Календарно-обрядовый праздник «Проводы весны» («Тундонь ильтямо чи») в Федоровском районе Башкортостана

Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-015
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Календарно-обрядовый праздник «Тундонь ильтямо чи», с. Алешкино Федоровского района РБ. На видео присутствуют участники ансамбля «Килейне», жители села Алешкино, работники СДК. Автор видео - Ильин Юрий Дмитриевич. июнь, 2020 г.


Размер файла: 323.5 MБ

Описание

Обряд «Тундонь ильтямо чи» («Проводы весны») входит в весенне-летний цикл мордовских календарно-обрядовых праздников. Он имеет языческие корни, отмечается в последний день Троицы. В этот день молодую девушку наряжали березкой и водили по деревне с песнями и плясками.

Справочная информация

Описание

Задолго до принятия христианства в аграрных традициях мордвы большое значение имели обряды, связанные с земледельческим циклом: пахотой, севом, ожиданием и уборкой урожая. Весеннюю страду завершал ряд больших общинных молений, которые проходили в начале июня, после окончания посевных работ. Они были залогом хорошей погоды, богатого урожая и благополучия в хозяйстве. Вместе с тем, оказывали почтение и предкам: всем родом ходили на кладбища, молились, приносили угощение для совместной трапезы.

Этнические истоки обрядов мордвы достаточно устойчивы. В них сохранились отголоски древних верований и после принятия христианства. В похоронно-поминальных обрядах мордвы прослеживается сочетание канонов православного христианства и дохристианских представлений о загробной жизни: особое почитание умерших предков (культ предков), стремление их задобрить, умилостивить.

С православием в жизнь мордовского населения прочно вошёл праздник Троицы, который принёс с собой новые, христианские, традиции. При этом в народном сознании стойко сохранялась древняя обрядность, призванная повлиять на рост посевов, прежде всего, ржи, пшеницы, овса.

Праздник «Тундонь ильтямо чи» символизирует проводы весны и встречу лета после окончания полевых работ и проводится, прежде всего, для того, чтобы повлиять на погоду, обеспечить хороший урожай, приплод скота, достаток и благополучие семьи. Праздник – кульминация всей весенне-летней обрядности. Он впитал прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела. Зеленью и цветами в этот день украшали дома, улицы, людей. Девушки во время всей недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов и просто закалывали цветы в волосы и вплетали их в косы.

«Тундонь ильтямо чи» – это традиционный массовый карнавал. Главным персонажем праздничной процессии была «Березовая невеста» с большим венком на голове. Иногда этот венок или большой букет несли на шесте или прикрепляли наверху березки. Во многих селениях каждая улица выбирала свою Весну и наряжала свою березку. Иногда вместо березки впереди процессии несли девочку, наряженную платками. Образ весны, которая олицетворяла дух растительности, изображали ряженые. В их костюмах обязательно присутствовала зелень. Из ветвей, трав, цветов изготовлялись и чучела людей, животных – лошадей, женские фигуры.

В некоторых вариациях праздничном шествии принимали участие и другие обрядовые персонажи – жених и невеста, дед и бабка, медведи и т.д. Навстречу им выносили угощения, за это ряженые должны им спеть или сплясать. Во время движения процессии ее участники совершали разнообразные магические действия, которые должны были обеспечить здоровье  людей и животных, их плодовитость.

Заканчивался обряд на поле у речки. Здесь бросали березку или венок, ряженые раскидывали цветы и растения со своих костюмов. Считалось, если венок тонул, то его хозяйка заболеет или умрет, а если венок поплыл по течению, то она выйдет замуж.  Особое внимание уделялось венку Весны. Если он потонул – это сулит беду всей общине.

Обряд, проводимый в с. Алешкино, имеет отличительные черты. Только в с. Алешкино встречается картина, как наряжают “Березовуе невесту”. Ее полностью, с головы до ног, покрывают ветками березы, чтобы лицо невесты было скрыто. В других поселениях, где проводят этот обряд, невесту наряжают просто венком. Например, жители с. Андреевка, например, на каждой улице вместо девушки наряжали свою березку. К ней собирался народ, женщины становились в хоровод. Затем с песнями несли березку к реке и бросали. Считалось, что если она уплывет – то год будет хороший, если утонет – то плохой [1].


[1] Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа, 2016. С. 210-211. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Обряд «Тундонь ильтямо чи» у мордвы села Алешкино Федоровского района Республики Башкортостан имеет ряд особенностей и отличий от традиционного обряда, который сохранился в Мордовии. В день Троицы женщины рано утром с рассветом приходят к колодцу или роднику и просят у «Ведявы» («Богиня воды») взять воды для освещения Весны. Взамен ей преподносят дары, например, красивый венок из цветов.

