Традиции приготовления рыбного пирога хвостом наружу в с. Метели Дуванского района Башкортостана Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
31.03.2023
Номер объекта:
13-002
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеВ русских селениях Дуванского района Башкортостана до сих пор сохраняются традиционные блюда, в прошлом бытовавшие в Кунгурском уезде Пермской губернии, в том числе пирог с рыбой. По традиции он готовится к свадебному и поминальному столу, по случаю разных семейных и общественных праздников.Справочная информацияОписание
По историческим
сведениям, русские селения Дуванского района Башкортостана (в прошлом Златоустовского уезда Уфимской губернии) основывались
русскими со второй половины XVIII
в. – вольными крестьянами, выходцами из Кунгурского уезда Пермской губернии
(«кунгуряками»), к которым позднее присоединились
переселенцы из других регионов Российской империи[1]. Наиболее ранние переселенцы-кунгуряки, по исследованиям
В.С. Касимовского[2], вначале имели свой «временный притон» в
Дуван-Мечетлинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии, в
мордовской деревушке Дуван. Они стали «кортомить (брать в аренду) у башкир
удобные для хлебопашества плодородные земли и в 1760–1770 гг. основали село
Дуван. Почти одновременно крестьяне из Пермской губернии (в основном кунгуряки)
основали села Тастуба, Лемазы, Метели, Месягутово, Сикияз (Тепловка) и пр. Из
разросшихся образовывали новые селения, например, село
Тастуба Дуванского района вплоть до середины прошлого столетия имело много
выселков, которые, в свою очередь, имели выселки: Харинский, Мусихинский (ныне
с. Вознесенка), Аптышевский, Луканинский, Зайцевский[3]. Вновь прибывшие переселенцы подселялись к землякам
(кунгуряки в с. Ярославка), либо образовывали новые селения. Так, поселок
Даниловский Дуванской волости в До сих пор Дуванский
район Башкортостана считается «русским» из-за
значительной доли русского населения – 63,9%. Большая часть русского населения проживает в
сельской местности, во множестве компактно расположенных русских селений.
Их расположение поблизости друг от
друга позволяло быстрее и легче, чем другим, адаптироваться к
местной природно-географической и социально-экономической среде, переживать
социальные катаклизмы и, как показало исследование, сохранять этнокультурные
традиции, в том числе в области традиционной кухни. В
отличие от центральных, западных и южных районов Башкортостана, существенно
испытавших процессы урбанизации, интернационализации и унификации культур, в
северо-восточных районах до сих пор сохраняются многие этнические традиции и
традиционный фольклор. Еще одной особенностью
района является наличие природных ресурсов
для формирования разнообразного питания его жителей, обусловленного развитием
земледелия (достаточно плодородные земли для землепашества и садоводства),
скотоводства (пастбища), охоты (леса, богатые зверями и дикой птицей), пчеловодства,
собирательства, рыболовства (реки и озера с многочисленными видами рыбы и
раками). В здешних местах для приготовления пищи выращивали рожь, пшеницу,
овёс (использовали в виде муки, цельного и дробленого зерна). Из масленичных
культур – лён и коноплю. В огородах выращивали картофель, капусту, морковь,
свеклу, репу, редьку, брюкву (калегу), лук, чеснок, огурцы и тыквы (дыни),
бобы, горох (синий и белый). Значительную роль в питании играли дикорастущие ягоды,
грибы, а также рыба. Наиболее
раннее описание традиционной пищи русских Златоустовского уезда Уфимской
губернии дал В. С. Касимовский в 1860-х гг. [5]. Он отметил; пища у местного
населения «здоровая и сытая». На праздники непременно готовится рыба разных
видов: «В праздник постный и скоромный, не исключая Св. Пасхи и Рождества
Христова, печется пирог из соленого судака с выставленными наружу хвостом.
