Традиционное блюдо селянка русского населения села Вознесенка Дуванского района Башкортостана Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
28.09.2023
Номер объекта:
14-002
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
Традиционное блюдо селянка русского населения села Вознесенка Дуванского района БашкортостанаРазмер файла: 671.5 MБ ОписаниеБлюдо селянка представляет собой запеканку из продуктов огородничества, чаще всего из картофеля или моркови (морковница) с добавлением яиц, молока и сметаны. В русском селе Вознесенка его готовят более столетия, не меняя рецептуру, вместо печи используя духовой шкаф и современную посуду.Справочная информацияОписание
Русское
село Вознесенка Дуванского района находится в 47 км от р. ц. Месягутово. Возникло
в 1897 г. как выселок разросшегося села Тастуба (1832). Первоначально
называлось п. Мусихинский по имени первых переселенцев и насчитывало 109
дворов. Вознесенка стала называться селом после того, как здесь появилась
каменная церковь Вознесения в первое десятилетие XX в. Здесь был также молитвенный
дом (1897). В 1899 г. приход Вознесенки состоял из 1196 душ обоего пола
(601 женщин и 595 мужчин) православных и 98 душ раскольников[1].
Занимались земледелием, животноводством, пчеловодством, бондарным и гончарным
делом, лесозаготовкой, охотой, рыболовством, домашними ремеслами. В
В с. Вознесенка сохраняются многие русские этнические
традиции. Этому способствует расположение села в окружении других русских
селений: Дуван, Месягутово, Метели,
Тастуба, Ярославка, Сальёвка, Чертан и
др., основанных преимущественно выходцами из Кунгурского уезда Пермской
губернии («кунгуряками»). После освоения
башкирских земель они поддерживали торгово-экономические и культурные контакты
с прежней родиной, чему способствовала географическая близость, оттуда
принимали новых переселенцев, получали этнокультурную подпитку. Иноэтничные
поселенцы ассимилировались в русской среде. Сохранению
локальных особенностей способствовала также удаленность от городов и
природно-географическое своеобразие (горнолесной район). До сих пор в селе сохраняются традиционные календарные
обряды и праздники, а также фольклор. В 1860-х – 1870-х гг.
быт местного населения изучал В.С. Касимовский[2], в 1948–1949 гг. в с. Вознесенка работала экспедиция
МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Э.В. Померанцевой[3]. Из современных
авторов сведения об особенностях питания и традиционных блюдах русского
населения с. Вознесенка дали Ф.Г. Галиева, Е.Е. Нечвалода[4] и О.В. Новикова[5]. Их публикации подготовлены на основе этнографических
экспедиций Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского
федерального исследовательского центра РАН, проведенных в 2009-2014 гг. Блюдо под названием селянка упоминается в «поваренных
книгах» XIX в. В указанных изданиях оно описано как горячее блюдо из говядины,
ветчины, сосисок, оливок, лука, огурцов, моркови, укропа, петрушки, масла и
других продуктов. Были также рыбные, грибные, с
зернистой икрой и осетриной, со свежей капустой и маринованной вишней. В
сборную мясную селянку, кроме солений, входило говяжье филе, телятина, мясо
рябчика, курицы, куропатки, гуся, ветчины, язык. Блюдо подавалось в ресторанах
и трактирах высокого класса[6]. В с.
Вознесенка селянкой называют овощные
запеканки, чаще всего из картофеля или моркови (морковница), реже капусты, тыквы – всего того, что имеется на
огороде или в погребе. Рецепт приготовления следующий. Овощи
(морковь/картофель) тщательно промыть, отварить в «мундире» в подсоленной воде
до готовности. Немного остудить, очистить от кожуры, истолочь деревянным
пестиком в однородную массу, добавить яйца, молоко, сметану. Консистенция
должна быть чуть гуще теста на оладьи. Перелить в подходящую форму для
запекания, предварительно ее смазав сливочным маслом (сковородку, невысокую
глиняную жаровню, металлическое или алюминиевое блюдо), сверху смазать густой
сметаной – для румяности, выпекать в духовке при температуре 180-200 градусов
до золотистой корочки на поверхности, примерно 30 минут, готовность можно
проверить деревянной шпажкой (если ничего не липнет, значит готова). Как сообщает Светлана
Юрьевна Серебрянникова, это блюдо в XX в. в с. Вознесенка готовили во многих домах и
многие поколения людей. Раньше селянку
пекли в печи утром за завтрак, в наши дни – готовят в печи (они отчасти еще
сохранились в селе) и духовке, во втором случае готовится в течение дня. Особенно
вкусной считается селянка из моркови.
