Техника лоскутного шитья у мастериц Абзелиловского района. Треугольные “ҡорама”

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-011
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Техника лоскутного шитья у мастериц Абзелиловского района. Треугольные “ҡорама”. Баязитова Хафиза Закиевна (д. Ташбулатово), Махиянова Тагзима Сулеймановна (д. Туйышево), Мухаметьярова Тагзима Гималовна (д. Муракаево). Абзелиловский р-н, 2023.


Размер файла: 187.5 MБ

Описание

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции. Одним из таких видов искусства является лоскутное шитье, которое традиционно для всех народов мира, а у башкир (баш. “ҡорама”) имеет глубокие корни в народном быту. “Ҡорама” (от слова “ҡороу”) – “строить”, “создавать”, “сооружать”. Об этом немало исторических упоминаний. Традиционные изделия “ҡорама” с характерными композициями бытуют и по сей день в башкирских жилищах. Это – женские нагрудники из лоскута, детские лоскутные одеяла, традиция облицовки войлочных сергетыш (накидок на лошадь) лоскутом, постилки и другие формы. У юго-восточных башкир традиционно использовалась “ҡорама” в виде треугольников.

Справочная информация

Описание

Художественное изделие как элемент культуры несет в себе традиции, обычаи, мировоззрение народа. Лоскутное шитье, или лоскутная техника – это вид рукоделия, в котором сшивается цельное изделие из лоскутков ткани по принципу мозаики. В результате создается совершенно новое полотно с новым цветовым решением, узором, иногда и фактурой.

Искусство шитья из ткани известно многим народам мира. Оригинальные текстильные конструкции, составленные из кусочков ткани, являлись основой для создания самобытных изделий у разных народов.

Удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские свивальники, белорусские кисеты, финские покрывала, азербайджанские чехлы для одеяла, таджикские дастарханы, хакасские пологи, якутские чепраки, нанайские ковры – это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося на огромных пространствах от Восточной Европы до Дальнего Востока, от Русского Севера до Средней Азии и Кавказа[1].

У каждого народа данный вид творчества имел собственное этническое название (например, у тюркоязычных народов – курок, курама, гурама). Используемые современными мастерами термины квилт (от англ. quilt – стегать, стеганое одеяло) и пэчворк (от англ. рatch – заплатка, work – занятие, работа) указывают на англо-саксонские и англо-американские традиции лоскутных практик, которые имеют свою особую историю.

Декоративно-прикладное искусство башкир как часть материальной культуры также своеобразно и богато. Его истоки теряются в глубине веков. От местных условий, традиций зависят те или иные ремесленные занятия башкир, выбор орнаментированных изделий, характер их декора и набор декоративных средств. В ряду принятых у башкир женских рукоделий, имеется мастерство, до сих пор не описанное в башкирской этнографии и именуемое как “лоскутное шитье” (баш. “ҡорама”).

Как пишет этнограф С. Н. Шитова, в башкирской практике составление орнаментов из лоскутков осуществлялось двумя способами: в технике мозаики и в технике аппликации. В мозаике нарезанные заготовки (квадраты, треугольники, прямоугольники) сшивались по предварительно продуманной схеме, предполагающей тот или иной узор. Готовое полотнище соединялось с войлочной, простеганной на вате или тонкой хлопчатобумажной подкладкой, скрывавшей бахромчатые края лоскутков. В технике аппликации допускались разные варианты декора; в отличие от цельной мозаики, активную роль здесь играл фон. В одних случаях лоскутками декорировалась основа предмета, в других – накладной фон в виде полос или больших прямоугольников ткани. Орнаментированные ленты или другие заготовки распределялись по поверхности изделия в определенной последовательности, на расстоянии друг от друга. В ХХ в. составление лоскутной мозаики и аппликация часто осуществлялись на швейных машинах; допускались и ручные способы шитья.

В традиционной культуре зарождение лоскутного шитья тесно связывают с текстильной традицией того или иного региона или этноса. Однако задолго до этого в культуре многих народов уже бытовали практики создания лоскутных вещей. Наличие в доме предметов, изготовленных из кусочков материи, а также определенные детали костюма с лоскутными элементами, как полагали, обеспечивало их владельцам магическую защиту.

В обрядовых практиках народов лоскут выступал в качестве ритуальной жертвы. Этнограф С. И. Руденко в книге “Башкиры” сообщает, что на вершине горы Масим-тау ему приходилось видеть жертвы, принесённые хозяину-духу горы лицами, на неё поднимавшимися; жертвами чаще всего были или медные моне­ты, оловянные или серебряные украшения женских нагрудников, или, наконец, лоскутки материй, навешанные на деревья или привязанные к палке, воткнутой в расщелину между камнями на самой вершине скалы[2].

Также он писал, что “при переезде в гости на кочевку одной из женщин, вышедшей замуж в другой род или аул, или при проводах новобрачной женщины и девушки устраивали игры и пляски на ближайшей к кочевке горной поляне. Перед уходом с горы все привязывали к деревцу (березке) лоскутки материи. По их словам, девушки вешали тряпочки как гаданье: если лоскуток провисит до следующего лета, то она в предстоящем году выйдет замуж; женщины вешали их в память о посещении горы”[3].

