Технология приготовления блинов из молозива (баш. “ыуыҙ ҡоймағы”) у башкир Абзелиловского района

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-013
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Приготовление блинов из молозива - "ыуыҙ ҡоймағы". Абзелиловский район, д. Муракаево, 2023 г.


Размер файла: 159.6 MБ

Описание

В питании башкир молоко и продукты его переработки занимают особое место. Молочная пища считалась залогом здоровья и долголетия. Одним из ценнейших на витамины и минералы продуктом считалось коровье молозиво (баш. “ыуыҙ һөтө”, “ыуғыҙ”). К традиционым башкирским кушаньям из молозива можно отнести блины, сыр, вареники, запеканку.

Справочная информация

Описание

Традиционная кухня башкир с древности основывалась на сочетании мясных и молочных продуктов, в той или иной степени ее дополняли продукты растительного происхождения.

В пищевой культуре башкир, как и других кочевых и полукочевых тюркских и монгольских скотоводческих народов Евразии (казахов, каракалпаков, киргизов, кочевых узбеков, тувинцев, хакасов, якутов, калмыков, бурят, монголов), молочные кушанья имели первостепенное значение. В пищу башкиры употребляли преимущественно коровье молоко (баш. “һөт”, “һыйыр һөтө”).

Молоко является источником около тридцати известных витаминов, в нем также много полноценных белков, минеральных веществ, микроэлементов, ферментов. Состав и ценность молока зависят от времени года, климата, корма и т. д.

Высокобелковое молоко, полученное в первые дни после отела коровы, называется молозивом. Испокон веков этот продукт высоко ценился людьми, который за его питательные и лечебные свойства ранее именовали “жидкое золото”. Молозиво представляет собой секрет молочной железы коровы и вырабатывается в течение нескольких последних дней беременности и в течение первых нескольких дней после рождения молодняка. В этом продукте содержатся все необходимые для питания новорожденного организма и функционирования его имунной системы вещества.

Внешне молозиво напоминает немного вязкую и липкую жидкость кремовой окраски. При этом оно гораздо жирнее и гуще молока. Этот молочный продукт имеет немного соленый вкус и специфический запах, поэтому употреблять его в сыром виде может далеко не каждый. К тому же употребление молозива без предварительной обработки может вызвать расстройство кишечника.

В древности среди многих народов существовал запрет на употребление молозива в пищу, ведь предназначалось оно исключительно для новорожденных животных. Однако, учитывая его питательные и лечебные свойства, употреблять в пищу коровье молозиво можно без опасения, т. к. суточная потребность в нем новорожденного теленка составляет лишь 4 – 6 л. Особенно полезно употреблять молозиво в пищу в период болезни или после нее. Продукт прекрасно восстанавливает силы и поддерживает защитные функции организма.

Приготовление блюд из молозива возможно лишь после его термической и ферментационной обработки. Из молозива можно получить сыр, творог. Также из него готовят блины, вареники, запеканку.  

Издавна кушанья, приготовленные из молозива, или угощения по случаю благополучного отела коровы назывались у башкир “ыуыз ашы” (баш. “ыуыҙ ашы”), “аҡ байрамы”. На юго-востоке Башкирии и в бассейне реки Белой на угощение приглашали родных и соседей – непростительным считалось игнорировать этот древний обычай. По традиции угощали и тех, кто не смог прийти в гости. После угощения гости хвалили хозяйку, желали, чтобы корова была молочной, молоко было жирным и вкусным, а теленок рос здоровым.

Техники/Технологии, связанные с объектом

В башкирских селах пожилые хозяйки отличаются гостеприимностью и с удовольствием делятся рецептами блюд. Можно услышать различные вариации рецептов блинов из молозива.

В народной кухне, как правило, нет рецептов с точной дозировкой ингредиентов, поэтому хозяйки берут продукты «на глаз» и на свой вкус. Жительницы д. Муракаево Абзелиловского района РБ поделились следующим рецептом блинов из молозива.

