Традиции приготовления блюда калиновый кисель в с. Дуван Дуванского района Башкортостана Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-007
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
Традиции приготовления блюда калиновый кисель в с. Дуван Дуванского района БашкортостанаРазмер файла: 197 MБ ОписаниеВ русских селениях Дуванского района Башкортостана до сих пор сохраняются традиционные блюда, в прошлом бытовавшие в Кунгурском уезде Пермской губернии, в том числе калиновый кисель в с. Дуван. Это повседневное и обрядовое блюдо, которое по традиции готовится в течение всего года с использованием ржаной муки, калины, сахара и воды.Справочная информацияОписание
По историческим
сведениям, русские селения Дуванского района Башкортостана (в прошлом Златоустовского уезда Уфимской губернии) основывались
русскими со второй половины XVIII
в. – вольными крестьянами, выходцами из Кунгурского уезда Пермской губернии
(«кунгуряками»), к которым позднее
присоединились переселенцы из других регионов Российской империи[1].
Наиболее ранние переселенцы-кунгуряки, по исследованиям В. С. Касимовского[2],
вначале имели свой «временный притон» в Дуван-Мечетлинской волости
Златоустовского уезда Уфимской губернии, в мордовской деревушке Дуван. Они
стали «кортомить (брать в аренду) у башкир удобные для хлебопашества
плодородные земли и в 1760–1770 гг. основали село Дуван. Почти одновременно
крестьяне из Пермской губернии (в основном кунгуряки) основали села Тастуба,
Лемазы, Метели, Месягутово, Сикияз (Тепловка) и пр. Из разросшихся образовывали
новые селения, например, село Тастуба Дуванского района
вплоть до середины прошлого столетия имело много выселков, которые, в свою
очередь, имели выселки: Харинский, Мусихинский (ныне с. Вознесенка),
Аптышевский, Луканинский, Зайцевский[3]. Вновь прибывшие переселенцы подселялись к землякам
(кунгуряки в с. Ярославка), либо образовывали новые селения. Так, поселок
Даниловский Дуванской волости в До сих пор Дуванский
район Башкортостана считается «русским» из-за
значительной доли русского населения – 63,9%. Большая часть русского населения проживает в
сельской местности, во множестве компактно расположенных русских селений.
Их расположение поблизости друг от
друга позволяло быстрее и легче, чем другим, адаптироваться к
местной природно-географической и социально-экономической среде, переживать
социальные катаклизмы и, как показало исследование, сохранять этнокультурные
традиции, в том числе в области традиционной кухни. В
отличие от центральных, западных и южных районов Башкортостана, существенно
испытавших процессы урбанизации, интернационализации и унификации культур, в
северо-восточных районах до сих пор сохраняются многие этнические традиции и
традиционный фольклор. Еще одной особенностью
района является наличие природных ресурсов
для формирования разнообразного питания его жителей, обусловленного развитием
земледелия (достаточно плодородные земли для землепашества и садоводства),
скотоводства (пастбища), охоты (леса, богатые зверями и дикой птицей), пчеловодства,
собирательства, рыболовства (реки и озера с многочисленными видами рыбы и
раками). В здешних местах для приготовления пищи выращивали рожь, пшеницу,
овёс (использовали в виде муки, цельного и дробленого зерна). Из масленичных
культур – лён и коноплю. В огородах выращивали картофель, капусту, морковь,
свеклу, репу, редьку, брюкву (калегу), лук, чеснок, огурцы и тыквы (дыни),
бобы, горох (синий и белый). Значительную роль в питании играли дикорастущие ягоды,
грибы, а также рыба. Описание
традиционной пищи русских Златоустовского уезда Уфимской губернии дал В. С.