У многих народов ситалось, что лоскутки ткани, полученные в дар, обладали обережными свойствами. Например, у башкир перед переездом в дом жениха девушка прощалась с родственниками и преподносила им подарки. Невесте вручали ответные дары, в том числе и лоскутки материи (баш. “йыртыш”), которе прикалывали к ее рубахе и головному убору[4]. На второй день свадьбы лоскуты раздавали гостям, полагая, согласно традиции, что на свадьбе ни один человек не должен остаться без куска ткани. По мнению Ф. Г. Хисаметдиновой, дарообмен был направлен на проецирование счастливой, долгой жизни молодых, а также на умилостивление духов пердков, покровителей дома[5].

Изделия из лоскутков в первую очередь связаны с интерьером дома. В технике лоскутного шитья изготавливали постельные принадлежности, настенные и напольные коврики, подстилки, занавесы-пологи, покрывала на сундук, а также небольшие предметы быта: прихватки, разнообразные приспособления для хранения вещей.

У башкир традиционно лоскутным шитьем украшались комплекты стеганых тюфячков-постилок – одна длинная (баш. “буй юрған”, “түр юрған”) и две короткие (баш. “арҡыры түшәк”); их расстилали на нарах или на полу для рассаживания участников трапезы. В прошлом лоскутное шитье активно применялось и в свадебно-обрядовом фольклоре башкир. Например, узорами из лоскутков украшали попоны свадебных лошадей, сумки-конверты для подарочных наборов, свадебные кисеты, полог для спального места молодоженов, пристенные коврики, свадебные пояса. Пояс из лоскутков пришивали к женским нагрудникам из кораллов и серебра. Сама женская нагрудная повязка (баш. “түшелдерек”, “күкрәксә”) также выполнялась в стиле “ҡорама”. По утверждению С. Н. Шитовой, вышитые орнаменты в виде ленты из треугольников по краю покрывала (баш. “ҡушъяулыҡ”), на планках и воротниках свадебных мужских рубах напоминают “ҡорама”. Арка из треугольников окружала аппликационный узор на суконных голенищах праздничной женской обуви.

В состав детского приданого также входило большое количество лоскутных вещей. Считалось, что лоскутный узор – одно из сильнейших средств магической защиты ребенка, часто в сочетании с вышивкой, тканым узором, а также бусинами, раковинами каури, монетками и проч. Детские одеяла шили из красивых лоскуточков, примечая на счастье, на колыбель крепили разноцветные пучки ниток или треугольники, сшитые из ткани красного, розового, голубого цветов[6].

У башкир бытовала традиция изготовления повитухой или матерью новорожденному так называемой собачьей или щенячьей рубашки (баш. “эт күлдәге”). У сибирских татар и башкир такое название рубашка получила потому, что сначала ее надевали на собаку, полагая, что таким образом ребенку передавалось свойство животного противостоять злым духам и болезням[7].

Доктор филологических наук Хисаметдинова Ф. Г. в своей книге “Лечебная и охранительная магия башкир” (Уфа, 2009) описывает определенные магические действия башкир, связанные с лоскутным шитьем, если в семье часто умирали дети[8]. Ученый отмечает, что семья, в которой умирали новорожденные, проводила обряд “Эт күлдәге кейҙереү” (досл. “надевание щенячьей рубашки”). По этому обычаю, у старух деревни собирали лоскутки. Собирающие приходили к старухам и обращались к ним словами: “Дай свой возраст! Дай свои года!” Лоскутков должно быть 7 или 40. Из этих 7 или 40 лоскутков шили рубашку и надевали на младенца. Когда ребенку исполнялось сорок дней от роду, лоскутную рубашку с него снимали и надевали на собаку. По поверьям, ребенок после этого живет так же долго, как “отдавшие свои лета” бабушки и дедушки, растет выносливым и неприхотливым, как собака. В некоторых местах верили, что собака с рубашкой уносит болезни и недуги ребенка.

Южные башкиры шили для младенца три лоскутные рубашки, примечая долгую и здоровую жизнь ему. Первую рубашку шили из трех лоскутков, вторую – из семи, третью – из сорока. Когда ребенок вырастал из этих рубашек, по обычаю, их бросали в реку. По поверьям, после этого ребенок будет жить долго, как бабушки и дедушки, а его болезни и недуги унесет река.

Из треугольных форм повивальная бабушка шьет младенцу рубашку, которую называют “бетеү күлдәк” (обережная рубашка; от “бетеү” – оберег). Ее надевали на младенца каждый день после купания. Лоскутки для такой рубашки должны быть отрезанными обязательно с горловины платьев, рубашек стариков. Обережную рубашку не выбрасывают, а хранят, считая, что она имеет магические свойства охраны от злых сил.  

