Башкирский танец “Табын тыпырҙығы”

Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-012
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

"Табын тыпырҙығы". Исполняет Заслуженный коллектив народного творчества Республики Башкортостан, народный башкирский фольклорный ансамбль “Асанай” Гафурийского района РБ. 2023 г.


Размер файла: 213.2 MБ

Описание

В башкирском танце большое количество терминов обозначает движение ног. Среди них наиболее распространенный термин – тыпырлау. Танец “Табын тыпырҙығы” (баш. «тыпырҙыҡ», «тыпырҙаҡ») характерен для башкир табынского рода. Это башкиры, проживающие на территории Гафурийского, Учалинского и отчасти Абзелиловского районов РБ. Наибольшее распространение он получил в Гафурийском районе. Этот танец исполнялся ими с давних пор, в основном на различных играх, женских посиделках, на поляне Турешле близ с. Саитбаба. Иногда этот танец именуют как “Мырҙаҡай тыпырҙығы”, “Табын тыпырҙығы”, “Ташбүкән тыпырҙығы”, “Толпар тыпырҙығы”, “Яүгилде тыпырҙығы”, “Әбейҙәр тыпырҙығы”, что говорит о распространении танца по всему Гафурийскому району. Дробь, которая исполняется во время танца, по своему звучанию напоминает топот лошадиных копыт.

Справочная информация

Описание

Особенности хозяйства и быта башкир, а также восприятие ими окружающей природы, уверования и древние обряды нашли отражение и в хореографическом искусстве.

Языком танца являются различные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т. д. Каждому танцу были характерны своя мелодия, ритм исполнения, непоторимость сюжета.

Если говорить о фигурной  организации движений в танце, то они строятся по принципу многократной повторяемости. Бесшумные, легкие, плавные движения в первой части фигуры чередуются с динамичными, а во второй части – с резкими. Движения ног отличаются разнообразием как в женских, так и в мужских танцах. В основном, это ходы и дроби, простой ход, боковой ход – с ударом внутренней стороны ступни одной ноги о другую, ход с носка на всю ступню, ход ”накрест”, ”скользящие” ходы в сторону, назад, беговой ход с подскоками, прыжками.

Дробные движения подразделяются на простые и сложные. К первым относятся ”тройной притоп” на полных ступнях, легкие притопы на месте; cложные движения сопровождаются подскоками, прыжками и поворотами. Как отмечает этнограф, автор научных работ по народной хореографии Лидия Нагаева, в башкирском танце большое количество терминов обозначает движение ног. Среди них наиболее распространенный термин – тыпырлау.

Ученая предполагает, что движения башкирских танцев возникли из подражания топоту конских копыт, движущейся по степи коннице; что ритмические звуки скачек, верховой езды для кочевника с детства были узнаваемы, привычны. Под ритм этих звуков рождались хореографические и музыкальные образы, в подтверждение чего можно привести следующие танцевальные термины: ат сабыу, ат сабыш, ат саптырыу – скачки, галоп; юрға йөрөшө, юрғалау – иноходь, размеренный, легкий шаг иноходца; үрәпсеү, үрә баҫыу – вставать на дыбы; аҡһаңдау, аҡһаҡ баҫыу – прихрамывание при исполнении дроби, “скакать, хромая” (возможно, это движение передавало в прошлом образ эпического коня – Аҡһаҡ ҡола) и др.

Образной передачей конной езды, конского топыта является термин “тыпырлау” и сходные с ним термины, широко распространенные у всех этнографических групп башкир. Приведем некоторые из них: дөбөрләтеү – Ишимбайский район, тыпырлау – Баймакский район, тыпырсыныу – Абзелиловский район, тыбырҙыныу, тыпырсыныу – Белорецкий район, тыпырлатыу, тыпыр-тыпыр бейеү – Зилаирский район, тыпырҙатыу – Дуванский район, тыпыр-тыпыр бейеү, тыпыҫтау – Аргаяшский район Челябинской области, тыпырҙатыу – Чишминский район, тыпырҙатып тороу – Благовещенский район, дөбөрҙәү, дөбөрҙәтеү – Альшеевский, Давлекановский, Буздякский районы. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Танец “Табын тыпырҙығы” включен в репертуар Заслуженного коллектива народного творчества Республики Башкортостан, народного башкирского фольклорного ансамбля “Асанай” Гафурийского района. Участники ансамбля продемонстрировали нам дробные движения танца “Тыпырзык”. Житель села и участник ансамбля Илгам Байбулдин рассказал, что этому танцу его обучил отец Ханнан Байбулдин.

