Традиционная кухня белорусов с. Балтика Иглинского района Башкортостана

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
белорусы
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-008
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Блюда белорусов с. Балтика Иглинского района Башкортостана основываются на продуктах земледелия, прежде всего картофеля (бульба). Они включают также продукты скотоводства, собирательства, рыболовства, охоты, пчеловодства.

Справочная информация

Описание

Село Балтика является административным центром Балтийского сельсовета, находится в 13 км от р.ц. Иглино. Основано в 1880-е годы латышскими крестьянами из Остзейских губерний. В начале XX в. к ним подселились белорусские переселенцы. В 1920 году в 73 дворах было зафиксировано 655 белорусов и латышей. В поселке имелись земская школа и лютеранский молитвенный дом[. Численность населения в 2002 г. составила 722 чел, в 2009 г. – 898 чел., в 2010 чел. – 719 чел. Преобладающие этносы — белорусы (54 %), русские (32 %)[

Сохранению этнических традиций белорусов с. Балтика способствовало компактное расселение белорусов, а также наличие белорусского историко-культурного центра «Балтика» (2003), работающий на базе с. Балтика Иглинского района, народный ансамбль белорусской песни «Сябры» Балтийского сельского Дома культуры (осн. в 1950-гг.), детский образцовый фольклорный коллектив «Журавушка».

Сведения о традиционной кухне белорусов Башкортостана даны в работах Ф.Г. Галиевой[1]. В них показано, что картофель (разных сортов) является основной земледельческой культурой, традиция культивирования которого была перенесена с прежней родины на территорию Башкортостана и передана местным народам, включая башкир. Блюда из картофеля (бульба), прежде всего драники. являются маркером белорусской кухни в Башкортостане. В неурожайные годы картофель добавляли в хлеб, наряду с ячменной, овсяной, просяной или гречневой мукой.

Традиционными блюдами белорусы Башкортостана называют пироги, лепешки из сдобного теста (каржи), вареники с начинками из ягод, грибов, картофеля, творога и т.д. Как и у других славянских народов, основу питания белорусов составляют блюда из муки, круп, овощей, мяса и молока – продукты земледелия и скотоводства. Из ржаной, а на праздники и обряды из пшеничной муки пекли хлеб (в неурожайные годы добавляли ячменную, иногда овсяную, просяную или гречневую муку, а также картофель), пироги, лепешки из сдобного теста (каржи).

В белорусской национальной кухне широкое распространение имеют овощные блюда типа русских щей (капуста, капусняк), похлебки с брюквой, морковью, тыквой, суп из щавеля, борщ со свекольными листьями (бацьвiнне), окрошка на основе простокваши или кваса. Из гречки, пшеницы, ячменя, пшена варили жидкие и густые каши, заправляя их молоком, растительным маслом или растопленным салом со шкварками. Горох тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь – парили и пекли.

В питании большую роль играли дикорастущие растения – щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива. Мясо (в основном свинина, а также говядина, редко баранина) употреблялось в основном в зимний период, а летом заменяли салом, которое солили с чесноком и перетапливали. Из мяса готовили окорока и колбасы (кровянка) из крови, сала, каши, студень (халадец, сцюдень). Излюбленными напитками белорусов были: узвар, березовый сок, настои трав, пахта. Обрядовая пища включает каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутью, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалу. Современная кухня белорусов мало отличается от других народов.



[1] Ахатова (Галиева) Ф.Г. Восточнославянские песни в Башкортостане (фольклорные процессы в полиэтничном регионе). М.: Наука, 2006. 240 с.; Белорусский фольклор в Башкортостане / сост., автор вступ. ст. и коммент. Ф.Г. Галиева. Уфа: Башк. энцикл., 2020. 128 с.

Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента продуктов в торговых сетях.
Современное бытование
Республика Башкортостан, с. Балтика Иглинского района.
Источники сведений

1.               Ахатова (Галиева) Ф.Г. Восточнославянские песни в Башкортостане (фольклорные процессы в полиэтничном регионе). М.: Наука, 2006. 240 с.