Бытовала практика шитья обережного одеяла из трех лоскутков (баш. “бетеүле юрған”), которое обладало защитой для дитя от дурного глаза, нечистой силы и духов болезней. 

Согласно традиции башкир Степного Заволжья после сорока дней от рождения ребенку шили распашонку из ношеной одежды родителей, что символизировало включение его в категорию “своих” и шапочку из семи разных лоскутков[9].

Вещи покойника не выбрасывали, из них шили изделия и дарили на память об ушедшем.

Раньше для декоративной организации пространства башкирские женщины в основном использовали ковроткачество и кошмоваляние. Во второй половине ХХ века века практически все население края использовало лоскутное шитье для украшения изделий быта.

Как отмечает Янбухтина А. Г.: “в юго-восточной и центральной части республики гладкими однотонными войлоками было принято покрывать к приходу гостей широкий деревянный помост в передней части дома вдоль окон, а поверх – узорным паласом. А на него вдоль стен, по периметру кладут полоски стеганных постилок с лоскутным узором. Эти маленькие кошмы – напоминания о прежних войлочных чепраках, сохранившие в народе даже старое название – сергетыш. Красочный чехол сергетыш состоял из лоскутного шитья. О бурзянском сергетыш есть упоминание у С. И. Руденко.

На юго-востоке РБ традиция изготовления небольших мягких подстилочных кошм сохраняется и в настоящее время. Сергетыш утратил прежнюю функцию чепрака и стал индивидуальным постилочным ковриком. Трансформировалась и его прежняя традиционная форма, приняв прямоугольное очертание. Соответственно претерпела изменение композиция коврика, подчиняясь и обживая новую прямоугольную или квадратную форму. Теперь его часто облицовывают тканью в технике лоскутного шитья из ярких однотонных тканей, создавая декоративную композицию, напоминающую черты убранства прежних чепраков. В смелом, лаконичном художественном решении современных войлочных ковриков проявляется жизнерадостное мироощущение, связанное с глубинными корнями национальной культуры. Таким образом, выработалась декоративная культура в работе с новыми тканями, которые, соединяясь с традиционным войлоком, обрели новое художественное решение.

В лоскутном шитье, как и в народном искусстве башкир, отсутствует изображение людей и животных ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов. Исходя из этого, орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.



[1] Колчина Е. В. Лоскутное шитье: история и традиции. – М.: Бослен, 2019. С. 7.

[2] Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа, 1955. С. 317.

[3] Там же. – С. 318.

[4] Там же. – С. 263-264.

[5] Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М, 2010. С. 20.

[6] Давлетшина З. М. Обряды башкир, связанные с рождением ребенка.

[7] Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М, 2010. С. 20.

[8] Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф. Г. Хисаметдиновой. – Уфа, 2009. – С. 60-63.

[9] Фаттахова Т. Д. Семейно-бытовы обряды и обычаи башкир Степного Заволжья (этнографическое исследование башкирских деревень Саратовской области) // Автореферат дисс. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Современные мастера художественного лоскута, изучая творчество и накопленный опыт прошлых лет, объединили принципы работы над текстилем в единые для всех правила, законы и требования к композиции.

Бытование традиций лоскутного шитья в изготовлении нарядных стеганых одеял и подстилок, подбитых мягкой шерстью весенней стрижки, стало характерной особенностью в изготовлении мягких предметов, начиная с 1960-70-х гг. Смело и радостно выстроенная из разноцветных ситцевых клинышков геометрия узоров декоративно вторит в убранстве дома внушительно крупным геометрическим узорам в паласах. У башкирских мастериц в работу идут не случайно оставшиеся лоскутки, а специально подобранные куски ткани и разрезанные на треугольные клинышки, и именно с целью декорирования конкретной вещи.

Техника “ҡорама” у мастериц Абзелиловского района схожа с общепринятыми приемами лоскутного шитья. Однако традиционно в лоскутном шитье данной местности используются треугольные фигуры.

Во многих орнаментальных композициях именно треугольники становятся главным элементом. Если они расположены один над другим, то создается елочный орнамент; если соединены основаниями в шахматном порядке – будет зигзаг; обращенные друг к другу вершинами треугольники напоминают бабочек. Также из разноцветных треугольников создаются квадраты и ромбы. “Ҡорама” из треугольников является излюбленным способом шитья мастерицы Тагзимы Мухаметьяровой из д. Муракаево.

Как известно, “ҡорама” несет в себе как эстетическую, так и практическую функцию. Благодаря такой технике шитья оставшиеся лоскутки от тканей, а также поношенная одежда не выбрасываются и получают вторую жизнь. Более того, создание “ҡорама” сейчас является новомодной тенденцией, хотя всем нам известно, что это всего лишь хорошо забытое старое.

В прошлом изделия из “ҡорама” были обязательной частью приданого невесты: стеганые войлочные тюфячки-постилки (баш. “түр (буй) юрған”, “арҡыры түшәк”), одеяла, подушки и др. Если орнамент повседневнего одеяла в основном состоял из обычных квадратов, то для одеяла приданого невесты выбирались ромбики, дабы защитить молодую семью от сглаза.