Ханнан Закирович называл данный данец “Мырҙаҡай тыпырҙығы”, а его мама Валеева Нагима Камаловна “Әбейҙәр тыпырҙығы”. Нагима Камаловна при исполнении танца любила исполнять кыска-кюй – такмаки.

 

Аҡ самауыр морондары,

Күңелле борондары.

Рәхәт икән бергә йәшәү,

Ҡыйын айырылыуҙары.

 

Ап-аҡ итеп кер йыуғандар,

Кәртәгә эл(е)п ҡуйғандар.

Һағынғанда, күрешергә,

Йыйылғандар туғандар.

 

Ее наследие также используется в репертуаре творчества Альфии Степановны Байбулдиной под названием “Өләсәй таҡмаҡтары” (Бабушкины такмаки).

Технику исполнения “Табын тыпырҙығы” подробно описала Р. А. Султангареева. Она отмечает, что дробушки табынцев отличаются особой сложностью. Ритм дробушек должен быть четким, ровным и дружным. Создается эффект скачек целого табуна коней.

В танце участвуют и мужчины (парни), и женщины (девушки). Все встают в большой круг. Вначале они движутся вправо, а затем – влево. В центре танцуют ведущие – мастера. Они делают разные движения, а участники, не ошибаясь, должны повторять за ними. На запев песни-такмака центральные ведущие крутятся, сцепившись локтями, вначале – в одну, затем в другую сторону, на припев вместе делают громкие дробушки на месте. Все остальные повторяют эти движения.

В дробушке-тыпырдык имитируются звуки конного табуна. Когда все вместе делают дробь, создается очень сильное в эмоциональном, экспрессивном плане действо. Вначале танцуют, взявшись за руки; затем – поочередно, то поднимая руки, то опуская, и двигаются при этом по кругу.

При дробушке на счет “раз-два” ударяют ступни, на “три-четыре” дробят на месте до окончания такта. Затем парни приседают два раза и встают, заканчивают такт дробью. Девушки за это время кружатся на месте и присоединяются к дробушкам. Начинаются следующие такмаки:

 

Түрешлегә (тау), үрешлегә

Парлашып менеүҙәре.

Түңәрәк уйындарында

Күңелле бейеүҙәре.

 

Түрешлегә менер өсөн

Ныҡлап ашарға кәрәк.

Таҡмағымды аңлар өсөн

Моң-аһәң, зиһен кәрәк.

 

Түрешлелә бесән саптым

Тирләмәнем бешмәнем.

Бер һылыуға ғашиҡ булдым

Үҙем әллә нишләнем.

 

Традиционные такмаки со временем изменяются, пополняются в содержании.

Между такмаками все делают простую дробь (баш. “ябай тыпырҙау”). Круг снова в динамичном танце двигается по солнцу. Участники сцепляются друг с другом локтями, а кисти рук кладут на пояса. Во время дроби делают выстукивания ног пятками.

Если участников дробушки много, то в центре большого круга образуется еще один круг. Участники ритмично-переменным ходом (баш. “йөрөшләү”) двигаются по кругу, одни – в одну, другие – в противоположную сторону.

Ведущие, бросая руки в стороны, делают движения, похожие на волны. Они всем корпусом делают одновременно ритмичные и плавные подскоки и заканчивают дробь с притопом (баш. “тыпырҙау”). После этого расширенный круг несколько теснится, сужается и участники движутся к центру.

Во время каждого привева на месте делаются дружные дробушки (баш. “тыпырҙыҡ”). Куплеты танца импровизируются согласно тематике событий.

Музыкальный размер танца 2/4. Танцоры движение свое начинают с шестой позиции, мелодия состоит из 16 тактов.

Основные движения танца: “йөрөшләү” – переменный ход, “тыпырлау” – дробь с притопом, “үксә ҡағыу” – выстукивание пятками ног, “ябай тыпырлау” – простая дробь, “өйөрөлөү” – кружение, “ҡара-ҡаршы бейеү” – перепляс.

Данный танец, как и все народные танцы башкир в принципе, исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, думбыры, ударных инструментов с голосовым сопровождением – такмаком на деревянных настилах, плоских камнях, кусках железа, подносах. Дополнительный звуковой эффект создавал звон серебряных монет и подвесок на руках, косах, нагрудниках, а в конце XIX – начала XX веков в Башкирии получили распространение гармоника, тальянка, скрипка, мандолина.

Современное бытование

Гафурийский район, с. Саитбаба

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: фольклорный танец “Тыпырҙыҡ”

Исполнитель: Народный фольклорный ансамбль “Асанай”.

