Традиции приготовления празднично-обрядового блюда каравашки в с. Дуван Дуванского района Башкортостана.

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-003
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

В русских селениях Дуванского района Башкортостана до сих пор сохраняются традиционные блюда, в прошлом бытовавшие в Кунгурском уезде Пермской губернии, в том числе каравашки в с. Дуван. Это празднично-обрядовое блюдо, которое готовилось к Рождеству, во время приема ряженых на Колядки, по случаю свадеб и поминок, сейчас – это атрибут свадебного стола.

Справочная информация

Описание

По историческим сведениям, русские селения Дуванского района Башкортостана (в прошлом Златоустовского уезда Уфимской губернии) основывались русскими со второй половины XVIII в. – вольными крестьянами, выходцами из Кунгурского уезда Пермской губернии («кунгуряками»), к которым позднее присоединились переселенцы из других регионов Российской империи[1]. Наиболее ранние переселенцы-кунгуряки, по исследованиям В. С. Касимовского[2], вначале имели свой «временный притон» в Дуван-Мечетлинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии, в мордовской деревушке Дуван. Они стали «кортомить (брать в аренду) у башкир удобные для хлебопашества плодородные земли и в 1760–1770 гг. основали село Дуван. Почти одновременно крестьяне из Пермской губернии (в основном кунгуряки) основали села Тастуба, Лемазы, Метели, Месягутово, Сикияз (Тепловка) и пр. Из разросшихся образовывали новые селения, например, село Тастуба Дуванского района вплоть до середины прошлого столетия имело много выселков, которые, в свою очередь, имели выселки: Харинский, Мусихинский (ныне с. Вознесенка), Аптышевский, Луканинский, Зайцевский[3]. Вновь прибывшие переселенцы подселялись к землякам (кунгуряки в с. Ярославка), либо образовывали новые селения. Так, поселок Даниловский Дуванской волости в 1878 г. основали крестьяне из Смоленской, Пензенской, Симбирской и Костромской губерний. Поселок Пичугинский той же волости в 1880–1891 гг. – выходцы из Вятской, Пензенской, Минской, Симбирской, Смоленской, Тульской, Пермской, Самарской и Костромской губерний[4].

До сих пор Дуванский район Башкортостана считается «русским» из-за значительной доли русского населения – 63,9%. Большая часть русского населения проживает в сельской местности, во множестве компактно расположенных русских селений. Их расположение поблизости друг от друга позволяло быстрее и легче, чем другим, адаптироваться к местной природно-географической и социально-экономической среде, переживать социальные катаклизмы и, как показало исследование, сохранять этнокультурные традиции, в том числе в области традиционной кухни. В отличие от центральных, западных и южных районов Башкортостана, существенно испытавших процессы урбанизации, интернационализации и унификации культур, в северо-восточных районах до сих пор сохраняются многие этнические традиции и традиционный фольклор.

Еще одной особенностью района является наличие природных ресурсов для формирования разнообразного питания его жителей, обусловленного развитием земледелия (достаточно плодородные земли для землепашества и садоводства), скотоводства (пастбища), охоты (леса, богатые зверями и дикой птицей), пчеловодства, собирательства, рыболовства (реки и озера с многочисленными видами рыбы и раками). В здешних местах для приготовления пищи выращивали рожь, пшеницу, овёс (использовали в виде муки, цельного и дробленого зерна). Из масленичных культур – лён и коноплю. В огородах выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу, репу, редьку, брюкву (калегу), лук, чеснок, огурцы и тыквы (дыни), бобы, горох (синий и белый). Значительную роль в питании играли дикорастущие ягоды, грибы, а также рыба.

Наиболее раннее описание традиционной пищи русских Златоустовского уезда Уфимской губернии и упоминание каравашек дал В. С. Касимовский в 1868 г., побывав в с. Дуван [5]. Он отметил; каравашки были повседневной едой, караваши с маслом подавались на свадьбу в числе приблизительно 20 блюд[6].

В 20092011 гг. в ходе сбора этнографического материала Ф.Г. Галиевой зафиксировано, что каравашки готовились во всех русских селениях Дуванского района Башкортостана по случаю нескольких обрядов. Во время зимнего обряда «славить Христа» группой славильщиков парни, девушки и дети, либо только дети ходили по домам, славили Рождество Христово и хозяев. Славильщиков угощали «каравашками», а также пирожками, орехами, пряниками, конфетами, семечками, иногда давали мелкие деньги. В одних селениях заходили к зажиточным людям[7], в других – обходили всех[8]. На Рождество помимо блюд из мяса готовили «каравашки», ватрушки, рыбные пироги, а также грибные и иные, студень с хреном, из напитков – медовуху, пиво, квас, кисель. Накануне праздников сушили семечки[9]. Каравашки пекли и готовясь встретить горбунцов – ряженых с импровизированными горбами, масками на лицах, накинутых шкурах животных, которые большими толпами «летали» (быстро передвигались) по домам и улицам, наводя страх на маленьких детей. К походам ряженых пожилые относились не очень одобрительно: маски, костюмы, пляски противоречат религиозным канонам. Тем не менее, ряженых принимали, хозяева их угощали каравашками, блинами, брагой, медовухой, самогоном. «Хождение горбушек» с угощением каравашками в настоящее время разыгрывается в с. Метели Дуванского района[10].  Каравашки готовились также на поминальный стол[11].