 

- Ведьава, боярава. Мон тонень сынь покш энялдома марто – дай монень инее ведь, а мон тонеть максан казне – прясуре. Течи Троиця, пошк праздник, карматано тундноь наряжамо.  

-Богиня воды, боярыня, я пришла к тебе с просьбой, дай мне святой водички, а взамен возьми подарок – красивый венок. Сегодня праздник Троицы, нужно нарядить «Березовую невесту» и обрызгать священной водой.

Женщина черпает воды и идет звать остальных участниц праздника в лес. По пути в лес люди собирают цветы, траву и плетут венок, надевают их на себя и молодых девушек.

 

В лесу женщины кланяются Богине Леса («Вирьава»), просят у нее разрешения взять из леса березовые веточки, взамен подносят дары – хлеб, яйца, пироги. Моления произносят, подняв руки вверх, к небу.

 

- Вирява, боярава! Тон чувтонь ванстыця, весемеде содыця. Энялдтано нолдамс минек вирьс, карматано маней тундноь ильдямо, лембе кизэнь вастомо. Вант, зяро инжеть тонеть састь, зяро казнеть минь тонеь туинек.

 

- Богиня леса, ты хранительница деревьев! Хозяйка трав, цветов! Про все ты в лесу знаешь, всех хранишь в лесу. Просим тебя, впусти ты в свой лес нас, солнечную весну провожать будем, жаркое лето встречать. Смотри, сколько гостей пришло к тебе, а сколько подарков мы тебе принесли!

 

После обращения к богине леса, девушки преподносят дары к березке со словами благодарности.

 

- Тейтерькат, давайте минь мазый ленточкат сюлматано килеентень, а тынь, ават, моро морадо.

- Девушки, давайте мы красивые ленточки привяжем березе, а вы, женщины, песни пойте.

 

- Ван аминь и наряжинек мазый Тундонть, ванодо, кодамо сон мазый, паро!

- Вай, пек паро, пек мазый!

 

- Вот мы и нарядили нашу невесту, смотрите, какая она красивая!

-Очень красивая невеста!

 

Праздничная процессия с наряженной Весной, с песнями и плясками идут в деревню, ходят по улицам, показывают Весну людям. Юноши пытаются разглядеть девушку в березовых веточках, посмотреть на ее красоту. Женатым это делать запрещается.

 

- Шумбрачи, паро ломанть. Ванодо, кодамо минь мазый тундо наряжинек!

- Вай, кодамо мазый, дай-ка варштасынек, те кие тесэ?

- Иля вант, цера, минек одирьванок лангс. Тонть ули козикат, сонзэ лангс вант. А те одирьванть минь наряжинек од, мазый церанень, апак урьвакстозентень.

 

Смотрите, друзья, какую красивую весну нарядили. Дай-ка, мы на нее поглядим! Это кто?

 

- Не смотри, мужчина, у тебя есть жена, вот на нее и смотри. А эту девушку мы нарядили для молодого юноши, неженатого и красивого!

 

Поют песню, все участники праздничной процессии заходят в дом, показывают девушку-Весну народу, поют песни, их угощают праздничными блюдами.

 

- Шумбрачи, ялгат. Вай, кодамл тундось мазый, всее пиже лопа потсо.

- Да, мазы ды паро.

- Весенень минь невтинек, ютавтынек кужова.

- Ялгат, эно ней кавянядо. Ярсадо тантей кшиде, прякадо, сывельде.

- Арсян тыненк кеме шумбрачи, одирьвантень мон содан мазый ленточка, церытненень казян пацинеть.

 

-Здравствуйте! Ой, какая красивая Весна, наряжена в свежую зелень.

-Да, красивая, хорошая!

- Самая красивая у нас Весна! Провели мы ее по улицам. Всем показали.

- Угощайтесь, гости, вкусными пирогами, пейте вкусную брагу.

 

 

- А ней мезе ялгат, Одирьванть весенень невтинек, морынек, киштинек, тандейте ярсынек. Эно улезэ кизэсь паро, маней, норовов. А ней ядядо кудов.

- Вастомазонок!

 

 

- Весну-красну нарядили, всему селу показали, теперь давайте мы станцуем вместе, споем и весну проводим, а лето встретим. Пусть лето принесет нам большой урожай, богатство и здоровья всем людям.

