Традиции приготовления блюда калиновый кисель в с. Дуван Дуванского района Башкортостана

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-007
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Традиции приготовления блюда калиновый кисель в с. Дуван Дуванского района Башкортостана


Размер файла: 197 MБ

Описание

В русских селениях Дуванского района Башкортостана до сих пор сохраняются традиционные блюда, в прошлом бытовавшие в Кунгурском уезде Пермской губернии, в том числе калиновый кисель в с. Дуван. Это повседневное и обрядовое блюдо, которое по традиции готовится в течение всего года с использованием ржаной муки, калины, сахара и воды.

Справочная информация

Описание

По историческим сведениям, русские селения Дуванского района Башкортостана (в прошлом Златоустовского уезда Уфимской губернии) основывались русскими со второй половины XVIII в. – вольными крестьянами, выходцами из Кунгурского уезда Пермской губернии («кунгуряками»), к которым позднее присоединились переселенцы из других регионов Российской империи[1]. Наиболее ранние переселенцы-кунгуряки, по исследованиям В. С. Касимовского[2], вначале имели свой «временный притон» в Дуван-Мечетлинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии, в мордовской деревушке Дуван. Они стали «кортомить (брать в аренду) у башкир удобные для хлебопашества плодородные земли и в 1760–1770 гг. основали село Дуван. Почти одновременно крестьяне из Пермской губернии (в основном кунгуряки) основали села Тастуба, Лемазы, Метели, Месягутово, Сикияз (Тепловка) и пр. Из разросшихся образовывали новые селения, например, село Тастуба Дуванского района вплоть до середины прошлого столетия имело много выселков, которые, в свою очередь, имели выселки: Харинский, Мусихинский (ныне с. Вознесенка), Аптышевский, Луканинский, Зайцевский[3]. Вновь прибывшие переселенцы подселялись к землякам (кунгуряки в с. Ярославка), либо образовывали новые селения. Так, поселок Даниловский Дуванской волости в 1878 г. основали крестьяне из Смоленской, Пензенской, Симбирской и Костромской губерний. Поселок Пичугинский той же волости в 1880–1891 гг. – выходцы из Вятской, Пензенской, Минской, Симбирской, Смоленской, Тульской, Пермской, Самарской и Костромской губерний[4].

До сих пор Дуванский район Башкортостана считается «русским» из-за значительной доли русского населения – 63,9%. Большая часть русского населения проживает в сельской местности, во множестве компактно расположенных русских селений. Их расположение поблизости друг от друга позволяло быстрее и легче, чем другим, адаптироваться к местной природно-географической и социально-экономической среде, переживать социальные катаклизмы и, как показало исследование, сохранять этнокультурные традиции, в том числе в области традиционной кухни. В отличие от центральных, западных и южных районов Башкортостана, существенно испытавших процессы урбанизации, интернационализации и унификации культур, в северо-восточных районах до сих пор сохраняются многие этнические традиции и традиционный фольклор.

Еще одной особенностью района является наличие природных ресурсов для формирования разнообразного питания его жителей, обусловленного развитием земледелия (достаточно плодородные земли для землепашества и садоводства), скотоводства (пастбища), охоты (леса, богатые зверями и дикой птицей), пчеловодства, собирательства, рыболовства (реки и озера с многочисленными видами рыбы и раками). В здешних местах для приготовления пищи выращивали рожь, пшеницу, овёс (использовали в виде муки, цельного и дробленого зерна). Из масленичных культур – лён и коноплю. В огородах выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу, репу, редьку, брюкву (калегу), лук, чеснок, огурцы и тыквы (дыни), бобы, горох (синий и белый). Значительную роль в питании играли дикорастущие ягоды, грибы, а также рыба.

Описание традиционной пищи русских Златоустовского уезда Уфимской губернии дал В. С. Касимовский в 1868 г., побывав в с. Дуван [5]. В 20092011 гг. в ходе сбора этнографического материала Ф.Г. Галиевой зафиксировано, что калиновый кисель готовился во многих русских селениях Дуванского района Башкортостана в будни, а также по случаю поминальных обрядов[6]. По информации заведующей Дуванским сельским многофункциональным клубом Елены Владимировны Русиной, калиновый кисель является любимым блюдом и взрослых, и детей. Каждую осень жители села собирают калину, чистят, моют, парят в печи на медленном огне на протяжении 3-х – 4-х часов, пока калина не изменит цвет. Из этой калины варят кисель, пекут калиновые пироги.

Для приготовления калинового киселя по рецепту Русиной Евгении Ивановны надо взять непременно ржаную муку (3 ст. л.), в стакане развести ее холодной водой (0,5 ст.) до жидкого состояния, чтобы не было комочков. Тем временем кипятим воду. Все действия надо совершать с любовью, чтобы калиновый кисель был вкусным и полезным. Затем берем сотейник, выливаем разведенную водой муку, понемногу помешивая, чтобы не было комочков, добавляем кипяток (2-3 ст.). Теперь добавляем калину (5 ст. л.), сахар (2 ч. л.), ставим на плиту, начинаем кисель заваривать, помешивая, чтобы не было комочков. Если Вам покажется, что кисель очень густой – добавляем кипяток, если мало калины или сахара – соответственно добавляем их. Со временем кисель станет прозрачным. Готовый кисель выливаем в красивую посуду. Его лучше есть охлажденным, в таком виде он вкуснее, чем горячий. По такому рецепту готовила мама Евгении Ивановны – Анастасия Павловна и бабушка Александра Романовна.

Кисель на основе ржаной муки относится к традиционной кухне русских и других восточнославянских народов, представляет собой самостоятельное блюдо, которое не пьют, а едят. Считался обязательным блюдом на поминках. Оно питательное, сытное, простое в приготовлении.



[1] Галиева Ф. Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. С. 1314.

[2] Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991. С. 6; Этнографический очерк села Дувана Уфимской губернии Златоустовского уезда. Составлен Действительным Членом Уфимского Статистического Комитета В. Касимовским // Уфимские губернские ведомости. 1868, 1877; Касимовский В. С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108.

[3] Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа, 2009. С. 501.

[4] Страницы истории Дуванского района / редкол. В. В. Латыпова, Л. А. Морозова, А. И. Осипов, М. И. Роднов (отв. ред.), Н. И. Черепанова. Месягутово, 2001. С. 19, 36.

[5] Касимовский В. С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1.

[6] ПМА 2011 г. Информатор М. П. Горкунов (1939 г.р.), с. Вознесенка Дуванского района РБ;  ПМА 2009 г. Информатор Е. Н. Балдина (1913 г.р.), уроженка с. Метели Дуванского района РБ и др.

Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента продуктов в торговых сетях.
Источники сведений

Галиева Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с.

Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. 164 с.

Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991;

Касимовский В.С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический очерк села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского // Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50.

Касимовский В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108.

Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с.

Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158.

Русские Башкортостана. История и культура. Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.; отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т. Уфа, 2003. 384 с.

Русские Южного Урала. Традиционная культура XIXXX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.: ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с.

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Русина Елена Владимировна, заведующая Дуванским сельским многофункциональным клубом.
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Предметы, связанные с объектом

Кухонная утварь.

Историческое бытование
Русские селения Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Естественная, через передачу из поколения в поколение.


Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект

Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России – Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских селений в северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в этих селениях вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров способствовали сохранению местных традиций.



Исторический аспект
Первые русские переселенцы –  стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVIIXVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности.


Социологический аспект
В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских.


Лингвистический аспект

Кисель – от славянского слова «киснуть», приготовление путём заквашивания смеси воды и муки.