куски, и в них заворачивают начинку. Далее края
теста защипывают, кладут в кипящую воду и варят до тех пор, пока они не всплывут (и
плюс ещё минуту-две, в зависимости от их размеров. Другой способ приготовления
– на пару. По случаю народных праздников в наши дни вареники готовят в пароварке, в прошлом к верхней части кастрюли
крепили марлю, туда клали вареники, закрывали
крышкой, и так готовили на пару. Вареники
с картофелем после варки также можно посыпать жареным луком и полить сливочным
маслом. Они подаются горячими со сметаной. Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового
оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента
продуктов в торговых сетях.
Современное бытование
с. Золотоношка Стерлитамакского района
Башкортостана.
Источники сведений
1.
Бабенко В. Я. Украинцы // Народы Башкортостана:
ист.-этнограф. очерки. Уфа, 2002. С. 259–316. 2.
Бабенко
В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической
группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. 3.
Галиева Ф.Г. Украинцы // Этносы и культуры в единой семье
народов Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 239–256. 4.
Черниенко Д.А. Украинистика Южного Приуралья. Ижевск,
2013. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Карюгина Зинаида Александровна, заслуженный работник культуры. РБ руководитель народного
ансамбля украинской песни «Зоряний свiт».
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры
Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активное. Исключительность/ценность Востребованность современного общества в национально-региональных блюдах с доступной рецептурой. Способы передачи традиции Естественная, через передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Этнокультурная характеристика украинцев Башкортостана менялась в процессе адаптации к местным природно-географическим и социально-экономическим условиям, консолидации с местными народами, этнокультурной ассимиляции. Проходило нивелирование этнокультурных диалектов, проникновение иноэтнических традиций, прежде всего русских, формирование общего пласта культуры. Украинская кухня полюбилась многим народам. Украинский борщ и варенники прочно вошли в рацион питания многих народов. Национальным блюдом украинцев является фаршированные мясом и специями желудки свиней (кендюх, сальтисон, ковбух). В Башкортостане украинцы научились готовить пельмени, которые не бытовали в прошлом на их родине, а также башкирский и татарский чак-чак. Если раньше из напитков употребляли хлебный и свекольный квас (сир, вець) и компот из сухофруктов, то сейчас под влиянием местных народов не обходятся без чая. Исторический аспект Украинцы
(малороссы, хохлы) в Башкортостане сформировались в этническую общность на протяжении XVII–XX
вв. в результате переселения сюда выходцев из разных губерний Украины по
причине малоземелья и безземелья на прежней родине, несения военной службы,
поиска работы на предприятиях и организациях республики. По исследованиям В.Я.
Бабенко, украинские казаки на Южном Урале под названием «черкасы» впервые
упоминаются в начале XVII
в. В XVIII в. в крае
появились первые украинские крестьяне – выходцы с Полтавщины и Сумщины.
Значительные потоки переселения украинских крестьян на башкирские земли связаны
с «аграрной колонизацией» в конце XVIII – начале XIX в.,
в основном это были выходцы с Левобережной Украины[1]. На
рубеже XIX–XX вв. в Башкирии основались многие украинские поселения и усадьбы;
некоторые из них сохранились до наших дней (Дергачевка, Золотоношка, Талалаевка
Стерлитамакского р-на, Степановка Аургазинского р-на, Байдаковка, Казанка,
Тавричанка Альшеевского р-на, Кахновка, Санжаровка, Черниговка Чишминского р-на
и др.[2]. [1] Бабенко
В. Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической
группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. [2] Там же. Социологический аспект В 2010 г. численность украинцев Башкортостана составила 39875 чел. Большинство украинцев проживало в городах – 80,1% чел. Население с. Золотоношка по состоянию на 2010 г. составляло 563 чел. Лингвистический аспект Название блюда происходит от старославянского «бърщь» (свекла) –
обязательной составной части всех борщей. Популярность блюда способствовала появлению
ряда поговорок («Смотри, не переборщи»). Название села связано с топонимом переселенцев
из Золотоноши Полтавской губернии Малороссии (город
Золотоноша), Полтавка в честь Полтавской губернии (город Полтава), Деевка - в
честь помещика Деева. |