Для блинов необходимо взять 1 л свежего молозива (желательно 1-го, 2-го дня удоя), щепотку соли, соду на кончике ножа, немного муки или манной крупы. Если молозиво уже не такое густое (таким оно бывает на 3-й, 4-й день), для связки можно добавить яйцо. Тесто для блинов должно быть средней концистенции. Если оно получилось слишком густым, желательно добавить немного кипятка. Для обжарки лучше брать чугунную сковороду. Нет необходимости в смазывании ее маслом, т. к. блины сами по себе жирные. Обжарить блины на среднем огне с двух сторон до румяности.

Раньше такие блины всегда готовили в печи. Так, они получались особенно пышными и вкусными.

Рецепт сыра из молозива так же прост в приготовлении. На 700 мл молозива следует добавить щепотку соли, соды и столовую ложку растительного масла. Все аккуратно перемешать и отправить в печь на 15 минут. Домашний сыр из молозива готов. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Мигранова Эльза Венеровна

Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН).

Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН)

 

ФИО: Саярова Мунира Аюповна (1956 г. р.), жительница д. Муракаево Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Тип ответственности: носитель.

 

ФИО: Фатхуллина Замира Хамитовна (1962 г. р.), жительница д. Муракаево Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Тип ответственности: носитель.

 

ФИО: Янтурина Фатима Лукмановна (1950 г. р.), жительница д. Муракаево Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Тип ответственности: носитель.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества. 

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Современное бытование

Республика Башкортостан и регионы РФ с компактным проживанием башкир.


Историческое бытование

О башкирской кухне XVIII – XIX вв. история сохранила немало сведений. Ценный и достоверный материал, содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И. Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769 – 1770 гг. П. С. Далласа, И. И. Лепехина, Н. И. Рычкова, Н. С. Попова, Н. В. Ремезова. По словам И. И. Лепехина, летом башкиры питались исключительно молоком П. С. Паллас также отмечал, что главное питание башкир состояло из молочных продуктов и мяса, и что хлеб у них употреблялся в пищу не повседневно.

Поскольку благополучие скотоводов испокон веков напрямую зависело от состояния их стад, неуважение к продуктам животноводства рассматривалось как святотатство, молочная пища и у башкир, и у других народов считалась чистой, сакральной, с ней были связаны многочисленные суеверия, она использовалась в ритуалах и жертвоприношениях. Рашид ад-Дин сообщал, что если «прольется на землю кумыс, молоко пресное или кислое, то молния преимущественно падет на четвероногих, в особенности на лошадей». Гостям сначала предлагались молочные продукты (кумыс); и было не принято отказываться от такого угощения, иначе считалось, что «дорога не сложится».
Так было не только у башкир, но и у казахов, и у других, в прошлом скотоводческих, народов
К обрядовым относились и кушанья, приготовленные из молозива.

Башкиры после отела коровы приглашали гостей (ближайших родственни- ков и соседей) на ыуыҙ ашы – угощение из молозива. И у других народов молозиво (огъуз – у др. тюрков; ууз – у киргизов; ууз – у узбеков; у(в)ыз – у казахов) использовалось в ритуальной практике, направленной на обеспечение приплода скота.

Вопросы традиционного быта башкир, в частности башкирской пищи и ее приготовления, нашли свое освещение в фундаментальной монографии С. И. Руденко "Башкиры" (1925, 1955). В ней был использован богатейший материал, собранный автором во время его продолжительного пребывания на Южном Урале.

С 1970-х гг. стали выходить кулинарные книги, посвященные башкирской кухне. В 1978 г. вышла работа Р. Г. Гаделгареевой «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир».

В книге Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир» (1991) пища и трапеза рассматриваются в контексте обрядовой культуры.

Во второй пол. XX – начале XXI в. появился ряд работ по башкирской народной кухне – Н. Ф. Шакировой (Гайнуллиной), А. Р. Хабибуллиной, были изданы кулинарные книги Н. М. Сафина, цикл книг о традиционной и современной башкирской кухне издан под руководством мастера-повара Российской Федерации И. А. Арслановой.

