Удмуртский обряд «Введение невесты в дом жениха» (удм. «Выль кенак пыртон») в Татышлинском районе

Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
удмурты
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-006
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Отрывок из свадебного обряда.


Размер файла: 13 MБ

Свадебный обряд


Размер файла: 22.2 MБ

«Выль кенак пыртон» (удмуртский обряд вхождения невесты в дом жениха)



Описание

Обряд «Виль кенак пыртон» – это обряд введения, прихода невесты в дом жениха. На праздник приглашают родственников жениха и друзей жениха и невесты.

Справочная информация

Описание

К «Виль кенак пыртон» родственники жениха начинают готовиться рано утром. Хозяин дома топит баню. Женщины готовят угощения: табани (блины), перепечи,  шанга (шаньги), шу нянь (калиновый пирог), накрывают стол. Варят кашу на мясном бульоне.  Родная бабушка жениха (если их нет, то из ближайших родственников) в теплой бане одевает, наряжает невесту в удмуртский традиционный костюм. Выходя из бани, невеста одной рукой держится за руку жениха, другой за платок Азьветлись (с удм. вождь, предводитель). В качестве Азьветлись назначают женщину, либо сестру жениха, либо тётю со стороны отца. При заходе невесты домой, у порога эту тройку жених-невеста-Азьветлись ждёт младший брат жениха (/племянник/двоюродные братья со стороны отца) с еловой веткой. Еловая ветка у финно-угорского народов олицетворяет плодовитость. Под ноги невесты кладут еловую ветку, тем самым желая семейной паре много детей. Считается, что сколько веток положили, столько же будет детей. На ветке лежит быдэс (серебряная монета) и платок. Обязанность младшего члена семьи – произнести такие слов невесте: «Бур пыддэ лёг, кенак» («Наступи правой ногой, тетя»). Невеста, ступая правой ногой, заходит вместе с женихом и Азьветлись в дом. Платок, на который наступила невеста, дарят ей самой, и она должна будет его носить. В доме мать жениха усаживает невестку на подушку, чтобы жизнь была мягкой:

- Улосды миндэр кадь небыт мед луоз! ( Пусть жизнь будет мягкой как эта перина!).

Тем временем молодых ждут за праздничным столом во главе с Бадзым анай (жена старшего брата или дяди) и Бадзым атай (старший брат или дядя жениха со стороны отца), которые сидят на почетном месте за столом (торо шорын) на подушках. На стол приносят кашу и тыр нянь (каравай хлеба) с маслом. Бадзым атай читает молитвы с кашей во дворе. Молодые пробуют кашу и идут за водой к роднику, невеста с женихом при этом все время держатся за руку. Невестка идет к роднику с коромыслом и ведрами, ее ведет Азьветлись. Они держатся через носовой платок. По дороге домой обливаются водой, желают молодым счастья, крепкого здоровья, чистоты и искренности в отношениях. По приходу домой невеста угощает гостей праздника родниковой водой, а они взамен должны ей дать деньги. Обряд продолжается песнями и танцами в доме жениха. Далее гости направляются в гости к родственникам жениха.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Пишутся сценарии, основанные на обряде. На культурно-массовых мероприятиях, праздниках демонстрируются в сценической форме.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь закамских удмуртов.

Предметы, связанные с объектом

В обряде используются утварь, национальная кухня, национальная одежда, а также подарки. 

Современное бытование

Многовековые обычаи значительно сказываются на характере современного удмурта. Они чтят обычаи своего народа и придерживаются. Проводят обряд на свадьбах, показывают на сцене, рассказывают детям.

Формы сохранения и использования объекта

Республиканский центр народного творчества и Удмуртский историко-культурный центр Республики Башкортостан проводит комплекс мероприятий, направленных на сохранение, возрождение и развитие этнических традиций народов РБ, в том числе свадебного обряда. Популяризации свадебных обрядов способствуют постановки театров республики, публикация монографий, художественной литературы и других книг.

Источники информации

Информация взята от жителей-информантов, архива, а также из Удмуртского историко-культурного Центра Татышлинского района, видео Ксении Милиятовой – методиста ИКЦ.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

В последние десятилетия наблюдается стремление населения к возвращению утраченных и актуализация сохранившихся этнических традиций. Обычай передается из поколения в поколение. Молодежь поддерживает проведение свадебного обряда и сохраняют обычаи и традиции.



Исключительность/ценность

Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнокультурных традиций. Обряд на правах составляющих входит в традицию как в бытовые способы передачи культуры.



Способы передачи традиции

Обряд «Выль кенак пыртон» (обряд вхождения, прихода невесты в дом жениха) является обязательным в каждой свадьбе. Обряд проводится на каждой удмуртской свадьбе, даже если даже невеста другой национальности (по согласованию с невестой). Для проведения обряда приобретаются или шьются национальные костюмы (платье, камзол, фартук, платок).



Форма бытования

Аутентичное бытование и сценическая форма, ориентированная на аутентику. Обряд проводится и по сей день на свадьбе в исконно народном стиле, с соблюдением национальных верований и обычаев.



Этнологический аспект

Этническая история закамских удмуртов связана с формированием разных ареалов их расселения на территории Башкортостана, Пермского края и Республики Татарстан, обусловившим этнокультурное своеобразие этнических культур. Удмурты с тех времен живут бок о бок с башкирами, татарами. Поэтому некоторые обряды похожи. Так, обряд хождения невесты к роднику за водой и его распитие прослеживаются и у башкир, и у татар. 



Социологический аспект

Удмуртский народ представлял мир совершенно иначе и упорно верили в существование сверхъестественных сил. Поэтому частью их повседневной жизни были обряды и ритуалы, связанные с покровительством, преклонением перед высшими силами, а свадьбы, рождения и смерти, по сути, являлись переходом в новые миры. Так и обряд вхождения невесты в дом жениха в каком-то роде является переходом невесты в другой мир, в другую семью.

Общественная природа обряда восходит к первым культам, когда человек уже знал о четкой связи между Небом, Космосом и Землей, понимал, что поведение небесных светил оказывает влияние на Землю. Во все времена и у всех народов молитва, музыка, слова, пение, ритмические пляски, театрализованное действо сопровождали обращение людей к богам. Божество, его сверхъестественная, необъяснимая природа вызывают благоговейный трепет, который человек ощущает внутри себя и выражает в обряде, ритуале. Обряд и ритуал наделены символическим значением. Они призваны драматизировать показываемое событие, освящают обычные рутинные действия, придают им торжественность, элементы праздничности, тем самым, превращая их в предмет, не досягаемый для критики и сомнений.



Лингвистический аспект

Вилькенак – невеста

пыртон – привод