 

Техника лоскутного шитья состоит следующим образом.

Первым делом нужно подготовить одинаковые по величине заготовки (квадраты, треугольники или пр. фигуры). В традиционной мозаике чаще всего используется ткань, нарезанная в форме целых или разделенных по диагонали квадратов. Из квадратных и треугольных заготовок строится орнамент в системе шахматной или ромбической сетки.

Вариантов составления узоров “ҡорама” множество: они располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно.

Для “ҡорама” традиционно используются натуральные однотонные ткани: бязь, ситец, сатин. Современные мастерицы отдают предпочтение и другим тканям, в частности тем, которые не сыпятся (трикотаж, флис).

В конце XIX – начале ХХ в. для занавесей, постилок и других предметов использовались и рисунчатые ткани. Данная тенденция имеет продолжение и по сей день.

Одним из ключевых факторов при построении орнаментальной композиции становится цвет. При этом цветовую гамму подбирает сам исполнитель. В башкирских “ҡорама” традиционно присутствуют красный, зеленый, синий, желтый, коричневый цвета.

Несмотря на однотипность геометрических заготовок, мастерицам удается создать множество орнаментальных композиций. Однако многоцветное поле практически всегда имеет одноцветную кайму. Для рамочной обводки выбирались спокойные по тону ткани: черный, темно-синий, темно-красный, коричневый, серый, зеленый.

Искусные мастерицы могут создавать красивую композицию, используя лишь 3-4 цвета. Жительница д. Туйышево Тагзима Махиянова при создании изделий из лоскутков старается придерживаться этой сдержанной традиции. Одна из ее подстилок на нары украшена тремя рядами сине-зеленых треугольников по принципу елочного орнамента. Между рядами перпендикулярно расположены треугольники молочного цвета. Для обшивки мастерица использовала коричневый цвет. К слову, образцы для “ҡорама” она вырезает по шаблонам. Поэтому ее изделия особенно красивы и эстетичны.

Далее следует разложить все заготовки, посмотреть на предварительный вариант изделия. После начинается интересный процесс: каждая деталь соединяется к другой ручным швом или машинной строчкой. В лоскутном полотне все швы стачивания находятся на его изнаночной стороне. При желании внутренние швы можно обработать оверлоком или строчкой “зигзаг”. Когда основной рисунок собран, пришивается однотонная рамочная кайма.

Для обратной стороны чехла лоскутного одеяла также выбирается натуральная, не скользящая ткань. Готовый чехол нужно прострочить с 3-х сторон, оставив лишь одну сторону. В прошлом для подклада использовали войлок, шерсть, лебяжий пух. Сейчас в ход идут ватин, синтепон.

Далее изделие нужно разложить изнаночной стороной, сверху положить синтепон (шерсть) и аккуратно вывернуть, прошить оставшийся край. Внешние и внутренние уголки одеяла должны быть симметричны друг другу, соединить их вручную.

На последнем этапе лоскутное одеяло соединяется с внутренней частью. Следует подобрать нить по цвету нижней ткани корамы. Изделие прошивается по краям рамочной каймы, желательно вручную, в зависимости от толщины одеяла. Далее нужно проделать подобное и по центру одеяла. Этот процесс называется “күбеү”, “күпсеп сығыу”. Лоскутное одеяло готово.

Традиционно лоскутным орнаментом украшается лицевая сторона изделия. Однако в Абзелиловском районе сохранились образцы одеял, где использовались до 15-20 тканей и обшиты они лоскутками с обеих сторон. Мастерица д. Ташбулатово Хафиза Баязитова продемонстрировала такое одеяло. При этом одна ее сторона была сшита из лоскутков в хаотичном порядке матерью мастерицы. Другую сторону сшила она сама, соединив разноцветные квадраты одинаковой величины в шахматном порядке. 

Также есть тенденция построения сложных орнаментов путем соединения разномасштабных деталей. При этом цветовое содержание образца лоскутного шитья может быть различным. Благодаря комбинации фигур разной величины создаются изделия с особой декоративностью.

Следует подчеркнуть, что техника лоскутного шитья не стоит на месте. В современном творчестве мастериц все ярче проступает новаторство. Например, из разделенных по вертикали треугольников получают несвойственные старинной мозаике остроугольные фигуры (параллелепипеды, трапеции), меняющие орнаментальный строй. Синтетические ткани также вносят новые оттенки в колорит изделий. Меняется и круг изделий в стиле лоскутного шитья. Сейчас модно шить покрывала для диванов, кресел, кроватей, сохраняя лучшие традиции “ҡорама”. Такие приемы новаторства прослеживаются практически у всех современных мастериц не только Абзелиловского района, но и республики.

Несмотря на утрату ковроткаческих навыков, есть попытки воссоздать в лоскутной технике узоры тканных паласов. Мастерица Тагзима Махиянова сделала такой прикроватный коврик, использовав при этом 3 цвета. Его поле заполнили 3 одинаковых по расцветке ромба. Вокруг бирюзового центра, формируя очертания ромбических фигур, расположены оранжевые и бирюзовые “кирпичики”. В качестве одноцветной каймы мастерица использовала черный цвет.