Является гость – на стол самовар и пирог. Кроме уральской соленой рыбы, судака и сазана, богатыми зимой
(употребляется тобольская рыба: нельма и муксун. Большею же частию подается на
стол, притом почти исключительно в пирогах местная рыба: кутема (харьгуз),
которую ловят в Юрюзани и Уфе, окунь, подуз, шеклея (бакля), пискозоб (пискарь). При этом пирог печется из пшеничного теста[6]. «Корреспондент» «Уфимских губернских ведомостей» Ив-нъ
Бъ-въ уточнил, что пирог действительно печется из пшеничного теста, но нижняя
корка делается из ржаного теста, которая и называется «остожьем»[7]. Помимо выше
указанных праздников, на которые непременно подавался рыбный пирог хвостом
наружу, В. С. Касимовский называет свадьбу. Будучи в с. Дуван, он стал
свидетелем, как «после венца» подавали около 20 блюд, в том числе пироги с
рыбой. На другой день «опять собирают на стол. Это так называемые пироги, не в
собственном, а и переносном смысле, потому что поедаются те же блюда с начала
до конца»[8]. Рыбный
пирог хвостом наружу как традиционное блюдо русского населения Дуванского
района Башкортостана зафиксировали Ф.Г. Галиева[9], Е.Е. Нечвалода[10] и О.В. Новикова[11]. Их публикации подготовлены на основе фольклорно-этнографических
экспедиций Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского
федерального исследовательского центра РАН под руководством Ф.Г. Галиевой и
Е.Е. Нечвалоды 2009-2014 гг. Информаторы
указали, что рыбный пирог является атрибутом стола, когда проводят поминки, сватовство
и день рождения. Таким образом, рыбный пирог являлся символом достатка и процветания
семьи. Как указала Е.Е. Нечвалода со слов своих информаторов, пирог означал: муж
– голова, жена – шея, середина – это семья, достаток, дом, а хвостик – дети [12]. Ареал распространения этого празднично-обрядового блюда
выходит за рамки Дуванского района, включает Белокатайский и Мечетлинский районы,
где также проживают потомки «кунгуряков». При этом в с. Большеустьикинском
Мечетлинского района на день рождения гости кладут подарки поверх пирога. Слова
«подарок» раньше не было, говорили: «не «подарки» ложат, а «на пирог» ложат»[13]. Зафиксированы
территориальные различия в порядке употребления рыбного пирога. В русских
селениях Дуванского района вначале снимается и поедается верхняя корка, потом рыба,
которую кладут целиком, не убирая плавники, не разрезая на куски, потом нижнюю
корочку. В с. Старобелокатай Белокатайского района корочку пирога не снимают, пирог
на столе разрезают вдоль от головы до хвоста, потом режут на кусочки, но не до
конца, а доходя до края теста, потом раскрывают в виде розочки, кусочки
отламывают. В Мечетинском районе не режут, а ломают пирог. По форме пирог овальной
и вытянутой формы[14]. В наши дни рыбный пирог
готовится не только хозяйками, но и в местных кафе. От рыбных пирогов других регионов
России он отличается оригинальным способом подачи: хвост должен торчать наружу.
Рецепт
пирога с рыбой хвостом наружу в с. Метели записала заведующая ОСП Метелинский СДК МБУ
Культурно-досуговый центр МР Дуванский район Кузнецова Татьяна Евгеньевна от
уроженки с. Метели Щербининой Натальи Васильевны 1975 г.р.. Она в свою очередь
записала рецепт от своей мамы Крылосовой Любови Ивановны 1952г.р. Мука
750 г, дрожжи 15 г, масло сливочное 67 г., вода или молоко 300-400 мл, сахар 1
столовая ложка, соль 1 чайная ложка. В тёплой воде размешивают дрожжи и сахар
до полного растворения. (В старину вместо дрожжей использовали закваску на муке
или хмелю.) Добавляют соль и мягкое сливочное масло, перемешивают. Постепенно
вводят муку. Вымешивают тесто в течение 7-10 минут. Тесто накрывают полотенцем
и ставят в теплое место для подъёма. После поднятия снова обминают руками и
повторно дают ему подняться. Тесто делят на две части и раскатывают.