Метод действия: Мероприятие

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Султангареева Розалия Асфандияровна (1955 г. р.)

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес:   Заслуженный работник культуры Башкирской АССР (1990), доктор филологических наук (2003), член Союза писателей (2005).

В 1977 году окончила БГПИ. С 1982 года работает в ИИЯЛУНЦ РАН: с 1991 г. – старший научный сотрудник, с 2003 г. – ведущий научный сотрудник, с 2007 г. – главный научный сотрудник.

С 2022 г. – руководитель научно-исследовательского центра факультета башкирской филологии ФГБОУ ВО “БГПУ им. М. Акмуллы”.

г. Уфа, ул. Окт. Революции, 10, каб. 212

 

ФИО: Байбулдин Ильгам Ханнанович (1973 г. р.), Заслуженный деятель культуры Республики Башкортостан.

Информант.

 

ФИО: Байбулдина Гаухар Хурматовна (1979 г. р.), руководитель народного фольклорного ансамбля “Асанай”.

Информант.

 

Байбулдин Ханнан Закирович (1938 – 2021), Заслуженный деятель культуры БАССР. Впервые создал фольклорный коллектив в данном селе, ставил фольклорные композиции.

Хранитель, исследователь. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: Саитбабинский сельский Дом культуры МБУ Отдел культуры МР Гафурийский район

Тип ответственности: Исполнитель

Местонахождение: Республика Башкортостан, Гафурийский район, с. Саитбаба, ул. Партизанская, 50.

 

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Предметы, связанные с объектом

Национальный аутентичный костюм и обувь, гармонь, курай, кубыз.  

Историческое бытование

История изучения башкирских народных танцев восходит к XVII – XVIII вв. Описания и фиксации башкирского танца производились уже в начале XVII в. Сделанные в трудах И. И. Лепехина, С. И. Руденко, П. Палласа записи фрагментарно позволяют представить сложный, функциональный комплекс действ, значительно хорошо передающих характер, природу башкирского танцевального жанра.

П. С. Паллас описал танцы-подражания животным, характеризуя их как “кривляния лица и тела”, “ломания”, добавляя: “Башкиры забавляли нас стрелянием из луков и татарскою пляской. Пляска состоит в переминании ногами и различном коверкании стана и всех членов, причем они свищут, щелкают и бьют в ладоши”. Автор данной статьи Р. А. Султангареева подчеркивает, что исследователи XVIII века зачастую тюркскую культуру называли татарской. Здесь речь идет о башкирских танцах.

Дробные движения в танце возникли в древности из подражанья цоканью конских копыт, подтверждение этому – терминология танцевальных движений типа, “скачки”, ”иноходь”, “галоп”, “бег коня”, ”вздыбленный конь”.

Танцевальная дробь ногами – (баш. “тыпырҙау”, “тыпырлау”) – подчеркивания ритмо-артикуляционного строения мелодики, удары (притоптывания) ногой в наиболее ярких акцентах наигрыша. Это наиболее распространенная форма традиционного обряда, отмечаемая в самых ранних исследованиях.

Российский академик И. Лепехин так описывал данный вид этнотворчества:

“Старик, припевая свою песню, ударил в три ноги и тогда открылся башкирский бал. В пляске своей башкирцы много кобенятся и стараются телодвижением выражать слова, в песне содержашиеся”.

Слова “кобенятся”, “телодвижением выражать слова” у Лепехина – не что иное, как невыясненный традиционный обряд, в основе которого лежит танцевальная дробь, состоящая из двух восьмых и одной четвертной длительности, получивший название у И. Лепехина “в три ноги”.

Ритмическая структура наигрыша, усиленная дробью ног, иногда выходила на первый план и начинала существовать в качестве самостоятельного элемента музыкальной фактуры. Сам же ритмический рисунок редко выходил за пределы двухдольности “в три ноги”, зафиксированный И. Лепехиным. Современные расшифровки “тыпырҙау“ отмечают его вариационное развитие.

По мнению Л.Ишмурзиной-Фахретдиновой, “тыпырҙау” относится к корпоромузыкальным проявлениям. Корпоромузыка представлена в обрядах следующими видами музицирования: “өзләү”, “тыпырҙау”, заклички, изгоняющие и воинствующие крики, свист, ритмичный стук ногой, подражание голосам птиц, животных и др.

Как отмечает Л. Н. Лебединский, в конце XIX века в башкирской народной музыке появилась новая жанровая разновидность кыска-кюй – так называемые такмаки. Такмаки – плясовые частушки, поэтические четверостишия, которые обычно исполняются с различными танцевальными напевами. В основе поэтических четверостиший такмаков чаще всего лежит прием параллелизма. В первой половине такого четверостишия (часто из мира природы), паралелльный основному, во второй половине дается основной образ. Танцевальные движения по типу “тыпырҙау” как правило сопровождаются плясовыми частушками.