2.               Бежкович А.С. Этнические особенности земледелия у народов Башкирии // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. Т. 5. С. 61–93.

3.               Белорусский фольклор в Башкортостане / сост., автор вступ. ст. и коммент. Ф.Г. Галиева. Уфа: Башк. энцикл., 2020. 128 с.

4.               Белорусы / отв. ред. В.А. Тишков, С.В. Чешко. М.: Наука, 1998. (Серия «Народы и культуры»).

5.               Галиева Ф.Г. Белорусы // Этносы и культуры в единой семье народов Башкортостана. М.: Перо, 2018.

6.               Песни белорусских переселенцев Башкортостана / сост., авт. вступ. ст., авт. записей и расшифровок Ф.Г. Ахатова. Уфа, 2001.

7.               Федорова А.В. Белоруссия и Оренбуржье: история взаимодействия // Белорусы и Оренбуржье. Проблемы, противоречия, опыт. Оренбург, 2001.

8.               Шитова С.Н. Белорусы // Народы Башкортостана. Ист.-этнограф. очерки. Уфа, 2002. С. 295–318.

9.               Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX начале XXI в / ответ. ред. Ф.Г. Галиева. СПб., 2015.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Хализова Жанна Александровна, главный специалист филиала ГБУ Дома дружбы народов РБ Белорусского историко-культурного центра.
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан. 

Сведения о действиях над/с ОНКН
Популяризация в СМИ, презентация на республиканских праздниках с участием белорусов.
Предметы, связанные с объектом

Кухонная посуда.

Историческое бытование
Белорусские селения Балтика и Буденный Иглинского района Республика Башкортостан.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

Активное.



Исключительность/ценность
Блюда белорусской кухни являются этноконсолидирующим фактором, символом белорусской культуры в Башкортостане.


Способы передачи традиции

Естественная, через передачу из поколения в поколение.



Форма бытования

Аутентичная.



Этнологический аспект
Этнокультурная характеристика белорусов Башкортостана отличается от других народов тем, что процесс внутриэтнической интеграции не был завершен. П момента переселения на южно-уральские земли в их среде активными темпами проходили и с каждым десятилетием усиливались межэтнические контакты, росло число межэтнических браков, активными темпами проходила этнокультурная ассимиляция в среде русских. И хотя белорусские селения сохранились до наших дней, но в этнокультурном плане они унифицировались с другими народами – в укладе жизни, быте, культуре, традиционных хозяйственных занятиях. Даже старшее поколение, традиционно хранитель этнических традиций, к 1990-м гг. большей частью говорило на русском языке, было носителем советской культуры. В 2010 году белорусским языком владело чуть более 18%, но русским – 100%. 


Исторический аспект

Белорусы как этническая группа Башкортостана сформировалась в конце XIX в. – начале XX в. и в ходе столыпинской аграрной реформы 1906–1916 годов. В это время на территории Башкортостана сложилось большинство белорусских селений. Причинами переселения было безземелье на прежней родине и наличие недорогих, но плодородных земель на Южном Урале. Способствовали переселению отмена крепостного права и меры государства по колонизации края. Основной анклав белорусов образовался в лесном Приуралье в бассейне р. Сим, на территории современного Иглинского и Архангельского районов. Другой ареал с компактным белорусским населением возник в юго-западной Башкирии, вдоль Самаро-Златоустовской железной дороги, в Белебеевском уезде Уфимской губернии. В большинстве своем это были выходцы из восточных и центральных областей Белоруссии – Могилевской и Минской губерний.

По Подворной переписи 19121913 гг. в 83 селениях Уфимского уезда проживало 5,6 тыс. белорусов. Годы социальных катастроф (первая мировая война, гражданская война) вызвали новую волну переселенцев. В 1920 г. лишь в одном Уфимском уезде одноименной губернии проживало более 20 тыс. белорусов. Белорусские беженцы прибывали в основном по Самаро-Златоустовской железной дороге, оседая на юго-западе Башкирии в русских и украинских селениях, на станциях и полустанках. По полевым материалам, поток белорусских переселенцев на Южный Урал был связан и с действиями бандеровцев на территории Белоруссии.