В 2011 г. Е. Е. Нечвалода в с. Ярославка Дуванского района Башкортостана зафиксировала каравашки как праздничное блюдо (в отличие от хлеба – повседневного продукта). Они делаются из сдобной «отборной» квашни – на молоке, с растительным маслом, яйцами и сахаром. Внутрь каравашек добавляют изюм, лесные ягоды, густое варение. Щепотку изюма кладут прямо в тесто. Под каравашки есть специальные чашечки»[12]. Каравашки в с. Метели как праздничное блюдо зафиксировала также О. В. Новикова. По ее описанию выпечка делается из кислого сдобного теста[13].

По информации заведующей Дуванским сельским многофункциональным клубом Елены Владимировны Русиной, каравашик имеет сходство с дружной семейкой, отличается тем, что каравашик выкладывается в форму в два ряда, а дружная семейка в один рад. В каравашик начинка обязательно идёт ягодная, в семейку – конфеты карамель. После выпекания каравашик переворачивается и покрывается сахаром. Рецепт приготовления каравашек Е.В. Русиной передала ее бабушка, уроженка с. Дуван  Волкова Мария Филипповна (19282002).  Рецепт следующий.

Тесто дрожжевое сдобное: вода 0,5 литра, молоко 0,5 литра, мука 1,5 кг, яйцо 2 шт., масло сливочное 100 г, сахар 150 г, соль 1 ст. ложка, дрожжи 11 г.

Начинка: варенье с добавлением муки (чтобы не вытекало) или ягоды сушёные с сахаром 200 г. Растительное масло для выпекания.

Приготовление. Раскатать тесто в жгут примерно диаметром 6-7 см. Нарезать по 3 см. Внутрь добавить начинку и выкладывать в форму в два ряда, затем дать настояться примерно 10-15 мин. и выпекать. После выпекания каравашик перевернуть на тарелку и сразу сверху посыпать сахаром. Получается очень вкусно и красиво.

Посудой для приготовления каравашек раньше была глиняная или металлическая, это была миска или глубокая чугунная сковорода. Вместо дрожжей делалась опара на дрожжах или использовали хмель. Главное в рецепте, чтобы тесто было сдобное и со сливочным маслом.

Каравашки относятся к традиционной кухне русских Пермского края, которая сохранилась в русских селениях Дуванского района Башкортостана.


[1] Галиева Ф. Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. С. 1314.

[2] Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991. С. 6; Этнографический очерк села Дувана Уфимской губернии Златоустовского уезда. Составлен Действительным Членом Уфимского Статистического Комитета В. Касимовским // Уфимские губернские ведомости. 1868, 1877; Касимовский В. С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108.

[3] Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа, 2009. С. 501.

[4] Страницы истории Дуванского района / редкол. В. В. Латыпова, Л. А. Морозова, А. И. Осипов, М. И. Роднов (отв. ред.), Н. И. Черепанова. Месягутово, 2001. С. 19, 36.

[5] Касимовский В. С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1.

[6] Касимовский В. С. Исторические очерки… С. 9, 18.

[7] ПМА. 2009 г., с. Метели Дуванского района РБ.

[8] ПМА 2011 г. Информатор Н. С. Сафонова (1935 г.р.), с. Вознесенка Дуванского района РБ.

[9] ПМА 2011 г. Информатор М. П. Горкунов (1939 г.р.), с. Вознесенка Дуванского района РБ.

[10] ПМА 2009 г. Информатор Е. Н. Балдина (1913 г.р.), уроженка с. Метели Дуванского района РБ.

[11] Информатор тот же.

[12] Нечвалода Е. Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. С. 274.

[13] Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 149. 

Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента продуктов в торговых сетях.
Источники сведений

Галиева Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с.

Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. 164 с.

Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991;

Касимовский В.С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический очерк села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского // Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50.

Касимовский В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108.

Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад, 2016. 299 с.

Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине – середине XX в. // Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор предисл. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158.

Русские Башкортостана. История и культура. Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.; отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т. Уфа, 2003. 384 с.

Русские Южного Урала. Традиционная культура XIXXX в. / отв. ред. И.И. Шангина. СПб.: ИПЦ СПГУГД, 2018. 350 с.

Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, исследователь русских Башкортостана. 
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Предметы, связанные с объектом

Кухонная утварь.

Историческое бытование

Русские селения Златоустовского уезда Уфимской губернии.

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Естественная, через передачу из поколения в поколение.


Форма бытования
Бытовая.


Этнологический аспект
Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России – Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских селений в северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в этих селениях вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров способствовали сохранению местных традиций.


Исторический аспект
Первые русские переселенцы –  стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVIIXVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности.


Социологический аспект
В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских.


Лингвистический аспект
Разнообразие говоров и языковых диалектов русских – выходцев из северных, южных и центральных губерний России.