По сведению Екатерины Демьяновны Петровой, в прошлом специально значительную
часть огорода отводилась под морковь для приготовления в течение года морковницы. Она сладкая, поэтому ее
подавали на десерт. Селянка
– блюдо простое, сытное и вкусное. На стол чаще всего подается в сковороде, блюде
для запекания. Продукты на 2 порции: морковь
/ картофель 500 г, вода для варки овощей 1-1,5 л, соль 1 ч. л. для варки, 0,5
ч. л. в массу, либо пробовать на вкус; молоко 100-150 мл, яйцо-2-3 шт., сметана
20% -1-2 ст. л., сливочное масло 1 ч. л. для смазывания формы для запекания. [1]
Златоверховников И. Уфимская
епархия. Географический, этнографический,
административно-исторический и статистический
очерк. Уфа, 1899. С. 175. [2] Касимовский
В.С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический
очерк села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского //
Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50. [3] Науч. архив Уфим. науч. центра
РАН. Записи фольклор. экспедиций 1948–1949 гг. кафедры фольклора МГУ им. М.В.
Ломоносова совместно с Башкир. НИИ ист., яз. и литер. им. М. Гафури под
рук. Э.В. Померанцевой. Ф. 3. Оп. 12. Д. 326–333. [4] Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура
русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад,
2016. 299 с. [5] Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь
русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине
– середине XX в. // Русские
айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор
предисл. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158. [6] Левшин В. Русская поварня. М., 1816; Макарова А. Русская поваренная книга. М., 1880. С. 38-39. Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового
оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента
продуктов в торговых сетях.
Современное бытование
Источники сведений
Галиева Ф.Г. Русские
Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с. Галиева Ф.Г. Русское
село Вознесенка Дуванского района // Русские Айско-Юрюзаньского междуречья
(историко-этнографические очерки): история, антропология, культура. Уфа, 2011.
С. 270-294. Галиева Ф.Г. Русское
село Вознесенка Дуванского района Башкортостана. Уфа, 2013. 92 с., ил. Галиева
Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем,
2012. 164 с. Касимовский В. Исторические
очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991; Касимовский В.С.
Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический очерк
села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского //
Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50. Касимовский
В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и
культура. Уфа, 2003. С. 101–108. Морозова
Л.А., Гильванов В.Ш. Рухтино // Башкирская энциклопедия. URL:
http://bashenc.online›ru/articles/110619/
(дата обращения: 01.09.2023). Нечвалода
Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных
районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с. Новикова О.В.
Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района
Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского
междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е.
Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158. Русские Башкортостана. История и культура.
Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.;
отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т.
Уфа, 2003. 384 с. Русские
Южного Урала. Традиционная культура XIX – XX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.: ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Колмаков Олег Николаевич, зав. СДК с. Вознесенка
Дуванского района Башкортостана, Серебрянникова Светлана Юрьевна, член
Дуванского отделения Собора русских Башкортостана.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр
народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активное. Исключительность/ценность Востребованность современного общества в национально-региональных блюдах с доступной рецептурой, быстрые в приготовлении. Способы передачи традиции Естественная, через передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России – Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских селений в северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в этих селениях вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров способствовали сохранению местных традиций. Тем не менее, на рубеже XX и XXI вв. русские, употребляют в пищу украинский борщ, белорусские дранники, кавказский шашлык, и, конечно, башкирский и татарский чак-чак и суп-лапшу. Активно пользуются рецептами приготовления пищи из средств массовой информации. Исторический аспект Первые русские переселенцы – стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVII–XVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности. Социологический аспект В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских. Дуванский район Башкортостана называют «русским», в нем проживает 63,9% русского населения республики. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских. Лингвистический аспект Селянка – от «сельский». |