Своеобразным является лоскутный орнамент в виде узоров-завитков “кускара”. В качестве фона здесь, как правило, используется темный цвет ткани (черный, темно-синий, темно-зеленый), а сам узор формируется благодаря полоскам тканей из контрастных цветов.

Кроме этого нами были найдены образцы лоскутного шитья, сочетающиеся со старинной вышивкой в технике двойного тамбура (“ҡуш элмә”). Старинный свадебный сергетыш, хранящийся в домашнем музее Хафизы Баязитовой из д. Ташбулатово, является тому примером. Основу данного чепрака составляет войлок, сверху он покрыт чехлом “буҫтау”, сшитый из “ҡорама”. На нем уже были нанесены узоры в технике тамбурной вышивки. Вышивка по центру сергетыша нанесена в виде узоров-завитков, а рамочная дорожка вышита в виде ромбических фигур, цветков и листиков.

В таком же стиле оформлен свадебный кисет (“янсыҡ”), который был сшит из “ҡорама”, а по центру украшен тамбурной вышивкой.

Безмерно расширило творческие возможности исполнителей совмещение мозаики с аппликацией. Одним из вариантов такого рода рукоделия являлась нашивка лоскутков на лоскутки: в прямоугольный ромб вписывался квадрат, в него – ромб, прямоугольник или меньший квадрат. Лоскутки подбирались по контрасту. В рисунке постилки на стульчик, выполненной мастерицей Тагзимой Махияновой, просматриваются красный, темно-зеленый, коричневый цвета. Все они (ромб – квадрат – ромб – квадрат – ромб) соединены интересным образом. Например, в красный квадрат поместился темно-зеленый ромб, на него нашит красный квадрат и так далее. Все эти сочетания определяют колорит мозаичного панно. 

Источники сведений
  1. Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа: Китап, 1996. 64 с.
  2. Банакина Л. В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. 236 с.
  3. Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. / АН СССР. Урал. отд-ние. Башк. науч. центр. Ин-т истории, яз. и лит. - М.: Наука, 1991. 189 с.
  4. Давлетшина З. М. Декоративные изделия в обрядах жизненного цикла башкир. Уфа, 2012. 208 с.
  5. Давлетшина З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). Уфа, 2011. 132 с.
  6. Давлетшина З. М. Обряды башкир, связанные с рождением ребенка.
  7. Колчина Е. В. Лоскутное шитье: история и традиции. М., 2019. 240 с.
  8. Никонорова Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа: Гилем, 2022. 237 с.
  9. Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф. Г. Хисаметдиновой. – Уфа, 2009. – 380 с.
  10. Нечвалода Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа: Китап, 2018. 212 с.
  11. Писарчик А. К., Хамиджанова М. А. Узорные изделия из кусочков материи 1сурома или I сурок / / Таджики Каратегина и Дарваза. Т. 2. Душанбе, 1970. С. 203-224.
  12. Султангареева Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор / УНЦ РАН. Уфа, 1994. 191 с.
  13. Фаттахова Т. Д. Семейно-бытовы обряды и обычаи башкир Степного Заволжья (этнографическое исследование башкирских деревень Саратовской области) // Автореферат дисс.
  14. Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М, 2010.
  15. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. 1-е изд. Уфа: Китап,, 1995. 240 с.
  16. Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. 200 с.
  17. Шакирова М. Г. Изучение культурных традиций башкирского лоскутного шитья на занятиях по художественному текстилю // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 253-258.
  18. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. М., 1998. - № 5. – С.71-76. Чвырь Л. А. Опыт анализа одного современного обряда в свете древневосточных представлений // Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток в древности. М., 1983. С. 130-131.
  19. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана XX века. Уфа: Китап, 2006. 270 с.
Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Шитова Светлана Николаевна (род. 1936).

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес: этнографкандидат исторических наук (1968). Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

В 1958 году окончила исторический факультет Московского государственного университета.

С 1958 года работает в Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР (ИИЯЛ).

В 1968 году в Московском государственном университете защитила кандидатскую диссертацию по истории башкирского народного костюма. С 1969 года является старшим научным сотрудником ИИЯЛ.

В 2006 году в Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа», посвящённая 70-летнему юбилею Шитовой С. Н.

 

ФИО: Мухаметьярова Тагзима Гималовна (1941 г. р.).

Тип ответственности: Информант

Место работы/Адрес: Абзелиловский район, д. Муракаево, пенсионерка.  

 

ФИО: Махиянова Тагзима Сулеймановна (1949 г. р.).

Тип ответственности: Информант

Место работы/Адрес: Абзелиловский район, д. Туйышево, пенсионерка.  

 

ФИО: Баязитова Хафиза Закиевна (1956 г. р.).

Тип ответственности: Информант

Место работы/Адрес: Абзелиловский район, д. Ташбулатово, пенсионерка.  