Современное бытование
Праздник «Тундонь ильямо чи», бытующий в настоящее время в селе Алешкино Федоровского района РБ, сохраняет традиции основателей селения – эрзян. Народные традиции, пришедшие к нам из глубины веков, нашли своё место и в современном мире. В селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района в Мордовии в день Троицы проводится ежегодный фестиваль «Акша келу» (Белая береза), который с 2004 года указом Главы Республики Мордовия утверждён в статусе республиканского национально-фольклорного праздника. Сопровождается выступлением фольклорных и эстрадных артистов, выставкой декоративно-прикладного искусства. В селе Алешкино праздник проводится архаично, но с использованием элементов современной жизни  – утвари, фабричной одежды, а не как раньше из одежды, созданной их домотканых нитей. При этом сохраняется преемственность традиций относительно самих песен, обряда, кухни.
Лица, имеющие отношение к ОНКН

Герасимова Ирина Аркадьевна, главный специалист Мордовского ИКЦ «Село Федоровка», проживает с. Кузьминовка, Федоровский р-н, РБ.


Сиднева Лариса Петровна, бывший работник Алешкинского СДК, пенсионерка, руководитель ансамбля «Килейне», проживает в с. Алешкино.


Ильин Юрий Дмитриевич, технический работник Федоровского РДК, проживает в с. Федоровка.


Юртаева Татьяна Владимировна, председатель сельскохозяйственного кооператива «Целебные травы», мордовская травница, проживает в с. Алешкино.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: Мордовский историко-культурный центр «Село Федоровка» – филиал ГБУ “Дом дружбы народов РБ.

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, Федоровский район, с.Федоровка, ул. Ленина, 43.

 

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

История выявления – экспедиции, знания. Источники информации – архивы, книги и интервью. Современное состояние объекта – проводится традиционно в селе Алешкино Федоровского района Республики Башкортостан. Формы сохранения и использование объекта в деятельности учреждений культуры – театрализованное действие. Авторы, составители – Герасимова Ирина Аркадьевна, главный специалист Мордовского историко-культурного центра «Село Федоровка».

 

Видеоматериал

Календарно-обрядовый праздник «Тундонь ильтямо чи». Снято в селе Алешкино Федоровского района РБ, на видео присутствуют участники ансамбля «Килейне», жители села Алешкино, работники СДК, автор записи – Ильин Юрий Дмитриевич, работник Федоровского РДК, время – июнь, 2020 г. Место хранения материалов – Федоровский РДК. 

Современное бытование
Праздник «Тундонь ильямо чи», бытующий в настоящее время в селе Алешкино Федоровского района РБ, сохраняет традиции основателей селения – эрзян. Народные традиции, пришедшие к нам из глубины веков, нашли своё место и в современном мире. В селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района в Мордовии в день Троицы проводится ежегодный фестиваль «Акша келу» (Белая береза), который с 2004 года указом Главы Республики Мордовия утверждён в статусе республиканского национально-фольклорного праздника. Сопровождается выступлением фольклорных и эстрадных артистов, выставкой декоративно-прикладного искусства. В селе Алешкино праздник проводится архаично, но с использованием элементов современной жизни  – утвари, фабричной одежды, а не как раньше из одежды, созданной их домотканых нитей. При этом сохраняется преемственность традиций относительно самих песен, обряда, кухни.
Историческое бытование

Изучение обычаев, праздников, поверий и других элементов обрядовой культуры мордвы имеет длительную историю. Первые фрагментарные упоминания о мордовских верованиях и обрядах встречаются в записках некоторых иностранных путешественников XIII – XVII вв.: фламандца В. Рубрука, венгра Юлиана (Юлиан, 1863), итальянца И. Барбаро, англичанина Д. Флетчера, шведа П. Петрея, голландца Н. Витсена и др.

Множество сведений по обрядовой культуре мордвы содержится в русских источниках. Наиболее ценными и подробными они становятся с XVII в. В ХVIII в. Российской академией наук были организованы научные экспедиции с целью сбора сведений об истории и современном состоянии проживавших в России народов. Маршруты этих экспедиций прошли и по территориям, заселенным мордвой. Участники их оставили ценные свидетельства как в целом о культуре мордовского народа, так, в частности, и о его обрядности. 

В своих записках И. И. Лепехин писал и о языческих молениях мордвы, приведя несколько молитвенных текстов. Исследователь констатировал сходство многих элементов материальной и духовной культуры народов, живущих в Среднем Поволжье, в частности в одежде, занятиях, религиозных верованиях.

Более широкий и планомерный характер этнографическое изучение народов Российской империи, включая и мордву, начало приобретать с середины XIX в., когда образовалось Русское географическое общество (РГО) с отделениями географии, статистики и этнографии (1845).