Касимовский в 1868 г., побывав в с. Дуван [5]. В 2009–2011 гг. в ходе сбора этнографического материала
Ф.Г. Галиевой зафиксировано, что калиновый
кисель готовился во многих русских селениях Дуванского района Башкортостана
в будни, а также по случаю поминальных обрядов[6]. По
информации заведующей Дуванским сельским
многофункциональным клубом Елены Владимировны Русиной, калиновый кисель является любимым блюдом
и взрослых, и детей. Каждую осень жители села собирают калину, чистят, моют, парят
в печи на медленном огне на протяжении 3-х – 4-х часов, пока калина не изменит
цвет. Из этой калины варят кисель, пекут калиновые пироги. Для приготовления калинового киселя по рецепту Русиной
Евгении Ивановны надо взять непременно ржаную муку (3 ст. л.), в стакане
развести ее холодной водой (0,5 ст.) до жидкого состояния, чтобы не было
комочков. Тем временем кипятим воду. Все действия надо совершать с любовью,
чтобы калиновый кисель был вкусным и
полезным. Затем берем сотейник, выливаем разведенную водой муку, понемногу
помешивая, чтобы не было комочков, добавляем кипяток (2-3 ст.). Теперь
добавляем калину (5 ст. л.), сахар (2 ч. л.), ставим на плиту, начинаем кисель
заваривать, помешивая, чтобы не было комочков. Если Вам покажется, что кисель
очень густой – добавляем кипяток, если мало калины или сахара – соответственно
добавляем их. Со временем кисель станет прозрачным. Готовый кисель выливаем в
красивую посуду. Его лучше есть охлажденным, в таком виде он вкуснее, чем
горячий. По такому рецепту готовила мама Евгении Ивановны – Анастасия Павловна
и бабушка Александра Романовна. Кисель на основе ржаной
муки относится к традиционной кухне русских и других восточнославянских народов,
представляет собой самостоятельное блюдо, которое не пьют, а едят. Считался обязательным блюдом на поминках. Оно
питательное, сытное, простое в приготовлении. [1] Галиева Ф. Г. Этнографические исследования русского
населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. С. 13–14. [2] Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.).
Месягутово, 1991. С. 6; Этнографический очерк села Дувана Уфимской губернии
Златоустовского уезда. Составлен Действительным Членом Уфимского
Статистического Комитета В. Касимовским // Уфимские губернские ведомости.
1868, 1877; Касимовский В. С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской
губернии // Русские Башкортостана.
История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108. [3] Асфандияров А. З. История сел и
деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа, 2009. С. 501. [4] Страницы истории Дуванского
района / редкол.
В. В. Латыпова, Л. А. Морозова, А. И. Осипов, М. И. Роднов (отв.
ред.), Н. И. Черепанова. Месягутово, 2001. С. 19, 36. [5] Касимовский В. С.
Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1. [6] ПМА Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового
оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента
продуктов в торговых сетях.
Источники сведений
Галиева
Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники
(конец XIX
– начало XXI
в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с. Галиева
Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем,
2012. 164 с. Касимовский В. Исторические
очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991; Касимовский В.С.
Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический очерк
села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского //
Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50. Касимовский
В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и
культура. Уфа, 2003. С. 101–108. Нечвалода
Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных
районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с. Новикова О.В.
Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района
Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского
междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е.
Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158. Русские Башкортостана. История и культура.
Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.;
отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т.
Уфа, 2003. 384 с. Русские
Южного Урала. Традиционная культура XIX – XX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.: ИПЦ
СПГУГД, 2018. 350 с. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в
хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа,
1859. 472 с. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Русина Елена Владимировна, заведующая Дуванским сельским многофункциональным клубом.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр
народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Естественная, через передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Башкирский
край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России –
Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской,
Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных
этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более
чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих
этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие
и выработку общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских
селений в северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в
этих селениях вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров
способствовали сохранению местных традиций. Исторический аспект Первые русские переселенцы – стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVII–XVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности. Социологический аспект В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских. Лингвистический аспект Кисель – от славянского слова «киснуть», приготовление
путём заквашивания смеси воды и муки. |