Обряд «Проводы в армию» в с. Кананикольское Зилаирского района Башкортостана Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-019
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
Обряд «Проводы в армию» в с. Кананикольское Зилаирского района БашкортостанаРазмер файла: 19.2 MБ Обряд «Проводы в армию» в с. Кананикольское Зилаирского района БашкортостанаРазмер файла: 94.1 MБ ОписаниеТрадиции и приметы про проводы в армию появились еще со времен правления Петра первого. В те времена Указ о рекрутском наборе стал для парней настоящим испытанием, ведь служба составляла целых двадцать лет. Для того, чтобы парень смог вернуться в родной дом проводы в армию (традиции и приметы соблюдались в каждой семье) не проходили без создания специальных оберегов и амулетов. Традиции проводов в армию у русских тесно связаны с различными суевериями. В те времена старались соблюдать следующие действия: выходя из дома на призыв в армию солдат должен был делать это спиной вперед. Люди верили, что такое действие обязательно поможет служивому вернуться домой здоровым. Матери вслед юноше бросали крупу гречки, риса или пшена, веря в то, что их чадо во время несения службы не будет ни в чем чувствовать нужды. Во многих семьях матери варили кашу, а затем очень обильно поливали ее медом, да так, чтобы у солдата мед стекал по губам. Таким образом к солдату привлекали награды за его подвиги, а также различные радостные события. Также боец откусывал от буханки хлеба кусочек во время застолья, громко проговаривая, что доест ее, когда вернется. Дальше хлеб заворачивался в полотенце и хранился до тех пор, пока служивый не вернется домой.Справочная информацияОписание
Село Кананикольское Зилаирского района основан в 18 веке братьями Масаловыми, тульскими заводчиками. Они подписали договор об аренде земли под строительство Кана-Никольского завода. С этой целью они завезли в эту местность рабочих из разных точек России, в том числе из Калужской и Рязанской губерний. Осваивалась местность для различных нужд, появлялись дома, улицы. Со временем в Кананикольском сложилась уникальная этническая общность - Масали, отличающаяся от других общностей своим особым говором – масальским, также обычаями, традициями.Служба
в армии – главное событие в жизни парней. Согласно старым традициям, проводы в
армию проводились посиделками и гулянием родственников будущего солдата.
Мероприятие проходило по укоренившему сценарию, обычаю, который претерпел
небольшие изменения. У жителей села Кананикольское существуют свои обычаи при
проведении проводов в армию. Обряд проводы в армию имеет определённую ценность,
передаётся из поколения в поколение. В него входят определённые обычаи,
присущие данной местности и жителям села. Накануне призывного дня в доме
призывника собираются родственники, друзья, соседи, знакомые, которые несут в
дом угощения, выпивку. Большинство предпочитают провести их в достаточно узком
кругу из самых близких людей. Во время застолья приглашенные гости
расписываются на бутылке, оставляя свои пожелания. По его возвращении гости
отмечают дембель, собираются за праздничным столом, выпивая из ритуальной
бутылки с пожеланиями. Далее по местному обычаю гости, молодёжь после полуночи
идут на мост реки Кана, по дороге идут пляшут, поют песни. В знак благополучной
службы призывник разбивает бутылку о перила моста. На
следующий день, в день отъезда мама призывника начинает собирать ему рюкзак с
собой в дорогу, кладет туда еды, принадлежности личной гигиены. Затем отец с
матерью парня-призывника благословляют его иконой и хлебом. Мужчины выводят будущего
солдата из дома вначале лицом к дому, затем заходят обратно, солдат выпивает
рюмку и разбивает её о пол, переворачивает, опрокидывает стол. Перед выходом из
дома прибивают небольшую рейку на косяке двери, которую юноша должен оторвать,
он стучит кулаком по косяку. Суть данного обычая означает о переходе парня в
другой статус. Есть такой еще обычай, где юноша забивает в дерево монету в знак
благополучия, которая будет ждать его возвращения домой. После
выхода из дома мать солдата идет по его следам, и все гости идут, провожая
солдата до места «Маркин мост», напевая на каждом перекрестке частушки, а также
песню под названием «Уличная», которая является одним из брендов села и которую сочинили сами жители. Ох,
брат пропали, брат пропали, брат пропали мы с тобой. Ох,
посмотрели друг на друга, закачали головой. Ох,
подхожу к родному дому, дом не весело стоит, Ох,
сера уточка летела над вокзалом крякала. Меня
в армию забрали, вся деревня плакала. Ох,
открой, матушка, окошко, пусть продует ветерок. Ох,
пусть продует ветерок, да распоследний вечерок, Ох,
отвязался, отвязался конь буланый от столба, Ох,
отказалась, отказалась моя милка от меня. Я
в приемную с кудрями, из приемной без кудрей. Я
оставил свои кудри у приемной у дверей. Была
улица широка, был приютный уголок, А
теперь иду я мимо, только дует ветерок. Посадила
меня мама во передний уголок, Забредет
моя головушка в военный городок. Меня
сбрили, я не плакал, пусть поплачет мать моя. Пусть
поплачет, поревет, меня в солдаты соберет. Подхожу
к родному дому, дом невесело стоит. Давно
собрана котомочка на лавочке лежит. На
зарешный мост я встану на винтовку наклонюсь, Веселей
играй, гармошка, я с матаней расстаюсь. Не
грусти родная тетка и не плачь родная мать, Обольем
границу кровью и воротимся назад. Все
присутствующие прощаются с солдатом, кладут в карманы деньги, последними
прощаются мать и отец. Парни несут на руках солдата до машины, сажают его, он
машет всем фуражкой. Источники сведений
https://taynoeznanie.com/primety/traditsii-provodov-v-armiyu; страница Кананикольской модельной библиотеки на сайте "Вконтакте" https://vk.com/public172499844 Лица, имеющие отношение к ОНКН
Автор
составитель и сбора данной информации: Организации, имеющие отношение к ОНКН
Кананикольский ЦКД Зилаирского района РБ
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Данный обряд передаётся из поколения в поколение и берёт своё начало еще с давних времён, когда провожали ребят из села на фронт. |