Выкладывают речную рыбу (голавля, леща, карася, щуку, сом, судака, хариуса) на
один пласт теста и закрывают вторым так, чтобы хвост оставался снаружи. Далее
придают пирогу форму рыбы, украшают. Перед выпечкой смазывают взбитым желтком,
а после выпечки сливочным масло. В сети Интернет при
запросе «рыбный пирог хвостом наружу» предлагается «Пирог старгэйзи (англ. Stargazy pie—
«смотрящий на звёзды пирог», от star — звезда, gaze — любоваться, пристально
смотреть), также: starrey gazey pie, stargazey pie — корнуэльский пирог,
приготовленный из запеченных сардин и/или других видов рыбы, а также яиц и
картофеля, покрытых корочкой из теста. Это блюдо родом из деревни Маусхол (англ Mousehole)
в Корнуолле (графство на юго-западе Англии), и его традиционно едят во время
фестиваля Тома Бокока, который проводится 23 декабря, чтобы отпраздновать
героический улов рыбака Тома, жившего в XVI в., во
время очень суровой зимы. На фестивале делается огромный звёздный пирог,
включающий семь видов рыбы, чтобы якобы спасти деревню от голода. Существует множество вариаций рецептов с
использованием традиционных ингредиентов, некоторые из которых включают
сваренные вкрутую яйца, бекон, лук, горчицу или белое вино[15]. Однако приготовление рыбного пирога хвостом наружу –
это еще и традиция русских Пермского края, которая сохранилась в русских
селениях Дуванского района Башкортостана. [1] Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского
населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. С. 13–14. [2] Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.).
Месягутово, 1991. С. 6; Этнографический очерк села Дувана Уфимской губернии
Златоустовского уезда. Составлен Действительным Членом Уфимского
Статистического Комитета В. Касимовским // Уфимские губернские ведомости.
1868, 1877; Касимовский В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской
губернии // Русские Башкортостана.
История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108. [3] Асфандияров А.З. История сел и
деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа, 2009. С. 501. [4] Страницы истории Дуванского
района / редкол.
В.В. Латыпова, Л.А. Морозова, А.И. Осипов, М.И. Роднов (отв. ред.),
Н.И. Черепанова.
Месягутово, 2001. С. 19, 36. [5] Касимовский
В.С. Кунгуряки // Уфимские губернские ведомости. 1868. № 1; Этнографический
очерк села Дувана, Уфимской губернии, Златоустовского уезда В. Касимовского
// Уфимские губернские ведомости. 1877. №№ 11, 14, 16–18, 20, 22–26, 31, 50. [6] Касимовский В.С. Исторические очерки…
С. 6, 27. [7] Ив-нъ Бъ-въ, д.
Верхние Киги // Уфимские губернские ведомости. 1877. 10 апреля. [8] Касимовский В.С. Исторические
очерки… С. 18. [9] Галиева Ф.Г. Указ. соч.; Галиева Ф.Г. Русские
Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.).
Уфа: Китап, 2014. С. 117. [10] Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура
русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М.: Старый сад,
2016. 299 с. [11] Новикова О.В. Традиционная пища и кухонная утварь
русского населения Дуванского района Республики Башкортостан в первой половине
– середине XX в. // Русские
айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура) / сост., автор
предисл. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2012. С. 143-158. [12] Нечвалода Е.Е. Традиционная материальная культура….
С. 273-274. [13] Там же. С. 274. [14] Там же. [15] Пирог старгэйзи. URL: pailish.livejournal.com›811799.html.
Техники/Технологии, связанные с объектом
Аутентичная, исходя из появления нового оборудования для приготовления традиционных блюд и расширения ассортимента продуктов в торговых сетях.Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, исследователь русских Башкортостана.Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РБ
Республиканский центр народного творчества.
Тип ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика
Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Форма бытования
Бытовая. Этнологический аспект Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России – Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку общего континуума. Вместе с тем, компактное расположение русских селений в северо-восточных районах Башкортостана, численное доминирование в этих селениях вплоть до наших дней, удаленность от промышленных центров способствовали сохранению местных традиций.Исторический аспект Первые русские переселенцы – стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVII–XVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности.Социологический аспект В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских.Лингвистический аспект Разнообразие говоров и языковых диалектов русских – выходцев из северных, южных и центральных губерний России. |