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Предметы, связанные с объектом

Швейная машинка, ножницы, нитки, булавки и иглы, линейка, шаблоны (при наличии). 

Современное бытование
Лоскутное шитье сохранилось практически во всех районах республики, а также в регионах России с компактным проживанием башкир. На сегодняшний день данным видом декоративно-прикладного искусства занимаются в основном мастерицы преклонного возраста. У юго-восточных башкир традиционно используется “ҡорама” в виде треугольников. 
Историческое бытование

В настоящее время декоративно-прикладное искусство башкир всесторонне освещено в трудах С. И. Руденко, Р. Г. Кузеева, Н. В. Бикбулатова, С. Н. Шитовой, С. А. Авижанской и др. Однако специального описания, а тем более исследования орнамента башкир в источниках XVIII – XIХ вв. не существует. Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов башкирского орнамента того времени. И все же в трудах исследователей данного периода содержатся многие, представляющие интерес для раскрытия темы, факты.   

Исторический аспект развития лоскутного шитья у башкир освещался в трудах А. Г. Янбухтиной, С. Н. Шитовой, приемы работы с лоскутом представлены в работах Л. В. Банакиной, К. Митителло, О. И. Нагель, И. Ю. Мухановой и др.

Впервые на своеобразный народный обычай изготовления некоторых видов одежды и бытовых вещей из разноцветных кусочков материи обратили внимание исследователи А. К. Писарчик и М. А. Хамиджанова, опубликовав в 1970 г. статью “Узорные изделия из кусочков материи (курома или курок)”. В основе ее лежал полевой материал, собранный М. А. Хамиджановой в конце 50-х годов среди таджиков. Обобщив факты, авторы подчеркнули распространение шитья из лоскутков на всей территории Средней Азии и предположили, что “ближайшими передатчиками таджикам обычая шить лоскутные изделия были тюркоязычные народы”.

Как отмечает этнограф С. Н. Шитова, эта тема не получила развития в работах этнографоф-традиционников, хотя упоминания об изделиях “курама” в этнографических описаниях встречаются.

По ее мнению, у башкир, как и у других тюркских народов, подобное узоротворчество было глубоко традиционно; прослеживаются его связи не только с декоративными традициями, но и с обрядовой культурой народа.

Например, издавна у башкир, а также у западносибирских, казанских татар и других родственных народов был обычай дарить во время свадебных, родильных и похоронных обрядов разорванную на куски или полоски ткань (баш. “бүләк”, “йыртыш”), которую можно было использовать в дальнейшем для украшения одежды и мягких вещей в интерьере жилища.

В более отдаленном прошлом дарили холст, украшенный ленточками, вышивкой (баш. “һарауыс”). В тот же знаковый ряд включались нагрудные повязки (“түшелдерек”) с нашитыми полосками, входившие в состав свадебных, родильных подарков, похоронных и поминальных (возможно, откупных) даров.

Об этом есть упоминание у С. И. Руденко, который описывая семейный быт башкир, писал следующее: “Молодая обходила всех родственниц и каждой из них дарила полотенце, скатерть, лоскутки материи, нитки и прочее... Родственницы отдаривали молодую, кто чем мог: скотом, деньгами (рубли и полтинники шли на нагрудные украшения), лоскутками материй. Лоскутки эти (баш. “йыртыш”) прикалывались к головному убору молодой и к рубахе, ими она была увешана с ног до головы”.

Кроме того, у С. И. Руденко есть описание родильных обычаев башкир, где гооврится о лоскутках материи, принесенных новорожденному:

 “Пока роженица лежала в постели, родственницы и соседки приходили к ней с поздравлениями и каждая из них приносила с собой что-нибудь съедобное для нее: масло, хлеб, чай, сахар и проч. Кроме того, если родился мальчик, они дарили ей кисеты (баш. “янсыҡ”) или лоскуты материи, если же девочка, то матерчатые нагрудные повязки (“түшелдерек”).

У тюркских народов Средней Азии из лоскутков шили прежде всего детскую одежду и одеяльца. Этот обычай прослеживается и у башкир. По сведениям Ф. Ф. Фатыховой, после рождения ребенка на юго-востоке Башкортостана было принято собирать в домах родных и соседей лоскутки и шить младенцу рубашечку, которая должна была не только его оберегать, но и принести в последующей жизни счастье.

Из вышесказанного можно заключить о глубокой традиционности этого явления и видеть в обычах раздачи кусочков материи и изготовления “ҡорама” остатки отпределенных религиозных воззрений. На это обращали внимание Л. А. Чвырь и другие исследователи народов Средней Азии. 

Формы сохранения и использования объекта

Ежегодно проводится Открытый республиканский фестиваль-конкурс лоскутного шитья «Ҡорама туй». Организаторы: Министерство культуры РБ, Республиканский центр народного творчества. Фестиваль-конкурс проводится уже 13 лет подряд. По итогам конкурса лучшие мастера лоскута из разных городов и районов республики выставляются в Уфе. 