Фундаментальным трудом по традиционной башкирской кухне является монография Э. В. Миграновой “Башкиры. Традиционная система питания: исорико-этнографическое исследование” (Уфа, 2012). В ней прослеживается эволюция системы питания народа, раскрываются ее локальные особенности в зависимости от различных факторов. Традиционные башкирские блюда из молозива она описывает следующим образом:

“К традиционным башкирским кушаньям можно отнести вареники из молозива (баш. “ыуыҙ”, “ыуғыҙ”), приготовляемые после отела коровы. В некоторых деревнях хозяйки собирали молозиво в течение трех дней, после чего кипятили со свежим молоком. Образовавшуяся творожистую массу процеживали, солили, при желании добавляли накрошенное вареное яйцо. Подготовленную начинку клали на раскатанные кружки пресного теста (на молоке и яйцах) и красиво загибали края. Сваренные в подсоленной воде вареники, полив растопленным маслом, подавали в качестве угощения родственникам или соседям, приглашенным на чаепитие по поводу отела коровы. Иногда на молозиве замешивали жидкое тесто и пекли блинчики – “”ыуыҙ ҡоймағы”. В бассейне реки Белой (Ишимбайский, Аургазинский, Мелеузовский районы) такие блинчики до сих пор готовят в сочетании с пшеном; иногда с добавлением молозива варят крупяной молочный суп”. 

Источники информации

  1. Мигранова Э. В. О сходстве в традициях питания башкир, казахов, киргизов и узбеков // Исторические и историко-культурные связи башкир с народами стран ШОС и БРИКС. Сборник статей. Уфа, 2015. С. 52-68.
  2. Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. Уфа: Китап, 2012 (переиздание  – Уфа: Китап, 2016). – 296 с.
  3. Мигранова Э. В. Молочная пища скотоводческих народов: (на примере башкир) // Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона. Уфа, 2001.
  4. Мигранова Э. В. Некоторые традиционные башкирские запреты и предписания, связанные с молочной пищей // Урал-Алтай: через века в будущее. Уфа, 2012.
  5. Особенности этнической истории, культуры и быта башкир Зауралья // Всесоюзное археолого-этнографическое совещание по итогам полевых исследований 1972 г.: Тез. докл. Ташкент, 1973. С. 80–81 (в соавт. с Н.В. Бикбулатовым).
  6. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. М., 1952.
  7. Хабибуллина А. Р. Традиционная пища башкир: диссертация кандидата исторических наук. Уфа, 2007.

Сведения об особенностях
Состояние бытования
Блюда из молозива распространены по всей республике и на территории РФ с компактным проживанием башкир. Традиция приготовления блинов из молозива после отела коровы аутентичная. Только вместо печи сейчас используются современные приспособления (газовая и электрическая плита)


Исключительность/ценность

В современном мире такие явления, как содержание домашнего скота, приготовление традиционных блюд из молочной продукции уходят в забвение. Отрадно, что те, кто держит домашний скот, так или иначе практикуют рецепты молочных блюд. Важно не просто сохранять традиции приготовления блюд из молока, знать различные рецепты, но и обучать этому делу молодежь. 



Способы передачи традиции

Передавалось из поколения в поколение при бытовании в традиционной среде. Бытовая, наследственная, образовательная.

Рецептов приготовления блинов из молозива достаточно. Сегодня, в век интернета, хозяйки публикуют свои варианты приготовления данного блюда, снимают видео, обучают знакомых и родных секретам его приготовления. Поскольку срок коровьего молозива короток, хозяйки готовят данные блины не так часто (возможно раз в год, в зависимости от поголовья домашнего скота).

Рецепты приготовления блинов из молозива периодически появляются и в СМИ Республики (ТВ, радио, газеты и журналы).



Форма бытования

Традиционное бытование в естественной среде. 



Этнологический аспект

Башкиры караидельского бассейна готовят блюдо под названием “топлокэй” (баш. “төплөкәй”). Топлокэй – вид шанег, выпекаемых из сдобного пресного теста. Традиционно готовится из нескольких слоев лепешек, начиненных домашним творогом, замешанным с яйцом. Некоторые хозяйки вместо творога используют творожистую массу, полученную путем вскипячения молозива и свежего молока. Эти сдобные шаньги отличаются особым нежным вкусом и аро­матом. 