После переселения белорусов в Башкирию связь с прежней родиной сохранялась. Когда в Башкирии случился голод, помогли жители Белоруссии, которые отправили в 1921–1922 гг. несколько десятков вагонов с картофелем и рожью. В годы Великой Отечественной войны уральцы сражались и гибли на фронтах и в партизанских отрядах в Белоруссии, в то время как на Урал были эмигрированы с запада люди и предприятия. После окончания войны многие вернулись на родину, но были те, для кого Башкортостан стал новой родиной.


Социологический аспект

Белорусы, будучи поздними колонистами, переселились в Башкирию, когда свободных земель здесь практически не оставалось за исключением участков земли в лесной зоне восточной части Уфимского уезда. Они основывали свои хутора, но не стремились к этнической изоляции. Нередко подселялись в селения, уже основанные не только своими земляками, но и русскими, украинцами, латышами, немцами, поляками, эстонцами, – теми народами, с которыми белорусы жили по соседству на прежней родине. Толерантность способствовала тому, что белорусы легко уживались с разными народами и впитывали особенности их культуры.

По подсчетам С.Н. Шитовой[1], в самом многолюдном белорусско-русском анклаве в Урман-Кудейской волости белорусы проживали в 37-ми селениях; из них только 11 были только белорусскими: поселки Дворец, Дубровка, Петровский, Ржаной, Светлый Ключ, Суражский, Ново-Николаевский, хутора Терешковичи, Орловские, Юрьевские и Зеле- нолужецкие. 13 были белорусскими и русскими (поселки Мана Гора, Сафроновско-Витебский, Сухаревский, Яркинский и др.). На некоторых хуторах проживали белорусы, русские, украинцы (Гомельские, Суворовские, Симгазинские, Надеждинские и др.). В Иглинской волости было 14 белорусских поселений, 3 белорусско- русских и 4 белорусско-латышских. В некоторых случаях соседями белорусов стали башкиры (хутор около Тавтиманово), татары (пос. Май-Бородинский), марийцы (пос.Симский). В целом в 1912-1913 гг. процент однонациональных селений белорусов составлял лишь 1/3. В 1917 г. на всем юго-западе Башкирии не было ни одной деревни только с белорусским населением.

Естественный ход адаптации этнической культуры белорусов к условиям Южного Урала прервало насильственное разрушение хуторских хозяйств. Небольшие селения стягивались в многоэтничные поселки и села. Процесс урбанизации белорусов подталкивался также по причине малоземелья или безземелья многих поздних переселенцев, их не обустроенности. Если в 1926 г. в городах республики числилось 400 белорусов, то в 1959 г. уже 8,7 тыс.

Численность белорусов в Республике Башкортостан сокращается. Если в 1989 г. их было 17038 чел., чуть больше в 2002 г. – 17117 чел., то в 2010 г. – 11680 чел. В 2010 г. наиболее компактно они проживают в городах: в Уфе (3957 чел.), Салавате (508 чел.), Стерлитамаке (486 чел.). В сельской местности самая многочисленная группа белорусов представлена в Иглинском (4103 чел.) и северной части Архангельского района (102 чел.). Они расселены также в Альшеевском (53 чел.), Белебеевском (200 чел.), Давлекановском (126 чел.), Ишимбайском (177 чел.), Туймазинском (139 чел.), Уфимском (145 чел.), Учалинском (100 чел.) и других районах. «Белорусскими» селениями в Башкортостане ныне считаются с. Балтика (до 1954 года – «Сталинский»), д. Пушкинское, д. Буденновский Иглинского района, где ведется работа по возрождению белорусских этнических традиций.



[1] Шитова С.Н. Белорусы // Народы Башкортостана. Ист.-этнограф. очерки. Уфа, 2002. С. 295–318. 



Лингвистический аспект
Белорусы – самоназвание беларусы, белорусцы.