Из публикаций М. Е. Евсевьева, посвященных обрядовой жизни мордовского народа, особо значима статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии», увидевшая свет в 1914 г. на страницах журнала РГО «Живая старина». Так, характеризуя религиозную жизнь мордвы, М. Е. Евсевьев писал, что мордва «несмотря на свое почти двухсотлетнее пребывание в лоне православной церкви, весьма немного успела заимствовать от нее, кроме чисто внешней стороны: она усердно соблюдает посты, ходит в церковь, ставит свечи перед иконами и в то же время – и, кажется, еще усерднее – исполняет и все языческие обряды». В день Троицы, например, ….жители сначала молились в церкви, а затем совершали по старинному обычаю моление под деревом.  Речь идет об обряде «Тундонь ильтямо чи».

Среди современных авторов можно выделить работы Н. Ф. Мокшина, Е. Н. Мокшиной, В. А. Балашова, Г. А. Корнишиной.

Ряд работ Н. Ф. Мокшина посвящен рассмотрению истоков и эволюции дохристианских верований и обрядов мордвы, а также формированию особого религиозного мордовского синкретизма.

Данная проблема рассматривается и в монографии Е. Н. Мокшиной Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX  начале XXI века”. Она на основе широкого круга источников анализирует религиозную жизнь мордовского народа с середины XIX в. до настоящего времени. Особый интерес представляют разделы, где автор освещает роль дохристинских верований в процессе распространения среди мордвы различных неортодоксальных христианских вероучений, а также описывает современные формы так называемого неоязычества, которые проповедуют отдельные представители национального движения.

Процессы функционирования обрядности сельской мордвы исследовал В. А. Балашов. Объектом его внимания являлись ее традиции и современные черты, социально-экономические и демографические условия, повлиявшие на трансформацию материальной и духовной среды ее функционирования.

Г. А. Корнишина непосредственно занимается изучением религиозно-обрядовой культуры мордвы, которая, по ее мнению, является важным элементом в структуре этноса. В ее трудах анализируются основные компоненты обрядовых циклов, ритуальные функции их субъектов (носителей), прослеживаются тенденции модификаций обрядовых комплексов во взаимодействии с развитием их носителя – мордовского этноса. Автор исследует и материальную среду обрядовой культуры, в частности, ее преобразования в зависимости от социально-экономических условий жизнедеятельности этноса. Например, праздник Троицы она называет одним из важных календарных праздников в формировании разнообразных признаков этнической идентичности. В троицкой обрядности она отмечает и праздник “Туньдон-ильтямо” (“Проводы весны”), который способствует реализации эмоционально-психологической и регулятивной функций праздника. 

Источники информации

  1. Абдулхаликов Р. А. Троица в календарно-обрядовой культуре мордвы Республики Башкoртoстан // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 40-45.
  2. Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Уфа, 2018. С. 137 – 158.
  3. Евсевьев М. Е. Историко-этнографические исследования // Евсевьев М. Е. Избранные труды. – Саранск, 1966. – Т. 5. – 552 с.
  4. Корнишина Г. А. Календарная обрядность мордвы как фактор укрепления этнической идентичности // Этногр. обозрение. – 2011. – № 4. – С. 23-28.
  5. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса: Структура, субъекты, составные компоненты. Автореф. дисс. д-ра исторических наук. – Саранск, 2001.
  6. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. – Саранск, 2000. – 150 с.
  7. Корнишина Г. А. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект). – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 156 с.
  8. Лепехин И. Дневныя Записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. – СПб., 1771. – 538 с.
  9. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Историко-этнографические очерки. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. – 248 с.
  10. Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. – 280 с.
  11. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX – начале XXI века. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. – 248 с.
  12. Мордва. 300 лет в соцветии курая. Стерлитамак, 2017.
  13. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. 2012.
  14. Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа, 2016. 276 с.
  15. Сафонова Н. А. Празднично-обрядовые традиции мордвы в контексте региональной культуры Южного Урала // Культура и цивилизация. 2019. Том 9.
  16. Троица в традициях мордовского народа. Автор И. Н. Кудашкина, заведующая отделом этнографии. https://mrkm.ru/novosti/troitsa-v-traditsiyakh-mordovskogo-naroda/
  17. Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические очерки. Саранск, 2016. 

Сведения об особенностях
Состояние бытования




Исключительность/ценность

Представляет собой уникальное явление, которое важно сохранить, как развитие этнокультурных традиций. 



Способы передачи традиции

Естественная форма передачи.