Исторический аспект

О башкирской кухне XVIII – XIX вв. история сохранила немало сведений. Ценный и достоверный материал, содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И. Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769 – 1770 гг. П. С. Далласа, И. И. Лепехина, Н. И. Рычкова, Н. С. Попова, Н. В. Ремезова. По словам И. И. Лепехина, летом башкиры питались исключительно молоком.  П. С. Паллас также отмечал, что главное питание башкир состояло из молочных продуктов и мяса, и что хлеб у них употреблялся в пищу не повседневно.

Поскольку благополучие скотоводов испокон веков напрямую зависело от состояния их стад, неуважение к продуктам животноводства рассматривалось как святотатство, молочная пища и у башкир, и у других народов считалась чистой, сакральной, с ней были связаны многочисленные суеверия, она использовалась в ритуалах и жертвоприношениях. Рашид ад-Дин сообщал, что если «прольется на землю кумыс, молоко пресное или кислое, то молния преимущественно падет на четвероногих, в особенности на лошадей». Гостям сначала предлагались молочные продукты (кумыс); и было не принято отказываться от такого угощения, иначе считалось, что «дорога не сложится».
Так было не только у башкир, но и у казахов, и у других, в прошлом скотоводческих, народов
. К обрядовым относились и кушанья, приготовленные из молозива.

Башкиры после отела коровы приглашали гостей (ближайших родственни- ков и соседей) на ыуыҙ ашы – угощение из молозива. И у других народов молозиво (огъуз – у др. тюрков; ууз – у киргизов; ууз – у узбеков; у(в)ыз – у казахов) использовалось в ритуальной практике, направленной на обеспечение приплода скота.

Вопросы традиционного быта башкир, в частности башкирской пищи и ее приготовления, нашли свое освещение в фундаментальной монографии С. И. Руденко "Башкиры" (1925, 1955). В ней был использован богатейший материал, собранный автором во время его продолжительного пребывания на Южном Урале.

С 1970-х гг. стали выходить кулинарные книги, посвященные башкирской кухне. В 1978 г. вышла работа Р. Г. Гаделгареевой «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир».

В книге Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир» (1991) пища и трапеза рассматриваются в контексте обрядовой культуры.

Во второй пол. XX – начале XXI в. появился ряд работ по башкирской народной кухне – Н. Ф. Шакировой (Гайнуллиной), А. Р. Хабибуллиной, были изданы кулинарные книги Н. М. Сафина, цикл книг о традиционной и современной башкирской кухне издан под руководством мастера-повара Российской Федерации И. А. Арслановой.

Фундаментальным трудом по традиционной башкирской кухне является монография Э. В. Миграновой “Башкиры. Традиционная система питания: исорико-этнографическое исследование” (Уфа, 2012). В ней прослеживается эволюция системы питания народа, раскрываются ее локальные особенности в зависимости от различных факторов. Традиционные башкирские блюда из молозива она описывает следующим образом:

“К традиционным башкирским кушаньям можно отнести вареники из молозива (баш. “ыуыҙ”, “ыуғыҙ”), приготовляемые после отела коровы. В некоторых деревнях хозяйки собирали молозиво в течение трех дней, после чего кипятили со свежим молоком. Образовавшуяся творожистую массу процеживали, солили, при желании добавляли накрошенное вареное яйцо. Подготовленную начинку клали на раскатанные кружки пресного теста (на молоке и яйцах) и красиво загибали края. Сваренные в подсоленной воде вареники, полив растопленным маслом, подавали в качестве угощения родственникам или соседям, приглашенным на чаепитие по поводу отела коровы. Иногда на молозиве замешивали жидкое тесто и пекли блинчики – “”ыуыҙ ҡоймағы”. В бассейне реки Белой (Ишимбайский, Аургазинский, Мелеузовский районы) такие блинчики до сих пор готовят в сочетании с пшеном; иногда с добавлением молозива варят крупяной молочный суп”.