Большая роль в изучении данного танца принадлежит фольклористу Р. А. Султангареевой. В своем труде “Танцевальный фольклор башкир” (Уфа, 2013) она выделяет данный вид дробушек отдельным параграфом главы “Игровые (коллективные) танцы”. Танец “Тыпырзык” приведен в двух вариантах и назван ученой как “Дробушки табынского рода” (“Табын ырыуы тыпырҙығы”) и “Дробушка “Табын” (“Табын тыпырҙығы”) по названию рода местного населения.

Р. А. Султангареева описывает данный танец как традиционный среди круговых. Его специфика заключается в выраженной локальности и импровизационности. Автором труда даны сведения об исполнителе танца, его портретная и социальная характеристика. Со слов исполнителя танца Ханнана Байбулдина, в их краях распространены такие дробушки, как тыпырдык Мырдакая, тыпырдык Тулпара, тыпырдык Яугильды, тыпырдык Ташбукана. Все это названия деревень Гафурийского района РБ. 

Формы сохранения и использования объекта

Сценическая форма, ориентированная на аутентику.

Танец “Табын тыпырҙығы” включен в репертуар Заслуженного коллектива народного творчества Республики Башкортостан, народного башкирского фольклорного ансамбля “Асанай” Гафурийского района. Участники ансамбля продемонстрировали нам дробные движения танца “Тыпырзык”. Житель села и участник ансамбля Илгам Байбулдин рассказал, что этому танцу его обучил отец Ханнан Байбулдин. 

Источники информации

  1. Байбулдин Х. Табын тыпырҙығы (Дробушки табынского рода) // Табын. – 11 августа. – 1999 (пер. Р. А. Султангареевой).
  2. Духовная культура башкирского народа. В 3 т. Т. 1. Фольклор и искусство. – Уфа, 2018. С. 245.
  3. Нагаева Л. И. Башкирская народная хореография. Уфа: Башк. изд-во “Китап”, 1995. 144 с.
  4. Ишмурзина-Фахретдинова Л. Ф. Музыкальные инструменты башкиркой обрядовой культуры / Лилия Фанировна Ишмурзина-Фахретдинова. – Уфа: Изд-во “Прокопий”, 2021. – 168 с.
  5. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М.-Л., 1965. 247 с.
  6. Султангареева Р. А. Танцевальный фольклор башкир. Уфа: Гилем, 2013. 128 с.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Танец распространен в Гафурийском, Учалинском районах РБ. Передается естественной формой. 



Исключительность/ценность

В с. Саитбаба Гафурийского района РБ сохранился уникальный танец “тыпырзык (баш. «тыпырҙыҡ», «тыпырҙаҡ»). Некоторые именуют его как “Мырҙаҡай тыпырҙығы”, “Табын тыпырҙығы”, “Ташбүкән тыпырҙығы”, “Толпар тыпырҙығы”, “Яүгилде тыпырҙығы”, “Әбейҙәр тыпырҙығы”. Этот танец исполнялся ими с давних пор, в основном на различных играх, женских посиделках. Дробные движения танца напоминают топот лошадиных копыт. По утверждению фольклориста Р. А. Султангареевой, “Табынская дробушка” (баш. “Табын тыпырҙығы”) – сложнейший образец танцевального творчества. Раньше его проделывали почти все, кто участвовал в игрищах (уйын). Ныне исполнить его могут мастера или представители страшего поколения. 



Способы передачи традиции

Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения молодого поколения. 



Форма бытования
Сценическая форма, ориентированная на аутентику.


Этнологический аспект




Исторический аспект

История изучения башкирских народных танцев восходит к XVII – XVIII вв. Описания и фиксации башкирского танца производились уже в начале XVII в. Сделанные в трудах И. И. Лепехина, С. И. Руденко, П. Палласа записи фрагментарно позволяют представить сложный, функциональный комплекс действ, значительно хорошо передающих характер, природу башкирского танцевального жанра.

П. С. Паллас описал танцы-подражания животным, характеризуя их как “кривляния лица и тела”, “ломания”, добавляя: “Башкиры забавляли нас стрелянием из луков и татарскою пляской. Пляска состоит в переминании ногами и различном коверкании стана и всех членов, причем они свищут, щелкают и бьют в ладоши”. Автор данной статьи Р. А. Султангареева подчеркивает, что исследователи XVIII века зачастую тюркскую культуру называли татарской. Здесь речь идет о башкирских танцах.