В профессиональном декоративном искусстве Башкортостана первым можно назвать имя художника Веры Шибаевой, члена Союза художников РБ и РФ. В галерее «Урал» РЦНТ с 2000 года был организован кружок любителей лоскутного шитья «Надежда» под руководством Маргариты Жмур. Первые фестивали были, в основном, рассчитаны на городских любителей рукоделия. Они назывались «Лоскутная мозаика» и «Лоскутный бриз». В 2003 году руководителем коллектива стала Ольга Суткевич, что способствовало творческому росту коллектива, движению от уровня «рукоделие» к творческим, художественным решениям в лоскутном шитье.
Студия «Кускар» под руководством Стеллы Марковой. Этот клуб вырастил тоже многих хороших мастеров.
Последние годы уровень развития лоскутного шить
я в республике позволил выставлять произведения в лоскутной технике и в ведущих выставочных залах Башкортостана: в «Уфимской галерее», в «Ижаде», БГХМ им М. В. Нестерова, на ВДНХ ЭКСПО, мастера лоскута участвуют во Всероссийских и зарубежных выставках.

Источники информации

  1. Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа: Китап, 1996. 64 с.
  2. Банакина Л. В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. 236 с.
  3. Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. / АН СССР. Урал. отд-ние. Башк. науч. центр. Ин-т истории, яз. и лит. - М.: Наука, 1991. 189 с.
  4. Давлетшина З. М. Декоративные изделия в обрядах жизненного цикла башкир. Уфа, 2012. 208 с.
  5. Давлетшина З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). Уфа, 2011. 132 с.
  6. Давлетшина З. М. Обряды башкир, связанные с рождением ребенка.
  7. Колчина Е. В. Лоскутное шитье: история и традиции. М., 2019. 240 с.
  8. Никонорова Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа: Гилем, 2022. 237 с.
  9. Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф. Г. Хисаметдиновой. – Уфа, 2009. – 380 с.
  10. Нечвалода Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа: Китап, 2018. 212 с.
  11. Писарчик А. К., Хамиджанова М. А. Узорные изделия из кусочков материи 1сурома или I сурок / / Таджики Каратегина и Дарваза. Т. 2. Душанбе, 1970. С. 203-224.
  12. Султангареева Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор / УНЦ РАН. Уфа, 1994. 191 с.
  13. Фаттахова Т. Д. Семейно-бытовы обряды и обычаи башкир Степного Заволжья (этнографическое исследование башкирских деревень Саратовской области) // Автореферат дисс.
  14. Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М, 2010.
  15. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. 1-е изд. Уфа: Китап,, 1995. 240 с.
  16. Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. 200 с.
  17. Шакирова М. Г. Изучение культурных традиций башкирского лоскутного шитья на занятиях по художественному текстилю // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 253-258.
  18. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. М., 1998. - № 5. – С.71-76. Чвырь Л. А. Опыт анализа одного современного обряда в свете древневосточных представлений // Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток в древности. М., 1983. С. 130-131.
  19. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана XX века. Уфа: Китап, 2006. 270 с.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Лоскутное шитье сохранилось практически во всех районах республики, а также в регионах России с компактным проживанием башкир. На сегодняшний день данным видом декоративно-прикладного искусства занимаются в основном мастерицы преклонного возраста. У юго-восточных башкир традиционно используется “ҡорама” в виде треугольников. 



Исключительность/ценность

Изделия из локутного шитья всегда были незаменимым декора жилища: они завершали и тем самым выразительно подчеркивали тектонику архитектуры места проживания. В прошлом лоскутным шитьем украшались изделия для приданого невесты, а также вещи, применяемые в свадебных обрядах.

Использование свойства цветных лоскутков ткани с обрядовыми целями восходило в далеком прошлом к обычаям тюрков-кипчаков (протобашкир), связанных, как пишут историки и этнографы, с шаманством (И. Кучумов). Считалось, что в процессе камлания лоскуты, своей пестротой, ярким движением на ветру разгоняют злых духов и зазывают добрых. И поныне в далеких деревнях на востоке республики, где о шаманизме уже не помнят, сохранился обычай шить из цветных лоскутков в качестве подарков женские нагрудники, кисеты для мужчин, шапочки для новорожденных, дополняя их незатейливой вышивкой, разноцветными кисточками, бахромой, а чепчик – блестящей пуговицей, бусинкой. По утверждению А. Г. Янбухтиной, в Абзелиловском районе женщины дарят друг другу маленький башкирский подарок-сувенир “бетеу” (баш. “бетеү”), сшитый из яркого, нарядного лоскуточка ткани, оформленный разноцветными кисточками, бусинками или монетами. Таким образом, декорирование войлочных подстилок лоскутными узорами, бытующие у юго-восточных башкир в современных условиях – живой отголосок древней традиции кочевой культуры. Данный факт уже подчеркивает уникальность данной техники шитья. Преобразуясь в новой жизни, лоскутное шитье приобретает в народе новые формы. 



