Традиционное блюдо хворост русского населения села Ярославка Дуванского района Башкортостана

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
23.09.2023
Номер объекта:
14-005
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Блюдо хворост представляет собой вариант печенья из пресного сдобного теста, обжаренного в масле (в сотейнике, кастрюле, в наши дни при наличии – во фритюре). В с. Ярославка готовится в трех вариантах (в том числе в форме цветков), подается на празднично-обрядовый стол.

Справочная информация

Описание

Русское село Ярославка (Никольское) Дуванского района находится у р. Мелекас и Ярославка, в 50 км к С.‑З. от р. ц. Месягутово. Основано крестьянами-пермяками в 1802 г. Об этом свидетельствует договор на 30 лет башкир д. Сабанаково Кущинской волости. Первыми поселенцами были государственные крестьяне Дмитрий Гордеев, Кондратий Фефелов, Яков Тупачев, Лука Крылосов, Иван Балдин, Савка Вохнаков, Семен Раздьяконов, Устин Щербинину, Елистрат Поздеев, всего 100 дворов.  В 1803 и 1904 гг. башкиры-кущинцы припустили новые группы крестьян (100 дворов на 30 лет и 70 семей на 50 лет) с оплатой оброка.

В с. Ярославка (Никольское — от названия каменной церкви во имя святителя и чудотворца Николая) в 1816 г. было 277 дворов, в которых проживали 804 мужчины и 857 женщин. В 1834 г. в Никольском с выселками Сметанкин, Лягушкин, Сорокин, Усть-Айский, Сальевка (в 1902 г. - 1396, в 1920 г. - 1910) было 1009 душ мужского пола, в 1859 г. – 1558. В 1870 г. насчитывалось 504 двора и 3376 человек, в 1895 г. – 666 и 3843, в 1920 г. - 839 дворов и 4412 человек. Численность населения в 1906 г. 5515 чел.; 1920 г. –– 4412; 1939 г. 3277; 1959 г. 2716; 1989 г. 1848; 2002 г. 2429; 2010 г. 2301 чел. Этнический состав: русские.

Население занималось преимущественно земледелием (трехполье) и скотоводством. В селе 2–3-конные сабаны были почти во всех дворах. В селе было до 50 молотилок, 150 веялок (1898 г.), 9 водяных мельниц, 26 кузниц. В 1842 г. на 277 дворов имели 1600 лошадей, 2020 коров, 100 свиней. Занимались пчеловодством (50 ульев и 40 бортей). Было 2 кожевенных заведения. По пятницам проводились базары, 2 раза в год — ярмарки. В селе было 15 лавок. Ярославка была центром одноименной волости. Имелась церковь. В 1905 г. было 5 земских школ.

В 1860-х – 1870-х гг. быт местного населения изучал В.С. Касимовский[1], в 1948–1949 гг. в с. Ярославка работала экспедиция МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Э.В. Померанцевой[2]. Из современных авторов сведения об особенностях питания и традиционных блюдах русского населения с. Ярославка  дали Ф.Г. Галиева, Е.Е. Нечвалода[3] и О.В. Новикова[4]. Их публикации подготовлены на основе этнографических экспедиций Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, проведенных в 2009-2014 гг.

Блюдо под название хворост является традиционным в русских селениях Дуванского района, особенно оно любимо в с. Ярославка. Ингредиенты: 3 яйца, шепотка соли, 1 ст. ложка сахара, 1 ст. ложка водки или самогонки, 400 гр. муки, сахарная пудра для посыпки, растительное масло для жарки – 2-3 стакана.

Порядок приготовления: яйца посолить, добавить сахар, водку и всё хорошо перемешать. Добавить муку и замесить крутое тесто. Вымешивать до тех пор, пока тесто не станет крутым, однородным и не будет прилипать к рукам. Завернуть тесто в плёнку и оставить на 10 – 15 минут. Затем разделить тесто на 4-5 частей и раскатать в тонкие листы толщиной не более 1–2 мм.

Лепить хворост можно тремя способами.

1. Два раскатанных листа укладываются друг на друга и круглой формой или тонким стаканом выдавливается круг, затем выпекается в большом количестве масла. Выпекать в хорошо разогретом растительном масле в казанке. При выпекании тесто надувается в виде пустотелого шарика.

2. Двумя стаканами разных диаметров нарезать тесто на кружочки. На кружках сделать по краям по 8–10 надрезов. Уложить по три кружка, а в центре надавить пальцем для склеивания цветка. При выпекании покрутить, чтобы «розочки» распушились и стали объемными. Обжаривать с обеих сторон до румяного цвета. Готовый хворост переложить на бумажное полотенце для удаления лишнего масла, и посыпать пудрой.

3. Сложить три готовых кружка вместе, сделать почти от середины 4 надреза. Вверху защипнуть два нижних параллельных лепесточка между собой, соединив при этом «розочку». Выпекать также как в предыдущем способе.

Блюдо является праздничным, хотя может готовиться и в обычные дни.


[1] Касимовский В.С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический очерк села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского // Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50.

[2] Науч. архив Уфим. науч. центра РАН. Записи фольклор. экспедиций 1948–1949 гг. кафедры фольклора МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Башкир. НИИ ист., яз. и литер. им. М. Гафури под рук. Э.В. Померанцевой. Ф. 3. Оп. 12. Д. 326–333.

[3] Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с.

[4] Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158. 

Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента продуктов в торговых сетях.
Источники сведений

Галиева Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с.

Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. 164 с.

Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991;

Касимовский В.С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический очерк села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского // Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50.

Касимовский В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108.

Морозова Л.А., Гильванов В.Ш. Рухтино // Башкирская энциклопедия. URL: http://bashenc.onlineru/articles/110619/ (дата обращения: 01.09.2023).

Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с.

Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158.

Русские Башкортостана. История и культура. Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.; отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т. Уфа, 2003. 384 с.

Русские Южного Урала. Традиционная культура XIXXX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.: ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с.

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Городилова Нина Петровна, зав. СДК с. Ярославка Дуванского района Башкортостана.
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Предметы, связанные с объектом

Кухонная утварь.

Историческое бытование
Русские селения Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

Активное.



Исключительность/ценность
Востребованность современного общества в национально-региональных блюдах с доступной рецептурой, быстрые в приготовлении.


Способы передачи традиции
Естественная, через передачу из поколения в поколение.


Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект

Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России – Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских селений в северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в этих селениях вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров способствовали сохранению местных традиций. Тем не менее, на рубеже XX и XXI вв. русские, употребляют в пищу украинский борщ, белорусские драники, кавказский шашлык, и, конечно, башкирский и татарский чак-чак и суп-лапшу. Активно пользуются рецептами приготовления пищи из средств массовой информации.



Исторический аспект
Первые русские переселенцы –  стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVIIXVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности.


Социологический аспект

В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских. Дуванский район Башкортостана называют «русским», в нем проживает 63,9% русского населения республики. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских.



Лингвистический аспект
Хворост – от внешнего сходства с ломкими хрупкими ветками деревьев.