Дробные движения в танце возникли в древности из подражанья цоканью конских копыт, подтверждение этому – терминология танцевальных движений типа, “скачки”, ”иноходь”, “галоп”, “бег коня”, ”вздыбленный конь”.

Танцевальная дробь ногами – (баш. “тыпырҙау”, “тыпырлау”) – подчеркивания ритмо-артикуляционного строения мелодики, удары (притоптывания) ногой в наиболее ярких акцентах наигрыша. Это наиболее распространенная форма традиционного обряда, отмечаемая в самых ранних исследованиях.

Российский академик И. Лепехин так описывал данный вид этнотворчества:

“Старик, припевая свою песню, ударил в три ноги и тогда открылся башкирский бал. В пляске своей башкирцы много кобенятся и стараются телодвижением выражать слова, в песне содержашиеся”.

Слова “кобенятся”, “телодвижением выражать слова” у Лепехина – не что иное, как невыясненный традиционный обряд, в основе которого лежит танцевальная дробь, состоящая из двух восьмых и одной четвертной длительности, получивший название у И. Лепехина “в три ноги”.

Ритмическая структура наигрыша, усиленная дробью ног, иногда выходила на первый план и начинала существовать в качестве самостоятельного элемента музыкальной фактуры. Сам же ритмический рисунок редко выходил за пределы двухдольности “в три ноги”, зафиксированный И. Лепехиным. Современные расшифровки “тыпырҙау“ отмечают его вариационное развитие.

По мнению Л.Ишмурзиной-Фахретдиновой, “тыпырҙау” относится к корпоромузыкальным проявлениям. Корпоромузыка представлена в обрядах следующими видами музицирования: “өзләү”, “тыпырҙау”, заклички, изгоняющие и воинствующие крики, свист, ритмичный стук ногой, подражание голосам птиц, животных и др.

Как отмечает Л. Н. Лебединский, в конце XIX века в башкирской народной музыке появилась новая жанровая разновидность кыска-кюй – так называемые такмаки. Такмаки – плясовые частушки, поэтические четверостишия, которые обычно исполняются с различными танцевальными напевами. В основе поэтических четверостиший такмаков чаще всего лежит прием параллелизма. В первой половине такого четверостишия (часто из мира природы), паралелльный основному, во второй половине дается основной образ. Танцевальные движения по типу “тыпырҙау” как правило сопровождаются плясовыми частушками.

Большая роль в изучении данного танца принадлежит фольклористу Р. А. Султангареевой. В своем труде “Танцевальный фольклор башкир” (Уфа, 2013) она выделяет данный вид дробушек отдельным параграфом главы “Игровые (коллективные) танцы”. Танец “Тыпырзык” приведен в двух вариантах и назван ученой как “Дробушки табынского рода” (“Табын ырыуы тыпырҙығы”) и “Дробушка “Табын” (“Табын тыпырҙығы”) по названию рода местного населения.

Р. А. Султангареева описывает данный танец как традиционный среди круговых. Его специфика заключается в выраженной локальности и импровизационности. Автором труда даны сведения об исполнителе танца, его портретная и социальная характеристика. Со слов исполнителя танца Ханнана Байбулдина, в их краях распространены такие дробушки, как тыпырдык Мырдакая, тыпырдык Тулпара, тыпырдык Яугильды, тыпырдык Ташбукана. Все это названия деревень Гафурийского района РБ. 



Социологический аспект

Танец “Табын тыпырҙығы” (баш. “Тыпырҙыҡ”, “Тыпырҙаҡ”, “Мырҙаҡай тыпырҙығы”, “Табын тыпырҙығы”, “Ташбүкән тыпырҙығы”, “Толпар тыпырҙығы”, “Яүгилде тыпырҙығы”, “Әбейҙәр тыпырҙығы”) характерен в большей степени для башкир Гафурийского района РБ. По сообщениям информантов, данный танец характерен только для их района. Однако они видели подобный танец и у учалинских табынцев. У кого тыпырзык появился первее, они сказать не могут.

Как отмечает Р. А. Султангареева, у данного танца есть и другое название – “Ахыритә” (от слова “ахыыр” – конец, “етә” – наступает). Такое название танца привнесено в 1930-40-е гг. многим круговым коллективным танцам, заменив их первородные (“Түңәрәк”) (досл.: “Круг”, или “Кыруг уйыны”). В этот период в народе традиционны были представления о конце света. Такмаки в этих танцах обычно начинались со слов закличек “Ахрита! Ахрита!”