Способы передачи традиции

Передача в семейных традициях. Бытовая, наследственная. У каждой материцы по лоскутному шитью есть свои секреты.

О мастерах лоскутного шитья, о технике “ҡорама” периодически освещается в СМИ (ТВ, радио, газеты и журналы).



Форма бытования

Аутентичное бытование, ориентированное на авторское развитие.



Этнологический аспект

Изделия, выполненные в стиле лоскутного шитья у башкир назывались “ҡорама” (от слова “ҡороу” – “строить”, “создавать”). По мнению С. Н. Шитовой, термины “ҡорама”, “ҡурама” стали обозначением не только лоскута, но зачастую и способа орнаментации и даже изделия. Иногда в юго-восточных и некоторых зауральских говорах одеяло или постилка из лоскутков назывались “ҡорамыш”. У башкир в степных юго-западных районах (Оренбургская, Самарская и Саратовская области) был более употребителен термин “ҡораҡ”.




Исторический аспект

В настоящее время декоративно-прикладное искусство башкир всесторонне освещено в трудах С. И. Руденко, Р. Г. Кузеева, Н. В. Бикбулатова, С. Н. Шитовой, С. А. Авижанской и др. Однако специального описания, а тем более исследования орнамента башкир в источниках XVIIIXIХ вв. не существует. Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов башкирского орнамента того времени. И все же в трудах исследователей данного периода содержатся многие, представляющие интерес для раскрытия темы, факты.   

Исторический аспект развития лоскутного шитья у башкир освещался в трудах А. Г. Янбухтиной, С. Н. Шитовой, приемы работы с лоскутом представлены в работах Л. В. Банакиной, К. Митителло, О. И. Нагель, И. Ю. Мухановой и др.

Впервые на своеобразный народный обычай изготовления некоторых видов одежды и бытовых вещей из разноцветных кусочков материи обратили внимание исследователи А. К. Писарчик и М. А. Хамиджанова, опубликовав в 1970 г. статью “Узорные изделия из кусочков материи (курома или курок)”. В основе ее лежал полевой материал, собранный М. А. Хамиджановой в конце 50-х годов среди таджиков. Обобщив факты, авторы подчеркнули распространение шитья из лоскутков на всей территории Средней Азии и предположили, что “ближайшими передатчиками таджикам обычая шить лоскутные изделия были тюркоязычные народы”.

Как отмечает этнограф С. Н. Шитова, эта тема не получила развития в работах этнографов-традиционников, хотя упоминания об изделиях “курама” в этнографических описаниях встречаются.

По ее мнению, у башкир, как и у других тюркских народов, подобное узоротворчество было глубоко традиционно; прослеживаются его связи не только с декоративными традициями, но и с обрядовой культурой народа.

Например, издавна у башкир, а также у западносибирских, казанских татар и других родственных народов был обычай дарить во время свадебных, родильных и похоронных обрядов разорванную на куски или полоски ткань (баш. “бүләк”, “йыртыш”), которую можно было использовать в дальнейшем для украшения одежды и мягких вещей в интерьере жилища.

В более отдаленном прошлом дарили холст, украшенный ленточками, вышивкой (баш. “һарауыс”). В тот же знаковый ряд включались нагрудные повязки (“түшелдерек”) с нашитыми полосками, входившие в состав свадебных, родильных подарков, похоронных и поминальных (возможно, откупных) даров.

Об этом есть упоминание у С. И. Руденко, который описывая семейный быт башкир, писал следующее: “Молодая обходила всех родственниц и каждой из них дарила полотенце, скатерть, лоскутки материи, нитки и прочее... Родственницы отдаривали молодую, кто чем мог: скотом, деньгами (рубли и полтинники шли на нагрудные украшения), лоскутками материй. Лоскутки эти (баш. “йыртыш”) прикалывались к головному убору молодой и к рубахе, ими она была увешана с ног до головы”.

Кроме того, у С. И. Руденко есть описание родильных обычаев башкир, где говорится о лоскутках материи, принесенных новорожденному:

 “Пока роженица лежала в постели, родственницы и соседки приходили к ней с поздравлениями и каждая из них приносила с собой что-нибудь съедобное для нее: масло, хлеб, чай, сахар и проч. Кроме того, если родился мальчик, они дарили ей кисеты (баш. “янсыҡ”) или лоскуты материи, если же девочка, то матерчатые нагрудные повязки (“түшелдерек”).

У тюркских народов Средней Азии из лоскутков шили прежде всего детскую одежду и одеяльца. Этот обычай прослеживается и у башкир. По сведениям Ф. Ф. Фатыховой, после рождения ребенка на юго-востоке Башкортостана было принято собирать в домах родных и соседей лоскутки и шить младенцу рубашечку, которая должна была не только его оберегать, но и принести в последующей жизни счастье.

Из вышесказанного можно заключить о глубокой традиционности этого явления и видеть в обычах раздачи кусочков материи и изготовления “ҡорама” остатки отпределенных религиозных воззрений. На это обращали внимание Л. А. Чвырь и другие исследователи народов Средней Азии.