Форма бытования
Аутентичное бытование 


Исторический аспект

Изучение обычаев, праздников, поверий и других элементов обрядовой культуры мордвы имеет длительную историю. Первые фрагментарные упоминания о мордовских верованиях и обрядах встречаются в записках некоторых иностранных путешественников XIII XVII вв.: фламандца В. Рубрука, венгра Юлиана (Юлиан, 1863), итальянца И. Барбаро, англичанина Д. Флетчера, шведа П. Петрея, голландца Н. Витсена и др.

Множество сведений по обрядовой культуре мордвы содержится в русских источниках. Наиболее ценными и подробными они становятся с XVII в. В ХVIII в. Российской академией наук были организованы научные экспедиции с целью сбора сведений об истории и современном состоянии проживавших в России народов. Маршруты этих экспедиций прошли и по территориям, заселенным мордвой. Участники их оставили ценные свидетельства как в целом о культуре мордовского народа, так, в частности, и о его обрядности. 

В своих записках И. И. Лепехин писал и о языческих молениях мордвы, приведя несколько молитвенных текстов. Исследователь констатировал сходство многих элементов материальной и духовной культуры народов, живущих в Среднем Поволжье, в частности в одежде, занятиях, религиозных верованиях.

Более широкий и планомерный характер этнографическое изучение народов Российской империи, включая и мордву, начало приобретать с середины XIX в., когда образовалось Русское географическое общество (РГО) с отделениями географии, статистики и этнографии (1845).

Из публикаций М. Е. Евсевьева, посвященных обрядовой жизни мордовского народа, особо значима статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии», увидевшая свет в 1914 г. на страницах журнала РГО «Живая старина». Так, характеризуя религиозную жизнь мордвы, М. Е. Евсевьев писал, что мордва «несмотря на свое почти двухсотлетнее пребывание в лоне православной церкви, весьма немного успела заимствовать от нее, кроме чисто внешней стороны: она усердно соблюдает посты, ходит в церковь, ставит свечи перед иконами и в то же время – и, кажется, еще усерднее – исполняет и все языческие обряды». В день Троицы, например, ….жители сначала молились в церкви, а затем совершали по старинному обычаю моление под деревом.  Речь идет об обряде «Тундонь ильтямо чи».

Среди современных авторов можно выделить работы Н. Ф. Мокшина, Е. Н. Мокшиной, В. А. Балашова, Г. А. Корнишиной.

Ряд работ Н. Ф. Мокшина посвящен рассмотрению истоков и эволюции дохристианских верований и обрядов мордвы, а также формированию особого религиозного мордовского синкретизма.

Данная проблема рассматривается и в монографии Е. Н. Мокшиной Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX начале XXI века”. Она на основе широкого круга источников анализирует религиозную жизнь мордовского народа с середины XIX в. до настоящего времени. Особый интерес представляют разделы, где автор освещает роль дохристинских верований в процессе распространения среди мордвы различных неортодоксальных христианских вероучений, а также описывает современные формы так называемого неоязычества, которые проповедуют отдельные представители национального движения.

Процессы функционирования обрядности сельской мордвы исследовал В. А. Балашов. Объектом его внимания являлись ее традиции и современные черты, социально-экономические и демографические условия, повлиявшие на трансформацию материальной и духовной среды ее функционирования.

Г. А. Корнишина непосредственно занимается изучением религиозно-обрядовой культуры мордвы, которая, по ее мнению, является важным элементом в структуре этноса. В ее трудах анализируются основные компоненты обрядовых циклов, ритуальные функции их субъектов (носителей), прослеживаются тенденции модификаций обрядовых комплексов во взаимодействии с развитием их носителя – мордовского этноса. Автор исследует и материальную среду обрядовой культуры, в частности, ее преобразования в зависимости от социально-экономических условий жизнедеятельности этноса. Например, праздник Троицы она называет одним из важных календарных праздников в формировании разнообразных признаков этнической идентичности. В троицкой обрядности она отмечает и праздник “Туньдон-ильтямо” (“Проводы весны”), который способствует реализации эмоционально-психологической и регулятивной функций праздника. 



Лингвистический аспект

Фольклорно-обрядовый праздник «Тундонь ильтямо чи» дословно переводится с эрзянского как «День проводов весны». «Тундо» – весна, «ильтямо» – проводы, «чи» – это день. На мокшанском диалекте название праздника звучит как «Тундань ильхтема ши». В некоторых селениях обряд называют просто «Килейне» (э.) («Березка») и «Акша келу» (м.) («Белая береза»).